Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зигзаг удачи |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдар Рязанов |
сценаристы: | Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов |
видеооператор: | Владимир Нахабцев |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Ипполит Новодережкин, Сергей Воронков, Ольга Кручинина |
монтаж: | Екатерина Овсянникова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Забавная комедия Эльдара Рязанова повествует о фотостудии, где каждый работник выполняет свои определённые функции. Пора 60-х в канун Нового года отлично сочетают в себе тёплую атмосферу, собрания коллектива и индивидуальные особенности каждого работника. Главным звеном становится фотограф Евгений Леонов, который мечтает о новом фотоаппарате.
Картина вводит в быт и рутинную жизнь работников. Женская половина коллектива страдает от проблем в личной жизни. А на работе нужно к концу года выполнить план, иначе без премии будут люди. В сюжет вставлены особые условия, характерные только для эпохи СССР, тем более, все представлены честными и благородными людьми, отсюда и поступки некоторых героев, выходящие за рамки «пионера-комсомола», воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее.
Общественные собрания, на которых каждый озвучивает свои идеи, споры, конфликты, которые приводят к общему решению. Приятно даже за разговорами следить, настолько они забавны, энергичны и веют ностальгией. Пока на работе кое-как находят общий знаменатель, мы снова возвращаемся к женской половине: отец Валентины Талызиной отпугивает всех ухажёров, а муж Ирина Скобцевой устраивает ревнивые скандалы.
Именно переплетение героев позволили из фильма сделать новогоднюю комедию. Персонажи противоположны друг другу, защищают свои интересы, пока Леонов не идёт на главный шаг. Опасное это дело, но выигрыш в 10 000 рублей (а для СССР это было очень много) позволяет наблюдать счастливого человека, который, к сожалению, не меняется внутри.
«Зигзаг удачи» берёт обычного труженика, экономного человека и ставит его в непривычные для него условия, обнажая все недостатки. Это отлично показано в эпизоде похода по магазинам с девушкой, в то время как судьба случайно сводит Леонова с ревнивым мужем Ирины Скобцевой. В этом фишка режиссёра: он переплетает линии персонажей между собой, чтобы совпадениями удивлять зрителей, обыгрывать комичные ситуации и до самой последней минуты надеяться, что герои поступят по-иному.
Коллективные споры и борьба за справедливость отлично обыгрываются в комедии. Как Леонов выиграл деньги? Что он для этого сделал? Чей это выигрыш на самом деле? В такой суматохе у нас начинают делить «шкуру не убитого медведя», обнажая все планы героев.
Картина учит принимать совместные решения, справедливо выходить из ситуаций. При этом, на фоне общего сюжета решаются вопросы второстепенного характера. Красиво и интригующе. Рязанов отлично показал коллективные вопросы, которые могли решить проблемы каждого, и позволил одному персонажу вершить судьбу, что опустилось на чашу весов несправедливости. Уж лучше всем понемногу вносить свой вклад в общее дело, чем скрытая самодеятельность.
3 января 2023
Меня всегда несколько удивляла любовная линия Лидия Сергеевна-Орешников — была непостижима и непонятна сама суть, сердцевина этих отношений. И когда Лидия Сергеевна успела влюбиться? Непонятно… Или она олицетворяет собой недостижимую мечту, вроде фотоаппарата за 400 рублей, который не так уж и нужен?
Орешников под бой курантов побежал к своей невесте Оле, больше не оборачиваясь на заманчивую перспективу. Кто же ему еще скажет, какой он симпатичный и замечательный, когда он знает, что это совсем не так? Что-то с ним случилось, когда он пытался восстановить справедливость, а, может быть, это просто новогоднее волшебство - когда все приходит в порядок само по себе.
Стремительно развиваются отношения Калачева и Алевтины. Он ей: «Я не приду больше», она ему: «Ну и до свидания». Где такое начальник автобазы еще услышит? Два непримечательных с виду человека нашли друг друга буквально за считаные дни. Наверное, характер все решает, ну и еще белое пальто, костюм и чулочки.
В конце фильма кажется, что у всех персонажей все сложилось хорошо — стоило лишь пройти ослеплению деньгами. Короче говоря, не в деньгах счастье, но что-то приятное купить на них все-таки можно — было бы кому.
PS: лучше бы они поехали на юг.
2 января 2023
де-то в середине 1960-х гг в творчестве Рязанова наметились перемены: более поздние фильмы режиссёра сильнее уклоняются в психологизм происходящего. Одним из таких переходных звений и стал «Зигзаг удачи», сочетающий в себе как набор смешных ситуаций, так и высмеивание человеческих пороков. Какой из них самый злостный? Жадность, пожалуй!
Вова Орешников — фотограф и просто хороший человек, у которого есть любимое дело, есть девушка, но нет цветных бумажек, на которые можно что-то приобрести. Когда эти бумажки у него появляются, то начинается проверка на добросовестность как Орешникова, так и его окружения. Разумеется, сразу вскрываются истинные взаимоотношения без улыбчивых масок и мнимой сплочённости. Стоит заметить, что «Зигзаг удачи» даже в сравнении с более поздними фильмами Рязанова снят в нетипичной манере. Во-первых, он почему-то чёрно-белый, хотя даже на старте карьеры режиссёр выпускал цветные ленты. Во-вторых, сам сценарий создаёт впечатление какой-то чужеродности. Он вроде бы обычный, но что-то в нём есть особенное. Не плохое, ни хорошее, просто есть. Сам режиссёр этот фильм недолюбливал из-за изматывающего съёмочного процесса: актёры нередко оказывались в нетрезвом виде, из-за чего многие из них с постановщиком уже позднее не работали. Вероятно, кто-то из них позволял себе импровизировать, поэтому и выглядит всё таким особенным. Спорным моментом является как раз главный конфликт из-за денег: очевидно, что Орешников всё-таки прав и не обязан ни с кем делиться законным выигрышем, но наседают на него абсолютно все. Конечно, сейчас, в реалиях будущего, тяжело рассуждать об исчезнувшем Советском Союзе, но неужели в 1968 году презрение к частному обогащению достигало таких масштабов?
