Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Украденные поцелуи |
английское название: |
Baisers volés |
год: | 1968 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Antoine knows what he wants to do...his problem is doing it» |
режиссер: | Франсуа Трюффо |
сценаристы: | Франсуа Трюффо, Бернар Ревон, Оноре де Бальзак, Клод Де Живре |
продюсеры: | Франсуа Трюффо, Марсель Бербер |
видеооператор: | Дени Клерваль |
композитор: | Антуан Дюамель |
художник: | Клод Пиньо |
монтаж: | Аньес Гиймо |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 350000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 августа 1968 г. |
на DVD: | 19 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Снимая параллельно с дуанелевским циклом экранизации Гудиса, Брэдбери, Вулрича, Трюффо тем самым расширяет свою аудиторию, привлекая к ней внимание любителей остросюжетной литературы. Вместе с тем «Стреляйте в пианиста» или «Невеста была в трауре» - это еще и упражнения в собственной постхичкоковской манере рассказывать истории: увлекательно, напряженно и захватывающе. Что же касается «Украденных поцелуев» и «Семейного очага», которые разделяют всего два года и почти десятилетие с «400 ударами», - это еще и попытка вглядеться в стремительно меняющуюся современность. Несмотря на то, что действие «Украденных поцелуев» разворачивается весной 1968 года, ничто кроме мелких деталей (телевизионных репортажей, закрытого метро) не указывает на то, что происходит в то время в Париже и по всей Франции.
Дуанеля больше заботит его частная жизнь, становящаяся все буржуазнее: он ходит к проституткам, параллельно строя серьезные отношения со своей будущей женой, одновременно запутываясь в интрижке с женщиной старше него. Вот собственно и весь сюжет «Украденных поцелуев», хотя здесь есть и детективный элемент, и комические детали, и чисто французская легкомысленность в восприятии жизни. Безусловно, не стоит преувеличивать значение этой картины для истории кино – его место в ней достаточно скромное, но, что удивительно, при всей незатейливости содержания, Трюффо и здесь удается мастерски рассказать простую историю, так что зрителю не будет скучно ни минуты. Главным украшением фильма стало участие в нем Жана-Пьера Лео (актера с вечно инфантильным лицом и детскими повадками), а также Дельфины Сейриг, которая своей почти кошачьей пластикой, томным голосом и обаятельнейшей улыбкой создает атмосферу знающей себе цену женственности.
Несмотря на демонстративное уклонение от социально-политического контекста и направленности внимания на частную жизнь, «Украденные поцелуи» - все же кино о 1960-х не меньше, чем «Китаянка» или «Уикенд» Годара, ибо оно не просто о чисто французской амурной фривольности, но о новых ценностях «сексуальной революции», практически воплощаемых в жизнь молодыми парижанами. Пока на дворе 1968 год, эти «ценности» еще никого не отягощают и не приносят с собой проблем, но придет время «Матушки и девки», а чуть позже и «Ускользающей любви», когда инфантилизм бэби-буммеров в деле построения жизни обнаружит свое двойное дно. Наивная свежесть лица Клод Жад под стать актерской маске Лео: оба героя похожи друг на друга, еще недостаточно побиты жизнью, чтобы разочаровываться в ней.
В «Украденных поцелуях» режиссер рассказывает простую историю, но со множеством сюжетных ответвлений, по сути дела эта байки, или даже ромеровские басни, правда, лишенные нравоучительности. К счастью, Трюффо снимал в разных жанрах, в отличие от Ромера его кино богаче и содержательно, и концептуально, и формально. Он никогда не долбил в одну и ту же точку, как многие его соотечественники и коллеги по режиссуре (Годар, Шаброль, Риветт). Как любитель хичкоковских триллеров он и здесь, делая Дуанеля частым детективом, играет со зрителем при помощи ложных сюжетных ходов, лишь внешне острых, а по сути дела комичных. Можно смело сказать, что Дуанель – лишь часть образа, создаваемого Лео в фильмах тех лет, вторая его половина – молодые годаровские революционеры. Именно сложив эти две части одного образа, Эсташ и подверг его деконструкции в «Матушке и девке». Аполитичность и инфантилизм выросшего Дуанеля – тень декларируемой революционности бэби-буммеров, а на деле их скрытая суть. Однако, в «Семейном очаге» комизм в описании жизни женатого Дуанеля все еще преобладает над горечью и даже сатирой, которая утвердится в последнем фильме цикла – «Ускользающая любовь», снятом уже после «Матушки и девки».
