Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Расшатанные нервы |
английское название: |
Twisted Nerve |
год: | 1968 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Cleaver. Cleaver. Chop. Chop. First the mom and then the pop. Then we'll get the pretty girl. We'll get her right between the curl.» |
режиссер: | Рой Боултинг |
сценаристы: | Рой Боултинг, Джереми Скотт, Лео Маркс, Роджер Маршалл |
продюсеры: | Фрэнк Грэнат, Джордж В. Джордж, Джон Боултинг |
видеооператор: | Гарри Уоксмен |
композитор: | Бернард Херрман |
художник: | Альберт Уизерик |
монтаж: | Мартин Чарльз |
жанры: | ужасы, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 декабря 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Это между «Жильцом» Хичкока и «Подглядывающим» Пауэлла. А можно посмотреть на этот фильм, как на предтечу «Джокера».
Молодой нервный человек. Строгие родители. Богатство и сибаритство. Неуемные траты. Красивая девушка из скромной семьи. Вполне себе привлекательная мама этой девушки. Несколько молодых мужчин, выступающих в роли ухажеров. Вот вам триггер для достаточно мощной истории.
Приятно, что создатели этой ленты так в полной мере и не раскрывают нам процессов, происходящих в психике героя. Нет однозначного ответа, классического обоснования. Эта неопределенность завораживает и увлекает зрителя. Пока мы думаем о природе поведения главного персонажа на экране разворачивается много всего разного. Тут и лирическая история, и трагедия, и… Ну не будем раскрывать все линии этой картины.
На мой взгляд, единственным недочетом этой ленты стало чрезмерное увлечение создателей линией с болезнью Дауна. Есть в этом некоторая недосказанность. Ведь болезнь сама по себе не может быть причиной событий, которые разворачиваются в ленте.
В любом смысле все вышло очень выразительно. Предельно четким получился портрет главного героя. Его фраза «Это уточка Джорджи» и ряд действительно непредсказуемых действий надолго запоминаются. Выразительными и глубокими получились и три женские роли. Проще всего была роль у Филис Калверт. Она создала такой емкий образ одновременно милой и неприятной женщины, матери. Такой слабый душевно человек, старающийся балансировать, угодить всем. Она вроде все понимает, но открещивается от своей ответственности за происходящее.
Яркой вышла и второстепенная роль Бэрри Фостера. Всего несколько появлений, а как точно выделены штрихи, каков портрет. Да так сыграно, будто это сам Бэрри такой злобный и циничный человек.
Конечно нужно упомянуть и про дуэт Хейли Миллз и Билли Уайтлоу. Они играют милых женщин. Маму и дочь. Безукоризненная проработка образов вскрывает за милыми персонажами некоторые противоречия, которые заставляют влюбленных в них мужчин разочаровываться.
Все воедино это создает достаточно глубокое и совсем нетривиальное творение. При всей утилитарной жанровой заданности фильм оказывается куда более глубже. Вместо полярного деления на «плохой/хороший» нам предлагается приглядеться к людям более внимательно. И дело тут не в неожиданных твистах, а в изучении самых обычных ситуаций. Вот, к примеру, тонет главный герой или просто привлекает к себе внимание? Даже милая сцена пикника на природе несет в себе куда больше информации, чем любое преступление (без которых в этом фильме тоже не обойдется)
8 из 10
23 января 2020
A twisted nerve, a ganglion gone awry,
Predestinates the sinner and the saint
Мартин — молодой нарцисс и мизантроп. У него нет друзей, работы, он не получает образования, а проводит время, слушая джаз и качаясь в кресле-качалке. Посещая своего старшего брата, который страдает синдромом Дауна, Мартин спрашивает у врача: «Он скучал по мне?» Его мать, несчастная женщина, первого сына поместила в место, которое сама называет «ужасным», в надежде, что там ему будет лучше. Она говорит Мартину, что ему пора повзрослеть, но сама же делает всё, чтобы этого не происходило. «Всегда расстроена и всегда согласна». Она не просто любит Мартина, она боготворит его, и считает его «абсолютно нормальным».