Второстепенный, но тоже спорный момент связан с отцом Алевтины и непримиримым Калачёвым, которые ведут себя дерзко и вызывающе, но, вроде как, не исправляются. Подобное игнорирование нравственности начинает демонстрировать и Орешников, который выставляет себя скрягой в отношениях с девушкой и уже не пытается найти способ примирения. Всё это хоть и выставляется в комедийном свете, но воспринимается как недоработка сценария.
Игра актёров заслуживает похвалы, хотя Евгений Леонов в образе перспективного фотографа смотрится как не на своём месте. Разумнее было бы, наверное, поменять его и Евгения Евстигнеева, который безупречен в каждом фильме, где приходилось сниматься. Валентина Талызина и Георгий Бурков после «Зигзага удачи» играли, как правило, похожих персонажей, снискав себе соответствующие амплуа сильной женщины и любителя весёлых гулянок. Наиболее комично в фильме выглядит герой Готлиба Ронинсона, каждая сцена с которым заряжает фильм необходимым юмором.
«Зигзаг удачи» с полной уверенностью можно отнести к категории фильмов, которые выстрелили почти удачно и только из-за мелких неприятностей не дотянули до оценки «отлично».
8 из 10
23 августа 2021
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, то они совершенно не похожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне… Во время работы они с удивлением обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе…»
(Эмиль Брагинский)
Так и продолжили. «Зигзаг удачи» стал второй экранизацией написанного в соавторстве сценария. Нам же, зрителям, досталось в наследство весьма добротное искусство. Искусство, где имена Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова не пустой звук… Однако с «Зигзагом удачи» не всё так гладко…
Почему же Рязанов невзлюбил собственную картину?.. Уж не потому ли, что он с нею намучился?.. Едва ли есть кто-то, кому нравятся мытарства, когда ничто на первый взгляд этих мытарств не предвещает…
В случае с «Зигзагом удачи» что процесс работы отнял много сил, что дальнейшее продвижения по кадрам, которые, как известно, решают всё…
Но… как говорил Ершов, «слишком было несподручно, впрочем, всё благополучно». Лучшим судьёй является время. А в наше время фильм любят и ценят. Он хоть и не обласкан лучами славы (да, Эльдар Александрович, вы там, на небесах уже, а у нас, как и тогда при вас, тоже действует пресловутая прокатная политика, в том числе и на телевидении так просто не встретить ваш фильм), но ценители не обходят стороной этот «Зигзаг».
Здесь показано фотоателье, в котором выполнение годового плана стало под вопросом. Один из сотрудников Володя Орешников предлагает вариант, при котором добивка до плана становится возможной в том случае, если коллеги начнут фотографировать самих себя. Эта идея так понравилась коллективу, что его тут же назначили председателем кассы взаимопомощи. Но наш малый ушлый и от мечты стать чуть больше чем фотографом (фотохудожником, снимающим жизнь, а не натюрморты), берёт под собственную расписку оттуда всю сумму, которую, к слову, сам же и внёс, внеся кое-что и за товарищей, дабы купить облигацию трёхпроцентного займа и сорвать куш. Весь «Современник» переполошился, а ещё больше — когда таки стало известно: идея Орешникова выгорела!!!
… В одном из источников можно найти: что собой представляла данная облигация. Это ни больше, ни меньше, документ, который удостоверяет, что гражданин, её приобретший, одалживает государству сумму, указанную в облигации. Государство брало у гражданина взаймы под 3% годовых. Но каждый отдельный гражданин — владелец облигации — не получал сумму по отдельности. Общая сумма этих процентов объединялась и распределялась на небольшую часть этих самых облигаций — суть лотерея. Счастливчики могли отхватить куда более трёх процентов. Пожалуй, это сродни джек-поту. Остальные ждали следующего тиража…
Рязанов, по его словам, впервые увидел самого циничного критика в советском зрителе. Да уж, досталось и сверху, и низу. «Зигзаг удачи» вспорол такие аспекты, о которых не принято было вещать. Очевидно, что Эльдар Александрович не хотел показывать плохих и низменных людей. Он предпочёл показать простых и самых обычных, но не прилизанных людей. А людям свойственна алчность. Вот герои ленты и разинули ротки на 10 000 выигрыша. Это как в одной песне: «Шакал пролает хрипло, что мёртвый царь ему родня». Так и тут. Сразу все загалдели о том, что они тоже имеют причастие на эти деньги. А то, что не шибко то и вкладываться хотели в кассу, — так то не хотелось и вспоминать… А ему сразу в духе: «Нехорошо так, Эльдар Александрович!», — и как потом относиться ему к своей же картине?
Один из критиков извинился в своём фильме «Бриллиантовая рука», где показал афишу с фильмом «Зигзаг удачи», но то уже лирика, как говориться…
Как бы то ни было, нам оставили приятную новогоднюю историю с атмосферой непередаваемой, с сюжетными изворотами, с потрясающим составом, в конце концов!.. Вроде в главной роли Евгений Леонов, но как же перетянули одеяло Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев!!! Этот дуэт всем дуэтом дуэт! И ведь как жизненно!.. Вот где ничего не выдумано! Вот что могло произойти на самом деле. Это ли не та самая «химия»?..
Ну и какая новогодняя история без Деда Мороза?!.. Он появляется почти под занавес с тем, чтобы…
Однако сам бы я сказал, что здесь спорные герои и спорные моменты. Но вот повороты, напротив, самые что ни на есть жизненные. Местами даже хотелось пустить слезу. Фильм вызвал разные эмоции. Иногда это была радость за героев. Но иногда было и недоумение. Поэтому данный фильм не могу назвать лучшей работой мэтра. Но я полюбил этот фильм и его героев. А это, думаю, дорогого стоит…
8 из 10
29 мая 2020
Об этом фильме я заочно почти ничего не знал. Только то, что Эльдар Рязанов мечтал о том, что в его картине будет Алиса Фрейндлих. И то я об этом узнал, когда искал факты о съёмках «Служебного романа». Но Алиса Бруновна тогда ждала ребёнка. Так, в «Зигзаге удаче» зажглась звезда Валентины Талызиной…
Но… обо всём по порядку.
