Вовка в Тридевятом царстве
8.6
8
1965, семейный, мультфильм, короткометражка
СССР, 19 мин
В ролях: Рина Зелёная, Елена Понсова, Клара Румянова, Эмма Трейвас, Михаил Яншин
и другие
Путешествуя по русским сказкам, мальчик Вова встречается с трудолюбивым царём, Золотой рыбкой и Василисами Премудрыми.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вовка в Тридевятом царстве

год: 1965
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Михаил Друян
композитор:
художники: Петр Репкин, Анатолий Савченко
жанры: семейный, мультфильм, короткометражка, детский
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 19 мин
Другие фильмы этих жанров
семейный, мультфильм, короткометражка, детский

Отзывы критиков о мультфильме «Вовка в Тридевятом царстве», 1965

Самое удачное путешествие в Тридевятое царство

После 2010 года, когда интернет начал массовое проникновение в квартиры жителей СНГ, этот мультфильм обрёл настоящий культовый статус и разлетелся на мемы. Фразу «И так сойдёт!» и глуповатое «Ага!» сейчас уж точно знает каждый. «Вовка в Тридевятом царстве» вышел в 1965 году и, надо полагать, стал первым мультфильмом, который не то чтобы экранизирует русские сказки, а играется с ними. Этот подход популярен до сих пор. Если посмотреть на те сериалы, которые снимаются в России сейчас («Сказочный патруль», например), то схожие образы узнаются очень легко. Такой юмористический, расслабленный взгляд на фольклор необходим зрителям, которые хотят видеть свою культуру ничем неотягощённой.

Даже странно, что главный герой не обладает явными признаками тогдашних пионеров — ни красного галстука, ни белой рубашки. Может, Вовка скаут? Они ведь в СССР всячески порицались, поэтому неудивительно, что их показывали неучами. Но прежде, чем отметить плюсы, я не могу не покачать головой из-за клише, которое в советской кино- и мультиндустрии насаждалось при любой возможности и которое в корне неверно: якобы цари ничего не делают и скучают, сидя на своём троне. Да что вы говорите, скучают? В этом мультфильме образ царя запредельно абсурден и далёк от реальности. Изнемогая от ничегонеделания, пожилой монарх тайком от всех красит забор, чтобы хоть чем-то себя занять. Да, это был суровый Советский Союз с его обязательной пропагандой.

Но зато помимо царя нас ожидают действительно интересные сцены, в которых Вовка общается со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке», а также с юными Василисами, которые являются, без всяких сомнений, самым прогрессивным элементом мультфильма. Ну, не считая фразы про стиральную машину, конечно. Кстати, эта фраза заставляла меня в детстве думать, что «Вовка в Тридевятом царстве» создан уже в XXI веке. Интересно, для многих ли зрителей в 1965 году напоминание о стиральной машине уподоблялось соли на рану? Но главной изюминкой мультфильма (я бы даже сказал, что полноценной виноградиной) являются те самые Двое из ларца. Специально придуманные для этого сюжета, они и сейчас пользуются большой популярностью. Кто они такие, если подумать? Аналоги восточных джиннов, только живут не в лампах или кольцах, а в сундуке, как несложно догадаться. Эти и другие сказочные персонажи, с которыми встречается наш Вовка, стимулируют его переосмыслить свой образ жизни и самому заняться каким-то делом. И ведь это даёт свои плоды!

Ненавязчивое, но наглядное пособие, которое дополняет присутствующую в самом мультфильме книгу «Сделай сам». Для себя я выделяю только один недостаток: отсутствие сцены, в которой близнецы из ларца в изумлении открывают рты, видя под конец, кем стал Вовка. Но подобная мелочь, конечно, не может сказаться на моей оценке:

10 из 10

2 сентября 2021

- Нет, бабуся, это я сам!

Прогрессивный и запоминающийся мультик, вызывающий улыбку и поднимающий настроение.

Живой и остроумный юмор, понятный и детям и взрослым.

