Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Освобождение: Огненная дуга |
год: | 1968 |
страны: |
СССР,
Германия (ГДР),
Польша,
Италия,
Югославия
|
слоган: | «Two great armies duel to the death with a million guns and ten thousand tanks... THE GREAT BATTLE.» |
режиссер: | Юрий Озеров |
сценаристы: | Юрий Бондарев, Оскар Курганов, Юрий Озеров |
продюсеры: | Юрий Джорогов, Лидия Канарейкина |
видеооператоры: | Владимир Гусев, Амина Ахметова, Игорь Слабневич |
композитор: | Юрий Левитин |
художники: | Александр Мягков, Диляра Озерова |
монтаж: | Екатерина Карпова |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $9 424 |
Мировые сборы: | $5 098 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1970 г. |
на DVD: | 2 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Говоря о военных фильмах того времени, я отмечаю в основном эту часть. Поскольку больше там говорить не о чем. Ведь понятно, что снимались они в условиях жесткого идеологического пресса. И к реальным событиям имеют весьма отдаленное отношение. Но уж совсем нелепо выглядит, когда всячески избегали показывать собственную технику. Идеологи тогда считали более выгодным изображать в фильмах собственную армию технически отсталой (не имеющей танков, артиллерии, авиации). Чем признавать, что известные неудачи имели место при равном с противником вооружении. Однако в данном фильме пришлось показывать более-менее объективную картину, поскольку у его создателей просто не было выбора. Как понятно из названия, он посвящен сражению на Курской дуге, в котором огромные массы техники применялись с обеих сторон. И нельзя было обойтись без демонстрации сражения под Прохоровкой. Которое тогда всячески пытались выдавать за крупнейшее танковое сражение в мировой истории. Чтобы отвлекать внимание от сражения в районе Дубно - Луцк - Броды в 1941 году (которое действительно было крупнейшим). То есть данный фильм был единственным, где на более-менее приемлемом уровне показаны индустриальные бои.
Сначала стоит отметить вот какой момент. Главным специализированным фильмом по танковой теме у нас является «На войне как на войне». Который почти все зрители оценивают положительно. Хотя бронетехнику там показывают очень ограниченно. А в «Огненной дуге» ее показывают в разы больше (и на цветной пленке), но некоторым зрителям этот фильм почему-то не нравится. Если не поднимать тему довольно странных вкусов у нашей публики, то причина, возможно, вот какая. Здесь мало показывают рядовых участников сражения – в основном только генералов. Которые выглядят довольно карикатурно с обеих сторон. Ладно, немцы почти всегда именно такие и в зарубежных фильмах. Но столь же шаблонными, стереотипными здесь показаны советские генералы.
Я слышал мнение, что при создании этих образов, авторы фильма пытались копировать русских военачальников эпохи Первой Мировой войны. Используя сохранившиеся в архивах стенограммы совещаний и прочие документы. Нетрудно догадаться, почему их заинтересовали эти люди (потому что в Первой Мировой были немыслимы катастрофы вроде отступления до Москвы и Волги). Но проблема в том, что в дореволюционное время это была совсем другая среда, с иным уровнем культуры, образования и прочего. Достаточно сказать, что для генералов тогда считалось обычным делом знание нескольких иностранных языков. У них были совсем другие отношения с высшей государственной властью. Они могли спорить с императором, отстаивая собственную точку зрения. И не опасаясь при этом за свою жизнь (что-то вроде репрессий 1937 года тогда не приснилось бы даже в кошмарном сне). А в «Огненной дуге» этих людей попытались перенести в совершенно другую среду, совместить несовместимое. Вероятно, поэтому и возникает чувство какой-то фальшивости, наигранности, пронизывающее весь фильм. Но, на мой взгляд, все это компенсируется сценой танкового сражения. Не помню, чтобы в других фильмах у нас показывали такое количество техники. Причем, самое главное – с обеих сторон.
Получается, это единственный отечественный фильм, позволяющий почувствовать дух и атмосферу войны индустриальных государств. Когда с обеих сторон бьются огромные массы «железа». Что производит совершенно другое впечатление, чем иные фильмы об этих событиях, демонстрирует принципиально другую картину. Хотя и здесь авторы всячески пытаются заменить «войну моторов» на войну людей. Уделяя чрезмерное внимание стычкам экипажей из подбитой техники. Именно за это (эпизод, где горящая техника заезжает в водоем) данный фильм и критиковали участники тех событий. Утверждавшие, что ничего этого не было – экипажи просто гасили машины и разъезжались в разные стороны. Однако в целом картину сражения можно оценить положительно. Его авиационная составляющая, правда, совсем «никакая» (хотя в реальности авиация там играла большую роль). Но запомнилось реалистичная сцена падения сбитого самолета на поле боя (75-я минута).
И довольно странным выглядит недовольство некоторых зрителей относительно недостаточной масштабности соответствующих сцен, и тд. и тп. Можно подумать, у нас были фильмы, где с этим дело обстоит лучше. Не было таких. Впрочем, стоит отметить, что со спецэффектами в «Огненной дуге» действительно негусто. Фактически, здесь просто взяли со склада танки (которые там числились в резерве) вывезли на полигон и сняли сражение с тем расчётом, чтобы платить пришлось только за израсходованное топливо. Если снимать полноценный танковый бой, то требовалось показывать попадания снарядов (с последующей детонацией боекомплекта) для чего требовались защищенные камеры (или с какими-нибудь телеобъективами). А также оснащать машины системами дистанционного управления и тд. Здесь ничего этого нет, хотя все это стоило недорого, и дело явно не в нехватке средств. Но хорошо хоть так сняли.
И стоит отметить один существенный момент. Демонстрируемая здесь картина танкового сражения не дает однозначного ответа на вопрос – кто же в нем победил. Кульминационный момент (с перевернутыми машинами очевидной государственной принадлежности) весьма далек от какого-либо ура-патриотизма. Так что данный момент – один из редчайших (в фильмах того времени), который отчасти соответствует реальным событиям. Раз уж здесь показано таковое событие (сражение под Прохоровкой), то стоит сказать о его результатах. Почти во всех открытых источниках приводятся, одинаковые, довольно невеселые цифры (уничтожено 70 немецких и 328 советских танков). Не знаю, насколько эти цифры у нас официально признаны, но и опровержения нет.
