Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Петулия |
английское название: |
Petulia |
год: | 1968 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «...the uncommon movie.» |
режиссер: | Ричард Лестер |
сценаристы: | Джон Хаазе, Барбара Тернер, Лоуренс Б. Маркус |
продюсеры: | Дэнис О’Делл, Рэймонд Вагнер, Дон Девлин |
видеооператор: | Николас Роуг |
композитор: | Джон Бэрри |
художники: | Тони Уолтон, Одри А. Блэсдел |
монтаж: | Энтони Гиббс |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 июня 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
«Петулия» — один из самых ярких и неоднозначных фильмов 60-х, снятых Ричардом Лестером на американский манер, но с чисто европейским подходом и анализом противоречий и кризисов, выходящих за рамки означенного периода. Даже спустя почти полвека он остаётся стильной раритетной конфеткой для любителей киноклассики, за яркой обёрткой которой скрывается удивительная и тонкая экзистенциальная начинка.
А ведь изначально встреча эксцентричной замужней барышни по имени Петулия (Джули Кристи) с преуспевшим в жизни и умудрённым ею хирургом Арчи (Джордж К. Скотт) в одном из ресторанов Сан-Франциско не предвещала обоим ровным счётом ничего. То ли под влиянием воскресших чувств, то ли под магическим напором новой знакомой добровольно покинувший семью мужчина теряет осторожность и свободу одиночества, поддаваясь нахлынувшему душевному порыву. Петулия же играет в свою странную игру, которую Арчи безуспешно пытается понять, в то время как атмосфера вокруг них становится всё более нездоровой.
«Петулия» — это история бесконечного блуждания героев по хорошо знакомым, но недостаточно идентифицированным с собою социальным и психологическим схемам. Людям давно стало скучно и тесно в устоявшемся мире удовольствий, чрезмерной автоматизации и товарности сферы жизни, о чём в то время неустанно твердили представители «новых левых» и других организаций. Что уж говорить, если даже в палатах благопристойных американских больниц вместо нормальных телевизоров пациентам предлагают лишь пустые корпусы от них, разумеется, в целях рекламы. Неустойчивый, гиперактивный визуальный стиль картины, где жест, обрамление тела или же какой-то объект вызывают сложную игру памяти и чувств, под стать рваному ритму популярных сан-франциских музыкальных групп.
Ощущение того, что для Ричарда Лестера история Арчи и Петулии всего лишь ширма, вторичность по отношению к более серьёзным темам окончательно рассеивается с финалом. В их эмоциональной одержимости друг другом ярко проявляется устаревшая шкала ценностей и эмоциональных проявлений, идущая вразрез с нарождающимися тенденциями 60-х, раскрепостившими следующие поколения жителей западного мира. Тем не менее, Лестер черпает вдохновение не в прошлом, а в быстро меняющемся настоящем и тех, кого оно меняет. Пресытившееся жизнью, но не утратившее интереса к ней лицо Арчи вкупе с непосредственной обстоятельностью Сан-Франциско того времени — вот, пожалуй, наиболее стабильные элементы конструкции фильма, сохраняющие её целостность и устойчивость.
Не самый растиражированный фильм Ричарда Лестера о девушке-цветке, который так и не раскрылся полностью для консервативного и сомневающегося Арчи, став лишь весьма необычным явлением в его жизни, до сих пор вызывает массу впечатлений. Возможно, это и есть тревожное напоминание об эфемерности и быстротечности жизни, понимании утраченной цели и закономерной пустоте в конце.
24 октября 2016
Решил посмотреть фильм по двум причинам:
1. Режиссёром выступил Ричард Лестер, чей фильм «Сноровка» вызвал у меня неподдельный восторг.
2. «Петулия» была в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1968 года, который был сорван через пару дней после открытия (сам по себе такой факт весьма неординарен).
Очень стильный фильм, напомнивший мне интерьерами и костюмами «Blow Up», а психоделические врезки оживляют в памяти «Жидкое небо». В плане сюжета фильм несколько проигрывает, вдаваясь местами в банальный детектив.
В общем, рекомендую фильм всем, кого интересует эстетика 60-х.
7 из 10
7 ноября 2012
Один из немногих фильмов передающих не столько дух 60-х, сколько их ритм. Англичанин Ричард Лестер точно улавливает эклектику Сан-Франциско конца десятилетия, где небоскрёбы делового центра города перемежаются двухэтажными магазинчиками, убранными в цвета психоделических постеров, а типовые бараки мексиканских нелегалов чередуются кадрами плывущих конструкций футуристического дизайна в жилищах главных героев. В съёмках приняли участие группы Grateful Dead и Big Brother & The Holding Company во главе с Дженис Джоплин, что дополнило антураж — местом и временем! Очень символичен эпизод в начале картины, когда парализованных стариков привозят на инвалидных каталках на вечеринку, где будет разыгран, среди гостей и них в том числе, новенький автомобиль… Вот уж буйство абсурда! Но подобные моменты не редки в этом фильме — иной раз мотивировка действий персонажей просто не объяснима.
Таков и стиль монтажа фильма — длинные фактурные кадры сцен диалогов разрезаются коротким монтажом флэшбэков главных героев. Эдакое годаровское настроение, хотя правды ради отмечу, что Лестер и битловские фильмы и свою трактовку мушкетёров Дюма — снимал в такой же неровной манере.
Замечательные актеры — в своей лучшей форме. Оскароносная к тому времени Джули Кристи играет простушку Петулию, следующую своим безумным порывам, олицетворяющую видимо «детей-цветов» и всё новое, что стремительно наступает на пятки взвешенности и продуманности прошлого — в лице героя Джорджа К. Скотта. Хотя и его персонаж, уставший от привычного образа жизни, уходит из семьи — словно поддавшись приметам безрассудного духа времени…
Особое упоминание заслуживают диалоги: лёгкие, ироничные, словно пинг-понгом Петулия и доктор Арчи Боллен отыгрывают реплики друг друга, одна пикировка —
Петулия: «Ты женишься на мне?» Боллен: «Поколение Пепси…» — чего стоит.
В общем фильм о том, как молодость несётся в будущее, а значит тянется к старости. В свою очередь преклонный возраст неумолимо впадает в детство — а свингующие 60-е этому потворствуют!
Моя оценка 8 из 10.
18 августа 2010