Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Карантин |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Суламифь Цыбульник |
сценарий: | Юрий Щербак |
видеооператор: | Эдуард Плучик |
композитор: | Валентин Сильвестров |
художник: | Виталий Шавель |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Психологическая драма в почти фантастической атмосфере неопределённости и тревожного ожидания. Яракая и в чём-то совершенно неожиданная работа Суламифи Моисеевны Цыбульник (1913—1996). Удивляет и время выхода картины на экраны страны — 1968 год. Хрущёвская «оттепель» позади, на дворе — новые времена, новые порядки, однако настоящих режиссёров продолжают интересовать вещи, которые не подвержены политическому влиянию — психология человеческих поступков. Сегодня фильмов на тему «коллектив в закрытом пространстве» — хоть пруд пруди, вот только подавляющее большинство героев ведут себя в них сродни пещерному человеку. В «Карантине» всё иначе. Никакой идеализации персонажей. Никакого деления на «чёрное» и «белое». Каждый персонаж — это живой человек с полным набором человеческих качеств. К финалу каждый из них что-то потеряет в глазах зрителей, а что-то приобретёт, но эти качества не делают их хуже или лучше остальных, потому что за каждым из них — своя правда.
Евдокия Ивановна Дорошенко (Людмила Хитяева) — сильная, волевая женщина, реально оценивает сложившуюся ситуацию, но волю чувствам даёт только тогда, когда её никто не видит. Очень трогательно снята сцена встречи с мужем — бесспорная удача оператора Эдуарда Плучика, сумевшего запечатлеть актёров в самые эмоциональные моменты. Обаятельна Зоя Недбай в роли лаборантки Лили — беззащитность перед неизвестностью. Весьма и весьма хорош Юрий Каморный, сумевший подобрать для своего персонажа нехарактерную для ситуации линию поведения — и на руках ходит, и на гитаре играет, и песни поёт. Правда, из двух песен — «Давно смолкли залпы орудий» и «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», — которые по просьбе Суламифи Цыбульник специально для фильма написал Владимир Высоцкий в «Карантине» в исполнении Юрия Каморного прозвучала только первая, зато Юрий напевает песню Новеллы Матвеевой «Цыганка-молдаванка», а также песенку Юлия Кима — «Губы окаянные».
Хорошо сыграл Алексей Глазырин. Его профессор-эпидемиолог Николай Петрович Баландин — это человек из прошлого и будущего одновременно. Из прошлого, потому что благодаря таким учёным как он, мир избавился от новых вспышек пандемий. А из будущего, потому что именно такими должны были стать люди новой формации в том самом «светлом завтра», до которого мы так и не дошли. Сергей Анисимович Махов в исполнении Владимира Заманского — самый противоречивый персонаж. Что называется «и лёд и пламень»: приятен и антипатичен одновременно. Но именно он ближе всех к «среднестатистическому гражданину», для которого громкие слова о всём человечестве одно а собственная жизнь — совсем другое. Глубокое получилось кино. Местами лиричное, местами — трагичное. Точно так же, как в нашей обычной жизни…
«Давно смолкли залпы орудий, над нами лишь солнечный свет, — на чём проверяются люди, если войны уже нет? Приходится слышать нередко сейчас, как тогда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» (В. С. Высоцкий, 1968)
10 февраля 2018