Поэтому вполне можно понять тогдашних идеологов, которые не одобряли показ собственной техники в фильмах (а в данном фильме не напрягались со спецэффектами). Слишком болезненная это была тема. Противоположный пример – когда во время Первой Мировой войны у нас вроде как сняли короткометражный (к сожалению, не сохранившийся) фильм о бомбардировщиках «Илья Муромец». Данные самолеты обладали высокой эффективностью – за 400 боевых вылетов было потеряно всего 3 машины от воздействия противника (при этом бортовые стрелки сбили 12 австрийских и немецких истребителей). Естественно, что столь успешная техника привлекла внимание кинематографистов. Стесняться и скрывать здесь было нечего.
Подводя итог, стоит еще раз назвать главный плюс – это единственный отечественный фильм, демонстрирующий, что тогда была война индустриальных государств (каких-то других похожих картин я пока не нашел). Демонстрация данного факта для властей была не очень выгодна. Поэтому данный фильм является редким исключением (резко выделяясь среди остальных). Поскольку никак нельзя было показать, что в сражении на Курской дуге танки были только у немцев. На положительную оценку, конечно, не тянет. Поскольку те эпизоды, которые действительно представляют интерес, длятся не более 10 минут. И спецэффектами совсем не впечатляют.
6,5 из 10
4 мая 2024
Пишу рецензию, просмотрев все части, и поэтому высказываю своё мнение обо всей «грандиозной» киноэпопее.
Самая первая и главная претензия — никакой «грандиозности» и «эпичности» я не почувствовал.
Курская дуга — величайшее танковое сражение не только времён Второй Мировой, как сказано в фильме, но и вообще всей известной нам истории человечества. Но в фильме вы этого не почувствуете. По полю катаются полтора десятка танчиков, летают пятёрочка самолётиков, и развязка этой битвы показана как перестрелка танкистов, заезжающих в реку тушить свои машины.
Батальные сцены совершенно не поражают размахом и не дают понимания, насколько грандиозны и эпичны были сражения Второй Мировой. Для понимания можете почитать мемуары, например, танкистов, участвовавших в Курской дуге и битве у Прохоровки.
Между не впечатляющими сражениями вставки из картонных генералов и маршалов, Черчилля и Гитлера. Общее впечатление — схематичность и стерильность.
Понятно, что весь трагизм Варшавского восстания не показан, а показана просто сцена подрыва кинотеатра.
Показаны отдельные сцены из Второй Мировой, которые всем известны и это больше похоже на какую-то карикатуру. Общей картины, понимания движения огромных масс войск и техники не чувствуется, не чувствуется и победоносное, но всё же тяжёлое продвижение Красной Армии к Берлину. Вставка с Брозом Тито в Югославии вообще сделана непонятно для чего, как и похищение Скорцени Дуче — не самые значимые сцены зачем-то врезаны сюда без смысла и пользы для общей картины. Впрочем, они ничего не портят, потому что реализация настолько слаба, что портить там нечего.
Историй рядовых бойцов вы не увидите, впрочем, как и историй генералов и маршалов. Казалось бы, зачем они там? Ведь это эпичное полотно, не до рассказов про отдельных личностей. Так в том-то и дело, что и эпичности там нет. Отдельных историй — нет, цельности и масштаба — тоже нет. А что есть?
Картонные генералы и оловянные солдатики.
Также вызывает недоумение начало фильма с 1943 года. Разве можно показать эпопею Великой Отечественной, не показав трагические и мрачные для нас 1941 и 1942? Нам, по сути, показывают, как Красная Армия гонит врага в хвост и гриву и не показывают, какими неимоверными усилиями был сделан перелом в нашу сторону, как, по сути, советский народ встал с колен и обрушил всю мощь народного гнева на оккупанта.
6 ноября 2023
Сегодня 22 июня. Это день памяти и скорби. В этот день фашисты напали на нашу Родину в 4 часа утра. И началась Великая Отечественная война (1941—1945). В нашей стране нет семьи, которую бы эта война не затронула.
И сегодня, спустя 75 лет со дня победы в этой страшнейшей войне, память о ней важна для каждого, как понимание великого подвига Родины в освобождении всего мира, человечества от страшного слова фашизм.
О Великой Отечественной Войне написано немало художественных книг, немало песен сложено, снято много художественных фильмов. И сегодня вся эта память важна каждому.
Одним из таких подвигов для Отечества является киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение», состоящая из пяти фильмов.
Первый фильм цикла это «Освобождение: Огненная дуга». В нем показано одно из значительнейших, величайших сражений Великой Отечественной Войны: Курская дуга (5 июля — 23 августа 1943 года). Это напряженное и сложное время войны. Отечество уже доказало фашистам в битве под Москвой в конце 1941 года, что способно противостоять злу, противнику. Но впереди еще тяжелый, сложный путь к полному освобождению, к Победе.
В этом фильме Ю. Озерова показано в начале обсуждение немецким командованием во главе с Адольфом Гитлером (Фриц Диц) уничтожить советские войска на Курском выступе, что было обозначено, как операция «Цитадель».
Но и на Родине сумели предугадать такой ход со стороны противника.
И в Советском Союзе также идут обсуждения военных действий. И показаны реальные исторические фигуры: Иосиф Сталин (Бухути Закариадзе), Георгий Жуков (Михаил Ульянов). А Также Константин Рокоссовский, Уинстон Черчилль и др.
То, что показываются реальные исторические личности, в своих выступлениях, речи, внешности максимально приближенные к оригиналам — это высокая ценность картины.
Это придает характер документальной хроники, где все отчеканено до последней детали, до последнего штриха. В основе картины и сценарий Юрия Бондарева, возможно мемуары Георгия Жукова.
