Рейтинг фильма | |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хозяйка мира — Часть 1 |
английское название: |
Herrin der Welt |
год: | 1960 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Италия,
Франция
|
режиссеры: | Уильям Дитерле, Рихард Ангст |
сценаристы: | Харальд Г. Петерссон, Паскаль Жарден, Джо Айзингер |
продюсеры: | Уильям Дитерле, Гарри Эллер, Джозеф Р. Джулиано, Helmut Ungerland, Ральф Баум, Хорст Вендландт, Артур Браунер |
видеооператор: | Рихард Ангст |
композитор: | Роман Влад |
художники: | Гельмут Нентвиг, Вилли Шатц, Клаудия Хане-Херберг, Эдит Оакес, Ральф Баум |
монтаж: | Ютта Херинг, Борис Левин, Ира Оберберг |
жанры: | фантастика, приключения, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 апреля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Крупный международный кинопроект «Хозяйка мира» воплотился в жизнь благодаря амбициозным надеждам немецкого продюсера Артура Браунера, вложившего в него почти пять миллионов марок. Этого было вполне достаточно, чтобы вытащить из США давно и успешно окопавшегося в Голливуде режиссёра Вильгельма (Уильяма) Дитерле, в багаже которого была номинация на «Оскар» и работа с такими грандами, как Берт Ланкастер и Элизабет Тейлор.
Естественно, что в его новом фильме также должны были сверкать высококлассные артисты. Правда, фигур первой величины задействовать не удалось, но условия совместного производства позволили расширить географию выбора, и пригласить уже известных итальянца Лино Вентуру, опытную француженку Мишлин Прель, и восходящую американскую «звёздочку» Марту Хайер, номинировавшуюся на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
Кроме того, полотно, задуманное как ремейк одноимённой немой приключенческой драмы Джо Мая 1919 года, должно было соответствовать атмосфере экзотических странствий героини оригинала, в целях чего была достигнута договорённость с несколькими подходящими странами, включая Китай, Камбоджу и Непал, не говоря уже о Швеции, Италии и Франции. Справедливости ради надо добавить, что небольшая часть сцен снималась в павильонах берлинской студии.
Подобный размах непременно требовал полной выкладки всего персонала, однако, ближе к концу работ прозвучал тревожный звоночек, когда Дитерле покинул рабочее место, и оставшаяся часть процесса свалилась на плечи опытного оператора Рихарда Ангста. Премьера, состоявшаяся в апреле 1960 года, вызвала достаточно противоречивые отзывы, во многом вызванные сомнительной выдумкой немецких прокатчиков разделить фильм на две части, которые демонстрировались с перерывом в пол-месяца (Вам это ничего не напоминает? Ответ — «Параграф 78»). Октябрьский показ во Франции окончательно «добил» картину. Но отчего это случилось и так ли на самом деле плох этот фильм?
Безусловно, у обновлённой «Хозяйки..» (или «Тайн Ангкора» во французской версии) действительно множество слабых мест, которые сразу бросаются в глаза и выразительно объясняют практически все причины неудачи. Невыразителен главный герой в исполнении весьма среднего по дарованиям аргентинца Карлоса Томпсона, неинтересна Хайер, вынужденная изображать шаблонный образ «блондинки», «для красоты» путающейся под ногами у серьёзных дядек, слаб монтаж, из-за которого действие и многочисленные персонажи быстро сменяют друг друг, не давая привыкнуть к ним и втянуться в происходящее.
И всё-таки недоношенное, неуклюжее детище Дитерле заслуживает немалого количества добрых слов, в моих глазах с огромным трудом перевешивающих весь негатив. Важнейшим фактором такого отношения является сценарий, изначально написанный Харальдом Петерсоном, и впоследствии переработанным известным американцем Джо Эйзенгером. Начать с того, что до выхода первого фильма «бондианы» «Доктор Но» оставалось два года, а представленные красочные шпионско-криминальные страсти глобального масштаба вокруг фантастически-опасного научного изобретения здОрово о ней напоминают. От будущих похождений неунывающего агента 007 тут ещё, кстати, и зловещая международная организация, распростёршая щупальца по всему миру, и ищущая выгоду в противоборстве держав.
Тут мы подходим к ещё одному сильному месту фильма, а именно коалиции международных спецслужб, объединившихся против общего врага. Хороша идея оказалась ещё и потому, что благодаря ей вроде бы второстепенные персонажи Вентуры и Карла Ланге оттенили блёклость главных героев. Русский агент Бераков в исполнении последнего, мужественный профессионал, сражающийся до последнего, по понятным причинам порадовал отдельно, и отсутствие всякой карикатурности в этом плане тоже заслуга сценаристов.
Об этом же свидетельствует и немалый элемент драмы, удачно внесённый в, казалось бы, поверхностную приключенческую историю. Здесь нет крутых супергероев, способных расправиться с дюжиной злодеев, секретных средств перемещения или обездвиживания, и гибнут люди, чья смерть подсыпает горького перца в ожидаемую патоку хэппи-энда. Особенно показателен в этом отношении финальный батл в Ангкоре, по антуражу также напоминающий о «бондиане». Украшенный яркими буддийскими мотивами, прекрасно играющими на контрасте с творящимся вокруг беспределом, он особенно трогателен благодаря индийскому актёру Сабу, и суров из-за окончательного перевоплощения героя Вольфганга Прайсса. Да, как я и говорил, именно вторые роли выходят в фильме на первое место.
Отталкиваясь от впечатляющей финальной сцены, следует упомянуть, что особую роль в ней играет отличный саундтрек не самого известного композитора Романа Влада. В сочетании с его музыкой, фрагменты которой специально адаптированы под национальную культуру стран, посещаемых героями, впечатления от этих вынужденных путешествий становятся ещё более яркими, ну а в конце Влад и вовсе выдаёт целую бурю эмоций в стиле Дунаевского-старшего.
Как можно видеть, у «Хозяйки мира» довольно крепкий «скелет», позволяющий всему «телу» худо-бедно держаться на ногах. Правда, хромота на обе из них может заставить инстинктивно отшатнуться, как это бывает при поверхностном впечатлении между людьми — впечатлении, которое он произвёл в 1960 году. Но его удачные, не всегда лежащие на самой поверхности фрагменты по сей день делают его достойным единократного просмотра. Да, и конце концов, это одна из предтеч нашумевшей «бондианы».
6 из 10
12 июля 2020