Портрет Дориана Грея
7.4
7.2
1968, драма
СССР, 2 ч 25 мин
В ролях: Валерий Бабятинский, Валентина Малявина, Елена Коровина, Александр Галевский, Софья Пилявская
и другие
Портрет Дориана Грея имел удивительное свойство: он принимал на себя все грехи «оригинала», а так же течение времени. В реальной жизни Дориан Грей не менялся, не старел, на лице его не появлялось ни одной морщины, а старел за него портрет...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Портрет Дориана Грея

год: 1968
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Андрей Тюпкин
композитор:
художник: Владимир Лыков
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Портрет Дориана Грея», 1968

Молодое лицо, скрывающее падшего человека

Картина «Портрет Дориана Грея» 1968 года – это достойный представитель советского искусства. Телеспектакль поражает своей глубиной и философскими мыслями, а также является одной из лучших экранизаций романа Оскара Уайльда.

Сюжет известен, наверное, каждому. Он повествует о молодом и красивом Дориане Грее, который получает портрет от своего друга Бэзила Холлуорда. Дориан хочет оставаться молодым и красивым навсегда. Ситуация складывается таким образом, что молодому человеку это удается. Он оставляет свою душу в портрете, а сам продолжает жить и не стареет. Однако, его жизнь становится заполнена пороками и грехами, и его душа постепенно разлагается.

Одно из главных достоинств фильма, на мой взгляд, – это его философский подтекст. Фильм глубоко анализирует проблемы морали, этики и человеческой природы. Он показывает, как пороки и грехи могут разрушить человека и его душу. Фильм также поднимает важные вопросы о ценности человеческой жизни и о том, что настоящая красота и молодость находятся внутри человека, а не во внешности.

Еще одним достоинством фильма является его визуальная составляющая. Картина выполнена на высоком уровне и очень хорошо передает атмосферу эпохи, в которой происходят события. Костюмы, декорации и музыка – все сделано с большим вкусом и профессионализмом.

Наконец, актерская игра в телеспектакле просто потрясающая. Роль Дориана Грея исполнил Валерий Бабятинский, который прекрасно передал сложность и многогранность своего персонажа. Его игра убедительна и поражает своей глубиной. Персонаж получился насыщенным и достаточно приближенным к книжному оригиналу.

Но куда ярче, как показалось мне, оказался герой, которого исполнил Юрий Яковлев. Актер воплотил на экране многогранного и мало приятного лорда Генри. Привычный и известный актер по шедеврам «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ирония судьбы» здесь шикарно предстал совсем в другом амплуа. И удалась Яковлеву эта роль на славу. Наблюдать за игрой Юрия было очень интересно. Яковлев прекрасно передал сложность и многогранность своего персонажа, который является одним из главных людей, ведущих Дориана к падению.

Постановка радует. Антураж оригинала передан достаточно хорошо. Выверенные диалоги, атмосфера, тяготы морального выбора главных героев – все это представлено на суд зрителей. Без сомнения, создатели со всей ответственностью подошли к экранизации самого известно романа Оскара Уайльда.

Нельзя не отметить, что эта работа – телеспектакль. И он имеет все атрибуты данного формата. Однако это нисколько не портит восприятие картины. Кажется, даже наоборот. Благодаря такой реализации художественные приемы, что присущи фильмам, отходят на задний план, позволяя во всем великолепии насладиться отличной игрой актеров.

Финал обязательно заставит задуматься о том, какую роль может примерить на себя человек. Ведь он может быть обычным приятным парнем, который только начинает жить, способен любить и делать важные поступки. С другой стороны, под влиянием окружения, а также благодаря своим внутренним демонам человек может стать чем-то неординарным и опасным, неким существом, которому чуждо сострадание и тяга к прекрасному, тем, кто является тихим и при этом опасным для общества. Поразмышлять, как к такому можно прийти, поможет данная работа, а качественная постановка и отличная актерская игра дадут возможность насладиться действительно крепкой историей.

8 из 10

7 мая 2023

Что стоит человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?