Картина ведает нам о буднях фотоателье «Современник», в котором и произошла эта история. (Ну, в большинстве своём, ведь облигацию по займу главный герой, Володя Орешников, приобрёл в сберкассе, место проведения тиража тоже было вне стен «Современника»)… Кутерьма завязывается следующим образом!..
Мечтающий стать фотохудожником Володя Орешников становится [не по своей воли и инициативе] председательствующим над кассой взаимовыручки. И вот, в нерабочее время, он «одалживает» всю кассу под расписку. А на эти деньги он уже приобретает облигацию трёхпроцентного займа в ближайшей сберкассе, где работает его красавица возлюбленная — Оля. В ближайшее время Орешников ставит в известность всех. Его корят. Но только он сорвал куш, как всем захотелось потянуть руки к лакомому кусочку…
Комедия высмеивает жадность и алчность всего общества в целом. Такое общество было и будет всегда. И его не воспитать. Но «Зигзаг удачи» и не пытается это делать. Оно и не надо. Я не к тому. Я приближаюсь к тому, что тут Эльдар Александрович (вкупе с Эмилем Брагинским) будто опробовали зрителя на усваиваемость материала. Наверняка я этого не знаю, конечно. Но некоторые (если не сказать «многие») ходы можно встретить в том же «Служебном романе» (линию Лидии Сергеевны сравнить с линией Ольги, которая забрасывала письмами Самохвалова), или в «Иронии судьбы…» (рентгенолог «перекочевал» в Ипполита), или в «Невероятных приключениях итальянцев в России» (беготню за наживой)…
Наиболее выигрышной и самой приятной и жизненной и интересной выглядит линия взаимоотношений Алевтины и Калачёва. Максимально близко к реальности. И ближе всего к… Рязанову, что ли… Вот где по праву можно считать фильм бенефисом на двоих Валентины Талызиной и Евгения Евстигнеева!!! О, эта парочка затмила всех на этой сцене! Лучшая экранная пара!.. И, безусловно, эти двое вытягивают этот фарс на себе.
Я бы сказал, что сама же картина «Зигзаг удачи» на сегодняшний день выглядит какой-то странной. Являясь сама по себе сатирой, она словно не выдерживает сбалансированности. Что-то утрировано, где-то гипертрофировано. А кое-где и кое в чём она даже неправдоподобна. А где-то ещё устаревшая и малопонятная в наши дни.
Этого не хотелось признавать, но «Зигзаг удачи» не является бессмертной классикой советского кинематографа…
6 из 10
30 января 2020
Ах, ну до чего же я в экстазе от этого фильма, как-то нравится он мне. А самое удивительное, что меня тянет и тянет его смотреть, а почему не знаю. Фильм очень добрый! Добрый и веселый. Казалось бы, фильм должен обличать жадность, но нет, он только немного пожурил, но в итоге-то все или почти все прощены и довольны.
Первые два раза я как-то рассеянно смотрела, потому что все прелести я вкусила только на третий раз. Было несколько эпизодов, что я прям визжала от смеха. Учитывая, что в то время была жесткая цензура, это признак гениальности — передать эмоции, какую-то идею без слов. Вот лицо героя Е. Леонова, когда его коллеги лишают денег на собрании — это что-то, прям супер! Мне кажется, он в этот момент проклял советский строй и все эти идеи общественных благ. Было весело и грустно за него одновременно. Это ж надо столько эмоций вызвать одним выражением лица! Аналогично повеселила игра лицом Е. Евстигнеева, когда он первый раз видит Алевтину — аа, я прям тащилась, так сыграно отлично, я очень смеялась. Это то, что я больше всего запомнила, а там немало подобных эпизодов. А еще мне очень хотелось, чтобы герой Е. Леонова купил этот фотоаппарат, потому что прям мечта в его глазах была видна. Надеюсь, он его купит все-таки.
Для меня этот фильм лучше Гаража и других более поздних фильмов Э. Рязанова. Его ранние фильмы легкие, добрые, искромётные и остроумные. Этим они меня покоряют.
16 декабря 2018
Фотограф Орешников (Евгений Леонов) мечтает стать большим фотохудожником и приобрести фотоаппарат. А дело происходит накануне Нового года, а, значит, время чудес. И чудо случается — на взятые из кассы взаимопомощи деньги Орешников покупает облигацию и та выигрывает 10 тысяч. Что делать с деньгами? Ответ очевиден, но выигрыш порождает цепь событий, в результате которых симпатичный фотограф своего выигрыша лишается…
Эльдар Рязанов — главный спец по новогодним комедиям, в которых советское кино пыталось перещеголять американский рождественский комедийный тренд. Ну, по крайней мере, создать ему альтернативу. И получилось — рождественские фильмы народ у нас полюбил средней, а вот новогодними зимой забит эфир всех наших телеканалов.
Ирония судьбы, Карнавальная ночь, Чародеи и многие другие. Первые две — тоже ведь продукт рязановского гения. Зигзаг удачи — далеко не фаворит в борьбе за телерейтинги, но внимания все же не лишена. Почему именно Эльдар Александрович? Может, Фрэнка Капры насмотрелся и прочей рождественской классики, но, к счастью, копиистом Рязанов не стал. Его комедия стала истинно советской. И к Зигзагу это относится в полной мере.
В первую очередь, приметы советской жизни — выполнение плана, вплоть до обессмысливающих его выполнение расходов, касса взаимопомощи, нещадно рекламируемые облигации 3% займа и т. п. А говорить об исключительно советских ценностях даже неловко — рвут все швы с треском — коллективизм, не в деньгах счастье, а в их равном распределении, женское счастье с милым (даже если он «охламон»)… Наконец, это излюбленный жанр 50—60-х — производственная комедия, специфичный именно для нашей тогдашней действительности.
