Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кровавая королева |
английское название: |
Queen of Blood |
год: | 1966 |
страна: |
США
|
слоган: | «NEW HIGHS in BLOOD CHILLING HORROR!» |
режиссер: | Кёртис Харрингтон |
сценаристы: | Кёртис Харрингтон, Михаил Карюков, Отар Коберидзе |
продюсеры: | Роджер Корман, Сэмюэл З. Аркофф, Джордж Эдвардс, Стефани Ротман |
видеооператор: | Вилис Лапеникс |
художники: | Аль Локателли, Т. Глинкова, Леон Смит |
монтаж: | Лео Х. Шрив |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 марта 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
1990 год. На момент выхода фильма — далекое будущее. Космос вовсю осваивается землянами, космические корабли бороздят просторы Вселенной, которая превратилась в объект для изучения возможных форм жизни и поиска полезных ископаемых. Земля получает сигнал от инопланетян, которые полетели на Землю с целью установления контакта, но потерпели аварию на Марсе. Для выяснения причины аварии и спасения экипажа на Марс посылают спасательную команду, которая находит межзвездный инопланетный корабль с единственной выжившей на борту. Перенеся ее на свой звездолет, экипаж направляется к Земле, получив приказ из Космического научного центра привезти инопланетянку для изучения и обследования. Куда пропали остальные инопланетные астронавты, понять так и не удалось. А по пути домой на спасательном корабле членов экипажа начинают находить мертвыми. Совершенно обескровленными. Доложив об этом в Космический центр, команда получает приказ найти способ обезопасить себя, но доставить инопланетную особь во что бы то ни стало. Ученые просто жаждут изучить эту форму жизни.
В начале 60-х, после первого полета человека в космос, интерес к теме изучения Вселенной и полетов на другие планеты необычайно возрос. Не заставили себя ждать и фильмы подобной тематики. Примечательно, что советский кинематограф в те годы уверенно держал пальму первенства в рамках космической фантастики по качеству съемок и спецэффектов. Зато в Голливуде очень прагматично воспользовались тем, что в США зрители советских фильмов не видели, и смело вставляли куски этих лент в свои творения. Так снятый в 1961 году фильм «Планета бурь» Павла Клушанцева, премьера которого удачно совпала с полетом Гагарина, имел оглушительный успех. Картину купило 28 стран, в том числе и США. Но американские зрители советского фильма так и не увидели. Зато в 1965 году режиссер Кёртис Харрингтон и знаменитый продюсер треш-хоррора Роджер Корман выпустили на экраны фантастический фильм «Путешествие на доисторическую планету». Это была все та же «Планета бурь», которую Кёртис Харрингтон перемонтировал, вырезав некоторые сцены с упоминаниями об СССР, доснял несколько эпизодов с американскими актерами, в числе которых был Бэзил Рэтбоун, дал персонажам американские имена, сократил диалоги и переснял линию актрисы Кюнны Игнатовой, заменив ее Фэйт Домерг. При этом в титрах имена советских актеров и режиссера не были упомянуты. Также Харрингтон добавил кадры из документального фильма «Небо зовет» (1959) режиссеров Александра Козыря и Михаила Карюкова. Как говорится, ловким движением руки монтажера и режиссера советская «Планета бурь» превращается в американский фантастический треш «Путешествие на доисторическую планету».
На этом трансформации «Планеты бурь» не закончились. Режиссер Питер Богданович в 1968 году использовал уже материал «Путешествия на доисторическую планету» для своего фильма «Путешествие на планету доисторических женщин». Он еще раз перемонтировал картину, убрал ряд сцен на корабле и добавил сцены с фривольно одетыми инопланетянками. Фильм потерял в плане логики поведения персонажей и обрел много научных и сценарных нестыковок, но зато привлек в кинотеатры подростков, которым вся эта научная сбалансированность и теория происхождения видов была глубоко побоку, зато полуголые красотки пришлись очень даже по душе.