Данную экранизацию великого романа Оскара Уайльда хочется посмотреть по двум причинам: всегда интересно засвидетельствовать адаптацию книжного оригинала на язык визуального искусства (здесь — телеспектакля, в целом — кинематографа) и особенно интересно увидеть это в так называемом советском варианте.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Повествование раскручивается от начала романа до момента, когда Дориан решает спрятать картину и не показывать более никому. Далее, как и в книге, пройдёт ещё семнадцать лет, чтобы судьба успела совершить роковой оборот вокруг своей оси — ибо всем рано или поздно воздаётся по заслугам. Но об этом — после антракта.

Стоит отметить скрупулёзную работу именно над перенесением текста на экран: диалоги сохранены в полной мере и разыграны со всем уважением к автору. По кастингу и попаданиям в образы может сложиться несколько иное мнение: великолепие Юрия Яковлева в роли лорда Генри и добротная, созданная на контрасте игра Александра Лазарева (Бэзила Холлуорда) — две жемчужины постановки. К Валерию Бабятинскому (Дориану Грею) тоже стоит присмотреться, но со своими поправками: акценты его игры довольно навязчиво расставлены в спектре наивности и чистоты писаного красавца. С одной стороны, это весьма дельный подход, с другой — есть червоточина сомнения в том, что Грей, при всём его обаянии, походил на простодушного ребёнка всё отведённое ему время, хотя не деле он постепенно превращался в порочное дитя, не считающееся с совестью и моралью. И этой порочности как раз недостаёт. Конечно, Бабятинский неплохо справляется со своей задачей, но сам типаж актёра для большего попадания в образ мог быть несколько другим. Впрочем, веяния советской эпохи диктовали иное умозрение.

Также роль Сибилы Вэйн, исполненная Валентиной Малявиной, на мой взгляд, требует большей лёгкости и простоты (с чем справилась бы актриса моложе), в то время как Александр Галевский (Джеймс Вэйн, брат Сибилы) являет собой очень точное отражение персонажа, как, кстати, и Елена Коровина (мать Сибилы и Джеймса). И всё-таки телеспектакль увлекателен именно за счёт актёрских работ и особого режиссёрского умения так расставить героев, помочь им во взаимодействии и тем самым подчеркнуть необходимое пунктиром, чтобы зритель максимально приблизился к пониманию оригинала. Подмечать важные детали, мелькающие в диалогах, реакциях, мимике задействованных лиц, и раскрывающие те или иные мотивы и настроения, доставляет особую степень удовольствия при просмотре.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Если в первой части лорд Генри перетягивал на себя одеяло зрительского внимания, то теперь мы становимся свидетелями губительной трансформации самого Дориана (традиция верного следования оригиналу в большей степени соблюдена). Мрачная, безрадостная перспектива расплаты за пороки, нуждающиеся в сокрытии во избежание позора и гибели, неизбежна, поэтому фигура Грея становится на первый план, а Бабятинский на сей раз отлично справляется с тем, чтобы придать своему образу максимальный контраст с неразумным мальчишкой, которого мы видели до сего момента. Мальчишка вырос — и трагедия поступков отразилась ликом тьмы на его красоте, пусть даже внешне он кажется таким же. Лорд Генри, как подобает дьяволу-искусителю во плоти, смирно стоит где-то за плечом и наблюдает за экспериментом разрушения жизни, иногда по привычке отпуская едкие остроты. Прочие персонажи, возникающие перед Дорианом, становятся пешками в игре за право продлить мгновение, в коем всё ещё можно остаться спасённым (пусть это уже и не назвать мгновением покоя, ибо покой умер, когда произошло пресыщение всеми соблазнами мира).

Здесь можно было показать намного ярче и интереснее то, как судьбы людей из окружения Грея сметает ветрами перемен в бездну небытия, однако в созданных на сцене условиях это оказалось не до конца возможным (например, мы никогда доподлинно не увидим эпизод на охоте — лишь услышим рассказ о произошедшем от одного из очевидцев). Но общее ощущение печальной тревоги, как следствие наблюдаемого морального падения, остаётся до самой развязки. Мы вместе с Греем, затаив дыхание, ждём того, что должно случиться, и понимаем, что повернуть ход событий вспять уже нельзя.