Есть и несколько типичных представителей советского кино — обаятельный пьяница Петя (Георгий Бурков), женщина-вамп по-советски, которая тяготится советской реальностью (Ирина Скобцева), общественно активная незамужняя женщина и при этом не то, что не феминистка, а и вовсе «консерваторка», да ещё и дочь военного, и уж совсем советский добряк-фотограф, побеждающий в конфликте хорошего с лучшим самого себя…
Правда, комедия больше получается о людях. Потому как актерский состав — почти гениальный (особенно хорош умеренно циничный Евгений Евстигнеев). Да и Рязанов всё-таки добавляет сатирических фитилей — и плану досталось, и квасному патриотизму (мультяшный пролог Хитрука), и странноватой кассе взаимопомощи, породившей удачливо-неудачливого фотографа-коррупционера… И единственным огорчением становится нереализованная творческая мечта… В этом смысле режиссер пошёл дальше другого своего производственного фильма — про жалобную книгу — и разбавил благостную новогоднюю картину не только творческим, но и любовным разочарованием, приблизившись к будущим трагикомичным шедеврам. Так что стоит смотреть «Зигзаг…» уже даже затем, чтобы убедиться, что Эльдар Рязанов не сразу сложился как главный советский сказочник, а долго и упорно к этому продвигался.
17 мая 2017
Тот самый случай, когда я не поняла фильм своего любимого режиссёра. Я ожидала чего-то поразительно точного, но увидела что-то невнятное, как ни печально это осознавать. Здесь есть, конечно, обаятельные и замечательные Леонов, Бурков и Ронинсон, которые чудесно играют, здесь есть смешные сцены и отличные шутки, но эти, так скажем, удачные составляющие фильма не способны создать в моих глазах цельную логичную картину, которая бы мне понравилась. И тут получается, что главная моя претензия всё-таки к сценарию фильма… Многие сюжетные ходы остались мне не понятны (не отрицаю, что, возможно, это всего лишь моя непонятливость — когда дело касается Рязанова, я готова признать свою глупость, если мне докажут): почему Алевтина так быстро начинает принимать ухаживания Калачёва? почему Лидия Сергеевна так внезапно влюбляется в Орешникова? почему Орешников так быстро соглашается поделить свой выигрыш с коллективом? почему он так быстро отказывается от невесты Оли? На все эти вопросы я могу дать ответы, но они мне кажутся какими-то нелепыми, притянутыми за уши… Возможно, дело в сатире, которую я не в состоянии воспринять по причине того, что она уже не актуальна. Хотя с другой стороны, что может быть актуальнее темы жадности и денег? Вероятно, дело в акцентах, которые расставлены так, что мне их не считать.
Была удивлена, что «Зигзаг удачи» был снят после «Берегись автомобиля». Просто почему-то думала, что после него каждый новый фильм Рязанова был всегда чуть лучше предыдущего, а тут выходит какой-то скачок назад. Тем не менее, здесь можно увидеть некоторые элементы, которые в следующих фильмах получили логическое развитие: постоянно возвращающийся в квартиру ревнивый муж Лидии Сергеевны — прообраз Ипполита из «Иронии судьбы», собрание сотрудников фотоателье напоминает собрание из «Гаража», ну а преображение Алевтины — своеобразный эскиз преображения «нашей мымры» из «Служебного романа». Поэтому нарекаю этот фильм очередной ступенькой Рязанова к своим шедеврам и буду считать, что я чего-то не поняла.
Но как ни крути,
6 из 10
5 декабря 2016
Один из моих любимейших комедийных фильмов советской эпохи.
У меня данная картина ассоциируется с новогодними праздниками, чем-то волшебным: действия происходят зимой под Новый год, плюс свершилось чудо в виде крупного выигрыша денег, веселое музыкальное сопровождение.
Евгению Леонову досталась роль добродушного, обычного человека — фотографа Орешникова, которому по волею судьбы удалось выиграть 10 000 руб. (сумма неслыханная по тем временам). Нахлынувшее «счастье» мгновенно отразилось на поведении и мышлении главного героя не в лучшую сторону: появилась ее величество Скупость. И вот на чаше весов деньги, с одной стороны, и одиночество и непонимание коллег по работе и возлюбленной, с другой стороны. Конечно, всё закончилось хэппи эндом, коллектив справедливо рассудил и погразил кулаком непослушному «счастливчику», и Орешников снова обрёл лицо человека.
Евгений Евстигнеев явился нам в картине в образе директора автобазы: человека открытого, порядочного, правдолюбивого, рассудительного, строгого, в общем, олицетворением праведного судьи. Его герой сыграл ключевую роль в определении судьбы Орешникова и его коллегии по работе Лидии Сергеевны.
Смешные сцены картины: выигрыш Орешниковым 10 000 руб., знакомство директора автобазы с родителями невесты, многочисленные переезды ревнивого супруга, постоянные предложения героя Г. Буркова отметить выигрыш выпивкой, афера с дедом Морозом и другие.
10 из 10
25 мая 2016
Этот фильм можно назвать, чуть иначе — «Зигзаг удач». Этих удач несколько, режиссёр, сценарист, актёры и время. Фильм категории «люкс», хотя может быть, как-то буднично рассказывает о жизни «маленького человека». О его печалях, надеждах и радостях. Этот, да и другие фильмы Эльдара Александровича неплохо, было бы, объявить народным достоянием и охранять решительно и неукоснительно проявив образцовую принципиальность, а то найдётся какой-нибудь Спичкин-Бряк, спровоцирует сиквелприквел, и как потом жить с этим, как смотреть в глаза своим детям. А может кому-то из них и понравится очередной «ха-хач», так его и оценят: «десять из десяти».
В фильме очень много примечательного, оригинального присущего только Рязанову. Незабываем Орешников, когда он у себя в мастерской собирался фотографировать свою пассию, его лицо как по команде изменилось, сосредоточилось, теперь он уже не кавалер, а профессионал фотохудожник, творец, создающий шедевр. Но секундой позже, вдруг очнувшись и поняв, что рядом с ним его девушка, и она важнее карьерного роста, застенчиво пробормотал какие-то слова в своё оправдание. Или директор автобазы Калачёв в момент триумфа, когда он уже не молодой человек, но молодой от счастья, от того, что с ним по жизни пойдёт нарядная, как пёстрая лента избранница, исподтишка поглядывал по сторонам, ловя признаки своего успеха у прохожих. Или очаровательная Лидия Сергеевна, заблуждающаяся, считающая себя «роковой женщиной». А ещё её муж, ревнивый неврастеник, любящий жену и мебель одинаково горячо, не понимающий, кто же у них «третий лишний». Во всём этом видна рука мастера, а актёры с удовольствием с приподнятым настроением помогают ему.
