Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Похищенный дирижабль |
английское название: |
Ukradená vzducholod |
год: | 1966 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Карел Земан |
сценаристы: | Радован Краткий, Карел Земан, Жюль Верн |
продюсеры: | Вацлав Добеш, Dana Dudov, Жиндрич Дворак, Zdenek Stibor |
видеооператоры: | Йозеф Новотны, Богуслав Пикхарт |
композитор: | Ян Новак |
художники: | Карел Земан, Ярослав Кршка, Ян Кропачек, Франтишек Страка, Zdenek Ostrcil |
монтаж: | Ян Чалупек |
жанры: | фэнтези, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 апреля 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Удивительное зрелище представляет фильм с полувековой историей «Похищенный дирижабль», снятый по мотивам «Вокруг света…' Ж. Верна. По своей стилистике для современного зрителя фильм в большей степени кажется сказкой из-за кривоватых декораций, простенькой оптимистичной музычке, легкой сюжетной подоплеки, вкраплению мультипликаций и т. п.
Центральная тема похищения дирижабля раскрывает забавную трактовку детства. Фильм начинается с далеких античных зарисовок, в которых дети набедокурили и взрослые им грозят пальцем. Сменяются эпохи, и вот уже в романтическое средневековье врывается грозящий палец и детская проказа… проходит время, и идеальный XIX в. оснащен конфликтом машущих пальцем взрослых и шутников-детей. Настоящее время также ознаменовано детской шалостью — похищением дирижабля. Так, чуть ли не граалем в фильме становится грозящий палец неважно чьей руки. Он витает в воздухе, является показательным жестом полицейского, эмблемой буквы закона, как собственно и логотипом полиции (наверное, после этого фильма большой зритель решил, что показывать пальцем неприлично).
Путешествие на дирижабле, да еще и глазами детей, позволяет режиссеру показать множество оттенков земного шара. В декорациях видов Фудзи отражаются экзотические страны, в нарисованных интерьерах представлен на красном троне в орденах то ли кощей, то ли Гитлер, естественной красотой съемки представлено море, улицы городов пропитаны театральностью. Обилие множества визуальных решений связано, в первую очередь, с тем, что прогресс открывает человеку множество увлекательного неизвестного. Примечателен в этом отношении диалог двух детей:
- Я Д’Артаньян!
- Мушкетеров забудь, сейчас время техники!
В центре внимания бродит множество сюжетных линий. Как будто режиссер наконец-то дорвался до кинокамеры и в одном фильме решил осуществить все свои задумки и находки. Потому центральная идея путешествия на воздушном судне дополняется интерпретацией еще нескольких произведений Жюля Верна, в частности о капитане Немо. В представленную эпоху начинают открываться прелести женской фигуры, а потому большое место в фильме занимает тема обнаженных женских ног. Фигура конструктора доведена до абсурда, так как, создавая что-то новое, он продолжает общаться с ушедшей эпохой. Не забыл режиссер попинать полицейских за тупость и невежество. Не только полицейские, но и журналисты не смогли избежать критики. У Карела Земана явно были какие-то терки с прессой, потому их он изобразил как наивных чертей, гонящихся за сенсацией. Не случайно одна дама называет их «банда клеветников», ну а по ходу фильма они предстают как бесчувственные марионетки, стремящиеся все разузнать и записать в формата А1 блокнот. При всей ироничности сюжета забавен момент, когда одному герою необходимо ударить нахала кружкой пива. Рискую быть схваченным, он все-таки допивает содержимое бокала, а потом уже кидает его в противника. В этом малоинтересном моменте видно, как бережно относились люди к продуктам питания.
Большое внимание режиссер уделил модерну в одежде, а потому каждый костюм героя — произведение искусства, состоящее из контраста черных и белых оттенков изгибающихся линий с концентрацией на полосатости и клетковатости мужских костюмов и горошке в женских. Основной задачей режиссера было запечатлеть быстро меняющееся время, а потому центральное место в фильме занимают разнообразные причудливые конструкции и изобретения, в которые человек неуклюже вписывается как ненужная деталь благодаря своим линиям одежды. В добавлении к костюмам большую роль в кадре играют убранства внутренних помещений, представленные разнообразными стилями, хорошо отражающими достаток и недостатки людей. «Правильным» оказывается модерн, стремящийся к быстроте. Осуждается изысканное неповоротливое барокко, подвергается сарказму высокий монументальный классицизм и застывшие в своей прелести роскошные восточные убранства, иронии заслужил и скудный советский стиль, отражающий скудность душевной организации.
Таким образом, можно сказать, что Карел Земан сумел разобрать мир на детали и собрать его заново, пропитав иронией, зажигательной бодростью и театральностью. Огорчает лишь то, что в те времена скромный бюджет и отсутствие современных нам визуальных эффектов не позволило режиссеру развернуться на полную мощность в своем идейном порыве, а то увидели бы мы по-настоящему ошеломительное зрелище.
7 апреля 2015
Тонкая шуточная мелочь — это украшает первую половину фильма. Не смотря на то что шутки иногда низковаты и нередко это гэги, смешат они хорошо. Видимо потому что не вымучены и не назойливы. Балластный мешок с дирижабля обязательно попадёт в импозантную даму, в подслушивающую трубку шпиона обязательно залетает муха и присутствует отличное двусмысленное «Наш дирижабль новейшее изобретение! Он наполнен негорючим газом собственного производства». Есть забавная издёвка над Эйзенштейновским Потёмкином. Главное — в некоторых случаях надо додумать, чтобы засмеяться.
… да, чешское название звучит как «украдена вздухолодь» ;-).
К сожалению ближе к середине фильма уровень юмора снижается и начинается какой-то мутный балаган, с неумелой игрой актёров в батальных сценах. Плох и сюжет — это откровенная каша из Жюль Верновских романов. Сама же нить повествования рвётся, дробится и подгоняется под шутки (становится похожей на цепь эстрадных номеров).
… возможно балаган это попытка перейти от юмора к фарсу, которую я не смог прочесть.
Собрался смотреть фильм я ради Земановского приёма — часть визуальной составляющей в фильме рисованная. Причём Земан отказывается от пейзажа не потому что ему не охота либо дорого выезжать на натурные съёмки. А потому что ему не интересно снимать обычный пейзаж. Ему интересно снимать рисованный, причём так чтобы было хорошо видно что в кадре нарисованный задник. Условность рисунка создаёт его, Земановский мир. Но в этот раз Земановский приём не столь ярок как у него бывает («Тайна острова Бэк-кап»). Впрочем есть и рисунок с гравюрным эффектом (рисованная мостовая — шик!), и съёмки в студии на фоне белого экрана (этакий пейзажный минимализм — что-то подобное можно найти в Советском «Пеппи Длинныйчулок»), и цвет кадра (он жёлтый, а море кислотно-сине-зелёное), и работа над фактурой актёров и т. д. и т. п.
В целом по фильму можно сказать, что не замечая слабые стороны и места можно получить удовольствие от юмора и насладиться нестандартной относительно сегодняшнего кинематографа игрой с визуальной составляющей.
21 августа 2011