Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сыновья Большой Медведицы |
английское название: |
Die Söhne der großen Bärin |
год: | 1965 |
страны: |
Германия (ГДР),
Югославия
|
режиссер: | Йозеф Мах |
сценарий: | Лизелотте Вельскопф-Хенрих |
продюсер: | Ганс Малих |
видеооператор: | Ярослав Тузар |
композитор: | Вильгельм Нееф |
художники: | Пауль Леманн, Гюнтер Шмидт, Хайнц Рёске, Хельфрид Винцер |
монтаж: | Ильза Петерс |
жанр: | вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 февраля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
1875 год. Бледнолицые хотят согнать индейцев дакота с их земель, где найдено золото. Молодой вождь Токей Ито послан старейшинами племени для переговоров.
Первый фильм индейской серии восточногерманской киностудии ДЕФА. Фильм снят по роману Лизолетт Вельскопфкартиной Первая женщина-академик в ГДР, она уже в довольно зрелом возрасте обратилась к книгам про индейцев, написав трилогию «Сыновья Большой Медведицы». Автор не понаслышке знала о жизни индейских племён дакота. Она участвовала в этнографической экспедиции и какое-то время жила в одном из племён.
Фильм по роману «Токей Ито» поставил чешский режиссёр Йозеф Маху. Главным достоинствам и удачей картины было приглашение югославского актёра Гойко Митича. Атлетического сложения с выразительным взглядом и заострёнными чертами лица актёр как никто другой подходил на роль главного индейца социалистического лагеря. Он умело держал паузу с врожденным благородством. А в сценах действия играл без дублёров благодаря спортивной подготовке.
Фильм имел огромный успех в странах социалистического лагеря. В СССР его посмотрели более 29 миллионов зрителей. Сама писательница и автор сценария Вельскопф-Генрих осталась недовольна картиной, в частности, соответствия реальным деталям жизни индейцев дакота (к примеру, они не использовали седла, как в фильме). Но зрительский успех запустил серию о благородных индейцах, противостоящих коварным бледнолицым.
Ныне подобное кино смотрится наивно. Картина не впечатлит и нынешнюю подростковую аудиторию, на которую и была ориентирована. Резковатый монтаж, ходульные персонажи и их диалоги (более-менее прописаны Токей Ито и негодяй Фред Кларк по прозвищу Красная Лиса в исполнении чеха Иржи Врштялу), ну а экшен вызывает улыбку. Так что глянуть данное кино можно только из ностальгии. В той же индейской серии с Митичем есть фильмы получше.
6 из 10
28 марта 2019
Сыновья Большой Медвидицы стилистически представляет собой вестерн, но с небольшими оговорками стран производителей, т. е. уместнее будет сазать об истерне, что превалирует в отражении индейцев как более симпатичных создателям фильма. Сюжетно фильм повествует о борьбе капиталистов-ковбойцев, которые не перед чем не остановятся для заполучения всё больших объёмов золота, с индейцами-социалистами, которые мечтают о спокойной совместной жизни на своей древней земле, жизни, не идущей наперекор природе и духам (стоит вспомнить сцену, когда Красная лиса, помахав горящими палочками перед одним из вождей индейцев, пообещал ему фактически вечное блаженство и тот, выпучив глаза, поверил бледнолицему и, естественно, был одурачен). Собственно в этом и вся сюжетная суть фильма — в противостоянии хороших индейцев плохим ковбойцам.
Всё бы хорошо, имеется совсем неплохой сюжет, которым изобилуют многие блокбастеры, но то, каким образом он преподносится и реализуется делает картину унылой, занудной и скучной. Во-первых сразу хочется сказать о монтаже: неизвестно куда спешил ответственный за это дело человек, но смены кадров и переход от одной сцены к другой порой бывают очень быстрыми и что происходит уже в следующей сцене\кадре бывает сложно сначала понять. И эта тенденция начинает очень сильно проявляться с середины и до самого конца фильма, когда можно весь смысл действий героев вообще потерять. Сейчас мы видим двух говорящих индейцев, а через секунду уже что-то делающих ковбойцев, а также в обратном порядке и всё это делается очень резко и непонятно. Подобное же можно наблюдать и в некоторых ценах экшена.
