Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Синяя птица |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Ливанов |
сценаристы: | Василий Ливанов, Морис Метерлинк |
продюсер: | Любовь Бутырина |
видеооператор: | Михаил Друян |
композитор: | Геннадий Гладков |
художники: | Макс Жеребчевский, Сергей Дежкин, Борис Бутаков, Борис Садовников |
монтаж: | Лидия Кякшт |
жанр: | мультфильм |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 48 мин |
Лишь за счёт этого мультфильма я узнал, что Василий Ливанов является не только актёром, но и режиссёром. Мечтаю им мультяшная «Синяя птица», вышедшая в 1970 году, очень условно связана с одноимённой книгой и переносит сюжет в XX век с его мировыми войнами и возрастающим населением. От Ливанова я ждал чего-то выдающегося, но мультфильм меня потряс не в лучшем смысле этого слова.
Вы, наверное, ожидаете, что сейчас я буду критиковать мультфильм за его жуткие образы. Детям до 12 лет такое, конечно, показывать не стоит, однако жестокий оскал злодея — не главная проблема. Бич «Синей птицы», как и у большинства советских мультфильмов 1970-х гг, скрывается в анимации. Пытаясь создать что-то особенное, художники прибегли к такому методу как… коллаж. Вы это серьёзно? Судя по тем сценам, где главные герои ходят и бегают, ресурсов для обычной анимации хватало. Но нет, зачем-то понадобилось добавить к ней неподвижные фотографии, причём, они даже вырезаны коряво, с «бахромой».
Я также не понимаю, почему главные герои освещаются всё время одинаково. Возле них огонь, молнии, фонари, но фигуры брата и сестры остаются тёмными, с бледными полосками света. И кстати, в мультфильме ни разу не произносятся их имена. Почему-то. Иногда изображение краснеет или зеленеет, как в финале, что вряд ли обрадует ваши глаза. С сюрреализмом не следует перебарщивать, иначе получается винегрет вроде этой «Синей птицы».
Ещё одна проблема, о которой невозможно молчать: в числе коварных злодеев неизменно оказываются кошки. Откуда к ним такая неприязнь авторов? Не глупо ли в таком серьёзном мультфильме утверждать, что только собака является другом человека? Это, как бы сказать… дискриминация!
В итоге «Синяя птица» — это слишком своеобразный артхаус, который не следовало делать настолько мрачным. Даже финальная песня о счастье не вызывает особой радости. Да, антивоенный посыл правильный. Да, счастье не должно покупаться. Но обёртка этого посыла могла быть хотя бы немного приятнее.
3 из 10
15 февраля 2023
Я очень долго искала-вспоминала мультфильм, из которого помнила только обрывочные сцены (скорее даже отдельные кадры) и общее ощущение хтонического ужаса, охватывающего мой детский разум. Я начала искать этот мультфильм уже во взрослом возрасте, решив, что теперь-то я взрослая тётенька, повидавшая некоторое дерьмо, и мне не страшны какие-то там мультики.
А хрен там. При попытке просмотреть эту «сказку» ужас вернулся во всей красе, только теперь я понимала, чем он вызван.
Во-первых, специфическая стилистика - блёклые, тёмные цвета, персонажи, у которых конечности летают отдельно от тел, смесь рисовки и фото-коллажей, нарушающая пропорции, перспективу, цветовые сочетания. Но это самое лайтовое.
Ещё в мультфильме присутствует нагнетающая музыка, специфическая озвучка, которая добавляет саспенса.
И главное - мягко говоря, спорные решения, вроде вставленных в мультик кадров военных хроник, с наложенным сверху красным фильтром.
Я уж не говорю о жутких персонажах, словно созданными для того, чтобы вызывать истерику у детей и ступор у взрослых.
Серьёзно, кому вообще пришло в голову назвать это детским произведением? Окей, взрослым, особенно со специфическими вкусами, мультфильм наверняка зайдёт. Но у мультика рейтинг 0+. И я категорически не рекомендую показывать его детям.
27 октября 2021
Вышел на данный мультфильм случайно, поскольку его название ассоциировалось с известной пьесой и не менее хорошим фильмом. Понятно, что сюжет при экранизациях часто переделывают. Но то, что увидел, повергло в шок. По нормальному, здесь должны быть возрастные ограничения «16+», но никак не «0+». Сюжет: человеку снится кошмарный сон, что если он не найдет потерянную птицу, то будет война и смерть. Прекрасный сюжет для детского сознания, не правда ли? Ситуация при создании данного мультфильма, как понимаю, была такая. Пришел госзаказ — сделать как бы «сказку» для внушения детям с раннего возраста ненависти к «гнилому и агрессивному» капиталистическому миру. По-своему талантливые авторы взялись за дело с душой. Но малость переборщили, не сдержав свои таланты. При просмотре каких-нибудь западных монстров я равнодушно думал «дрянь, детям показывать не буду». А вот данный мультфильм равнодушным не оставил. Чувство отвращения и какой-то угнетенности не покидало целый день. Кошмарный сон изображен весьма реалистично и сильно давит на психику даже взрослого человека (страшно представить, что будет с детьми).