Финал вышел психологически сильным за счёт последнего диалога между Генри и Дорианом, в нём есть нерв и эстетика. Правда, шокирующий поворот, описанный в книге и касающийся портрета, является скорее технически выверенным аккордом, нежели настоящим раскатом грома, каким он казался при прочтении. Уайльдовский «приговор», звучавший надгробной эпитафией, против которой нет никаких противоядий, исполнен ровно так, как диктовало сохранение атмосферы телеспектакля — без лишних свидетелей, один на один со свершившимся роком.

ИТОГ

При всех замечаниях, данную экранизацию я считаю достаточно точной и подходящей для ознакомления. Особенно если вы любите старинные советские телеспектакли с выдающимися актёрами и без опаски относитесь к хорошему переложению классики на иной вид языка.

7 из 10

3 января 2021

В иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни

Невероятную любовь питаю к театру, поэтому прикоснуться к этому фильму-спектаклю, поставленному ещё в 1968 году — великое счастье.

Думаю, большое количество людей восхитил роман Оскара Уайльда, демонстрирующий глубокие внутренние миры героев и зачаровывающие диалоги персонажей (практически все фразы, особенно лорда Генри, подчёркнуты, поскольку все они из разряда: обязательно к запоминанию). Прочитав его пару лет назад, не возникало желания смотреть какие-либо экранизации, чтобы не испортить столь вкусного впечатления, которое оставила после себя книга.

Юрий Яковлев (лорд Генри) словно заковывает тебя и не отпускает ни на минуту на протяжении всей постановки: его взгляд, голос, искромётные фразы — мне казалось, что в первой части именно он занимал место главного действующего персонажа. Валерий Бабятинский (Дориан Грей) показал своего героя так, какие образы и возникали в моей голове. Уж очень понравилось лицо актёра во время знаменательного диалога с Александром Лазаревым (Бэзилом Холлуордом). Точно переданы эмоции во время сцены!

Не совсем, по моему мнению, раскрыта сюжетная линия с Сибиллой Вейн (конечно, если бы режиссёр уделил этой части большее время, то фильм-спектакль шёл часа три, а это уже наскучило бы зрителям).

Спасибо прекрасному композитору — Александру Пирумову. Благодаря его музыке, которая красной нитью проходит вдоль всей картины, фильм обретает несколько мистические краски.

Понравился финал, он не был из разряда — трэш. Красивая задумка и хорошее исполнение.

13 апреля 2017

'-Я влюблён в актрису!» «-Довольно банальное начало…»

В том, что в СССР умели снимать фильмы, хотели снимать фильмы, старались снимать фильмы и любили кинематограф в любом его проявлении мне и любому другому не приходится сомневаться. Одно из проявления кинематографа-соединения камеры и театральной постановки, что мы и видим в данной картине, написанной и поставленной Виктором Турбиным.

Посмотрев сей замечательный телеспектакль, я ещё раз убедился в этом

Атмосфера в фильме держит зрителя в напряжении. Всё происходит так не спеша, медленно и в тоже время уверенно, что каждую секунду зритель чувствует, что вот-вот что-то случится. Чёрно-белый цвет, в котором снят фильм и достаточно хорошо подобранный звукоряд только усиливают этот эффект.

Актёрский состав подобран хорошо, все отлично справились со своими персонажами.

В начале истории молодой, обаятельный, эмоциональный, радующийся жизни собственно сам Дориан Грей, который по ходу фильма становится всё более циничным, безжалостным, втаптывая в грязь свою репутацию, не обращая внимания на слухи и сплетни, оставаясь при этом молодым.