А также в этом фильме показаны сражения в степи. В бой идут тут танки. Показано много танков, свист после бомбардировок. И показаны те, кто воюет. Это Сергей Цветаев. Медсестра Зоя, которая лечит воинов. А также танкист Васильев, Максимов, Сашка. Это все Народ. Народ, который воевал на полях сражений. Простые люди, рисковавшие своей жизнью, их внутреннее состояние показано в фильме. Они сражались за Родину во имя мирного неба, их подвиг — важнейший. Это показано в фильме. И об этом народном подвиге надо помнить! И символично, что операция россиян носит название «Кутузов». Это память в сложный период к тем временам, когда Отечество было также в опасности, когда великий полководец М. Кутузов потому был велик, что понимал значение народа в войне, понимал, что народ — это движущая сила в любом сражении. Так было и в 19 веке. Так было и во время Курской дуги в 1943 году.
И ценность этого фильма в том, среди многого другого, что тут показаны роль главных политических фигур в планировании сражений. А также роль народа на полях сражений, здесь — танковых сражений.
Об этом надо помнить. Этот фильм помогает в этом.
10 из 10
22 июня 2020
Фильм охватывает период от начала третьей кампании 1943 года до первого перелома в сторону советских войск на «Курской дуге» и содержательно представляет собой скорее документальный, нежели художественный.
Затяжные батальные сцены, поставленные с огромным размахом, прерываются переговорами глав Германии, СССР и союзников, обсуждением стратегии и тактики будущих боев. Также переодически присутствуют вставки более художественные — через все пять фильмов протянута судьба нескольких персонажей, которых нам в «Огненной дуге» кратко представляют. Малого сюжета в картине нет, идет пересказ исторических событий. По этой же причине нет персонажей, за которыми было было бы интересно наблюдать — если не считать Гитлера, Сталина, Жукова и прочих исторических личностей. В следующих частях им отведено значительно больше времени.
В целом, данный фильм неплохо подойдет для образовательных целей, нежели для просмотра в «обычном режиме». Фильм не держит в напряжении, фильм не предоставляет возможности переживать за героев, фильм не имеет сюжетных поворотов — и это абсолютно закономерно. Не хочется использовать слово «скучные» относительно батальных сцены — не поймите меня неправильно, я не жду от советского фильма о войне ураганного экшена в стиле голливудского боевика 80-х. Тем не менее — мне приходилось в некоторых моментах просто заставлять себя смотреть фильм, не перематывая.
Данную рецензию можно отнести ко всем пяти фильмам серии.
6 мая 2020
Вторая Мировая Война является уже отдельным предметом увлечений для многих людей. Широкий интерес обусловлен тем, что нет семьи на этой планете, которую бы обошла стороной эта Война. Интерес проявляется в разных форматах, но, Слава Богу, для нас-потомков это уже только искусство. Такие фильмы и исторические события уже давно образовали, хотя и не оформили, отдельный исторический поджанр кинематографа — «Вторая Мировая Война» («Великая Отечественная Война»), хотя это конечно больше фильм о ВМВ с позитивным уклоном в ВОВ. Я буду писать сразу о целой серии фильмов «Освобождение», поскольку это — единый мини-сериал, рассматривать который по отдельности имеет малую ценность с точки зрения понимания этого грандиозного проекта, хотя каждая серия и в отдельности очень интересная. Чтобы понять эту киноэпопею, надо понять 2 вещи: ее «враги» — это узкость и обособленность событий, ее «союзники» — масштабность, взаимосвязанность и объединенность событий с различных сторон.
В этой картине мало человеческого (хотя и это можно обнаружить замечательнейшим образом) и много героического. Фильм представляет малую ценность для любителей человеческих драм и страданий на войне, простых солдат, граждан, людей. Он может даже немного разочаровать любителей реконструкций в мелких деталях. Фильм для тех, кому мало документальных хроник и качественных воплощений ведущих игроков всемирной истории того легендарного периода. А этого материала действительно мало. Для таких-то масштабов. В большой части эту дыру заполняет «Освобождение». Особенно в цельном и адекватном формате. Без излишней пропаганды, однобокости и существенных фактологических ошибок. Одновременно с главным смыслом, это главное достоинство этого фильма(ов) перед всеми остальными из поджанра «Вторая Мировая Война».
Вы хотите увидеть «великого» Сталина, «одиозного фанатика» Гитлера, «яркого дуче» Б. Муссолини, «коварного дипломата» У. Черчилля или «великого прагматичного президента США» Ф. Рузвельта, да в их взаимодействии с «талантливым» Г. Жуковым, «талантливым организатором» А. Антоновым, «крупнейшими стратегами» А. Василевским и К. Рокоссовским, «многоважными» В. Чуйковым и В. Соколовским, «крупнейшим танковым стратегом» М. Катуковым, «гением обороны» В. Моделя и даже менее представленных, но интересных «железным» В. Молотовым, «символом пропаганды» Й. Геббельсом, «осторожным, умным Гансом» Г. Клюге, «передовым стратегом» Э. Манштейном, «многозадачным агентом» О. Скорцени, «активными заговорщиками-противниками Гитлера» Л. Беком и К. Штауффенбергом? Это захватывающее по качеству и количеству изобилие полностью не перечислить! Если вам интересны эти личности, это — ваше кино! Мне лично особенно понравились эти ярчайшие, впечатляющие(ся) и прекраснейше воссозданные типажи, что обусловлено великолепным консультированием картины, талантами и очевидным внешним сходством актеров с реальными деятелями. Некоторые характеры запечатлены настолько реально, что «Освобождение» хочется смотреть больше, чем какой-либо документальный фильм. Это особенно касается Бухути Закаридзе (И. Сталин), Фрица Дица (А. Гитлер) (здесь просто стоя бурные овации и ладонеразбивательные аплодисменты), Михаила Ульянова (Г. Жуков), Петер Штурм (В. Модель). Говоря знаменитыми словами, упомянутыми в этой картине, «настойчивость (фильм был принят не сразу) «главнокомандующего» (Ю. Озерова) говорит о тщательной продуманности организации «выступления» (этого фильма)'! Это также выражается в масштабных батальных сценах и характерных, ярко-выраженных совещательных сценах вышеназванных героев.
Больше всего стоит остановиться на характерах главных героев, соответствующих историческим реалиям (как можно судить из большинства общепризнанных книг, видеохроник, свидетельств и последствий). Это самое интересное в этой киноленте. Далее выскажусь в стиле Классика по наиболее ярким с моей субъективной точки зрения персонажам.