Причем своей задачи его создатели не выполнили. У детей после этого возможны проблемы с психикой, но смысла они так и не поймут. Идея о том, что кто-то за границей хочет войны, выглядит абсурдной. Страх перед войной очень силен как раз в цивилизованном обществе. Кстати, а почему так и не началась третья мировая? До 60-х годов ядерный арсенал США превышал советский в десятки раз. Да и вообще неизвестно, сумел бы хоть один советский бомбардировщик долететь до США. А вот сотни американских из Турции и Европы — запросто. Почему же «агрессивные» капиталисты не начали войну в столь выгодной ситуации? Синюю птицу не нашли? Да потому что ничтожная вероятность прилета хотя бы одной ядерной бомбы — это для них страшно, это для них неприемлемый ущерб. И гибель десятков миллионов в тоталитарной стране (где жизнь не стоит ни гроша), не оправдает для граждан цивилизованной страны смерть даже сотни своих соотечественников. Богач, желающий мировой войны в мультфильме выглядит странно, самоубийца какой-то. Одно дело продавать оружие каким-нибудь вечно убивающим друг друга африканским папуасам, и совсем другое — ядерная война. Что ему потом делать на разгромленной планете, даже если уцелеет? Подобные желания скорее возникали у «строителей нового мира». Для чего они сначала хотели старый «разрушить до основания».
Главный вывод, который можно сделать из данного «шедевра» — все мультфильмы перед показом детям надо хотя бы бегло просматривать. Не стоит обращать внимание на бренд «советский» или названия даже самых известных сказок.
21 июня 2013
Пьеса будущего нобелевского лауреата бельгийца Мориса Метерлинка «Синяя птица» стала настоящей легендой в истории российского театра. Впервые поставленная на театральных подмостках в 1908 году легендарным Станиславским она не сходит со сцены МХАТа вот уже больше столетия, что является своеобразным мировым рекордом. Сложно сказать, почему мрачная детская сказка с взрослыми рассуждениями о жизни, смерти и людских пороках настолько приглянулась русскоязычной публике, ведь ни на родине драматурга-символиста, ни во Франции, где тот провел свою зрелую жизнь, подобного ажиотажа никогда не наблюдалось. Есть сведения, что жена Метерлинка, видевшая воочию постановку, и сам писатель остались в полном восторге от трактовки произведения Станиславским. Мир кино также неоднократно обращался за вдохновением к «Синей птице», и, неудивительно и, пожалуй, даже логично, что самая необычная из экранных адаптаций текста Метерлинка родилась из идей актера в третьем поколении и сына легендарного МХАТовца Бориса Ливанова.
Василий Ливанов широкой публике известен, прежде всего, как актер кино, однако его вклад в советскую анимацию также весьма значителен. Василий Борисович подарил свой голос десяткам анимационных персонажей (в т. ч. крокодилу Гене, дядюшке Ау и Карлсону), написал больше десяти сценариев (например, к циклу «Бременские музыканты») и выступил режиссером четырех анимационных работ, среди которых и полнометражная «Синяя птица». Считать экранизацией в привычном смысле этого слова этот мультфильм довольно сложно. Мрачный мир сказки Метерлинка был основан на частой смене локаций, образов, множестве диалогов, минимуме действия и максимуме созерцания, тогда как мир Ливанова почти безмолвный, а визуальный ряд картины лишь фрагментарно соотносится с литературным оригиналом и множественными МХАТовскими постановками, с которыми режиссер был, безусловно, знаком.
Действие, в отличие от пьесы, происходит не в безвременье, а в безымянном мегаполисе второй половины ХХ века, в котором много людского движения, бетонных сооружений и умных механизмов, но мало природы, сочувствия и любви. Архитектура города с ее ломанными и искривленными линиями напоминает классические фильмы немецкого экспрессионизма «Кабинет доктора Калигари» Вине и «Метрополис» Ланга. Начало и концовка ленты выполнены в редкой технике фотоколлажа, когда вырезанные из бумаги и фотографий элементы соединяются в кадре, а основная часть мультфильма создана инструментами традиционной рисованной анимации.
Современное прочтение Метерлинка у Ливанова усиливается антимилитаристским посылом. Идею, которая у драматурга была обозначена только пунктирно, автор мультфильма выносит на первый план. Богач, спонсирующий военные конфликты (тезис «война — это бизнес» для советского кино довольно неожиданный), с гордостью рассказывает, что это столетие ему подарило уже две огромных удачи (имеются в виду обе мировые войны), а к третьей осталось всего ничего. В конце 1960-х, когда создавался мультфильм, атомная Третья мировая была далеко не предметом фантастики, а реальной угрозой, поэтому режиссер, изображая молоха войны, использует кадры детей, ставших его жертвами.
Противопоставляя анимацию войне, режиссер возвращается к своему детству, в котором он познал ужасы войны и осознал огромную силу анимации. Именно во время Второй Мировой мальчуган Вася Ливанов, уже знавший, что такое быть под бомбежкой, увидел классический диснеевский фильм «Бэмби», после которого безвозвратно полюбил рисованные картинки и начал верить в сказку. Для него анимация навсегда стала фантастическим инструментом, с помощью которого можно проложить тропинку в будущее, выразив свое отношение к другим людям и окружающему миру. И ведь не зря с последних кадров «Синей птицы» на зрителя смотрят счастливые детские лица, которым улыбки подарит если не государство, то веселый дядя, с хрипотцой говорящий голосами любимых персонажей.
13 июня 2013