29 июня 2024
Продолжаем историю жизни Антуана, который наивным и неряшливым путём собирается устраивать себе жизнь. Лента берёт начало с армейских будней, ведь после знакомства с Колетт Антуан испытывал муки безразличия и обиды. Это ли не повод сбежать от подростковой любви в армию? Благодаря виртуозному мастерству Франсуа Трюффо и наивной, и в тоже время, трогательной игрой Жан-Пьера Лео мы своими глазами видим, как самореализовывается персонаж.
Тот мальчик из «Четыреста ударов» уже давно превратился во взрослого юношу. Мы видим его поход по развлечениям, удивляемся общению с девушками. Создаётся ощущение, что Антуан Дуанель стал уже близким человеком. Чем ему заняться на гражданке после армии? Разумеется, надо реализовывать себя. Магазин грампластинок остался в прошлом, теперь наш упорный юноша старается найти дельце покрупнее.
Романтическая встреча с дочерью добрых соседей Кристин в исполнении Клод Жад показывает вроде бы старое знакомство, но при этом взгляд на друг друга взрослых людей противоположного пола. Да, мы уже смотрели «Семейный очаг» - следующий по хронологии фильм об Антуане, но тогда я не подразумевал, что серия работ режиссёра связана историей взросления одного человека, образ которого Трюффо взял с композитора картины Антуана Дюамеля.
Первая работа Антуана по знакомству – портье в отеле. Но это же Антуан. Парень удивляет своим поведением, и в тоже время ты видишь в нём любопытного подростка, ответственность которого чужда ему самому. Это такой образ, такой персонаж, который спокойный, рассудительный, но не знающий тонкостей и всех деталей. Мы видим весьма необычную ситуацию, в которую попал Дуанель, и ловим себя на мысли: а как поступили бы мы с вами, окажись в такой драматической и опасной ситуации на первом месте работы?
Приключение главного героя уже идёт далеко впереди, а вот общение с Клод Жан становится весьма открытым. Он – молодой юноша. Она – молодая девушка. К чему это может привести? Да даже демонстрируя Дуанеля с женщиной, Трюффо стремится показать нестандартного человека, робкого, но при этом всем видом показывающего, что ему так надо. Антуан уверен в себе и в своих действиях, на лице Жан-Пьера Лео мы не увидим неловкости или страха, только удивление и реакцию на неожиданность.
Второе место работы плавно вытекает из последствий. Кажется, как такое могло произойти, но нас красиво вводит в агентство частного детектива, где Антуан пробует мастерство сыщика. Довольно красиво режиссёр передаёт смену ракурса, постепенно возвышая перед нами персонажа, который идёт на рискованные меры и получает... Гарри Поттера и Джоу Чанг в Выручай-комнате. Действительно, это выглядело волнительно, учитывая робость персонажа.
Работа представляет собой весьма странную слежку, заранее показав нам, как неловко Антуан трудится. Но дело переворачивается в интересную историю. Мы следим по просьбе клиента вместе с Антуаном, но при этом парень ни к чему не приучен, ничего не делает, чтобы слиться с окружающими, пока на горизонте не появляется она – жена клиента. В эту веретеницу ты веришь, непредвзятость и равнодушие Дуанеля сменяются теплотой и нежностью.
Трюффо выстроил из опасного мальчика интересного, непредсказуемого героя. Мы знаем, каким он будет в следующем фильме, но пока наш парень познаёт окружающий мир. Проводя параллель с первым знакомством с Антуаном, можно по-настоящему наблюдать за становлением личности. Но какого бы возраста не был главный герой – он всё такой же тихий, мирный, смиренный.
Отношения с Клод Жан показывают, как из глупостей может зародиться нечто общее, но как бы не был остепенён главный герой, его всегда тянет на приключения и опасную авантюру с противоположным полом. Вспомним эпизод из «Семейного очага», когда Антуан скучал.
Можно смело заключит: персонаж не любит сидеть на одном месте. Дуанель постоянно что-то меняет, ему со временем наскучивает рутина, вот он и пробует новое. Пусть многие вещи выглядят глупо либо необразованно, но персонаж сам творец своей судьбы.