Сталин. Хладнокровный, высоко ответственный, самостоятельный, разборчивый, далекий во взглядах и деятельный «Вождь», с крупным талантом в подборе и расстановке кадров. Крупный игрок на международной политической арене. Даже при серьезной предвоенной «чистке (многих высших) военных кадров», талантливые люди действительно нашлись, смогли реализовать себя и внесли свой вклад в победу. Хотя и без отражения негативных аспектов этой личности, этому «Сталину» веришь.
Гитлер. Упорный, пафосный, сверхсамоуверенный до полной потери чувства реальности фанатик. Яркие эмоции в выступлениях, оторванность от реальности, полная безжалостность и беспощадность к врагам, непомерные амбиции, идеалистические, сверхгуманистические убеждения, кадровые ошибки и сознательная недооценка «противников». Когда знаешь историю (с хорошей глубиной знаний), этому «Гитлеру» веришь. Большое внешнее сходство в сочетании с личными изобразительными талантами, глубоко прочувствованным характером и качественным гримом, сделало актера безусловно запоминающимся. Отдельная ему благодарность за самопожертвование на эту роль, ведь принципиально и идеологически Фрицу Дицу было тяжело исполнять роль Гитлера. Не будет преувеличением сказать, что это лучший Кино-Гитлер.
Жуков. Разносторонний военный деятель с многочисленными талантами, опытом и высоким авторитетом, позволявшими выполнять практические любые задачи. Практически главный военный деятель той страны и ВМВ в целом. Пусть возможно и не всегда адекватной ценой, но, этому «Жукову» веришь.
Модель. Пафосный, брутальный, высокоавторитетный, особо верный и доверительный Гитлеру генерал-пожарный, этому «Моделю» веришь. «Модель» Моделя удалась!
Хотя, к сожалению, недостаточно проработанными выглядят такие ярчайшие деятели как У. Черчилль, В. Молотов, К. Рокоссовский, А. Василевский, Г. Геринг, Г. Гиммлер, (да и многие другие), но на это могли бы понадобиться дополнительные серии, что могло бы затянуть (как например 17 мгновений весны) и подвергло бы риску срыва обще, но в хорошем качестве-ознакомительных задач киноленты. Однако, эти требования возникают только на фоне высокого качества проработки вышеназванных персонажей. При всей емкости фильма, учитывая к тому и то, сколько сторон (стран) отражено в фильме, здесь претензии практически отметаются…
Вашу внимательность не смогут обойти и отдельные интересные персонажи простых русских, немецких, польских (и других) солдат и граждан, но в таком жанре по изначальному замыслу это не центральные фигуры. Что не лишает их качественной проработки и ярко-выраженных положительных, менее простых чем центральный героизм картины, человеческих качеств: благородства, честности, дружелюбности, любви.
Немаловажное достоинство данного фильма — это настрой, который он несет. При высоком качестве изображения «всех сторон в конфликте», когда начинаешь (частично) симпатизировать разным «лагерям» в фильме, он несет исключительно добрые посыл и помыслы. «Дружба народов», «счастливая мирная жизнь», «мир во всем мире». Это то, к чему мы стремимся. Хотя не все «мы», но благодаря таким фильмам наша борьба будет достаточно сильной!
Особенно движет к просмотру таких фильмов, чувство своеобразной ностальгии по Второй Мировой Войне, масштабным событиям, сильным характерам. Даже при том, что в реальности это для вас не пережитый период и свойственному любому искусству приукрашивании событий. У этой картины, в отличии от многих родственных и близких, сильный дух.
Благодаря этому минисериалу, вы сможете выучить историю вплоть до отдельных фраз, действительно имевших место в тогдашних событиях. И вот выражаясь одной такой, я скажу, «не будет преувеличением сказать», что «Освобождение» — самый интересный и адекватный глобально-системный видеоряд (пусть и искусственный) о ВМВ. Очень важное произведение для всех народов мира!
Отличное пособие для «уроков истории».
10 из 10
19 ноября 2017
Я посмотрел достаточно большое количество фильмов про Вторую Мировую, как нашего, отечественного производства, так и зарубежного. Не могу сказать, что являюсь экспертом по фильмам данной тематики, но понимание и знание довольно глубокое есть. Однако, каким-то странным образом киноэпопея «Освобождение», снятая прекрасным режиссером Юрием Озёровым, проходила мимо меня. Я постоянно откладывал просмотр непонятно по каким причинам. И вот, наконец, решил посмотреть первый фильм этой киноистории под названием «Огненная дуга», рассказывающая о грандиозной битве на Курской дуге.
Первое о чём хочется сказать, это, безусловно, масштабность съёмок. Я был откровенно поражён красотой (в хорошем смысле, хоть война и не может быть красивой) съёмок! Масштабность битвы показана просто потрясающе. И еще большее уважение вызывает то, что понимаешь — эти живые съёмки! Тогда не было графики, не было возможности создавать целые миры, работая у зеленого экрана. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это действительно нужно увидеть, чтобы понять и оценить.
Также, приятно было осознавать, что в этой ленте, война показана без лоска. Нет, в ней, безусловно, есть геройские поступки и героические фразы, но тут же, показано, что люди боялись войны. По настоящему боялись и в некоторых случаях с большим трудом решались вступить в бой, потому, как человек есть человек.
Более того, эту ленту можно смело назвать исторической, поскольку хоть картина и художественная, в ней отчётливо ощущаешь «документальность», словно это обучающий фильм по истории, в подробностях рассказывающий о Битве на Курской дуге.
Совершенно точно обязателен к просмотру! И я с нетерпением жду, когда смогу ознакомиться с остальными фильмами этой киноистории.
4 августа 2017
На Западе искажение истории Второй Мировой войны началось в аккурат после ревизионистского XX съезда КПСС, где оппортунист Хрущев смешал с грязью «организатора и вдохновителя наших побед в этой войне» (из речи маршала Жукова на Параде Победы) Генералиссимуса Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. Западные империалисты тут же подхватили эту песенку и начали под нее переписывать историю войны так, что, мол, не СССР, а США победили в войне.