Великолепная озвучка, которая делает крылатые фразы незабываемыми.

Как и многие советские мультики, он побуждает к труду. Как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Согласно Библии, усердный труд делает даже время отдыха более приятным. «Нет лучшего блага человеку, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (Екклесиаст 2:24). Возможно современным детям эти слова могут показаться устаревшим лозунгом, но этот универсальный принцип действительно работает! Мы созданы так, что созидательный труд приносит нам радость! Приятно видеть, как после всех своих злоключений и попыток получить все без усилий, Вовка решает доказать, что он все таки не беспомощный, а что-то умеет. Насколько же больше радости в новом корыте, сделанном своими руками от всей души.

3 июня 2021

Сатирическая, нравоучительная сказка, которую хочется показывать детям

Не перестаю удивляться тому, какие поучительные мультфильмы создавались во времена СССР. И ведь мораль, которая доносилась посредством таких шедевров, остается актуальна и по сей день.

Сюжет мультика разворачивается с мечты школьника Вовки о сказочной жизни. Ведь в сказках все делается легко и без труда. И вот, при помощи советов из справочника «Сделай сам» библиотекарша создаёт нарисованного мальчика — копию Вовки — и отправляет его в Тридевятое царство, которое существует в книге сказок.

Сценаристу Вадиму Николаевичу Коростылёву и режиссёру Борису Павловичу Степанцеву великолепно удалось переплести сказочный вымысел и реальность. Рисовка у мультфильма тоже очень хорошая, все смотрится уместно, нет ничего сильно яркого и напрягающего. Озвучка подобрана потрясающе, что добавляет харизмы действующим героям.

Стоит ли упоминать, что многие фразы ушли в народ? Думаю, что «И та-ак сойдет!» и «Вы, чего, и пальцы за меня загибать будете?», знает практически каждый, кто был рожден в СССР.

Но самое интересное в этом мультфильме- мораль, которая преподносится в легкой, шутливой форме, а ведь это самое главное для детей, которых очень трудно заставить смотреть что-то нравоучительное.

10 из 10

4 ноября 2020

'… да ладно! И так сойдёт!» (с)

Великолепный, потрясающий мультипликационный фильм «Вовка в Тридевятом царстве» — это настоящий шедевр отечественной анимации! Чуть меньше чем за 20 минут, авторы сумели динамично преподнести мальчишкам и девчонкам, а также их родителям, тему лени в шутливой форме.

Советские мультики всегда славились юмором, но тут присутствует ещё элемент пародии на классические сказки, что несколько отличает мультфильм от других: пародии на «Золотую рыбку», «Василису Премудрую», «В Тридевятом царстве» вызывают невольную улыбку, т. к. персонажи тут выступают в необычном для себя ракурсе: Царь красит заборы, Золотая рыбка дерзит, Василиса Премудрая выступает аж в тройном экземпляре:)

Озвучка мультфильма бесподобна! Не представляю, кто мог справиться с ней лучше Зелёной, Румяновой, Понсовой, Яншина и Трейвас. Просто «браво»!

Ну, и хотелось бы ещё сказать о цитатах. Кто не помнит такие фразы как «А чё она такая… липкОя?», «Сам испёк — сам и кушай!», «Двое из ларца, одинаковых с лица», «Василисы Премудрые!», «А ты сплёл невод? А ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а всё туда же — я хочу, хм!», «Да ладно! И так сойдёт!».

Замечательному мультфильму с огромным удовольствием ставлю

10 из 10

10 октября 2013

Сделай сам!

Типично советский мультик, в котором несложно увидеть социалистическую подоплёку даже не самому взрослому человеку.

Во-первых, трудолюбивый царь. Намёк все поняли? Правительство, изрядно трудящееся было не просто стереотипом, а каким-то каноном. Мультики же, на которых воспитывались дети, должны были соответствовать.