В то время свирепствовала кино-цензура. Естественный отбор и капризы власти осложняли режиссёрам жизнь. Им порой приходилось вести настоящие бои за право донести свои мысли зрителям. Рязанову это удавалось всегда, и, не потому что он умел приспосабливаться, нет, один культурный человек, политик, общественный деятель сказал: «Работайте, но не переусердствуйте», то есть соблюдайте меру. Очень мудрая мысль и это верно как никогда. «Зигзаг удачи» фильм равновесия, весёлого и грустного, закономерного и нелепого, мудрого и глупого и когда смотришь его, то ты как будто уже и не зритель, а скорее очевидец тех самых событий, но уже по ту сторону экрана. И это хорошо.
19 января 2016
Я всегда была уверена, что «Зигзаг удачи» — один из ранних фильмов Рязанова, а оказалось, что он был снят уже даже после «Берегись автомобиля».
Видимо потому, что он какой-то самый юный, самый искрящийся его фильм, я всегда это очень ценю,
У Марти Скорсезе это получилось в The Departed, у Аллена почти всегда в поздних работах и у Бертолуччи в The Dreamers это вышло, и у Стоуна в Savages, а у большинства режиссеров — нет, всегда чувствуется возраст фильммейкера, Рязанову в ту пору был всего 41, но я думала, что он был раза в 1,5 моложе, когда снимал «Зигзаг».
Совершенно изумительный сценарий они слепили с Брагинским, просто шедевр, на мой взгляд, лучший из их сценариев.
Совершенно потрясающий, как всегда, закадровый текст в исполнении великого Гердта, который делает полфильма, отличный OST Андрея Петрова, великолепная, как всегда, работа Владимира Нахабцева — постоянного практически DP Рязанова, прекрасный, легкий, изящный и очень не похожий на себя Леонов, великий Грибов в маленькой роли директора фотоателье, неподражаемый Евстигнеев. с этими его репликами вроде «Бог, Бог, Бог подаст», или «фамилие мое Калачев» и «Изменять я тебе не буду, ты мне тоже, кто на тебе польстится», чудная Талызина, Нина Сазонова и Виктор Шульгин в маленьких, но каких! ролях, Бурков и Готлиб Ронинсон — щедевральные работы и даже Теличкина там прям и красотка, и играет лучше, чем всегда, и бондарчуковская жена там, по-моему, впервые в комической роли и весьма достойна в ней.
Прелестное кино, всегда оторваться не могу.
4 августа 2014
«Зигзаг удачи» — довольно милая, трогательная, но одноразовая комедия Эльдара Рязанова, в котором чётко прослеживается рука великого советского и российского режиссёра. Этот фильм про работников фотостудии невольно начинаешь сравнивать с более известной (если не самой известной) работой Рязанова — «Иронией судьбы…». А что? Обе — лирические комедии, в обоих фильмах — те же актёры, да и основная мелодия картины напоминает «С лёгким паром».
Все мы прекрасно знаем, насколько талантливо сделаны рязановские киноработы, поэтому «Зигзаг удачи», который я впервые посмотрел на днях, не может конкурировать с более поздними картинами. Да, интересно, да, улыбаешься при виде бесподобного Леонова, грустишь вместе с «дурнушкой» Талызиной, но всё-таки чувствуешь: чего-то не хватает. Нет какой-то изюминки, которая позволила бы окончательно раствориться в этой картине, нет чувства после просмотра: «Да, я видел этот шедевр, зря его раньше не смотрел». Нет послевкусия. А оно обязательно должно остаться после просмотра любого фильма.
Возможно, дело в сценарии. Ведь на протяжении всей картины мы видим, как молниеносно меняются характеры героев, их судьбы, их любовные приключения. Казалось бы, Калачёв (Евстигнеев) после провального первого свидания с Алевтиной (Талызина) и видеть больше её не хочет, но с течением картины мы видим, что они остаются вместе. Казалось бы, Орешников (Леонов), который выигрывает в лотерею десять тысяч рублей и который теперь может купить даже шубу своей девушке, как и обещал, жмётся (или как нынче говорят — жмотится) и в конце-концов расстаётся с ней, а деньги распределяются между всеми работниками фотостудии. Казалось бы, Лидия Сергеевна (Скобцева) так счастлива с мужем, но ведь расстаётся с ним на фоне бесконечной ревности и влюбляется в Орешникова, а Орешников в конце фильма бросает её и возвращается к красавице Ольге (Теличкина). Зигзаги судьбы преследуют наших героев буквально по пятам. И уж где-где, но в этом фильме ты точно не знаешь, какой будет финал для каждого героя.
Оригинально, вопросов нет, но эти зигзаги настолько динамичны, что не хватает какой-то общей целостности картины. Возможно, это только моё восприятие.
Про актёров и говорить нечего: весь цвет советского кино собрался в одном фильме. Но больше всех на меня произвёл впечатление, наверное, Готлиб Ронинсон, сыгравший ненормального мужа-ревнивца. Без смеха на актёра смотреть было просто невозможно, браво!
В целом — безусловно, положительная оценка. Но на шедевр советского кинематографа, по моему мнению, не тянет.
7 из 10
5 марта 2014
Под крышей неказистого, но вполне уютного здания фотоателье «Современник» трудится весьма разношерстный коллектив. Вот, например, у местной красавицы Лидочки муж тряпка и ревнивец, у местной золушки Алевтины сублимация невыраженной нежности в общественную работу, а у местного весельчака Володи Орешникова мечты о высоком искусстве. Каждый день по дороге на работу Володя засматривается на сверкающие витрины с фототехникой, грезит о дорогой камере. И вот однажды решает он испытать удачу, покупает облигацию за двадцать рублей, а потом, о чудо, выигрывает десять тысяч. Счастливый фотограф спешит поделиться радостью с коллегами, но те лишь бросают косые взгляды — деньги-то, дескать, были общие, выигрыш надо бы привычным образом отнять и поделить, да и вообще, Орешников — хвастун и эгоист, вдарим-ко по нему коллективным (а иногда и бессознательным) порицанием. Новогодний антураж оттеняется склоками бюрократического толка, все кругом переругались. Ну как же так, товарищи?