Как только предателя и ревизиониста Хрущева скинули, Идеологический отдел ЦК КПСС и Главное политуправление СА и ВМФ начали искать способ борьбы с искажением правды о войне… в результате чего и появилось «Освобождение».
В этой киноэпопее почти всё исторически достоверно — ведь для консультации привлекли ещё здравствующих участников тех событий.
«Освобождение» поражает всем: достоверностью, эпичностью (это сейчас, после «Властелина Колец», советское кино эпичным не кажется, но 40 лет назад всё было не так), мощными по тем временам спецэффектами, грамотным сценарием и великолепным его исполнением. В отличие от более позднего фильма Ю. Озерова «Битва за Москву», где советскую и немецкую технику просто переделали из поздней советской, здесь всё честно — Т-34—85 и изготовленные в Львове «Тигры».
Игра актеров — мощно и с душой. Эх, сейчас бы так!
Сценарий — великолепный. Сам фронтовик, Юрий Бондарев смог вдохнуть в него такую силу, что фильм так и хочется назвать документальным.
Одним словом, не кино — искусство! Такое даже не 10, бесконечность — но такая оценка, увы, тут запрещена.
20 февраля 2016
Начнем с того что эпопея начинается почему-то с 1943 года к преддверию битве на Курской дуге, странно а где начало войны или хотя бы Сталинград? Но все таки позже режиссер Юрий Озеров снимает этот пробел.
Перейду сразу к минусам, жаль но их тут немало. Ни какого драматизма актеров, переживаний за них нету, кроме маленькой сцены с Ларисой Голубкиной и того что они мои соотечественники. Так как постройка сюжета сводиться только к датам событий и отдач команд главнокомандующих, из-за этого складывается впечатление что смотришь документальный фильм. Да самое главное, кроме масштабных съемок баталий, большой проделанной работы каскадеров и пиротехников, одним словом в техническом плане картина ценности не несет.
Странно советский кинематограф славился актерством, а тут мы видим что то вроде голливудского блокбастера сделанном в СССР. Но все же мне непонятна столь завышенная оценка, могу только объяснить то что любое снятое кино про войну уже становиться заранее выигрышным и что такими масштабными съемками тогда советское кино было скудно.
Хороший пример тому что я имею ввиду это «Война и Мир» Сергея Бондарчука, сравнив эти две киноэпопеи можно сразу понять что к чему. Лишний раз доказывает награды полученные на западе и на родине Бондарчуком, увы это творение прославиться этим не может.
Как говориться постскриптум: после просмотра первой части остальные смотреть увы не захотелось.
6 из 10
17 июня 2015
Существует огромное множество фильмов про ВОВ, однако «Освобождение» наиболее выгодно выделяется на их фоне. Юрию Озерову удалось не только передать морально-духовную атмосферу военных лет, но и показать историческую логику в тех событиях, на что оказались не способны другие произведения. Как всегда, козыри советского кино, поддерживаемого государством, нашли свое отражение в картине: это и захватывающие дух панорамы, батальные съемки, которые никогда бы не осилила ни одна киностудия, выпуская фильм на собственные средства, а также целая армия актеров в прямом и переносном смысле этого слова… В итоге, получилась настоящая эпопея, полностью, как казалось, охватившая один из самых волнительных периодов нашей истории.
Но! Теперь самое время для этого критического «но». Цель у «Освобождения» стояла небывалая: показать войну «сверху» и «снизу», от стратегических планов до их реального исполнения на местах. Задача, по сути, невыполнимая. Картина показывает 51 реального исторического персонажа, стратегические разработки основных операций, затрагивает (пусть и приблизительно) дипломатические переговоры и даже немного показывает события, происходящие за пределами нашей страны, по сути, всеобщую историю. Но с другой стороны, все это носит частичный, неполный характер. Подробное повествование (к примеру, о восстании против Муссолини) вдруг полностью прекращается, из-за чего связность почти теряется. Многие события были пропущены, к примеру, фильм «Прорыв» полностью отстраняется от генштаба в пользу истории обычного батальона, поэтому многие операции1944 года не показываются (хотя их было больше всего за весь период войны). Все они лишь подразумеваются между строк, простите, между кадров. Из-за этого «Освобождение» теряет ценность исторической, почти образовательной картины, даже несмотря на вставляемую порой документальную хронику.
Изображение жизни простых людей тоже носит фрагментарный характер. С одной стороны, зритель знакомится со всеми видами войск времен ВОВ, с различными родами деятельности. В фильме показывается артиллерия (судьба батальона Цветаева), танковые части (жизнь лейтенанта Васильева), авиация (история лейтенанта Зайцева), положение пленных (смерть майора Максимова) и многие другие. Особой душевности добавляет любовная линия Зои и Цветаева, любовный треугольник между Жаком, Зайцевым и Таней-связисткой. Но из-за огромного количества этих линий, зритель знакомится лишь с маленьким периодом, а часто, лишь эпизодом в их жизни, все они никак не связаны между собой и воспринимаются как яркий, но алогичный калейдоскоп, ведь стиль повествования этих фрагментов подразумевает дальнейшее развития действий. Только зритель привыкает к героям и начинает испытывать к ним симпатию, как их история прерывается, в лучшем случае, смертью, в худшем — простым бессвязным переходом к другому сюжету. Особенно раздражающим выглядели из-за этого последние кадры «Битвы за Берлин», т. к. концовка, подразумевавшая расстановку всех точек над i, логическое заключение и объединение всех историй воедино, ограничилась бурным ликованием массовки на подмостках Рейхстага. Зритель, в итоге, вместо воодушевления и ликования испытывает тень грусти и разочарования о том, что так и не узнает, не то что, дальнейшую жизнь героев, но и банально, остались ли они в живых. Возможно, тем самым сценаристы хотели показать реальную атмосферу войны, когда к людям просто физически нельзя было привязываться, и судьбы, смешавшиеся в одном военном урагане, мчались хаотично и фрагментарно перед глазами очевидцев. Однако существующие рамки искусства все же требуют игры по правилам; взявшись рассказывать о людях, нужно было рассказывать до конца.