Мартин пытается соответствовать не только эталонам мужской красоты, но и выглядеть взрослым. На его столике мы видим стопку журналов с изображениями бодибилдеров. А в действительности, он ведёт себя как ребёнок.
На досуге Мартин читает классический труд Рихарда фон Крафт-Эбинга по сексуальной психопатологии «Половая психопатия», в которой описано огромное число случаев сексуальных отклонений.
Главный герой фильма влюбляется в прекрасную и наивную Сьюзен. Но, памятуя о своём недуге, предстаёт перед ней и окружающими её людьми в образе своего альтер-эго: шестилетнего «Джорджи», вызывая в ней жалость и желание помочь, стать первым и единственным другом.
Мартин ненавидит своего отчима за то, что тот хочет, чтобы пасынок наконец-то уже начал самостоятельную жизнь. Раскачиваясь на детской деревянной лошадке, Джорджи говорит Сьюзен, что Джорджи всего побеждает. Мистер Шарши, постоялец дома Сьюзен, услышав мнение домработницы Кларки о том, что психопат убил известного банкира, описывает психопата следующими словами: «Это тот, кто не знает, что такое любовь, жалость или здравый смысл. Им ведома лишь ярость во время наплыва безысходности и желание уничтожить то, что заставляет их чувствовать себя беспомощными». В конце фильма врач психиатрической клиники во время лекции задаёт аудитории главный вопрос фильма: «Что такое психическое расстройство? Влияние общества, ситуации в семье или ошибка в наборе хромосом, которая лежит за пределами возможных исследований?»
Но для меня главным стал вопрос: Мартин — психопат или шизофреник? Потому что судя по поведению героя, он прекрасно осознаёт себя, и «играет» в шизофрению.
Идентифицируя себя с Джорджи, Мартин добивается того, чего хочет и с каждой победой становится более уверенным. Получив прогулку за город со Сьюзен, он меняет свою идентификацию. Рассказывая о, якобы, старшем брате: «Он сильный, красивый, нравится девчонкам», Мартин тихо добавляет: «Он возьмёт тебя в жёны» и пытается поцеловать девушку. Сьюзен начинает понимать, что Джорджи не тот, за кого себя выдаёт. Она узнаёт правду, но слишком поздно.
9 из 10
1 ноября 2014
Виденный единицами, замечательный британский фильм безвестного Роя Боултинга однозначно попадает в категорию картин, с которыми, невзирая на отсутствие регалий, необходимо ознакомиться пытливым поклонникам кино, не брезгующим перекрестными ссылками. Легче всего наткнуться на «Twisted Nerve», будучи ярым поклонником диснеевской звездочки Хейли Миллз, желающим посмотреть, в кого выросла эта озорная курносая девчушка, или почитателем композиторского гения Бернарда Херрманна, решившим узнать, откуда появилась использованная Тарантино в «Kill Bill» приставучая, и, вместе с тем, не лишенная надрыва мелодия с одноименным нашему фильму названием.
Отыскав ленту в безбрежном океане мирового кинематографа, главное — не испугаться ее жанровой составляющей. Прочитав синопсис, несложно спутать картину с каким-нибудь кровопускательным слэшером. Но зацикленность режиссера на персонажах, глубокий образ протагониста и общая художественность, вполне сопоставимая с поздними работами Хичкока, не позволяет поставить «Расшатанные нервы» в один ряд с тупоголовыми «Хэллоуином» и «Пятницей 13-го».
Главный герой повествования — двадцатиоднолетний Марти — милый парень с приятной внешностью, скрывающиеся за которой демоны гораздо страшнее типичного переходного возраста, отягощенного наличием отчима, и сулят вещи посерьезнее банального бегства из дома. В то время, когда иные из его ровесников к этому периоду если и не твердо стоят на ногах, то хотя бы идут по направлению к своей цели, Марти, под неустанным покровительством буквально боготворящей своего сына матери, все время бездействовал, ничему не научился и лишь множил свои и без того немалочисленные комплексы и неврозы. Но то, что в обычной ситуации превратило бы индивидуума в бесхребетного увальня, в совокупности с врожденным изъяном породило монстра. Не хотелось бы, конечно, утруждать читателя псевдонаучной отсебятиной и глубиной своего невежества раздражать людей, отдавших изучению психиатрии многие годы, но так и тянет пофилософствовать.