Звучит забавная музыка, смеются сквозь слезы, кричат «Как вам не стыдно!» и «Куда же вы!». Слышите? Это Эльдар Рязанов, вооружившись острой сатирой, в очередной раз добирается до онтологического ядра трудового коллектива. Одна маленькая щепотка алчности и конфликт заполыхал. Пламя праведного огня выходит из стен фотоателье, срываясь на личную жизнь сотрудников. Нерешительный врач-рентгенолог и бойкий директор автобазы — отправные точки авторской диалектики, узкие улочки города N и тесные квартиры с коврами на стенах — декорации для маленьких трагедий. Комичные диалоги хранят мудрость целого мира, каждую броскую реплику еще долго будут неосознанно цитировать, а хвалить здесь актерскую игру — все равно, что рассуждать, насколько масляное нынче масло. Закадровый голос, объявляясь нарочито дискретно, очерчивает нарратив узловыми точками, в нем, несомненно, есть ирония, но, так же несомненно, он полон и доброты. Ведь герои тут как дети, а Рязанов — их заботливый отец, который чутко следит за происходящим, но не грешит раньше времени назидательностью, позволяя разобраться самим, позволяя набить столь необходимых в стране товарищей и гражданок морально-этических шишек. И если присмотреться, то все «детки» по-своему вызывают симпатию, все они просто хотели счастья, однако основная проблема лишь в том, что векторная сумма благих намерений отнюдь не равняется большому и светлому лучу добра. Но не время унывать, товарищи!
Деньги портят человека. Особенно советского человека. Особенно если деньги большие. В конце концов, фильм о жадности, с жадности все началось, жадность же дала резонанс. Понятие сие относительное и в уголовном кодексе не прописанное. Быть может, стоило бы в такой связи надавить на болевые точки плановой экономики, быть может, и сам Рязанов отчасти на это намекал, и обязательно намекнет еще в более поздних работах, однако «Зигзаг удачи» — кино бесспорно оптимистическое, а потому оставим в покое многострадального Маркса вместе с трудовой теорией стоимости, сделаем вид, будто не подозреваем, что фотоателье через девять зрительских лет вырастет во вполне себе гараж, спорящих до хрипоты людей станет больше, а проблемы будут острее, и поговорим уже о вещах гораздо более интересных. О непомерно дорогих (Орешников называл это «Грабеж!») норковых шубах, о поисках правильного жениха, о том, что жизнь есть вечная игра в одну и ту же двадцатирублевую лотерею. Да, все так, все так — траектория удачи действительно очень любит проявляться заморской буквой «Зю», и спасет всех выраженный консолидирующим боем курантов Новый Год. Правда любимый народом праздник тут вовсе не метафизический сгусток зимнего добра и снежной справедливости, но разновидность отрезвляющего ушата холодной воды, призванного донести чей-то пронзительный крик «Ну будьте ж вы людьми!». И все уставшие, но довольные, небогатые, но верящие в светлую идею, разбредутся по своим делам, ведь завтра будет новый день, завтра мы будем чуточку умнее, завтра у нас точно все получится, и мы снова найдем заветную двадцатку. С Новым Годом, товарищи!
6 января 2013
Фильм миленький, но, на мой вкус, совершенно одноразовый. Один раз можно посмотреть и больше к нему не возвращаться.
В центре простой счастливчик, выигравший крупную сумму, после чего все сразу стали по-иному к нему относиться, как будто он украл эти деньги, а не государство ему их дало. Фильм больше похож не на отдельный художественный фильм, а на один из выпусков сатирического киножурнала «Фитиль». Тут конфликт, голосование, семейные неурядицы, улыбающийся Леонов и всё, сразу же «конец». Правда, вот как будто «Фитиль» посмотрел.
Потешные моменты, безусловно, есть. Как герои Леонова и Ронинсона встретились. Или голосование на бегу. Но, в общем, не самый лучший фильм Рязанова.
5 из 10
10 сентября 2012
Ах, это просто шедевр! Посмотрела эту комедию недавно, и знала, что она произведет на меня хорошее впечатление от просмотра.
Когда я начинала смотреть начало фильма, то думала что это такое? Какие- то рисунки, рассказывали, что профессия фотограф играет очень значимую роль в жизни. Сам фильм о Володе Орешникове, который работал в ателье «Современник». Вот и решил испытать удачу на облигации. А какой он был счастливый, когда выиграл деньги. Конечно, в нем есть чувство жадности, это сразу можно увидеть в фильме. Но мне больше понравилась роль у Евгения Евстигнеева. У него так получилось сыграть роль справедливого, высокомерного, и в тоже время хитрого человека. Согласитесь, каждый человек хотел бы выиграть 10000 рублей. Это и понятно, так как все ополчились на Орешникова. Им просто обидно. А Калачев поступил правильно.
«Что натворил Орешников?»
«Такое, что вам и не снилось. Вручаю вам его в целости и сохранности»
«Василий Иванович, я 10000 рублей выиграл»
Могу сказать, фильм произвел на меня массу впечатлений, эмоций, 88 минут смеха. С точностью скажу, что эта комедия вошла в мои любимые фильмы.
10 из 10
7 января 2012
Всё-то в этом фильме если не замечательно, то, по крайней мере, отлично. Смотреть его, что называется, не пересмотреть.
68 года выпуска, а «как вчера», такое ощущение. В том плане, что… Как в той песне, знаете: «Родная, родная, родная земля!» Независимо, что характерно, от того обстоятельства, что сам я был произведен на свет добрыми 13-ю годами позднее. Тут не это главное. Здесь важен дух, атмосфера, настроение! И «я его чувствую!» — как говорилось в одном хорошем советском мультике.
Поэтому, наверное, мне так близко и понятно в этой картине если не всё, то почти всё. И юмор авторов фильма просто покоряет, завоевывая сердце зрителя раз и навсегда. Фирменный, как выяснится со временем, юмор. Марка!