Лорд Генри- наставник и друг Дориана у которого что ни фраза, то философская мудрость. Взгляд его отрешённый, временами блуждающий. Который спокойно, никуда не торопясь, вдумывается в каждую фраз. От него постоянно ждёшь чего-то, очередной мудрости, на эти случаи держишь на этот случай рядом листок бумаги и карандаш. С ним хочется быть рядом и слушать его постоянно. Он сыплет красивыми и мудрыми изречениями как сыплется снег с ёлки зимой в холодном дремучем лесу. Лорд Генри-не простой человек, с ним надо быть осторожным, ведь его слова таят в себе цинизм и порочность, которыми известен и он сам.

Третий главный персонаж фильма- Бэзил Холлуорд-честный, наивный, простой и добродушный человек, которому чужда вся прелесть светской жизни, что конечно к лучшему и который в такое непростое время, век безнравственности продолжает верить в человечность. Бэзил всегда пытается разубедить своих друзей в совершении очередной опасной афере, которая чревата плохими последствиями как для них самих, так и для их репутации. В данном произведении он является положительным персонажем. Всё то, что Бэзил хочет воспитать хорошего в человеке и воспитывает, путём убеждения, прилагая немало усилий красноречия, с успехом разрушает лорд Генри своей циничной философией.

Лорда Гренрии Бэзила Холлуорда можно сравнить с тёмной и светлой сторонами души человека. Они очень разные и нередко спорят между собой. Один-изнеженный и развращённый светской жизнью и властью, в которой легко можно стать свиньёй, забыв о всех, кроме себя и жизни творческого человека, которая лишена каких-то материальных привилегий (кроме процесса и результата своей работы), ограничена в возможностях (опять же-материальных) и протекает в постоянной борьбе. Жить такой жизнью можно только трудясь и совершенствуясь, отдавая всего себя своему творению. Но всё равно, какую сторону выбрать-решать Дориану.

В общем и целом: несколько моментов не показано в фильме, хотя они тоже интересны, хотелось бы посмотреть (некоторые, чтобы получить более полную картину, некоторые просто ради интереса), но мне кажется, что картину и без них сняли очень хорошо. Я не смотрел остальные экранизации, но думаю, что это одна из нескольких действительно хороших экранизаций этого произведения, которые заслуживают внимания.

Итог:Ещё одна жемчужина в нашем отечественном кинематографе!

8 октября 2015

«Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу».

Как бы человек не старался внешне скрыть свою жестокость и нищету духа, она все равно будет прослеживаться в каждой складочке рта, морщинке, взгляде. Такое может быть у обычного человека, но только не у Дориана Грея.

Роман О. Уайльда гениален тем, что безо всякого стеснения или недомолвки раскрывает нам ужасающую историю превращения чистого, как капля воды, молодого человека в безжалостного садиста и эгоиста. И дело тут даже не в лорде Генри. В самой душе Дориана изначально живет «темная лошадка», которая по мере повествования «вырастает» во внушительную кобылу.

Телеспектакль В. Турбина меня очень порадовал. Сам актерский состав уже настраивает на качественную постановку: Валерий Бабятинский, Юрий Яковлев, Александр Лазарев-старший, Софья Пилявская, Вячеслав Шалевич…

Теперь по порядку. В первую очередь хочу отметить замечательную работу Бабятинского. По моему мнению, лучшего Дориана Грея в мировом кинематографе пока не найти. Ему одному удалось замечательно передать инфантильность молодого Дориана и холодность Дориана зрелого. Особенно поразила меня финальная сцена. Вот тут Бабятинский выложился на все сто.

Нельзя не упомянуть о Юрии Яковлеве (царствие ему небесное!): лорд Генри у него получился шикарный. Циничный, ироничный и равнодушный ко всему человек. Речи его опасны: они обволакивают слушателя, как облако дыма сигар, которые курит сам лорд Генри.

Хороши в эпизодических ролях Пилявская и Шалевич — видна хорошая актерская школа.

А вот Лазарев-старший меня несколько разочаровал. На книжного Бэзила он не совсем похож, да и до образа не дотягивает. Никаких враждебных чувств к Лазареву я не питаю, считаю только, что такая роль ему не подходит.