А через год после выхода «Путешествия на доисторическую планету Кёртис Харрингтон, вдохновленный масштабными кадрами просторов космоса и ландшафта Венеры из «Планеты бурь», решает снова использовать сцены из этой ленты в своем новом фильме «Кровавая королева». Он пишет историю о вампирше — инопланетянке, попавшей на земной корабль, команду которого она рассматривает исключительно в гастрономическом аспекте, и соединяет ее с исходным сюжетом «Планеты бурь». Также он добавляет сцены космоса из уже знакомого ему фильма «Небо зовет» и другой советской ленты «Мечте навстречу», что позволило существенно сократить расходы на съемки. Сам сюжет на этот раз был много лучше проработан с уклоном не только в фантастику, но и в хоррор, с заложенным в него посылом о смертельной опасности, которую можно по незнанию принести с собой на родную Землю из бескрайних глубин Вселенной. Позже она нашла воплощение во множестве подобных историй, включая и знаменитую франшизу о Чужих.
На главные роли были приглашены молодые и известные в основном по сериалам и ТВ-проектам Джон Сэксон и Дэннис Хоппер, которых интересно увидеть в начале их славного актерского пути. Также из «Путешествия на доисторическую планету» в «Кровавую королеву» перешел уже тогда знаменитый Бэзил Рэтбоун. Он сыграл доктора Фаррадея, директора научного космического центра. Роль зеленокожей инопланетянки с фантастическим начесом, светящимися глазами и тонкими, как у змеи, губами исполнила Джудит Мередит, которая создала действительно зловещий образ королевы-вампирши. В нем действительно есть что-то змеиное. Так и кажется, что из растянутых в хищной улыбке губ сейчас высунется раздвоенный язык и клыки, а взгляд ее глаз парализует не хуже, чем взгляд легендарной Медузы Горгоны. Зеленовато-салатовый цвет кожи лишь усиливает это сходство со зловещей змеей-нагой, от которой нет спасения.
Но экипаж, которому поставлена четкая задача привезти Кровавую королеву на Землю для любознательных ученых, пытается найти управу на эту хищницу и при этом выжить самим. При этом мощный посыл режиссера звучит в финале, когда по всему кораблю обнаруживают яйца, отложенные маткой-королевой. Но слова капитана о грозящей опасности не могут пробиться сквозь самоуверенную беспечность ученых, которые, конечно же, умнее всех и сумеют обеспечить безопасность планете при исследовании вампирских яиц. Вот только афоризм о том, что, что бы ни изобретали ученые, в итоге всегда получается атомная бомба, так часто подтверждается!
А из «Кровавой королевы», ставшей классикой космической фантастики, и из ее родоначальницы — «Планеты бурь» — черпали вдохновение и материал для своих фильмов еще многие режиссеры в течение долгих лет. Как, впрочем, и из других фильмов Павла Клушанцева, настоящего мастера не только режиссуры, но еще камеры и монтажа. Так на Стэнли Кубрика произвел впечатление его фильм «Дорога к звездам» и метод, который использовал Клушанцев при снятии эффекта невесомости. Этот же прием использовал и Кубрик в своей «Космической Одиссее», заявив, что без «Дороги к звездам» его «Одиссея» никогда бы не появилась. Джордж Лукас говорил, что именно фильмы Клушанцева вдохновили его на создание «Звездных войн», называл его «крестным отцом» знаменитой саги и в годы перестройки хотел встретиться с советским режиссером, но, увы, не получилось. Образ плавящегося робота из «Терминатора 2» тоже был скопирован со сцены гибели робота из «Планеты бурь». Наконец, сюжет «Планеты бурь» недавно снова был использован в «Красной планете». Вот так наш советский фильм стал зачинателем целой плеяды легендарной классики американского кино. И первой в этом славном ряду стала именно «Кровавая королева». В свою очередь, уже ее сюжет очень сильно и заметно копирует вышедшая в 1985 году «Жизненная сила» Тоуба Хупера.
