Степень риска
7.5
7.6
1968, драма
СССР, 1 ч 35 мин
12+

В ролях: Борис Ливанов, Алла Демидова, Людмила Аринина, Юрий Гребенщиков, Юрий Соловьев
и другие
Фильм посвящен ценности каждой человеческой жизни. Принимая ответственное решение, врач должен руководствоваться не столько общей математической вероятностью, сколько индивидуальной степенью риска. Несколько дней из жизни заведующего кардиохирургическим отделением больницы показаны с документальной точностью. На фоне повседневных дел доктор Седов должен принять непростое решение о сложнейшей операции на сердце выдающегося математика Саши. Со своей стороны пациенту также нелегко.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Степень риска

год: 1968
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Владимир Ковзель
композитор:
художник: Василий Зачиняев
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 февраля 1969 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Степень риска», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Степень риска», 1968

Жизнь и смерть в процентах

Совсем не случайно Илья Авербах второй своей картиной решил экранизировать повесть кардиохирурга Николая Амосова «Мысли и сердце» (1964). Если ты собираешься снимать серьёзное кино о врачах, то просто обязан разбираться в материале. А Илья Авербах разбирался: в 1958 году он окончил 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова. Работал по распределению в Шексне. И лишь после врачебной практики окончил Высшие сценарные курсы при Госкино СССР (1964, мастерская Е. Габриловича). Удивительное на первый взгляд совпадение: Амосов в 1964 году пишет свою знаменитую повесть, а Авербах в этом же году заканчивает сценарные курсы. С 1967 года Авербах — закончив ВКСР при киностудии «Ленфильм» — режиссёр киностудии «Ленфильм», автор сценариев научно-популярных фильмов. В 1968 году он пишет сценарий для картины «Степень риска» и в качестве режиссёра приступает к съёмкам.

Как это обычно бывает при экранизации, зрители делятся на 2 категории: первая — те, кто читали (и даже по несколько раз) повесть Амосова, и те, которые её не читали. Извечная дилемма экранизаций: что внести в сценарий, а что оставить за его рамками. Работа, что и говорить, неблагодарная. Повесть — законченное произведение, если его сюжетные ходы выбрасывать, то и фильм может получиться «куцым», а местами — просто обрубленным. И всё же Авербах пошёл на эти вынужденные меры, потому что рамки игрового фильма не позволяли вместить весь материал в ограниченный хронометраж. Быть может именно поэтому некоторым зрителям главный герой картины профессор Михаил Иванович Седов (Борис Ливанов) может показаться излишне сухим, а его личная жизнь — документально-фрагментарной. Конечно, повесть лишена этих недостатков. В ней немало страниц, в которых жизнь профессора показана во всём многообразии, в максимальной полноте: «Многим я увлекался в жизни: поэзией, женщинами, хирургией, автомобилем, внучкой. Сейчас, когда жизнь идёт к концу, хочется одного: понять, что такое человек…»

Мне кажется, именно эта фраза могла бы стать эпиграфом ленты. Авербах не стал «распыляться», выбрав в повести одну-единственную сюжетную линию — историю учёного-математика Александра Кириллова, и превратил её в настоящую драму. Иннокентий Смоктуновский — бесподобный актёр! Его манера говорить, его мимика, жесты, и даже паузы — это настоящий театр одного актёра! Почти в каждом эпизоде он выглядит по-новому, но, при этом, очень естественен и органичен. Самая сильная сторона фильма — это именно игра Смоктуновского — человека, который стоит в буквальном смысле на пороге смерти. Как учёный-материалист он отвергает Бога, но разве Надежда — это не проявление божественного? Смоктуновский бесподобно сыграл те эпизоды, в которых его герой будто прощается с миром — хруст снега под ногами, прикосновение к собачьей шерсти, печальные крики птиц.

Кому-то может показаться, что картина излишне печальна, а профессор Седов — слишком холоден и угрюм. Но разве можно иначе снять обстановку, в которой живой человек за несколько минут превращается в холодный труп?.. К тому же в фильме хватает юмора — пусть он специфический, зато сильно «разбавляет» гнетущую атмосферу. Заключительная часть снята почти как триллер — наивысшее напряжение, ритм которого отбивают падающие капли крови: «Этот страх, что медленно заполняет меня всего и растёт, растёт с каждой минутой. Не проснётся! Сердце не пойдёт!» Безусловной удачей картины является закадровый голос, будто размышляющего вслух профессора. Этот голос роднит каждого зрителя с повестью Амосова, которую кардиохирург не столько написал, сколько выстрадал. Именно поэтому она и называется «Мысли и сердце», а Илья Авербах лишь взял оттуда много хороший мыслей и вложил в картину частичку своего сердца…

23 января 2018

«Молодые быстрее принимают решения»

Боюсь, не дословно, к сожалению, но где-то очень близко по смыслу.

Думаю, это и есть тот камень преткновения, который не позволил мне в полной мере проникнуться идеей фильма. Слишком уж осуждающе звучит эта фраза из уст главного героя. И дело тут не в юношеском максимализме, как может показаться на первый взгляд. Просто ничего не предлагается взамен — вот что обидно. Только возраст, только опыт. Причем именно в прямой причинно-следственной связи (пусть и бесспорной в данном конкретном случае) друг с другом.

«Я ошибался больше Вас всех, вместе взятых». Допустим. Дает ли это основание думать дольше, чем следует, чем действительно необходимо? Не уверен.

Наверное, слишком специфичное кино. Слишком узкоспециальное, я бы сказал. Не случайно же литературный первоисточник написан врачом. Возможно, понять врача в полной, достаточной мере способен только врач, практикующий специалист, сталкивающийся (часто или время от времени — не столь важно) с проблемой принятия решений подобного рода. Но как же быть всем остальным?

Впрочем, я не осуждаю, боже упаси, главного героя за его сомнения, желание еще — который уже — раз взвесить все за и против. Ставка слишком высока — это понятно. Я лишь хочу сказать, что в данном конкретном фильме вот этих самых весов, а, точнее, черных и белых (читай «за» и «против») камней как таковых нет. То есть нам все время говорят о них, пытаются преподнести всё так, будто бы они существуют и причем примерно в равном количестве, но… Не убеждают!

А факты — они ведь на поверхности. Человек болен, и спасти его может только операция. Да, рискованная. Но надежда на успех есть. А промедление — суть лишь отсрочка неизбежного. Можно ли сравнивать эти две вещи? Можно ли оправдывать свою нерешительность желанием «подумать об этом завтра»? Я сомневаюсь. Причем именно в силу того, что ни разу (за весь фильм, имеется в виду) никакое «завтра» не принесло ни одного нового обстоятельства, заслуживающего быть принятым во внимание. Так где же смысл?

6 из 10

11 июля 2011

Драма Степень риска появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Илья Авербах. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Борис Ливанов, Алла Демидова, Людмила Аринина, Юрий Гребенщиков, Юрий Соловьев, Алла Балтер, Лариса Буркова, Лена Алёшина, Виктор Ильичев, Иван Дмитриев, Анатолий Егоров, Вячеслав Васильев, Леонид Неведомский, Иннокентий Смоктуновский.

Страна производства - СССР. Степень риска — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.