Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убей или умри |
английское название: |
Uccidi o muori |
год: | 1966 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Танио Боччиа |
сценарий: | Марио Амендола |
продюсер: | Луиджи Ровере |
видеооператор: | Альдо Джордани |
композитор: | Карло Рустикелли |
художники: | Саверио Д’Эухенио, Джорджо Дезидери |
монтаж: | Клеофэ Конверси |
жанры: | боевик, вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 ноября 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Переключившись с пеплумов на взлетевшие к зениту успеха апеннинские вестерны, итальянский кинорежиссёр средней руки Танио Боччиа дебютировал в новом для себя жанре, надежно опираясь на корневые первоисточники. В самом деле, несмотря на состоявшийся выход основополагающих картин Леоне и Корбуччи, их последователь будто не замечает связанной с ними внушительной трансформации, произошедшей с дико-западными пострелушками на родной земле, и кроит своё нехитрое полотно по знакомым лекалам заокеанских мастеров. Прицел на зарубежный прокат 'Убей или умри' явственно ощущается уже с титров, где почти половине задействованных лиц с чрезмерно 'говорящими' именами присвоены 'удобоваримые' англоязычные псевдонимы.
Забавно, что подобной операции по смене личных данных впавшие в раж издатели для чего-то подвергли исполнителя главной роли Рода Дэну, на минутку стопроцентного американца родом из штата Юта. Вряд ли подобное действие положительно сказалось на карьере начинающего актера, только-только начавшего пробиваться в индустрии, и успевшего «засветиться» в эпике «Откинь гигантскую тень» рядом с Керком Дугласом и Джоном Уэйном. И тем не менее скрытый под вымышленным именем, и, будем честны, не обладающий особыми дарованиями и харизмой, Род в своей максимальной обезличенности хорошо подходит к сюжетной канве, где ему предстоит воплощать образ человека из ниоткуда, за простой и бесхитростной внешностью которого скрывается ларчик с б-о-ольшим секретом.
Секрет этот, скрываемый в туманной полутьме прошлого, велик настолько, что вмещает в себя амплуа странствующего скрипача, отменного забияки и превосходного стрелка, и просто не может хоть краешком не показать себя, привлекая внимание окружающих, включая любителей «края попутать». И вот уже городок, окрестности которого постепенно подминает под себя семейный клан Гриффитов, становится невольным участником заварушки, победитель которой кардинально изменит его будущее. Подливает масла в огонь и добавленная для пущего накала любовная линия, складывающаяся в избитый, но несгибаемый роковой треугольник, а привлечение к делу опытного наёмного убийцы со стороны делает положение героя критическим, несмотря на симпатии новых знакомых.
Среди них семья зазнобы сердца, как никогда нуждающаяся в защите, а также принципиальный шериф в исполнении приметного югослава Андреа Босича. Последний, пожалуй, каждым своим появлением в кадре затмевает всех, включая протагониста, что обусловлено не только сильным сходством с Чарльтоном Хестоном, но и выразительным отыгрышем каждой имеющейся в распоряжении минуты. Огромную роль в происходящем играют неожиданные ипостаси отдельных персонажей, вроде комического старого траппера, который на деле не так уж комичен, или болтливой бабули, положить палец в рот которой рискнут немногие, а решившийся на такое лишился бы конечности с дурной головой впридачу. Такой подход отлично оживляет историю.
Оживляют её и разборки противоборствующих сторон, на тёмной стороне которой находятся люди, лишённые каких-то демонических черт, свойственных «спагетти». Более того, поскольку Боччиа делает упор на логику и реализм, а не эффектность и гипертрофию, порой можно забыть об происхождении ленты. Драки здесь просто драки, а гибель близкого человека при склонности к насилию и имеющихся для этого ресурсах не повод гневить закон, пытающийся своими силами разрешить конфликт без лишнего кровопролития. Действие, плавно текущее в объективе Альдо Джордани, обходящегося без вычурных ракурсов, вмещает в себя запоминающиеся и драматично неоднозначные образы вроде героини Элины Де Уитт, достаточно закрученную интригу и ощутимую дозу нескрываемого юмора.
Добавить сюда появление Гордона Митчелла, в типичном для него амплуа вынужденно корчащего уморительно дикие рожи, проходящую через весь фильм задорную песенку и простой, но запоминающийся звукоряд от Карло Рустикелли, и перед вами вполне пристойное зрелище. Подобный вышедшему в том же году «Ринго из Небраски», «Uccidi o muori» итальянский от силы процентов на 20, но оттого он не становится хуже.
7 из 10
14 августа 2023