Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Удел человеческий 3 |
английское название: |
Ningen no joken III |
год: | 1961 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Масаки Кобаяси |
сценаристы: | Дзэндзо Мацуяма, Коити Инагаки, Масаки Кобаяси, Дзюмпэй Гомикава |
продюсеры: | Масаки Кобаяси, Сигэру Вакацуки, Тосио Симидзу |
видеооператор: | Ёсио Миядзима |
композитор: | Тюдзи Киносита |
художники: | Кадзуэ Хиратака, Tetsuji Yamazaki |
монтаж: | Кэиити Ураока |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 января 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 10 мин |
Масаки Кобаяси во время Второй мировой войны служил в Квантунской армии, находился в Харбине (город был одним из мировых центров русской эммиграции), по принципиальным соображениям отказывался от повышений в чинах, затем попал в плен к американцам и год отсидел в лагере для военнопленных.
Из этого жизненного опыта он вынес огромную неприязнь к японскому и прочим милитаризмам.
Фильм начинается с того, что главному герою приходится, снимая советского часового с поста, зарезать его. Эйзенштейновские крупные планы лиц, деэстетизация насилия, тема человека, угодившего в жернова истории, человека, которому приходится убивать и страдать за дело, которому он вовсе не сочувствует.
Существенную часть фильма занимают сцены страданий военнопленных в советском лагере. Он воссоздан более-менее корректно — в отличие от голливудских фильмов здесь нет грамматических ошибок в надписях, русских играют русские и говорят без акцента (видимо сказались харбинские впечатления и личные связи Кобаяси).
Понятное дело, что достать для съёмок небольших батальных эпизодов советские машины и танки в те времена было невозможно, поэтому их роли «играет» американская техника (хотя можно дофанатизировать, что герою встретились советские части, снабжённые ленд-лизовскими поставками). Всё это немного смазывает впечатление от просмотра, здесь вам не самураи с мечами, а мы глазами невольного противника с неизбежными стереотипами. И если в плане достоверности — фильм не дотягивает до высшей оценки, то в плане выразительности художественных средств, гуманистического содержания картина производит сильное впечатление и запоминается.
Главное открытие, которое ждёт зрителя: самые сильные американские фильмы о Второй мировой войне последних 20 лет — «Тонкая красная линия» Теренса Малика и «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда отчасти представляют собой художественные вариации на темы «Удела человеческого». Причём у Иствуда, хоть мы его и любим, заимствование стиля съёмок совершенно беспардонное.
19 мая 2016
Заключительная серия девятичасовой эпопеи «Условия человеческого существования» рассказывает о приключениях главного героя на войне и в плену. Как и предыдущие серии, страдает от излишнего сокращения первоисточника.
Интересно, что в фильме (как и в романе) советские солдаты показаны гораздо более человечными, чем японские, а положение пленных японцев и сравнить нельзя с положением пленных китайцев в Японии. Но это вовсе не означает, что советские войска свободны от штампов.
Как и в предыдущих частях, фильм отличает великолепная игра Тацуи Накадаи, но своё логическое завершение она находит лишь в последних минутах. Отлично подобрана музыка, но его игра чересчур драматична: он падает с таким видом, словно мир рушится.
Итак, фильм закончен, и нельзя не сказать о фильме в целом. Эта антимилитаристская эпопея отличается своей жестокостью (в особенности книга, фильм не такой жестокий) и силой убеждения. На примере Кадзи Гомикава показывает миллионы порядочных людей, не нашедший место в жизни из-за войны. На примере Кадзи Гомикава словно грозит своему поколению: вот до чего доводит война, беспощадная резня, на которой неизвестно зачем гибнут миллионы людей.
9 из 10
3 июля 2011