А в самом деле, неужели в самых страшных из человеческих пороков повинны только внешние факторы: воспитание, положение в семье, детские переживания, отношения с социумом, физические отклонения и т. д.? И насколько, в свою очередь, велико значение наследственности, первоначально заложенных данных? Как объяснить, что пережитые разными людьми одинаковые моральные удары, только закаляют личность одних и подтачивают нормальное состояние других? И где проходит та невидимая грань, за которой жалость к себе вкупе с обидой на весь окружающий мир мутирует в обсессивный импульс убивать. Вот взять хотя бы серийных убийц, в разговоре о которых часто ссылаются на случаи сексуального насилия в детстве, имевшего место в их биографии. Но вдумайтесь, как часто такие вещи происходят по всему миру, и, несмотря на серьезные психологические травмы, далеко не каждый ребенок вырастает в душегуба. Вспоминается развязка хичкоковской «Веревки»: ошарашенный и убитый горем герой Джеймса Стюарта, несмотря на схожие взгляды и былую дружбу, вдруг обнаруживает бездну, разделяющую его со своим учеником, решившимся на убийство своего хорошего приятеля и устроившего ради демонстрации собственного превосходства званый ужин прямо на его импровизированной могиле — большом сундуке.
Не менее пугают мысли о том, насколько хрупка иллюзия нашей с вами безопасности. Каждый день мы знакомимся с новыми людьми, и где, скажите мне, гарантия, что этот скромный, вежливый парень не порубит вас на куски на вашей же кухне, сказав потом, что это ему приказал помидор. В фильме весьма наглядно продемонстрировано, как обычная добродетель может обернуться трагедией: зачастую мы сами пускаем убийц в свой дом с радушием и приветливой улыбкой, всячески отгоняя спровоцированные инстинктом самосохранения и зловредной памятью жуткие образы из новостей и газет: «Ну нет, это же не может случиться со мной».
В общем, незаурядный фильм. Боултинг оказался прилежным учеником не только все того же Хичкока, но и Майкла Пауэлла с его опередившим время «Подглядывающим». Режиссер очень дорожит своими персонажами, выписывая их реплики на уровне диалогов социальных драм, тем самым позволяя зрителю сжиться с героями, обеспечивая в финале подлинный драматизм и неподдельный саспенс. А как хороша музыка… Думаю, не сложно уловить очередную параллель с творчеством великого Альфреда.
Отдельное удовольствие лицезреть Хейли Миллз, превратившуюся в девушку такого класса, что не присвистнуть в ее сторону было бы равнозначно признанию в равнодушии к слабому полу. Добавьте сюда саркастичного детектива, без коего немыслим ни один британский триллер, а также тонкие авторские намеки, подобные сценам, в которых Марти принимают за парня героини Миллз, обнажая простую истину о мнимой природе комплекса неполноценности, печать которого не обошла стороной и Марти.
Конечно, при желании можно пожурить фильм за шероховатость ритма и вольное отношение к научной части, но так ни кто и не говорит, что перед нами безупречный шедевр, а лишь достойнейший представитель жанра, безапелляционно доказывающий, что на хорошее кино можно наткнуться в любой части сокровищницы десятой музы.
25 июля 2012
Фильм Twisted Nerve по-праву можно считать культовым, заложившим определенную веху в кинематографе. Есть мнение, что его можно поставить в один ряд с Психозом Альфреда Хичкока. Сам посыл фильма обыгрывался и цитировался множества раз, от отдельной музыкальной темы (знаменитое насвистывание Эллы Драйвер в Убить Билла ч.1), до целых цитат (Американская история ужасов, в изрядной доле, построена на этом фильме), разумеется, с уважением к оригиналу.
