Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Таинственный монах |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аркадий Кольцатый |
сценаристы: | Алексей Нагорный, Гелий Рябов |
продюсер: | М. Хавкин |
видеооператор: | Петр Терпсихоров |
композитор: | Никита Богословский |
художники: | Феликс Богуславский, Леван Шенгелия |
монтаж: | Клавдия Алеева |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 сентября 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Сбивчивая, неуверенно рассказанная история приводит нас к нескольким неимоверно выразительным, памятным моментам, которые, в сущности, и 'делают' этот фильм.
Прежде всего - Александр Белявский в форме белогвардейца зачитывает гениальное стихотворение Блока 'В кабаках, в переулках, в извивах В электрическом сне наяву'... Упоминание классика очень уместно. Но при этом цитируются лишь первые строчки. За кадром остается упоминание о 'карлике, казавшимся красным знамением' - авторы видимо предлагают этот момент домысливать самим зрителям. Ну а поскольку персонаж Белявского вовсе не так прост, то столь изящная шифровка внутри картины заслуживает особого внимания.
Запоминается и череда жестоких убийств. Побег из заключения будет сопровождаться предательством, выстрелом в спину, хладнокровным сигналом к расправе. Стремительность этой ситуации добавит реалистичности.
Реалистичным мне показались и зарисовки деревенского быта. В обычную размеренную жизнь будут вплетены лежащие трупы и висельники.
Апофеозом ленты станут перестрелки на фоне монастыря. Дело в том, что именно за монашескими одеждами спрячутся белогвардейцы. Иконы, колокола, купола, молитвы - все это станет одним из важнейших составляющих ленты.
- Лучших людей загубил...
- Кто же знал, что они лучшие?
В советском кинематографе было много 'несбалансированных' историй в которых рассказ часто сбивался, значимые элементы истории вырывались и все заканчивалось совершенно нелогичным финалом. Конечно в большей мере тут виновата цензура. И все это относится к ленте 'Таинственный монах'. Поэтому в полной мере смазываются истории о засланных к красным белогвардейцам, равно как и о красных разведчиках.
Так что, предлагаемая картина выглядит совсем не как целостное произведение, а, скорее, как набор этюдов, кое-как сведенных воедино.
6 из 10
26 февраля 2024
«Что имеем — не храним, потерявши — плачем» Именно этим крылатым выражением можно охарактеризовать сегодняшнее состояние фильма «Таинственный монах» Аркадия Кальцатого. В этой ленте таинственным является не только и не столько сам «секретный» монах, сколько атмосфера, которая окружала ленту после её выхода на экраны. Афиша завораживала и эмоционально-ярким эпизодом из фильма, и сложной для совсем ещё мальчишки надписью: «Цветной, звуковой, стереоскопический»! Цветной и звуковой — понятно (всё ж не лаптем щи хлебали), а слово «стереоскопический» так и осталось загадкой на многие годы, потому как специализированных кинотеатров для демонстрации подобных фильмов в СССР «было раз-два и обчёлся».
Я о таких тогда и не слышал, но были «знающие люди», которые, побывав в «тридевятом государстве» — Москве или Ленинграде, — рассказывали чистую фантастику о том, «как с экрана в зрительский зал топор залетел»! Такая фраза могла затащить на фильм кого угодно. Даже притом, что большинство зрителей увидело «Таинственного монаха» с помощью собственных глаз, а не посредством поляризованных очков. Восторгу не было предела, ибо сравнивать такое «кинотаинство» можно было лишь с «Неуловимыми мстителями» Эдмонда Кеосаяна, вышедшими годом ранее, да «Новыми приключениями неуловимых», премьера которых почти совпала с премьерой «Таинственного монаха».
А потом фильм как-то «по-тихому» исчез. Правда, посмотреть его успели почти 40 млн. советских зрителей: лидер проката в СССР 1968 года — 10 место. (Для сравнения: «Неуловимые мстители» — 55 млн.) Но в отличие от «Неуловимых…», снятый для системы «Стерео-70», «Монах…», при том, что вышел сразу в 2-х «версиях»: стереоскопический (9 частей, 2773 метра, многоканальный звук), и обычный (9 частей, 2218 метров, звук моно), сегодня недоступен для ценителей советского кино в более-менее приличном состоянии, не смотря на то, что энтузиасты не один год «обивают пороги» «Мосфильма» с просьбой дать второе рождение этому новаторскому в год премьеры фильму. Но, как это часто бывает в нашей стране, — «А воз и ныне там!»
Единственное, что могут себе позволить киноманы при крайне некачественной картинке — это наслаждаться музыкой, которой в фильме много. Но самые запоминающиеся, конечно, две: «А пуд как был — он так и есть, шестнадцать килограмм!» (М. Танич), и «Последняя осень» (Ю. Борисов). «Песня про пуд» за прошедшие годы стала крылатым выражением для обозначения чего-то неизменного — константы. А «Последняя осень», пережив непростые времена, вошла в «Белогвардейский цикл», который в лирико-поэтической форме ностальгирует вовсе не о «золотопогонниках», а НАСТОЯЩИХ ОФИЦЕРАХ, где бы они не служили — у белых, или у красных…
«Напишу через час после схватки. А теперь — не могу, не проси. Эскадроны бегут без оглядки, Унося мертвецов на рыси. Нас уже не хватает в шеренгах по восемь. И героям наскучил солдатский жаргон. И кресты вышивает последняя осень по истертому золоту наших погон…» Юрий Борисов «Последняя осень».
7 февраля 2014