Расшатанные нервы
Twisted Nerve
7.3
7
1968, ужасы, триллер, драма
Великобритания, 1 ч 52 мин
В ролях: Хейли Миллз, Бэрри Фостер, Кристиан Робертс, Тимоти Уэст, Робин Паркинсон
и другие
Мать 21-летнего Мартина балует его как маленького, злобный отчим наоборот ненавидит, а ещё у Мартина есть сумасшедший брат. Немудрено, что на фоне такой наследственности у Мартина развилась шизофрения, и его вторым «я» стал образ шестилетнего малыша Джорджи.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Расшатанные нервы

английское название:

Twisted Nerve

год: 1968
страна:
Великобритания
слоган: «Cleaver. Cleaver. Chop. Chop. First the mom and then the pop. Then we'll get the pretty girl. We'll get her right between the curl.»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Гарри Уоксмен
композитор:
художник: Альберт Уизерик
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 декабря 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, криминал

Видео к фильму «Расшатанные нервы», 1968

Видео: Фрагмент (Расшатанные нервы, 1968) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Расшатанные нервы», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Расшатанные нервы», 1968

ни одного упоминания про известную мелодию

Это между «Жильцом» Хичкока и «Подглядывающим» Пауэлла. А можно посмотреть на этот фильм, как на предтечу «Джокера».

Молодой нервный человек. Строгие родители. Богатство и сибаритство. Неуемные траты. Красивая девушка из скромной семьи. Вполне себе привлекательная мама этой девушки. Несколько молодых мужчин, выступающих в роли ухажеров. Вот вам триггер для достаточно мощной истории.

Приятно, что создатели этой ленты так в полной мере и не раскрывают нам процессов, происходящих в психике героя. Нет однозначного ответа, классического обоснования. Эта неопределенность завораживает и увлекает зрителя. Пока мы думаем о природе поведения главного персонажа на экране разворачивается много всего разного. Тут и лирическая история, и трагедия, и… Ну не будем раскрывать все линии этой картины.

На мой взгляд, единственным недочетом этой ленты стало чрезмерное увлечение создателей линией с болезнью Дауна. Есть в этом некоторая недосказанность. Ведь болезнь сама по себе не может быть причиной событий, которые разворачиваются в ленте.

В любом смысле все вышло очень выразительно. Предельно четким получился портрет главного героя. Его фраза «Это уточка Джорджи» и ряд действительно непредсказуемых действий надолго запоминаются. Выразительными и глубокими получились и три женские роли. Проще всего была роль у Филис Калверт. Она создала такой емкий образ одновременно милой и неприятной женщины, матери. Такой слабый душевно человек, старающийся балансировать, угодить всем. Она вроде все понимает, но открещивается от своей ответственности за происходящее.

Яркой вышла и второстепенная роль Бэрри Фостера. Всего несколько появлений, а как точно выделены штрихи, каков портрет. Да так сыграно, будто это сам Бэрри такой злобный и циничный человек.

Конечно нужно упомянуть и про дуэт Хейли Миллз и Билли Уайтлоу. Они играют милых женщин. Маму и дочь. Безукоризненная проработка образов вскрывает за милыми персонажами некоторые противоречия, которые заставляют влюбленных в них мужчин разочаровываться.

Все воедино это создает достаточно глубокое и совсем нетривиальное творение. При всей утилитарной жанровой заданности фильм оказывается куда более глубже. Вместо полярного деления на «плохой/хороший» нам предлагается приглядеться к людям более внимательно. И дело тут не в неожиданных твистах, а в изучении самых обычных ситуаций. Вот, к примеру, тонет главный герой или просто привлекает к себе внимание? Даже милая сцена пикника на природе несет в себе куда больше информации, чем любое преступление (без которых в этом фильме тоже не обойдется)

8 из 10

23 января 2020

«Легче убить, чем вылечить.»

A twisted nerve, a ganglion gone awry,

Predestinates the sinner and the saint

Мартин — молодой нарцисс и мизантроп. У него нет друзей, работы, он не получает образования, а проводит время, слушая джаз и качаясь в кресле-качалке. Посещая своего старшего брата, который страдает синдромом Дауна, Мартин спрашивает у врача: «Он скучал по мне?» Его мать, несчастная женщина, первого сына поместила в место, которое сама называет «ужасным», в надежде, что там ему будет лучше. Она говорит Мартину, что ему пора повзрослеть, но сама же делает всё, чтобы этого не происходило. «Всегда расстроена и всегда согласна». Она не просто любит Мартина, она боготворит его, и считает его «абсолютно нормальным».