Говоря об экшене стоит сказать, что это вовсе не экшен, а совокупность сумбурных действий, претендующих на зрелищность. Смотреть без уныния это невозможно, причём всё это преподноситься слишком серьёзно (хотя детям и подросткам должно было нравиться — в то время, но разве будут смотреть они это сейчас — нет). Процесс умирания подбитых героев вообще можно наблюдать с улыбкой. В целом на экшен фильм не тянет, хотя на экшен по социалистически, со ссылкой на ГДР, вполне.
Касаясь актёров безусловно стоит сказать о персонаже Гойко Митича — красивом, мускулистом, бесстрашном и мудром индейце. Также заслуживает внимания и противоположный персонаж — Красная лиса, короткостриженый, хитрый и видавший виды бледнолицый. Стоит обратить внимание и на Джени — владелицу салуна, лёгко находящую общие слова с мужчинами. В её исполнении в фильме можно слышать небольшую песнь о жизни в окружении алкоголя, табака и прочих обременительных вещей. Помимо этого непосредственного внимания заслуживают сами индейцы, на мой взгляд одни из самых интересных персонажей фильма, индеец-вождь (который пошёл на сговор с Красной лисой) — прежде всего своей напыщенно-серьёзной игрой, индеец Тобиас своим безмятежно-печально-простодушным взглядом и т. д. В целом каждый индеец заслуживает определённую долю внимания, вкупе с тем, что их характеры гораздо лучше прописаны чем у ковбойцев.
Одним из больших плюсов фильма является музыка. На мой взгляд она очень хороша, хотя не всегда вяжется с дейсвтием фильма (особенно в сценах экшена), но хорошо подходит для печальных сцен. Быт индейцев, как и ковбойцев, показан довольно посредственно и пластмассово, а индейский быт, в особенности, слишком формализован и близок к ритуализированности (хотя может так было на самом деле).
Ещё одним немаловажным плюсом являются обзорные и всякие иные сцены, в которых можно видеть равнины, предгорные и гористые местности. Скачущие на лошадях индейцы по равнинным плоскостям должны заинтересовать неискушённые юные умы, а взрослым лицам отдохнуть от действий фильма (но лишь отдохнуть быстро, ибо промежуток времени с изображением этих местностей слишком мал для получения визуального наслаждения).
Заканчивая отзыв хочу отметить, что в плане экшена фильм не интересен, в плане противостояния — есть фильмы и получше, индейцы-персонажи всё-таки своим простодушием и наивностью не вытягивают фильм (хотя могут раздражать или наоборот вызывать симпатию, в зависимости от самого зрителя). Единственно музыка и небольшие сцены природного обзора.
6 июня 2009
Красивые пейзажи высоких гор с заснеженными пиками, сочные низменности с богатыми дарами природы и тёплый климат — совершенно ничто и никто не нарушало спокойствия и тихой жизни устоявшегося веками сочетания природы и местных, коренных жителей этих земель, племён туземцев, впоследствии прозванных бледнолицыми «краснокожими», «индейцами». И вот, грохоча повозками и на мили вокруг заглушая тишину природы, закрывая полуденное солнце в пыли, с криками и выстрелами подъезжают незваные гости, люди из других областей, белые люди…
К. Ю. Шагойко
«Сыновья Большой Медведицы» — вестерн, старый, но довольно-таки интересный и содержательный кинофильм, фильм о высоте и ничтожности человеческих поступков, о высоких душевных проявлениях и низменных, подлых побуждениях волосатого сердца некоторых людей, — а людей ли?.. Болезненная тема о геноциде, массовом сведении и уничтожении индейцев, коренных жителей той самой Америки, великой и свободной страны, возникшей на обломках далеко не светлого, а, напротив, туманного, кровавого и страшного прошлого, о котором многие ныне не желают и вспоминать.