Во-вторых, Василисы Премудрые на слёте юных Василис по обмену премудростями. Нас и наших мам, пап, пытались научить, что волшебства не бывает. Даже чудеса, которые творили Василисы, оказались не более чем результатом кропотливого труда и учёбы.

В-третьих, довольно жесткая Золотая Рыбка.

-А ты сплёл невод?! А ты его трижды закинул в море?! А ты меня поймал?!

Даже она, казалось бы, самый щедрый персонаж сказки — требует от Вовки трудолюбия и каких-то усилий.

Василисы Премудрые, отправившие Вовку в Тридевятое Царство довольно смешным образом проучили мальчика. В наше время это называется не иначе как сарказм. Но, с другой стороны, как ещё научить детей, что такое хорошо и что такое плохо?

Объясняя на пальцах, что трудолюбие — неотъемлемая часть хорошего гражданина, авторы использовали довольно примитивный стимул — желание поесть главного героя.

В итоге, конечно, мы наблюдаем хэппи-энд, мальчик научил трудиться и даже помог старой, пусть и вредной бабке!

Возможно, весь предыдущий текст кому-то может показаться довольно циничным, но на самом деле «Вовка в Тридевятом Царстве» — мой самый любимый мультик с детства. Учит правде, трудолюбию, усердию. Учит всему тому, чего не хватает нам, современной молодёжи. Большинство нынешних современных и супермодных мультиков, на мой взгляд, и в подмётки не годятся такой вот классике мультипликационного дела. Мне лично он поднимает настроение!

10 из 10

7 августа 2012

«За-жа-рится, как-нибудь!»

Если современная российская кинопродукция изготавливается именно способом, вынесенным мной в название рецензии, то данный мультфильм — это сплав рафинированного профессионализма советских мультипликаторов с тонким ощущением вкуса, гармонии и красоты. Мультфильм идеален! И, наверняка, вызывал тихое чувство зависти, даже у замечательных мультипликаторов Диснея. Фактически, учебное пособие — о том, как надо делать мультфильмы. Замечательная графика — персонажи нарисованы, даже как-то небрежно, немногими линиями и раскрашены цветными пятнами, но сколько жизни и характерных черт… Буквально, биографию можно прочесть на лице у каждого! Восхитительная озвучка — обороты, тембр, интонации… После «драматической икоты» современного российского кино, особенно сериального — бальзам для ушей, амброзия. Мягкий юмор — доступный детям и нескучный взрослым. Даже некоторая вечная актуальность, присущая только великим произведениям. Те же Двое из ларца, политкорректно именуемые сегодня «тандемом», которые только меняются местами и продолжают месить дрова и рубить тесто. Чудо, а не мультфильм!

10 из 10

10 октября 2011

Вовка навсегда

Этот мультфильм все предсказуемо хвалят, а я вот не побоюсь сказать, что на самом-то деле он… полностью этого заслуживает! Самое лучшее в «Вовке» то, что он — самобытный. Ну, попробуйте вспомнить какое-нибудь не просто хорошее, но самобытное произведение современного кино, чтобы при всей своей смотрибельности оно было еще и настолько оригинальным, чтобы сразу запоминаться. Голову сломаешь вспоминать. Мы все к «Вовке» давно привыкли и уже не видим его оригинальности, он нам просто нравится, и все. А на самом деле его стиль очень яркий и необычный. Фон, на котором происходит действие, иногда представляет собой просто статичную картинку — например, море, которое вообще не двигается. Оправдано это тем, что такой фон — это рисунки из книжки, в которую попадает Вовка, но даже и без этих оправданий никаких претензий зритель не имеет, потому что понимает, что это сделано специально и смотрится замечательно оригинально и смешно. Лицо Вовки нарисовано очень просто, но посмотрите на его мимику, и если она не вызовет у вас улыбку, то я не знаю вообще.

Короче, смотрите это произведение при любой возможности, и если у вас есть дети, то для них оно просто обязательно.