В итоге, Озерову до конца не удалось выполнить ни первую — глобальную задачу исторического освещения, ни вторую — передачу атмосферы военной жизни различных людей. Да и само творчество Озерова мы можем оценить лишь по его умению удовлетворить требования многих влиятельных людей, оставшихся за кадром, о чем может свидетельствовать хотя бы тот факт, что фильм начинает изображать события с середины войны. Ни личной оценки, не считая попыток моральных нравоучений и поднятия патриотизма диктором в первых фильмах, ни особого взгляда в целом на прошедшие события он, как режиссер, не выразил.
И все же «Освобождение» является одним из лучших фильмов про войну уже потому, что он один попытался передать полную картину войны, охватить все ее аспекты и соединить их воедино. Жаль, что сегодня, при увеличившемся количестве возможностей, многообразии накопленных фактов и очевидной важности темы, современные режиссеры бояться возложить на себе этот груз ответственности и не берутся изображать реальную войну, а не родившуюся на кончике пера фантазию-экшен по мотивам войны, каким, на мой взгляд, оказался «Сталинград» 2013 г.
18 мая 2014
Знаменитая эпопея Юрия Озерова в свое время была тепло принята зрителями и обласкана советской критикой. Однако, сейчас, невооружённым глазом становится виден явный заказной характер картины.
Фильм является, безусловно, очень талантливой постановкой масштабность батальных сцен в которой поражает и по сей день, однако за всей этой эпичностью со взрывами и многотысячной массовкой не видно простых людей, которые прошли ту войну. Невидно характеров персонажей их мотивации их переживаний. Внешне очень колоритные генералы ходят вокруг столов, рассуждая с какой стороны начать наступление, но за этими многозначительными лицами нет живых людей с их достоинствами и недостатками, а есть лишь манекены играющие свои роли. Но даже если рассматривать фильм с точки зрения историчности он так же имеет многочисленные изъяны. Важнейшие политические деятели той эпохи такие как например Молотов, Каганович или Жданов задвинуты на второй план, как будто они вообще не играли никакую роль, а правая рука Сталина — Берия вообще не показан в фильме. По идеологическим причинам были опущены многие страницы той войны — опущено начало войны (видимо из-за огромных потерь и миллионов задавшихся в плен немцам в начале войны), не показаны расправы немцев над советскими евреями, заградотряды, каннибализм на оккупированных территориях почти ничего не сказано о роли союзников и о лендлизе — иными словами все, неудобные власти, факты. И при этом, истории о людях, прошедших войну не получилось — советские солдаты в фильме это такие оловянные герои, готовые в любой момент отдать жизнь за Родину за Сталина(партию), немцы — этакий бездушный обезличенный враг.
Говоря в целом, данный фильм портит чрезмерная идеологизированность и вынужденное преклонение режиссера перед партией. Могу отметить, что в СССР были фильмы также не показывающие всю изнанку войны, но при этом, рассказывающих истории настоящих людей, примерами таких фильмов служат такие картины как «Летят Журавли», «Судьба Человека» или «Иваново Детство».
В итоге получилась очень масштабная и яркая зарисовка на тему, как героический (но безликий) советский народ под мудрым руководством партии и Сталина одержал победу над проклятыми нацистскими империалистами.
6,5 из 10
7 мая 2013
Спустя четверть века после победы в самой тяжелой войне в истории страны и человечества в СССР решили, что пришло время для создания главного фильма о войне, который показал бы ее от кабинетов лидеров противоборствующих коалиций и генеральных штабов их армий до окопов, в которых сражались простые солдаты. Как и всегда, создание исторической картины не обошлось без влияния политической конъюнктуры и художественных традиций- что дало новому фильму и свои недостатки, и свои достоинства.
Рубеж 60—70-х гг. привнес в советскую общественную жизнь элемент монументальности и основательности под стать стилю руководства, пришедшего к власти несколькими годами ранее. Брежневское политбюро и само смахивало на монументальную композицию-степенную, забронзовевшую, выдержанную в лучших традициях соцреализма. В нем уже мало что походило на них же самих десятилетней давности- помоложе, пошустрее, подгоняемых неуемной энергией «дорогого Никиты Сергеевича». Окружение «дорогого Леонида Ильича» тяготело к сталинским ампирным традициям не только в политике, но и в искусстве- в том числе и в «важнейшем для нас»-кино. Но как в политике реставрация сталинизма не получилась до конца завершенной, так и в киноискусстве новая эпопея не повторила приснопамятное «Падение Берлина». Подобно тому, как брежневский застой по сравнению со сталинским разгулом был более вегетарианской эпохой, так и кинотворения застоя не смогли до конца отвернуться от гуманистических идеалов оттепели в сторону «монументальной пропаганды»,
От киноагиток сталинских времен в «Освобождении» кое-что есть. Это аккуратненько одетые в гимнастерки с иголочки, непременно увешанные орденами (герои поглавнее) или на худой конец -парой медалей (бойцы и командиры). Это и впервые выведенная на экран после хрущевского разоблачения фигура самого «отца народов», степенно вышагивающего по коврам в кремлевском кабинете и изрекающего замершим в почтительном оцепенении полководцам откровения вроде «Сталинград-это большое поражение Гитлера, и военное, и политическое». Плюс еще линия дополнительного очеловечивания архитектора культа с эпизодом о предложении немцев обменять пленного сына Якова на фельдмаршала Паулюса и чеканным ответом Я солдата на фельдмаршала не меняю». Симпатии режиссера и сценаристов вполне понятны, хотя и не безоговорочны- все же временами они глухо намекают на то, что для вождя люди- все же щепки, летящие при рубке леса- как в сцене разговора Жукова накануне начала контрнаступления просящего назначить дату на 15 июля и слышащего в ответ из высочайших уст «Будем считать это крайним сроком». Недаром главный положительный герой озеровских эпопей, в которого он точно влюблен, -Жуков после этого разговора, качая головой, скупо цедит «Верховный торопит…» А в сцене в концлагере, когда на немецкое предложение сотрудничать шеренга пленных угрюмо молчит, а после сообщения от том, что Сталин приказал всех сдавшихся в плен считать предателями Родины- из нее выходит пусть всего несколько — чуть ли не откровенный антисталинский афронт. Цену торопливости Верховного, измеряемую в солдатских жизнях, на фронте знали слишком хорошо все- от рядового до маршала.