5 из 10
20 мая 2018
Этот фильм сущий шедевр трэша, вернее направления «horror/science fiction». При этом он всецело знаковый для всех тех людей, которые впоследствии подарили миру и зрителям сущие признанные шедевры, например «Чужой». Именитые режиссеры с конца 70-х и до наших дней, не нуждающиеся в представлении, в детские годы питали свою эстетику на заданную тему именно с подобных творений. Тут будет и космические путешествия в чёрные дали пугающего космоса, и встреченная необъяснимая загадка, да и ужасная подоплёка в финале. И всё благодаря неоднозначной личности Роджеру Корману. Безусловно, только упоминание сего человека в процессе производства фильма обязано вызывать определённые догадки на завершённый продукт, и всем, кто не знаком с сей многогранной персоной — мной невероятно всецело уважаемой за вклад в фантастику и поддержку талантливых людей — тому надлежит углубиться в энциклопедические статьи о кино, так как в один отзыв громадный «айсберг» находок не уместить. Я ограничусь лишь только кинокартиной «Кровавая королева».
Фильм привлекает любопытство не только многими удачными аспектами для своих лет, но и даже тем фактом, что в его создании обязаны советские деятели. Как? Очень просто, постараюсь объяснить или же напомнить и так известное многим. Никому не секрет, а твёрдая обоснованная константа былого, что в 60-е советские кинематографы выдавали значимые шедевры на космические темы, как в художественных произведениях, так и в документальных. В те года, в Союзе рождались полноправные лидеры космического кино, по своим меркам куда более превосходящие западные образцы проката. Вот режиссёр «Кровавая королева» Кёртис Харрингтон умело воспользовался упущением, что труды советских творцов почти не доходят до экспорта за океан, и ловко без зазрения совести детально «вынимал» масштабные сценки, вставляя их в фильм своего производства. На деле это отразилось тем, что огромная часть бюджетных вливаний экономилась и панорамные сцены с футуристическими кадрами ракет и построек просто принадлежали паре советских опусов «Мечте навстречу» и «Небо зовёт», а непосредственно происходящее в космическом корабле с американским составом актёров — оригинальный труд мистера Харрингтона. Вот так снимался и другой определённый трэш в своё время. Это уже часть истории.
Теперь немного проведя экскурс с подходами к съёмке, желал бы рассмотреть непосредственно саму сюжетную суть. Безусловно, даже ныне фильм вызывает интерес; невольно близко привлекает поднятая тема с принятием загадочной инопланетной особи на космический корабль группой учёных-астронавтов, и их дальнейшие ужасные будни в замкнутом пространстве. Это будет первооснова ещё негласного «наивного» разрушительного эротизма, в последующем более развитого в кино «Особь», и откровенный трепет и негодование от инопланетного убийцы, как в «Чужой», где пределы побега так же отрезаны металлическими стенами ракеты единственно возможной к жизни в космосе площадки. Актёры подобраны именитые, но тогда только на своей заре: Джон Сэксон и Дэннис Хоппер. Второй вообще по праву ставший в дальнейшем Человеком Кино за многие десятки работ перед камерой, и даже созданием эпохального «Беспечный ездок». Посему любопытно взирать их первые шаги в киноискусстве.
Тема вампиризма передана прекрасно. Она по-настоящему пугает своей манящей холодной тягой, исходящей от загадочной аристократичной инопланетянки с зелёной кожей, скользко улыбающейся и мерцающей очками. Падкий магнетизм к очевидной смерти выражен достойно, несмотря на годы выхода на экраны. Подводя итог актёрским данным в сыгранной истории можно поставить высший балл.
Визуальная составляющая клаустрофобии космического корабля с ретро мигающими лампочками на панелях управления — наслаждения для эстета подобного раритета кино. А последние кадры с пугающим наследием фатума встречи с кровожадным существом в виде отложенных яиц, смелая находка. Кстати, по заверениям учёных, высказывающих своё мнение на данный фильм, показанные яйца без скорлупы не безграмотный кич, это, отнюдь, продуманный факт, ведь если б подобная особь размножалась именно показанным способом и проживала в невесомых космических пространствах ракет, то так всё и было бы. Видимо создателям кино было не чуждо грамотное рассмотрение неких нюансов, хоть они и снимали заведомый трэш.
Посему из всего выше описанного всячески рекомендую к просмотру замечательный пугающий и интересный классический опус на извечную тему с людской тягой к бездонным пугающим границам космических просторов и их зловещих обитателей — «Кровавая королева». Кинокартина достойна внимания зрителей.
10 из 10
15 января 2012