15 января 2024
Главный герой надолго не задерживается ни на одном месте работы. Всякий раз случается история или обстоятельства вынуждают Антуана вновь и вновь пребывать «в поиске»… и каждый раз старая история обрывается неожиданно и резко и без многоточия… и такая закономерность удивляет меня, как Зрителя, но совсем не тревожит и не печалит главного героя, потому что завтра он уже на новом месте… надо сказать, мне понравился такой ход режиссера – без длинного «хвоста» последствий и даже без эмоций… и ни капли сожаления… как бы говоря «всё лучшее – впереди». Его «водят за нос», он отыгрывается на своей подружке… и, понятно, что игра в «кошки-мышки» не приведет к чему-то хорошему и настоящему. Но будет ли прогресс в отношениях, возможно ли разорвать этот замкнутый круг неудач и разочарований? Ответ в финале картины….
Считаю, что это по-настоящему французское кино, с той особенностью, которой нет ни у кого другого. Это лёгкость и доступность языка рассказчика, понятность каждого героя, любой сцены и диалога, без надуманности и наведения «тень на плетень». Но, несмотря на простоту и прозрачность повествования, драматизм истории/ситуации, волна эмоций, внутренние переживания, сомнения героев ни в коей мере не теряются, не «замыливаются». Пора бы добавить в перечень жанров синематографа - «французское кино»… Уже пора.
8 марта 2023
Уже в 1962 году Трюффо продолжил историю самого родного и близкого ему персонажа, Антуана в короткометражке «Антуан и Колетт». Это пронзительная вещь, сохраняющая какое-то безысходное настроение, но чудесным образом оставляющая только теплое послевкусие.
А в 1968 на экраны вышел полноценный сиквел — «Украденные поцелуи». Нашему герою ровно двадцать, он только недавно уволился из вооруженных сил. Там ему сказали, что ни госслужбы, ни респектабельной работы не видать как своих ушей. Посему, сменив несколько профессий, он становится частным детективом. И, конечно же, всё ради безответной любви к девушке по имени Кристин. Паренёк, что называется, крепко сидит во френдзоне, а поэтому очень быстро перебрасывается на другую добычу.
Эта картина просто пленит своей красотой и ненавязчивостью. Главный герой слоняется из локации в локацию, пытаясь одновременно быть и Шерлоком Холмсом, и Доном Жуаном. Повествование очень беспокойное и рваное, но это прекрасно компенсируется бессмертным образом Антуана. Он — абсолютный неудачник, но так заразительно обаятелен, что глаз просто не оторвать.
«Украденные поцелуи» — это, конечно же, необязательное продолжение «Четырехсот ударов», но чертовски добрый и теплый фильм.
20 марта 2021
Антуан Дуанель уволен из армии и представляет собой довольно забавное явление — не обладая никакой профессией, Антуан быстро вылетает из гостиницы, зато устраивается в детективное агентство, где в основном выявляют неверных жён. Но и здесь его не ждёт удача, поэтому ему доверяют самое глупое дело — выявить, почему окружающие ненавидят владельца обувного магазина.
Годар почему-то считал, что фильм противоречит манифестам новой волны. Всё-таки Дуанель ещё в «400 ударах» считался бунтарем и нонконформистом, правда, о сознательном бунте речи всё-таки не шло. Но… Дуанель ведь и вправду был манифестом поколения.
Но и Трюффо волен делать со своим героем, что хочет. И Годар почему-то не очень дружит с чувством юмора. Украденные поцелуи являются ничем иным как иронической усмешкой над буржуазными нравами, всяческими комплексами Эдипа, Электры и т. п. Наконец, Украденные поцелуи стали чем-то вроде европейского «Выпускника», который хоть и числился комедией, но иронии в нём не было. Есть и элемент тотальной слежки, сколь смешной, столь и грустный. Протест против государства? А чего бы и нет, хоть тут и частные детективы.
А ещё это усмешка над мужчинами, которые выглядят полными кретинами на фоне женщин, которые даже в лице проституток и то ставят условия. Что уж говорить о Кристине, помыкающей бедолагой Дуанелем — жалким и смешным, но вызывающим всё-таки доброе сочувствие.