Мартин пытается соответствовать не только эталонам мужской красоты, но и выглядеть взрослым. На его столике мы видим стопку журналов с изображениями бодибилдеров. А в действительности, он ведёт себя как ребёнок.

На досуге Мартин читает классический труд Рихарда фон Крафт-Эбинга по сексуальной психопатологии «Половая психопатия», в которой описано огромное число случаев сексуальных отклонений.

Главный герой фильма влюбляется в прекрасную и наивную Сьюзен. Но, памятуя о своём недуге, предстаёт перед ней и окружающими её людьми в образе своего альтер-эго: шестилетнего «Джорджи», вызывая в ней жалость и желание помочь, стать первым и единственным другом.

Мартин ненавидит своего отчима за то, что тот хочет, чтобы пасынок наконец-то уже начал самостоятельную жизнь. Раскачиваясь на детской деревянной лошадке, Джорджи говорит Сьюзен, что Джорджи всего побеждает. Мистер Шарши, постоялец дома Сьюзен, услышав мнение домработницы Кларки о том, что психопат убил известного банкира, описывает психопата следующими словами: «Это тот, кто не знает, что такое любовь, жалость или здравый смысл. Им ведома лишь ярость во время наплыва безысходности и желание уничтожить то, что заставляет их чувствовать себя беспомощными». В конце фильма врач психиатрической клиники во время лекции задаёт аудитории главный вопрос фильма: «Что такое психическое расстройство? Влияние общества, ситуации в семье или ошибка в наборе хромосом, которая лежит за пределами возможных исследований?»

Но для меня главным стал вопрос: Мартин — психопат или шизофреник? Потому что судя по поведению героя, он прекрасно осознаёт себя, и «играет» в шизофрению.

Идентифицируя себя с Джорджи, Мартин добивается того, чего хочет и с каждой победой становится более уверенным. Получив прогулку за город со Сьюзен, он меняет свою идентификацию. Рассказывая о, якобы, старшем брате: «Он сильный, красивый, нравится девчонкам», Мартин тихо добавляет: «Он возьмёт тебя в жёны» и пытается поцеловать девушку. Сьюзен начинает понимать, что Джорджи не тот, за кого себя выдаёт. Она узнаёт правду, но слишком поздно.

9 из 10

1 ноября 2014

Виденный единицами, замечательный британский фильм безвестного Роя Боултинга однозначно попадает в категорию картин, с которыми, невзирая на отсутствие регалий, необходимо ознакомиться пытливым поклонникам кино, не брезгующим перекрестными ссылками. Легче всего наткнуться на «Twisted Nerve», будучи ярым поклонником диснеевской звездочки Хейли Миллз, желающим посмотреть, в кого выросла эта озорная курносая девчушка, или почитателем композиторского гения Бернарда Херрманна, решившим узнать, откуда появилась использованная Тарантино в «Kill Bill» приставучая, и, вместе с тем, не лишенная надрыва мелодия с одноименным нашему фильму названием.

Отыскав ленту в безбрежном океане мирового кинематографа, главное — не испугаться ее жанровой составляющей. Прочитав синопсис, несложно спутать картину с каким-нибудь кровопускательным слэшером. Но зацикленность режиссера на персонажах, глубокий образ протагониста и общая художественность, вполне сопоставимая с поздними работами Хичкока, не позволяет поставить «Расшатанные нервы» в один ряд с тупоголовыми «Хэллоуином» и «Пятницей 13-го».

Главный герой повествования — двадцатиоднолетний Марти — милый парень с приятной внешностью, скрывающиеся за которой демоны гораздо страшнее типичного переходного возраста, отягощенного наличием отчима, и сулят вещи посерьезнее банального бегства из дома. В то время, когда иные из его ровесников к этому периоду если и не твердо стоят на ногах, то хотя бы идут по направлению к своей цели, Марти, под неустанным покровительством буквально боготворящей своего сына матери, все время бездействовал, ничему не научился и лишь множил свои и без того немалочисленные комплексы и неврозы. Но то, что в обычной ситуации превратило бы индивидуума в бесхребетного увальня, в совокупности с врожденным изъяном породило монстра. Не хотелось бы, конечно, утруждать читателя псевдонаучной отсебятиной и глубиной своего невежества раздражать людей, отдавших изучению психиатрии многие годы, но так и тянет пофилософствовать.

