Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сферы дадаизма |
английское название: |
Dadascope |
год: | 1961 |
страна: |
США
|
режиссер: | Ханс Рихтер |
сценарий: | Ханс Рихтер |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 августа 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 39 мин |
Этот фильм следует воспринимать скорее как документальную работу. Ганс Рихтер давно сотрудничавший с дадаистами, решил просто задокументировать основные моменты движения.
Чем примечателен фильм. Во-первых, здесь можно увидеть вживую большинство отцов-основателей движения — Тристана Цару, Ханса Арпа, Мана Рэя и др. На удивление большинство из них смогли пережить Вторую Мировую и дожить до преклонных лет. Во-вторых можно услышать поэзию дадистов в личном исполнении, так как она виделась им, когда создавалась. Конечно за годы азарт прочтения поугас и сейчас трудно представить то неистовство с которым это творилось в двадцатые годы. Также в фильме задокументированы основные манифесты дадаистов. Однако, подходить к поэзии дадистов следует подготовленным — именно знание того, чего добивались дадисты в искусстве, позволяет правильно воспринимать то, что вам будут читать в этом фильме. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики.
В-третьих, Рихтер, человек, наряду с Маном Рэем, который постарался перенести основные идеи дадаистов в кинематограф. Но в этом случае более показателен другой фильм Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Он более раскрывает суть дадаизма. В этом же фильме Рихтер в большей степени склоняется к документалистике. Помимо самих дадаистов в фильме можно увидеть в кадре основные произведения, или лучше называть их объекты-инсталяции, ключевых фигур. Тем не менее, автор слишком увлекся тотальной деконструкцией и зачастую визуальный ряд трудно соотносим с читаемым текстом. На мой взгляд некие движущиеся объекты или комбинированные съемки, с эффектом коллажей, с которых начинал в своё время автор в фильмах серии «Ритм» и других ранних короткометражках, более всего подходят для сопровождения текста. Но тем не менее нельзя исключать важного момента — дадисты были первыми, кто сознательно внёс в современную культуру понятие «инсталяция».
Собственно это и уменьшило впечатление от фильма. У меня сложилось впечатление, что в фильме «Сны, которые можно купить за деньги» автор выложился по полной и показал максимум своих возможностей. К сожалению, последний фильм Рихтера оказался в этом плане серьёзным шагом назад, скорее осмысляющим прошедшую жизнь, нежели что-то дополняющем к идеям дадистов. Ну да оно и можно понять, сколько этих «-истов» с той поры прошло… Паровоз культуры плавно удалялся за горизонт.
5 из 10
14 декабря 2016