2 августа 2020
Милая и кажущаяся весьма незатейливой история о взрослении молодого человека. Нескладный, упорно и не слишком уверенно ищет он себе место. Стремительная смена работ и женщин выдают лишь его внутреннее смятение, Как и в жизни этого парня нет ничего основательного, так и фильм витиеват, раздроблен и лишен единой интриги. Антуан стоит у зеркала нервно повторяя свое имя и фамилию — это куда более выразительно, чем времяпровождение его с милой девушкой Клод Жад. А вот Антуан в обувном магазине. Он остается один. Только сейчас он может на лестнице залезть повыше, застыв в неудобной и опасной позе. Это куда более характеризует его нежели работа в охранном агентстве или роман с богатой и взбалмошной женой владельца обувного магазина. Да… конечно запоминается его смелое бегство от этой дамы, для которой жизнь непрекращающийся праздник. Запоминается и то, как он готов прятаться от нее под одеялом. Но при этом, как не заметить симпатии ее мужа к Гитлеру.
И вот действительно, нужно обладать большим запасом невежества, чтобы полагать, что Трюффо в этом фильме восхищался средним классом. В этой ленте он подробно и внимательно показывает как непросто может быть в мире буржуа, очерчивает неписанные правила игры. А заодно и раскрывает характер главного героя — неокрепший, пока еще слабый, но преисполненный многих положительных качеств. Было бы верхом цинизма называть их иллюзиями
8 из 10
22 января 2019
«Украденные поцелуи», которые киноман Трюффо посвятил французской Синематеке и её руководителю Анри Ланглуа, стали «вторым с половиной» фильмом своеобразного киносериала о парижанине Антуане Дуанеле. К судьбе этого молодого человека режиссёр систематически возвращался на протяжении 20 лет, начиная с «400 ударов» — стартовой ленты тетралогии (если не считать короткую новеллу с этим же героем «Антуан и Колетт» (1964), снятую Трюффо для международного проекта «Любовь в 20 лет»).
Антуан Дуанель (которого неизменно играл Жан-Пьер Лео, взрослевший вместе с героем) демобилизуется из армии по причине «неустойчивого характера» (по аналогичной причине из армии был уволен и сам Трюффо). На «гражданке» он встречает свою ровесницу Кристин Дарбон и сразу же влюбляется в неё. Устроившись работать в детективное агентство, Дуанель получает задание следить за мадам Табар, в направлении которой тоже начинает неровно дышать.
Несмотря на существенную разницу в возрасте, он посылает ей пылкое любовное письмо, в котором признаётся в своих чувствах. Именно мадам Табар становится для инфантильного Антуана не только воплощением его любовных грёз, но в каком-то смысле и матерью. Однако затянувшаяся связь со светской львицей делается весьма обременительной для перманентного мужчины-ребёнка, и он решает вернуться к Кристин…
Воздушность и музыкальность ленты, такт и сдержанность, спонтанность монтажа и импрессионистичность фактуры, лиризм, будто перенесенный из интимного дневника, — качества, всякий раз определяющие индивидуальность стиля Трюффо, именно в «Украденных поцелуях» обретают показательное звучание. Лента снискала немалую славу как на родине, так и за рубежом, получив Гран-при французского кино, призы Жоржа Мельеса и Луи Деллюка, а также премию американской Киноакадемии.
1 октября 2013
Первый положительный момент, который следует отметить в творении блистательного французского режиссёра Франсуа Трюффо, это его общедоступность, под которой, в данном случае, стоит понимать ориентир, как на широкую публику, так и на так называемых поклонников жанра. Несмотря на то, что «Украденные поцелуи» являются третьей частью саги об Антуане Дуанеле, фильм является вполне самостоятельным произведением и от его просмотра ничего не потеряют, как и те, кто не смотрел предыдущие части, так и те, кто просто сел посмотреть хорошее французское кино, не зная даже толком ничего о режиссёре.
Пожалуй, именно вот эта самая «усреднённость» и стала причиной популярности проекта, попавшего (кстати, единственного из всех саги) даже в число номинантов на Оскар за лучший иностранный фильм года. Как и в случае с «Последним метро», француза обойдут советские режиссёры, но свою награду он всё-таки получит в 1974-ом. Тем не менее, общедоступность и видимая простота ставят под вопрос качество творения именно с точки зрения «элитарного кино». Фильму явно не хватает того нерва, который есть в «400 ударах», он не так динамичен и не затрагивает столь острые социальные вопросы, что прежде. Уверен, есть не мало зрителей вообще не считающих кинематограф Трюффо арт-хаусом. Однако же они забывают о том, что режиссёр был основателем Новой волны и даже помогал Годару писать сценарий к легендарному «На последнем дыхании». Его кино — далеко не пустышка!