Смешанные чувства вызвали у меня Валентина Малявина и Александр Галевский.

Спектакль достоин просмотра. Данная постановка — образцово показательный пример великой советской театральной школы. «Портрет Дориана Грея» учит нас держать в чистоте не только внешность, но и свою душу.

11 февраля 2015

Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость (с)

Как я уже неоднократно говорила, Уайльда я недолюбливаю, и тем ценнее увидеть хороший фильм по его произведению. Оригинал наивен, скучноват и претенциозен, особенно удручает привязка сюжета к физиогномике и выводимая из нее же мораль, а также явное неумение автора в создании женских образов, впрочем, сама идея любопытна.

Фильм же, во-первых, крайне бережно отнесся и к сюжету, и к образам героев. Дословно перенесенные из романа диалоги представлены совершенно уместно. Легкая ретушь мотивации Бэзила, обезоружившая цензуру, при этом столь изящна, что не скрывает влюбленности художника в Дориана, а лишь подчеркивает ее платонический аспект (вспоминается топорная работа сценаристов в «Кошке на раскаленной крыше» — там подобную подоплеку выдрали с корнем, исказив весь замысел произведения — им бы поучится у наших мастеров).

Во-вторых, театральная школа актерской игры прекрасно подходит к театральному же стилю фильма — классически-театральному, не авангардному. Чопорность и изящество изображаемой эпохи, скрывавшие кипящие внутри темные страсти — все это без малейшей иронии, почти обязательной в более новых произведениях на тему викторианства. Образ лорда Генри у Яковлева получился даже вполне реальным — в отличие от эстетически выверенного, но довольно условного прототипа, чей плюшевый цинизм нам, знатокам Луркоморья («Суть /b/' и иже с ней), кажется столь беспомощным. Этот — действительно опасный человек с холодным разумом экспериментатора, его цинизм напоказ — умная маска, скрывающая настоящее презрение ко всему и вся.

Образ Дориана реальным, впрочем, сделать не в силах никто, не перелопатив смысл оригинала напрочь — и дело даже не в том, что подобрать прекрасного в строгом смысле актера сложновато, а лицо Бабятинского разве что в профиль представляется поэтичным — бесплотно-поэтичным, без тени чувственности, которую так боялись и презирали люди викторианской эпохи. Дело в том, что Дориан далеко не «вершина низости» человека, он, в сущности, всего лишь бесполезный дурачок, которому удавалось ломать людям жизнь только в условиях удушающих норм приличия высшего света — и по большей части по их же вине. Если человек настолько слаб и ведом, настолько не имеет стержня и своих мозгов, что его может испортить общение с Дорианом — кто же ему доктор? Это же можно сказать и о самом Дориане, которого испортило общение с лордом Генри.

Впрочем, создатели фильма сделали все возможное, сместив фокус именно на слабость самого Дориана — он всю свою жизнь был несчастлив, потому что не умел принять ни любовь женщины, ни любовь мужчины, ни даже собственную натуру. Его жизнь была абсолютно бесплодна, и даже наслаждения (судя по всему, довольно примитивные) его не радовали, так как всегда в его подсознании маячил Портрет и связанные с ним страхи.

Вторую часть фильма можно было бы и подсократить, изъяв розовосопливую и нереалистичную мелодраму с мстителем, совершенно ненужную для идеи, сюжета и образа Дориана, каковой она была и в оригинале, но, все-таки, фильм оставляет цельное и приятное впечатление, в основном, благодаря игре актеров.

23 января 2013

Драма Портрет Дориана Грея появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Виктор Турбин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Валерий Бабятинский, Валентина Малявина, Елена Коровина, Александр Галевский, Софья Пилявская, Елена Добронравова, Вячеслав Шалевич, Алексей Емельянов, Алексей Кузнецов, Антонина Гунченко, Гарри Дунц, Юрий Волынцев, Григорий Мерлинский, Нина Нехлопоченко, Иван Каширин.

Страна производства - СССР. Портрет Дориана Грея — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.