Страшными последствиями себялюбия, гордости и наглости отдельных людей, не уважающих чужую культуру и быт других народов, являются современная действительность, наглядные факты, — из множества старинных индейских племён ныне выжили и до сих пор сохраняют свою культуру в жалких резервациях лишь немногие из них, те немногие, которые, руководствуясь волей и мудростью предков, повинуясь зову духов, находят в себе силы не сдаваться, продолжать и не прерывать извечные традиции, культуру и быт индейских племён, быт истинных американцев, быт индейцев…
Данная лента также, как и многие фильмы «про индейцев», кроме стрельбы, бросания томагавками и срывания скальпов, содержит и ценные мысли, призыв людей к тому, чего, конечно же, не изменишь, но, тем не менее, чему можно убедиться, принять и занять ту позицию, которая кажется наиболее верной и правильной. И, не исключением, как говорится, стал данный кинофильм — вражда племён индейцев и вездесущих европейцев стала долгой проблемой и продолжительной головной болью как для переселенцев, так и для самих туземцев.
Гойко Митич, уроженец Югославии, талантливый актёр, не раз представал и выступал на экране в роли индейца, — столь похожий чертами лица, кожей и выразительным взглядом. Успешно исполняя роль за ролью, радуя тем самым любителей вестернов, а как правило, юных и восприимчивых мальцов, — мальчишек, которые переигрывали сцены из фильмов на свой лад, бегая по дворам и улицам с известным индейским улюлюканьем. Итак, в очередном своём фильме Митич исполняет роль вождя племени Дакота, бесстрашного и мужественного Токея-Ито. Перед героем Митича стоит проблема, которую, если это возможно, нужно решить максимально бескровно, но выгодно для себя — бледнолицые посягают на территорию его племени, на извечную землю индейцев, где жили их деды и прадеды. Конечно же, не желая отдавать или продавать свою землю, Токей-Ито, тем самым, подвергает опасности своё племя, которое начинает возмущаться стоящим перед ними выбором — жить в резервации или же отправиться на ту сторону Миссури — на территорию нынешней Канады…
Токей-Ито, волнуясь и боясь за сохранность своего народа, принимает отчаянное решение — отправиться за Миссури, но с должной предосторожностью и опасениями нападения извне, нападения со стороны белых. Последнего боя между метисом-предателем и Токеем-Ито не избежать. Да победит сильнейший!..
Красочный, увлекательный и более, чем просто «интересный» кинофильм этот смотрится на одном дыхании, столь быстро и стремительно, что даже становится жаль — «Как это? Так быстро?» Вот и в детстве, разгорячённая атмосфера, учащённое биение сердца и горящие глаза, воспринимающие все действия на экране с такой радостью, влечением и интригой, что каждый следующий просмотр был не просто желанным, нет, — словно праздник, словно что-то долгожданное и поистине грандиозное… Возможно, именно поэтому с самого детства я неравнодушен к Гойко Митичу и его кинофильмам, а может, и тема вестернов меня привлекает — точно не знаю, однако, ясно одно: фильмы, подобные «Сыновьям Большой медведицы» — динамичны, ярки и итересны, которые, не знаю, как шедевры, но на звание «лучших из лучших» без труда претендовать могут.
Вот и на днях, увидев этот фильм, решил я приобрести в свою коллекцию, и, снова просмотрев, вдохновился, вспомнил свои увлечения и радости в детстве, и стало так отрадно и приятно… Словом, данная картина привлечёт, в первую очередь, тех людей, которые не понаслышке знакомы с жанром «вестерн», людей, которым небезразлично прошлое Великой страны США и просто тех, кто жизни не видит без приключений, постоянной динамики и каких-либо событий. В общем, отличный фильм для вечернего просмотра в кругу близких или друзей, советую!..
17 мая 2009