12 октября 2010

- А, что это? Вы что, еще и пальцы за меня загибать будете? — АГА!

Вот я смотрю, пересматриваю все свои любимые советские мультфильмы и никак не могу понять — куда всё делось? Вся эта красота, поучительность, яркость? Куда мы катимся? Сейчас вместо одного нормального сюжета мы видим какие-то огрызки, которые вместе соединить просто не возможно. Что касается «Вовки в тридесятом царстве», то я этот мультфильм не то что люблю, я его обожаю.

Во-первых, мне нравятся яркие цвета, насыщенность. Во-вторых то, что этот мультфильм учит — учит рассчитывать только на себя. Нам этого как раз сейчас и не хватает. А еще я в восторге от голоса Рины Зелёной. Это столько эмоций, столько драйва в одном персонаже — тунеядце Вовке.

Очень интересный сюжет — я сама хотела бы попасть в какую-нибудь книжку, не обязательно сказку. Двое из ларца, одинаковых с лица в каком-то смысле олицетворяют наше общество — мы думаем, что умеем все. Хотя как мы это умеем — это еще спорный вопрос.

«Вовка в тридесятом царстве» очень смешной мультфильм, начиная от произношения слов Вовкой «Хочешь тебе пирожаная, хочешь тебе мороженая, а он заборы красит!», и заканчивая тем, что Василиса, дивясь его глупости, смогла покрутить пальцем у виска.

Я обожаю этот мультфильм, смотрела его тысячу раз и обязательно посмотрю вторую тысячу ;) Вряд ли найдется русский человек, который не смотрел этот мультфильм. Ну, а если найдётся, то я настоятельно советую его посмотреть!

- Эй, Золотая рыбка! Эй-эй, золотая рыбка-а-а-а! Ты что, не слышишь, что ли?

- Ох, что тебе надобно, старче? Ой.

- Хехей, (ротик до ушей, хоть завязочки пришей) золотая рыбка-а-а.

10 из 10

11 апреля 2010

Только и делай, что ничего не делай

Потрясающий мультик, в 18 минут которого уложено столько, сколько некоторые не могут вложить и 1,5 часа.

На примере обаятельнейшего тунеядца Вовки(гениальным образом озвученного Риной Зеленой, чего только стоит сцена с пирожками, над которой ухахатываешься при любом пересмотре), попавшего в сказку, нам несут ценность труда, самостоятельности и даже правильной постановке задач(простите моё кощунство, но «Замесить и нарубить именно про это»).

Мультфильм стал одной сплошной цитатой, многие знают его наизусть, или же даже пользуются его перлами сами не зная об этом(«Килька несчастная» именно оттуда). Шикарный простой и лаконичный сюжет. Про озвучку я уже писал, но еще раз хочу отметить, что именно она по-настоящему оживляет персонажей.

Если вам хочется всего и сразу, и при этом даже палец о палец ударить лень. Выделите 20 минут — не пожалеете.

Вердикт: Смотреть и пересматривать. Однозначно

10 из 10

6 ноября 2009

Герой из нашего мира попадает в другой

Сейчас на эту тему куча литературы, от откровенно плохой мэри- и марти-сьюшной дешевки, до действительно стоящих книг вроде «Мессия очищает диск» или «Темная сторона медали», а вот тогда…

Вернее, еще раньше. Волей Степанцева Петя Иванов попал в сказку в 1958 году, а Вовка подхватил эту эстафету только в 1965. Тем не менее, можно смело называть Степанцева одним из прародителей жанра смешения эпох.

Степанцев изящен в решениях. Вовка попадает в книгу сказок благодаря доброй ведьме библиотекарше (этой профессии вообще идут колдовские способности, вспомнить ту же Арделию Лорц), создавшей его проекцию (в прямом смысле слова). Двойник Вовки становится гармоничен миру иллюстраций, но не ограничен им — передвигается и в трехмерном. Инстинктивно чувствуешь непротиворечивость такого решения.