Проводя параллели между двумя творцами, невольно сравниваешь и их героев, причём в исполнении всё того же Жана-Пьера Лео. Поль (герой работы Годара «Мужское/Женское») в таком же возрасте, что и Антуан явно взрослее своего сверстника, имеет более чёткие принципы и систему ценностей, решительнее и увереннее героя Трюффо, твёрже стоит на ногах. Роль самобытного Поля принесла Лео награду Берлинского кинофестиваля, но в истории актёр всё-таки остался для своих зрителей Антуаном Дуанелем, за которым мы наблюдаем на протяжении всей его жизни. Поль фрагментарен, поэтому его можно назвать и более авангардным, как возможно и сам Годар » авангарднее » Трюффо.
Однако это не делает почерк, а вместе с тем и произведения последнего хуже. И если Годару была чужда заокеанская культура, то Трюффо, напротив, пытался обогатить свой стиль американской динамичностью и хичкоковской напряжённостью. Годар рос от «выражения прекрасных чувств» к «правде 24 кадра в секунду», Трюффо же, наоборот решил остановиться на первом: его кино это «entertainment», где цель — это зритель, а не критик, кинозал, а не социум.
Возвращаясь к данному фильму и к его герою, можно упомянуть о том, что Антуан всё же взрослеет, хоть Трюффо иной раз не прочь над ним и иронизировать, быть может, ведя при этом своеобразный диалог со своим прошлым. И пусть он всё ещё порой ведёт себя как ребёнок, просящий конфету в отношениях с Кристин, гуляет по проституткам, мечется от одной работы к другой, и всё ещё способен влюбляться, не слишком-то надеясь на взаимность. Ближе к концу фильма мы видим героя уже добившегося долгожданной близости от своей девушки, обогащённого и даже во многом окрылённого опытом от постельных приключений с взрослой женщиной, вкусившего восторг от прорыва недоступности, а также обладающего, наконец-таки, постоянной работой и спутницей жизни.
Желая догнать самому, Антуан невольно убежал и в результате чего был пойман сам. И уже как нелепо выглядит таинственный незнакомец, как будто передающий хичкоковский привет от режиссёра к зрителю, так открыто, не стесняясь никого заявляющий о своём чувстве. Быть может он своего рода не повзрослевшая проекция главного героя? Режиссёр замыкает сюжетную линию в кольцо, оставляя для своего протеже открытую дверь, дверь в «Семейный очаг»…
6 из 10
29 ноября 2012
За окном вторая половина 60-х: Францию лихорадит в преддверии революции, Сорбонна кишит отроками-анархистами, Де Голль вот-вот будет списан в утиль, а Трюффо и Годар переживают творческий разрыв. Волна народного волеизлияния охватывает все сферы социальной жизни, «La Nouvelle Vague» раскалывается на две части и, фактически, перестает существовать как явление. В угоду замшелым интеллектуалам подавляющая часть французского кино всё больше походит на остросоциальную сатиру, а легкомысленный Трюффо и здесь вознамеривается плыть против течения.
«Украденные поцелуи» то ли знаменуют отказ от прежних идеалов, то ли являются той самой отправной точкой, с которой и принято начинать обратный отсчет. Режиссер уже не позиционируется как автор: в непосредственном творческом процессе на первый план постепенно выходит зритель, а привычный нуар — надоедлив, излишен и совсем необязателен. Пора взросления Дуанеля пришлась на время творческого преломления Трюффо и, возможно, оттого столь болезненна.
Антуан постепенно добрался до томика «Лилии долины», при поручительстве «негодяев-социалистов» уволился из армии (bonjour, monsieur Godard), и теперь усиленно пытается отыскать заветное место под солнцем. Но чрезмерная экзальтированность, отсутствие жизненного опыта и несоизмеримое количество душевных чаяний, несбывшихся мечтаний и надежд, разумеется, всячески тому препятствуют. Дуанель не то чтобы непутев, он просто еще совсем ребенок, привыкший всё воспринимать на веру. В самом деле, ведь только ребенок мог всерьёз полагать, что чувство Феликса к госпоже де Морсоф могло вот так вдруг внезапно угаснуть.