Отдавая дань вниманию к судьбам отдельных людей на войне-моде, заведенной в период «оттепели» и высоко оцененной и зрителями, и критиками в таких фильмах как «Чистое небо», «Летят журавли», «На семи ветрах»- создатели фильма не рискнули от этого целиком отказаться, введя в фильм лирическую линию с Цветаевым (Н. Олялин) и Зоей (Л. Голубкина), которая, правда, выглядит временами настолько неорганично в этом фильме, что критические стрелы в эту задумку запускали даже советские критики во времена триумфа картины в 70-начале 80-х гг., когда она считалась безусловно главным фильмом о войне. Как ни странно, человеческое измерение войны чаще прорывается в иных эпизодах. Например, в уже описанной сцене в концлагере, когда генерал -власовец уговаривает Якова Джугашвили написать письмо отцу с просьбой обменять его на Паулюса, та интонация и выражение глаз, которыми сын Сталина отвергает этот, возможно, последний шанс на спасение- смесь страдания, скорби и в то же время решимости- перевешивают по своему эмоциональному воздействию все остальные лирические вставки.
Все же «Освобождение»-фильм прежде всего о войне. И война эта представлена тут широко и с размахом. Если по художественной высоте и глубине раскрытия человеческих характеров у «Освобождения» немало конкурентов, то в плане кинобаталистики их у него практически нет. Эпизод немецкой танковой атаки под Прохоровкой, когда на зрителя надвигаются всамделишные «Тигры» (специально изготовленные по таком случаю на одном их московских заводов по спецзаказу), оставляя за собой горящие советские «тридцатьчетверки», равно как и последующее описание встречного танкового боя со схлестнувшимися танками и тут и там сцепившимися между ними насмерть в рукопашной танкистами из уже подбитых машин- непревзойденная в отечественном, а на мой вкус- и в мировом кинематографе батальная сцена.
Галерея исторических персонажей действующих в картине- тоже сильная ее сторона, особенно учитывая портретное сходство, которого в ряде случаев (особенно в случаях с Моделем (П. Штурм), Муссолини (И. Гаррани), Ватутиным (С. Харченко), Василевским (Е. Буренковым), Геббельсом (Х. Гизе), Гиммлером (Э. Тиде)) создателям картины удалось достичь почти один в один. Есть и некоторые действительно оригинальные подходы. Например, начальные кадры, когда под вариацию на тему «Священной войны» по обеим сторонам от идущих титров мы видим кадры советской и немецкой кинохроники тех лет. Да и сами титры, когда начинается перечисление ролей(Сталин…Гитлер…Жуков…Маншт- ейн…Скорцени…Муссолини…Черчилль Рузвельт), не могут не заставить учащенно биться сердце всякого, кому интересна история минувшей войны и история вообще.
В целом фильм при всех его недостатках я считаю и режиссерским успехом Ю. Озерова (лучшим- наряду с «Последним штурмом», заключительной частью эпопеи), и яркой страницей советской кинематографии.
9 из 10
14 декабря 2012
Можно написать много и использовать громкие фразы(слова),но стоит ли это делать о второй войне написано много книг, снято много фильмов и тема войны будет пытаться раскрываться в новых произведениях.
Стоит лишь сказать что серия фильмов Ю. Озерава объеденная одним названием-«Освобождения» -являться одной из лучших в истории кинематографа о событиях 2 ой мировой.
Великолепный сценарий, мастера военной прозы Юрия Бондырева, тонкая режиссура, операторская работа, особенно батальных сцен восхищают.
Что же касается игры актёров то она стоит отдельной похвалы, стоит отметить блестящую игру Михаила Ульянова-Жуков в его исполнении с характером, мужеством, самокритичен. Актёр внешне не имеет 100% сходства с прототипам, но его мастерство, энергетика, харизма -заставляют поверить что перед нами на экране не Михаил Ульянов, а великий Жуков. Так же следует отметить игру:Николая Олялина, Всеволода Санаева, Бухути Закариадзе, Владлена Давыдова, Георгия Буркова, Фрица Дица, Иво Гаррани, Юрия Каморного-которые гениально создали образы как простых военных, так и сильных миро всего, с присущими им человеческими достоинствами и недостатками.
Фильм стоит смотреть-всем кто хочет знать историческую правду, да он художественный, но содержит много исторически правдивых фактов о войне, в отличии западного и современного Российского кино.
24 ноября 2012
Великий фильм о великой войне… хотя здесь больше идет термин блокбастер, ибо «Освобождение» — реально является представителем данного типа.
Достоверность происходящего, воссозданная техника и прочие детали, в визуальном плане фильм дает уж слишком большую фору удушенными терабайтами компьютерной графики фильмам. Натурализм не был доведен до своего совершенства, но это не «Спасти рядового Райана» Спилберга, где можно разгуливать «контуженым» солдатам с оторванными руками и ногами, которых играют настоящие инвалиды, поэтому это ни более чем придирка, чего однако нельзя сказать про крайне неуместное музыкальное сопровождение, не сочетающееся в большинстве сцен с динамикой происходящего.
О каком-либо сценарии говорить здесь в меньшей мере неуместно, ибо здесь показана война в самых больших ее масштабах, затрагивая лишь «взаимоотношения» в стиле реалити-шоу среди генералов и политиков. Остальное — лишь дополняющие атмосферу войны вставки о судьбах рядовых, танкистов, сыне Сталина и медсестре, покинувшей свой пост ради ее бойфренда, но так цинично раскладывать сюжетную составляющую о первой части киноэпопеи «Освобождения» — то еще скотство, ведь впереди еще 4 части и дальнейшие сюжетные линии будут иметь свое развитие, но как отдельная лента, «Освобождение: Огненная дуга» снятый в наше время смотрелся бы как заурядный высокобюджетный блокбастер с характеризующими его признаками, только с излишним процентом натуральности, что делало бы более уникальным, в то время как для СССР, это не выглядело бы чем-то особым, так как понятие компьютерная графика, в принципе, было чуждо всему миру.