Мультфильм вообще покупает простотой, за которой стоит продуманность. Персонажи иллюстраций — сказочные, но довольно современно для той поры мыслящие. И правда, рисовали-то их советские художники…

Смешение эпох… львиная доля юмора именно отсюда. «Тунеядец» в устах рисованного царя, или слет юных Василис… смешные моменты определяются и мотивом рисованности, так, Вовка приподнимает море, как ткань, чтобы вызвать Золотую Рыбку. И просто забавных реприз хватает: «Замесить и нарубить!»

Яркий и веселый, мультфильм быстро стал всенародно любимым. Что ж, заслуженно.

9 из 10

23 сентября 2009

Сказка в помощь

Мудрое напоминание тем, кто мечтал бы ничего не делать, но получать многое. Стремление именно к такому образу жизни возникало у каждого хотя бы раз, однако, увы, постепенно слово «труд» вытесняется словом «деньги». И уходит в прошлое то время, когда слово тунеядец считалось оскорблением. Впрочем, детям, на которых рассчитан мультфильм, будет очень полезно с ним ознакомиться, особенно в преддверие сдачи всяких ЕГЭов. От двадцатиминутного перерыва подготовка к ЕГЭам не сорвётся, а несколько простых истин повторить не грех.

Признаю, что не люблю черчение и к математике отношусь прохладно, но вот если бы меня обучали в сказочной манере, то предмет был бы всецело освоен. К сожалению, наводнить школы Василисами Премудрыми не получится при всём желании, утешает то, что подавляющая часть преподавателей ни в чём данным персонажам не уступает. И конечно, не стоит намекать трудовику, когда он красит заборы, что жизнь у него очень вольготная. А ещё, вокруг нас не только работящие люди. Двоих из ларцов тоже хватает, и лучше всегда следовать книге «Сделай сам», не закрывая её со словами «и так сойдёт».

Затея у авторов мультфильма очень интересная — глазами мальчика 70-х годов взглянуть на сказочных героев, которых никто по знакомству на работу не устраивал. Классические фразы восхитительным образом обыграны («сначала тебе подавай корыто, потом тебе подавай стиральную машину»), а известные пословицы и поговорки прочно переплетены с сюжетом, хотя и не озвучиваются прекрасными голосами заслуженных актрис Советского Союза, которые по сложившейся традиции отвечают и за женские образы, и за детские. Это только кажется, что нужно немного народу для создания мультфильма. Нет, даже при работе длиной в 20 минут безо всяких компьютеров подключается сразу несколько творческих групп, которые вряд ли считали, что «работа не волк…»

10 из 10

(Что должна делать молодёжь сегодня? Учиться, учиться и ещё пересматривать старые мультфильмы)

20 июля 2009

Мультик детства. Мультик смешной. Мультик поучительный.

Это шедевр. Идя 19 минут (всего то!), он несёт очень много мысли в очень юморной форме. Я его знаю, наверное, наизусть. Почти каждая фраза — перл.

«Сам испёк-сам и кушай»,

«Вы что? И есть за меня будете»,

«Вы думаете, я ничего не умею, прям как вы? — АГА!».

Всё это настолько просто, настолько лаконично, но в тот же момент и очень метко!

Всем, всем хотелось бы иметь очень многое, не прикладывая усилий. Но всегда, буквально всегда эти самые усилия приложить нужно.

Мультик нужно смотреть и детям и взрослым, ведь очень многие узнают в персонаже себя.

Безоговорочно:

10 из 10

4 ноября 2008

Семейный фильм Вовка в Тридевятом царстве появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Борис Степанцев. Кто играл в фильме: Рина Зелёная, Елена Понсова, Клара Румянова, Эмма Трейвас, Михаил Яншин, Людмила Гнилова.

Страна производства - СССР. Вовка в Тридевятом царстве — определенно заслуживает внимания, так как его рейтинг говорит за него сам. Такие фильмы можно буквально сосчитать по пальцам.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.