Легкомысленный и своенравный 20-летний юноша, затаив в уме наполеоновские планы и оказавшись на судьбоносном перекрестке жизненного пути, обязательно испробует все направления, набьет шишки о дорожные столбы, проигнорирует указательные знаки и только после этого остепенится. L`amour non partage возможно и поспособствует некоей опрометчивости, но будет это не то, чтобы не скоро, но уж точно не своевременно. Сейчас же Дуанель закаляет эмоции, не получает ответа ни на одно из шести сотен писем, делает жизнь окружающих невыносимо легкой, подобно сыну Навкраты мчится к главной цели, еще толком не очертив её контуров и, будучи совершенно неуверенным в правильности выбранного вектора, конечно же терпит неудачу. Но что такое неудача для ветреного шалопута, если жизнь полна непокоренных вершин, любовь витает в воздухе парижских улиц, а Бальзак не такой уж и верный спутник дел душевных? Антуан обязательно пройдет свой путь с высоко поднятой головой, ему лишь нужно научиться временами замечать светофоры.
1 мая 2012
Один из лучших фильмов Трюффо, при этом очень простой и незатейливый. На мой взгляд, природа дарования Трюффо наиболее близка эстетике «Украденных поцелуев» — сдержанный деликатный взгляд на молодого горожанина, своего рода сиюминутный эскиз, лишенный всякого дидактизма. Повествование о смене работ Антуана, его интрижках напрочь лишено драматической составляющей в пользу лирической интонации, мягкого доброжелательного юмора.
Бертолуччи примерно в это время снял «Перед революцией», Трюффо вместе с Годаром манифестовал, а фильм снял на редкость безмятежный и достаточно буржуазный. Залогом покоя главного героя является его уверенность в том, что уж какую-то работу он да найдет, какие-то деньги на кофе и девушку найдутся.
Антуан в этом фильме достаточно бесцветный и флегматичный юноша, если и говорить о его стремлениях, то они укладываются в рамки уютного мирного проживания радостей юности. Очень сочувственно показана семья Клод Жад, а образ жены коммерсанта, сыгранный Дельфин Сейриг, находившейся в расцвете красоты, для 1968 г. вообще уникален.
Паки и паки не перестаю удивляться: кто входил в «Новую волну»? В чем принципиальная художественная новизна Трюффо — вполне себе «трепетной лани» в упряжке с Годаром?
7 из 10
7 декабря 2011
Антуан Дуанэль — юноша, каких еще надо поискать. Очаровательный простак. В 20 лет он увольняется из армии и теперь снова возвращается к привычной жизни. Первые два вопроса, которые беспокоят Антуана, — поиск работы и отношения с Кристин, его девушкой. Вот тут все как раз и не очень просто. Девушка почему-то холодна и кажется, что любовь прошла, а работа… тут как в известной поговорке — «дело мастера боится». Не продержавшись долго в должности портье, Антуан чудом устраивается в детективное агентство. Слежка, тайны и интриги — явно не конек Антуана. А между тем он пытается разобраться в своих чувствах и найти свое счастье.
Начиная просмотр своего первого фильма от Трюффо, я не знал, что «поцелуи» являются продолжением так называемой саги об Антуане Дуанэле, начатой в «400 ударах», иначе бы начал смотреть сначала «удары». Но ничего страшного, фильм оказался очень милым, добрым и романтичным. Хотя у меня было представление, что фильмы Трюффо очень сложны для понимания — ничего подобного. Конечно, это не тот тип фильмов, что снимали на эту тему в Голливуде, но это даже имеет свою прелесть.
В свое время фильм был номинирован на «Оскар» в номинации лучший неанглоязычный фильм, но проиграл состязание колоссу Бондарчука «Война и мир».
7 из 10
31 марта 2009
Фильм замечательный. Самый красивый и непошлый Париж, виденный мной в кинематографе (ну, пожалуй «Амели» ещё). Фильм не устарел, диалоги остроумны, музыка волшебна. Рекомендую всем любителям классического французского кино, если такие ещё остались. Любителям поделок Бессона — нет.
18 ноября 2006