7 из 10
10 июня 2012
До «Освобождения» в советском кино был только один эпический фильм о войне — «Падение Берлина».
Но после ХХ съезда партии «культовый» фильм надолго исчез с экранов.
Успешная реализация съемок «Войны и мира» привела к мысли снять римейк «Падения Берлина», дополнив его грандиозными батальными сценами.
О том, что это именно римейк говорят многочисленные параллели в сюжетах обоих фильмов, да и действие обоих фильмов происходит в одних и тех же местах — если склеить отдельные эпизоды обоих фильмов в одну ленту — не сразу можно будет определить, из какого именно фильма взят тот или иной эпизод.
В «Освобождении» на экран снова вернулся Сталин, со времен XXII съезда как бы не существовавший в истории СССР. Помню, что ветераны особо отмечали этот момент и говорили, что в новом фильме образ Сталина показан гораздо ближе к реальности, и вообще — новый фильм им нравился гораздо больше, чем старый.
Я расспрашивал их о том, насколько показанное в фильме близко к реальности.
Они отвечали, что да, очень похоже. Правда за кадром фильма осталась практически вся кровь и грязь войны (это мы увидели позже, в американском кино, впервые — в шедшем в советском прокате фильме «Трюкач»).
Еще одной неточностью фильма стало большое количество солдат среднего и пожилого возраста, показанных в кадрах фильма.
В реальности же Красная армия с 1943 года в основном состояла из солдат 18-летнего возраста, фактически из мальчишек.
Во всем остальном батальные сцены фильма сняты практически 1:1 с тем, как это было на самом деле. Реализм съемок поражает воображение даже в наше время — особенно если смотреть фильм на широком экране настоящего кинотеатра.
Ни один телевизор не может передать эффекта ползущего прямо на зрителя широкоформатного немецкого танка — когда сидящий в зале ощущает мурашки по коже и желание нырнуть под кресло. Пожалуй, такой эффект был достигнут впервые со времен «Прибытия поезда» Люмьеров.
Увы, ощутить все это можно было только до 1971 года, потом все нормальные копии фильма исчезли и появились урезанные под 4:3 версии фильма для показа на киноустановках и по ТВ.
То что они урезаны, и довольно грубо — хорошо заметно по самым последним кадрам предпоследнего фильма (Освобождение: Битва за Берлин). Похоже, что после проката не нашлось ни одной полноценной, не изношенной вдрызг копии фильма.
К сожалению, то что показывают сейчас по ТВ или выходило на ДВД — сделано путем реставрации этих самых урезанных копий — похоже на то, что широкоформатные оригиналы фильма навсегда утрачены.
Снять что-то подобное в наше время уже невозможно — умерли практически все участники этих событий. А без их консультаций любой фильм на тему войны будет дешевой поделкой.
Да, и — Брежнев у Озерова действительно один раз появился в кадре. Но это было совсем в другую эпоху (разрядки и маразма), и фильм тот назывался «Солдаты свободы».
31 октября 2009
От Южной Америки до Японии, от Австралии до Африки, от льдов Балтики до тропиков Филиппин шла Вторая Мировая война. Но «Освобождение» Юрия Озёрова (прославившегося фильмами военной тематики) рассказывает о её значительной части — Великой Отечественной, пусть и не с самого её начала.
Пенталогия «Освобождение». Первый фильм — о сражении на Курской дуге. Что есть и стоит ли смотреть?
Сначала о войне. Конечно, всем известно третье слово, стоящее после «Великая Отечественная…». Самая кровавая, самая разрушительная в нашей истории.
Конечно, историю о войне переписывали, и не единожды. То Хрущёв вдруг станет вакциной от фашизма, то Брежнев неожиданно поднимется из небытия (хоть и был на войне, но лишь одним из многих). А то и вообще объявят нашим позором. Конечно, то дело политики, но «за державу обидно!»! В конце концов, именно наши деды-прадеды, бабушки и прабабки дошли до Берлина после боёв, нигде больше не виданных! Не было в Европе, Америке, Азии и Африке Сталинграда, Харькова, блокады Ленинграда, Курской дуги, операции «Багратион», потопления «Вильгельма Густлофа», Висло-Одерской операции, обороны Смоленска… Нет, были Тобрук, высадка в Нормандии, остров Мидуэй…. Но они — лишь бледная тень того, что творилось в боях между III Рейхом и СССР. Может, только Тобрук сравнится.
Конечно, власти СССР полагались на этот фильм. В каком-то «Освобождении» затесался и Леонид Брежнев. Для фильма поставили и плёнку лучшую, и средства отстегнули. И сам фильм представляет собою сплав «документалки» и художественного. Гораздо больше всё-таки художественного фильма. Тут и генералы с маршалами, и танкисты с санитарками, лётчики, правители стран… Вроде и даты называют и операции, и показывают принятие решений важными лицами, но тут есть и обычные стычки, и атаки, словом, все слои войны.
Батальные сцены, немцы (настоящие!), съёмка панорамы земли, танки, истребители, наши, фашисты…. Фильм о войне. Тут нет глянца, здесь люди грязны, в копоти, погибают, боятся, решаются…. Что Манштейн, что Сталин, что Рокоссовский — получились убедительно. И они довольно резко констатируют с простыми солдатами. Вот Сталин вышагивает по кабинету, беседует. А вот танкисты выбираются из горящего танка. Что мирная жизнь, что сражения — показаны… ммм… как на огромном полотне с чёткими нитками, создающих единый узор.
Разумеется, есть батальные битвы. Конечно, после «Властелина Колец» они выглядят не так эффектно. Да и «Мы из будущего» тоже превосходит по предъявлению битв. Что поделать, нынче такой зритель. Но тем удивительней выглядит количество техники, она именно поражает воображение. Конечно, использовали и макеты (не знаю точно), но техники в «натуральную величину» хватает.
За: наша история, актёры, техника, режиссура, грим, сверка с историческими данными, максимальное соответствие действительности. Против: кое-где излишний пафос да некоторые советские поправки к истории. Кому небезразлична Великая Отечественная, тому категорически рекомендую посмотреть.
8 из 10
13 июня 2009