Чем особенно удивительна для меня эта лента, так это бесспорный триумф исполнителей ролей второго (чисто теоретически, но всё же) плана. При том, что солирует любимец публики Е. Леонов, «бэк-вокал» обеспечивают такие мастера как А. Грибов и Г. Бурков (последнему, что и говорить, особенно повезло с репликами — чистой воды бриллианты, ей богу!), максимум внимания, интереса и всего остального прочего (пусть лишь во моём частном случае — я не против) непостижимым образом уделяется двум другим людям: Е. Евстигнееву и Г. Ронинсону. О, эти парни просто волшебники, честное благородное слово! Сотворить из каждого эпизода со своим участием маленький шедевр — это, скажу я Вам, мировой класс! Такие разные, но такие сногсшибательно талантливые, что просто нет слов. Браво!
И, черт побери, здесь бы мне остановиться. Поставить очевиднейшие 10 из 10 и откланяться, но… Не дают мне покоя два обстоятельства. Два сюжетных решения, оставленные авторами в том виде, в каком они есть, и не могущие быть принятыми мною несмотря ни на что.
И если на «Лидия Сергеевна умрет от зависти!» я еще хоть как-то могу закрыть глаза: женщина, эмоции и пр., то понять, почему главный герой должен был разделить с коллективом свой личный выигрыш — просто не в состоянии. И то, как быстро он соглашается с алчущими коллегами, только угнетает меня еще больше. Я недоумеваю: в чем же тут справедливость?! Ведь совершенно же очевидно, что проиграй он «казенные» деньги, никому и в голову не пришло бы «простить» ему долг. И где же тогда, спрашивается, логика?! «Вот в чем вопрос!»
Исключительно по причине собственной непонятливости снижаю я итоговую оценку этому шедевру. В надежде на озарение, если хотите.
9 из 10
7 ноября 2011
Данную картину Эльдара Александровича как мне кажется, незаслуженно забыли в наше время. Ведь если внимательно приглядеться сквозь призму временного отрезка, искрометные шаржи Брагинского актуальны и поныне. И можно как угодно относиться к художественному наполнению полотна, но фирменный почерк Рязанова, начинает уже здесь, рельефно выступать.
Преамбула достаточно незатейлива, даже для тогдашней советской системы, а именно: простой советский труженик фотоателье, волею счастливого случая выигрывает по облигации большую сумму денег. И всё бы ничего, вот только деньги на эту злосчастную облигацию, наш счастливец взял из так называемого общага, то бишь с общих денег. Бравые сослуживцы естественно, прознали про сей недостойный по их мнению проступок, и давай выставлять героя (Орешников) на товарищеский суд. Кто прав, кто виноват? Риторические вопросы, уместны как никогда. Алчность или порядочность?..
Рязанов на пару с Эмилем Брагинским, затрагивают весьма больную для советского человека тему — разделения «я» и коллектива. Порочная практика, но в конкретном случае формально оправданна.. На данном ресурсе вычитал в частности мнение одного из рецензентов, что якобы Орешников должен был «накрыть поляну», и как бы на этом всё..
Вот так думают все, кто не застал славных союзных времён. Уверен, что к Эльдару Рязанову даже в голову не приходила сия «светлая» мысль. Так как коллектив — есть живой организм, со своим планом, со своими проблемами и заботами. И вот именно поэтому, герой Леонова Орешников, и выступает таким мягкотелым и по детски несобранным, ему и выигрыш жалко, и сказать коллективу «нет» — он не в состоянии.
К минусам постановки можно отнести разве что излишнюю гротескность рассказа, но спишем на время. Сатира скажете, и больше нечего? Возможно так, а возможно нет, у Рязанова нет простых картин, только внимательно присмотритесь..
По кастингу как-то даже неловко писать. Можно в тысячный раз хвалить и хвалить тогдашних участников кинопроцесса как такового и грешить на сегодняшних «звёзд», и это будет правдой — люди отдавались до конца, и о заработке думали в последнюю очередь, достаточно посмотреть любую картину той эпохи.
Прекрасны и Бурков, и Талызина, и Евстигнеев, и многие другие.
Евгений Леонов как всегда — само обаяние (прекрасный, кстати, диалог в фильме между Орешниковым, и его невестой в исполнении Теличкиной, когда он покупает облигацию)..
Итог: «Зигзаг удачи» это такой шарж, если хотите, зарисовочка к «Гараж», где поднимается почти такая же проблематика, только под другим углом, и более рельефно и выпукло. Не судите это кино слишком строго, не стоит — дань времени, и достаточно неплохо сделанная работа.
7 из 10
17 июля 2011
Первое, что хочется отметить это состав актеров, которые приняли участие в этом фильме. Во-первых, это, обожаемые мною, Евгений Леонов и Евгений Евстигнеев, также это Валентина Талызина, Георгий Бурков, Валентина Теличкина, Готлиб Ронинсон. Под предводительством прекрасного режиссера Эльдара Рязанова собрался замечательный состав актеров.
Эта новогодняя история расскажет нам как герой Леонова, фотограф из ателье, купил на общественные деньги облигацию и выиграл 10 тысяч рублей, и какие из этого вышли последствия. В этой картине режиссер четко показывает, хоть и на примере ироническом, очень тяжелую и страшную проблему человека — жадность. Деньги всегда управляли людьми, заставляли их делать ужасные поступки. Этот фильм можно смотреть по разному: можно увидеть в нем хорошую новогоднюю комедию, а можно увидеть серьезную драму, которой подвержен человек и общество.
Фильм оставляет огромное количество положительных эмоций. Вот только у меня такие фильмы вызывают ко всему прочему еще и грусть. Грусть от того, что нет с нами Леонова, Евстигнеева, Буркова, Ронинсона. И теперь уже ТАК не играют. И теперь уже ТАК не снимают…
6 из 10
27 октября 2010
На самом деле, не лучшая лента Рязанова. «Гараж», в основе которого похожая идея, куда лучше — и по ритму, и по насыщенности юмором, и по проработке характеров. А в «Зигзаге удачи» кое-что недотянуто, а кое-что — притянуто за уши.