А в самом деле, неужели в самых страшных из человеческих пороков повинны только внешние факторы: воспитание, положение в семье, детские переживания, отношения с социумом, физические отклонения и т. д.? И насколько, в свою очередь, велико значение наследственности, первоначально заложенных данных? Как объяснить, что пережитые разными людьми одинаковые моральные удары, только закаляют личность одних и подтачивают нормальное состояние других? И где проходит та невидимая грань, за которой жалость к себе вкупе с обидой на весь окружающий мир мутирует в обсессивный импульс убивать. Вот взять хотя бы серийных убийц, в разговоре о которых часто ссылаются на случаи сексуального насилия в детстве, имевшего место в их биографии. Но вдумайтесь, как часто такие вещи происходят по всему миру, и, несмотря на серьезные психологические травмы, далеко не каждый ребенок вырастает в душегуба. Вспоминается развязка хичкоковской «Веревки»: ошарашенный и убитый горем герой Джеймса Стюарта, несмотря на схожие взгляды и былую дружбу, вдруг обнаруживает бездну, разделяющую его со своим учеником, решившимся на убийство своего хорошего приятеля и устроившего ради демонстрации собственного превосходства званый ужин прямо на его импровизированной могиле — большом сундуке.

Не менее пугают мысли о том, насколько хрупка иллюзия нашей с вами безопасности. Каждый день мы знакомимся с новыми людьми, и где, скажите мне, гарантия, что этот скромный, вежливый парень не порубит вас на куски на вашей же кухне, сказав потом, что это ему приказал помидор. В фильме весьма наглядно продемонстрировано, как обычная добродетель может обернуться трагедией: зачастую мы сами пускаем убийц в свой дом с радушием и приветливой улыбкой, всячески отгоняя спровоцированные инстинктом самосохранения и зловредной памятью жуткие образы из новостей и газет: «Ну нет, это же не может случиться со мной».

В общем, незаурядный фильм. Боултинг оказался прилежным учеником не только все того же Хичкока, но и Майкла Пауэлла с его опередившим время «Подглядывающим». Режиссер очень дорожит своими персонажами, выписывая их реплики на уровне диалогов социальных драм, тем самым позволяя зрителю сжиться с героями, обеспечивая в финале подлинный драматизм и неподдельный саспенс. А как хороша музыка… Думаю, не сложно уловить очередную параллель с творчеством великого Альфреда.

Отдельное удовольствие лицезреть Хейли Миллз, превратившуюся в девушку такого класса, что не присвистнуть в ее сторону было бы равнозначно признанию в равнодушии к слабому полу. Добавьте сюда саркастичного детектива, без коего немыслим ни один британский триллер, а также тонкие авторские намеки, подобные сценам, в которых Марти принимают за парня героини Миллз, обнажая простую истину о мнимой природе комплекса неполноценности, печать которого не обошла стороной и Марти.

Конечно, при желании можно пожурить фильм за шероховатость ритма и вольное отношение к научной части, но так ни кто и не говорит, что перед нами безупречный шедевр, а лишь достойнейший представитель жанра, безапелляционно доказывающий, что на хорошее кино можно наткнуться в любой части сокровищницы десятой музы.

25 июля 2012

Культовая классика

Фильм Twisted Nerve по-праву можно считать культовым, заложившим определенную веху в кинематографе. Есть мнение, что его можно поставить в один ряд с Психозом Альфреда Хичкока. Сам посыл фильма обыгрывался и цитировался множества раз, от отдельной музыкальной темы (знаменитое насвистывание Эллы Драйвер в Убить Билла ч.1), до целых цитат (Американская история ужасов, в изрядной доле, построена на этом фильме), разумеется, с уважением к оригиналу.

