Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пилот бомбардировщика |
английское название: |
Der Bomberpilot |
год: | 1970 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 ноября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
«Венский дух! Венский дух!
Полный воодушевления! Полный азарта! Полный порыва!
Венский дух! Венский дух!
Наши сердца и наши души покоятся в тебе.»
Когда оперетта «Венская кровь» Иоганна Штрауса впервые была поставлена на сцене театра, Адольфу Гитлеру было уже десять лет. Через десять лет он приедет в Вену и будет зарабатывать на жизнь продажей собственных картин.
Адольф Гитлер родился в Австрии. В стране с богатейшей культурной традицией.
Адольф Гитлер стал лидером германской национал-социалистической рабочей партии. Политической силы, породившей и защищавшей идеологию национал-социализма.
Национал-социализм (нацизм) породил новую мировую великую войну и привёл к великой трагедии человечества почти по всему миру. Глубину этой трагедии человечество осмысливает до сих пор.
Германия занята этим процессом (родина национал-социализма) в первую очередь. До сих пор в этой стране это одна из самых болевых тем.
В 1970 году (спустя двадцать пять лет после международного суда над нацизмом) германский независимый кинематографист Вернер Шрётер (родившийся в тот же самый год победы над нацизмом) вместе с актёрами (родившимися после завершения Второй Мировой Войны) поставил свою очередную работу с «производственно-технической бедностью» и «производственно-эстетическим богатством».
Поколение, выросшее после нацизма, решилось на попытку рефлексии этой темы в кино. Сквозь внутренние табу и подсознательное нежелание разговора в обществе того времени на больную тему, Вернер Шрётер и его творческая команда продираются к попытке осмысления нацизма с помощью эстетики «сюрреалистичного кино».
Обладая магическим (почти сакральным) воздействием символика нацизма в реконструированном виде в игровом или документальном формате в 70-е годы несла в себе ещё весь тот ужас и притягательность одновременно и вряд ли могла восприниматься зрителем спокойно. Особенно германским зрителем.
Сюрреализм «Пилота бомбардировщика» погружает зрителя в причудливый мир яви и нави. В мир реальной обыденности и театральной условности. В мир, где художественные образы возникают из ниоткуда и пропадают в никуда. Возникает та самая отстранённость, которая позволяет зрителю более спокойно воспринимать обращение к теме национал-социализма. И над всем этим «творческим вымыслом» витает австрийский дух высокой культуры с её богатыми художественными, театральными и музыкальными традициями.
Фильм «Пилот бомбардировщика» не предлагает однозначных трактовок, навязчивых параллелей, логичных объяснений происходящего. Смыслы происходящего каждый зритель считает/воспроизведёт (или не считает/не воспроизведёт) сам. В зависимости от своего зрительского опыты и кругозора.
И всё-таки один и тот же вопрос не покидает человека почти век. Как же так получилось, что в высококультурной Европе смогли появиться такие бесчеловечные тоталитарные идеологии как фашизм и нацизм?
И одно горькое понимание не оставляет человека почти век. Сколь бы не был высок культурный уровень общества, оно не застраховано от порождения тоталитарного режима.
Одним из художественных приёмов фильма является несовпадение звуковой дорожки (речь героев) и изображения на экране, когда актёры произносят текст. Прекрасная метафора разлада в существовании персонажей и мира вокруг них.
«Наше сердце может разломиться на два,
Мы живём без крика и без брани.
Что было, то было. Что прошло, то прошло.
Мы много не говорим, мы жмём друг другу руки.
Венский дух! Венский дух!»
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
12 декабря 2017