Так и не понятно, с какой радости человеку, косвенно взявшему в долг у членов коллектива двадцать рублей, нужно отдавать коллективу десять тысяч. Не знаю, что говорит по такому случаю право, но здравый смысл подсказывает: максимум, что должен сделать человек в таком случае — накрыть сослуживцам «поляну». Но это ладно, спишем на идеологию. А вот совмещать в одном фильме тему алчности и тему… даже не любви, а, скорее, брака — вот это, по-моему, Рязанов сделал зря.
Понятное дело, что на одной теме алчности далеко не уедешь. Да, все хотят денег, все хотят их побольше, а если на халяву — так тем более. Да, в чужом кошельке их считать — моветон. Да, много денег не бывает, но счастье, действительно, не совсем в деньгах. На фильм этого запаса прописных истин не хватит. Что-то сюда надо было прибавить. Но почему именно три линии отношений, подобных брачным? Уместно ли?
Слабый, ведомый Орешников и девушка из сберкассы, ничем не примечательная. Холеная скучающая дамочка и ее ревнивый и суетливый супруг-рентгенолог. Страшненькая старая дева и циничный вдовец. Все три истории ничего особенного собой не представляют — такие типичные, слегка грустные и немного смешные жизненные ситуации. Для сатиры подходят идеально. Для сатиры…
А, вот я и нащупала основную претензию к фильму. Он весь сплошь намеренно сатирический, и поэтому — слегка ненатурален и далеко не так забавен, как мог бы быть. Сатира, по-хорошему, одно из средств, а не основная цель. В том же «Гараже» — блестящем, всеми любимом фильме, есть место и мягкому юмору, и настоящей трагедии. А здесь крики Лидии Сергеевны про любовь вызывают лишь кривую улыбку, а постоянные ремарки Пети «насчет выпить» — не смех, а скорее легкую усталость, которую ощущаешь при прослушивании анекдотов с бородой.
Приятные эмоции вызывают: начальная мультипликационная интермедия про «историю фотографии», Евстигнеев в роли жутковатого Ивана Степановича, и игра Леонова (вот как на человека могут подействовать шальные деньги, довольно жалкое зрелище). Но, пожалуй, и все.
Что ж, будем считать этот фильм репетицией «Гаража».
6 из 10
10 апреля 2010
В очередной раз на примере этого фильма, как и на примере фильма «Гараж», убеждаюсь в человеческой жадности из-за денег. Как я понял Рязанов любит снимать все фильмы с моралью, даже тот же «Гараж», хоть он и вышел позже, но в нём есть что то из фильма «Зигзаг удачи».
По сюжету товарищ Орешников выиграл крупную сумму денег, но его коллеги считают, что это деньги их, ведь в лотерею он играл на деньги из общей казны. И кто же тут прав? Орешников, который считает, что это его деньги, или его коллеги, ведь деньги, на которые играл товарищ Орешников, собирали они. Я даже расхожусь во мнениях. С одной стороны, конечно, прав Орешников, ведь играл это он, и повезло ему, а те деньги он бы мог положить обратно в казну. С другой стороны его товарищи тоже правы, ведь деньги, на которые играл Орешников, были их. Но как бы то ни было, ясно одно, что если бы он не выиграл, то никто бы и нечего не сказал, а так видят добычу и сразу, как говорится, хватают. И таких людей очень много на свете. Мне кажется именно это и хотел донести Рязанов до зрителей.
Но кроме всех этих моих рассуждений, это ещё и замечательная комедия. А сколько же здесь фраз. Тот же Пётр, который на мой взгляд был самым справедливым из них, из-за того что он не единственный не хотел взять деньги себе и чтобы не было никому обидно, отпраздновать, сказал: «На твои десять тысяч можно купить 1800 литров водки и ещё останется 98 копеек на закусь… Если пить каждый день по литру, то хватит на 5 лет». В общем, смех, да и только. Это такая тонкая ирония, которую не каждый человек может разобрать в этом фильме, но если присмотреться, то он откроется перед вами в ином свете, чем просто обычный советский рядовой фильм. И даже если кого-то отпугивает то, что он чёрно-белый, не пугайтесь, здесь это совершенно не мешает.
В общем, смотрите, наслаждайтесь, но помните, что в каждой ситуации нужно оставаться человеком. Этому и учит данный фильм. А так моя оценка:
8 из 10
18 июня 2009
Невероятно Великий фильм! Увидел совсем недавно и пожалел, что не знал о нём ничего… Уж редко этот фильм значит пускают на телевидение. Но это шедевр середины XX века и в нашем продвинутом XXI веке воспринимается как современная сатира о вечном денежном вопросе. «Зигзаг удачи» целиком состоит из хлёстких фраз, которые тут же можно растаскать на цитаты. К сожалению, моя память не сильна на моментальное заучивание высказываний, но поверьте, это что-то с чем-то! Прекрасный актёрский ансамбль, всегда узнаваемая «лёгкая» музыка Андрея Петрова, новогодняя тематика — великолепные ингредиенты незабываемого кино.
Несмотря на кажущуюся легковесность, а местами и наивность сюжета — это поистине глубокое кино, в котором помимо «темы денег» и «алчности» в юмористической и даже сатирической форме затрагивается «тема любви», «женской зависти», «человеческой ничтожности», «красоты и уродства», «советского комсомольского справедливого чувства равноправия» и др. Великолепная игра Леонова заставляет, не отрывая взгляда от экрана, изучать и наслаждаться талантом, гением актёрского мастерства любимого актёра. Роль Орешникова можно смело поставить с блестяще сыгранной ролью липового доцента в «Джентльменах удачи».
Я люблю этот фильм за то, что в нём всё так гармонично, цельно, потрясающе совпало!
9 февраля 2009
Лучшая новогодняя комедия, которую хочется пересматривать бесконечно!
Самый любимый мной персонаж — это директор автобазы Калачёв в исполнении Евгения Евстигнеева! Почти каждая его фраза это настоящий шедевр!
С огромным нетерпением ожидаю фильм каждый раз в новогодние праздники. Каждый раз смотришь и получаешь миллион позитивных эмоций!
1 января 2009