Мартину 21 год. Он — баловень судьбы, которого невероятно любит мать, и сдержанно, хотя и не так чтоб плохо — относится отчим (но деньги, прошу заметить, дает регулярно — причем почти ничего не требует взамен). Младший брат Мартина находится в пансионате/психиатрической больнице — синдром дауна. Судя по всему дело было в папе — мама в фильме вполне нормальная, но определённый крен в башке достался и старшему брату.

Он явный нарциссист — все эти рассматривания себя в зеркале обнаженным, детские игрушки, мелкие грошовые кражи — сверх-акцент на собственное Я. Видно, что авторы фильма явно интересовались Фрейдом — в фильме делается акцент что его расстройство именно на сексуальное почве. Косвенно это подтверждает и книга, которую читает главный герой — известную монографию Ричарда фон Крафт-Эбинга Половые психопатии (в фильме её умудрились перевести как «сексуальная природа психических расстройств»). Хотя Эбинг и не одобрил идеи Фрейда, можно сказать что Эбинг был предтечей Фрейда в его идеях, вообще обративший взгляд общественности на эти стороны психиатрических отклонений. Собственно, и катализатором расстройства главного героя, «переключателем тумблера» в реактивную фазу, является его знакомство с девушкой.

У фильма есть, безусловно, несколько удачных моментов: хорошая медицинская предпроработка вопроса. И хотя можно упрекнуть консультантов фильма за излишне «прямое» трактование термина шизофрении, смешение биологии и воспитания не в тех пропорциях — но факт остается фактом. Работа проделана немалая.

Ещё плюс — удачный кастинг. Главный герой, Мартин — удачное попадание. Сьюзен — удачно. Её мать — удачно. Всё, в целом, сыграно хорошо и ровно — в духе английской школы.

Хорошо выдержан сценарий — фильм не практикует рояли в кустах, общая подача сюжета идет достаточно плавно.

Но минусы тоже есть. Главный минус — судя по всему, у актера, играющего Мартина (главного героя) было свое понимание роли. И оно отличалось от понимании роли сценариста и режиссера. Сценаристы явно предполагали что Мартин — шизофреник, сам не понимающий того, что происходит. Т. е. классическое раздвоение личности. Актер же подходил с позиции психопата — он всё прекрасно понимает, и переход из одной личности в другой обусловлен не шизофренически, а психопатически. Когда надо — он Джорджи, когда надо — Мартин. Это тоже болезнь — только с другой стороны. Но для сюжет это играет немаловажную роль. Отсюда и главная проблема — весь фильм мы видим хитрого психопата, «играющего» в шизофрению чтоб втереться в доверие, и реализовать себя сексуально (растущее желание секса сопровождается растущим желанием убийства — снова Фрейд) когда ему это выгодно, или просто ради развлечения — а в конце мы вдруг видим настоящего шизофреника и борьбу личностей. Вариант сойти с ума в этом направлении выглядит слегка надуманно — психопаты в шизофреников-психопатов за 5 минут не превращаются, и это вызывает легкое недоумение.

Недоумение вызывают ещё и поведение старших героев — причем со всех сторон. То что любовь матери сводит с ума (а это мягкий посыл фильма) — оставим на совести сценаристов.

Настораживае поведение (сценарное, не актерское) главной героини и её матери — она явно заигрывает со «слабоумным», но в то же время, вроде бы, ни о чем таком не думает. Хотя её мама тоже на передок слабовата.

А так — классическое кино про психопатов, которое приятно посмотреть и сегодня. Ровное, медитативное — любителям мочилова можно не смотреть, это не слэшер — скорее психологическая драма о шизофрении в современном мире.

Но на 10 минут можно было-бы сократить (испортил нас ХХI век, теперь плавное повествование кажется нам замедленным).

С учетом вышеизложенного

8 из 10

Old school.

17 июня 2012

Ужасы Расшатанные нервы появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Рой Боултинг. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Хейли Миллз, Бэрри Фостер, Кристиан Робертс, Тимоти Уэст, Робин Паркинсон, Брайан Пек, Майкл Кадман, Клиффорд Кокс, Мартин Вилдек, Фрэнк Финлей, Хайвел Беннетт, Ларри Гуардино, Билли Уайтлоу, Филлис Кэлверт, Салмаан Пеерзада.

Страна производства - Великобритания. Расшатанные нервы — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.