Мартину 21 год. Он — баловень судьбы, которого невероятно любит мать, и сдержанно, хотя и не так чтоб плохо — относится отчим (но деньги, прошу заметить, дает регулярно — причем почти ничего не требует взамен). Младший брат Мартина находится в пансионате/психиатрической больнице — синдром дауна. Судя по всему дело было в папе — мама в фильме вполне нормальная, но определённый крен в башке достался и старшему брату.
Он явный нарциссист — все эти рассматривания себя в зеркале обнаженным, детские игрушки, мелкие грошовые кражи — сверх-акцент на собственное Я. Видно, что авторы фильма явно интересовались Фрейдом — в фильме делается акцент что его расстройство именно на сексуальное почве. Косвенно это подтверждает и книга, которую читает главный герой — известную монографию Ричарда фон Крафт-Эбинга Половые психопатии (в фильме её умудрились перевести как «сексуальная природа психических расстройств»). Хотя Эбинг и не одобрил идеи Фрейда, можно сказать что Эбинг был предтечей Фрейда в его идеях, вообще обративший взгляд общественности на эти стороны психиатрических отклонений. Собственно, и катализатором расстройства главного героя, «переключателем тумблера» в реактивную фазу, является его знакомство с девушкой.
У фильма есть, безусловно, несколько удачных моментов: хорошая медицинская предпроработка вопроса. И хотя можно упрекнуть консультантов фильма за излишне «прямое» трактование термина шизофрении, смешение биологии и воспитания не в тех пропорциях — но факт остается фактом. Работа проделана немалая.
Ещё плюс — удачный кастинг. Главный герой, Мартин — удачное попадание. Сьюзен — удачно. Её мать — удачно. Всё, в целом, сыграно хорошо и ровно — в духе английской школы.
Хорошо выдержан сценарий — фильм не практикует рояли в кустах, общая подача сюжета идет достаточно плавно.
Но минусы тоже есть. Главный минус — судя по всему, у актера, играющего Мартина (главного героя) было свое понимание роли. И оно отличалось от понимании роли сценариста и режиссера. Сценаристы явно предполагали что Мартин — шизофреник, сам не понимающий того, что происходит. Т. е. классическое раздвоение личности. Актер же подходил с позиции психопата — он всё прекрасно понимает, и переход из одной личности в другой обусловлен не шизофренически, а психопатически. Когда надо — он Джорджи, когда надо — Мартин. Это тоже болезнь — только с другой стороны. Но для сюжет это играет немаловажную роль. Отсюда и главная проблема — весь фильм мы видим хитрого психопата, «играющего» в шизофрению чтоб втереться в доверие, и реализовать себя сексуально (растущее желание секса сопровождается растущим желанием убийства — снова Фрейд) когда ему это выгодно, или просто ради развлечения — а в конце мы вдруг видим настоящего шизофреника и борьбу личностей. Вариант сойти с ума в этом направлении выглядит слегка надуманно — психопаты в шизофреников-психопатов за 5 минут не превращаются, и это вызывает легкое недоумение.
Недоумение вызывают ещё и поведение старших героев — причем со всех сторон. То что любовь матери сводит с ума (а это мягкий посыл фильма) — оставим на совести сценаристов.
Настораживае поведение (сценарное, не актерское) главной героини и её матери — она явно заигрывает со «слабоумным», но в то же время, вроде бы, ни о чем таком не думает. Хотя её мама тоже на передок слабовата.
А так — классическое кино про психопатов, которое приятно посмотреть и сегодня. Ровное, медитативное — любителям мочилова можно не смотреть, это не слэшер — скорее психологическая драма о шизофрении в современном мире.
Но на 10 минут можно было-бы сократить (испортил нас ХХI век, теперь плавное повествование кажется нам замедленным).
С учетом вышеизложенного
8 из 10
Old school.
17 июня 2012