Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Операция «Кобра» |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Дмитрий Васильев |
сценаристы: | Игорь Луковский, Дмитрий Васильев |
видеооператор: | Ибрагим Барамыков |
композитор: | Лев Шварц |
художник: | К. Полянский |
жанры: | боевик, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 февраля 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
«На ветвях заснули птицы, звёзды в небе не горят. Притаился у границы пограничников отряд»
Дмитрий Иванович Васильев — удивительный режиссёр. Пусть все самые свои известные фильмы он снял совместно с Вернером, Райзмоном, Пудовкиным, Эйзенштейном и даже одним из основоположников неореализма Джузеппе де Сантисом, его личные работы не могут не заинтересовать интересующегося зрителя. Касается это, прежде всего, двух картин о шпионах: «Над Тиссой» и «Операция Кобра». Над Тиссой — «крепкий» военно-приключенческий кинороман, а вот с жанром «Операции Кобра определиться не так-то просто. Помимо обязательных приключений и шпионских перипетий, в жанры следовало бы добавить, как бы это странно не прозвучало, — фантастика! Кто внимательно смотрел финал картины, наверное, согласится со мной. Именно по этой причине фильм производит особенно приятное впечатление.
Понимаю зрителей, поставивших фильму не очень высокую оценку, но согласиться с ними не могу, потому что картина от начала и до финала держит в неослабном напряжении. Происходит это по причине почти полной непредсказуемости сюжета, что для фильмов про шпионов, само по себе — уже достижение. К несомненным плюсам стоит отнести неординарность «шпионских фенечек», начиная от собаки-«диверсанта» и заканчивая совершенно фантастическим финалом. Именно «фантастическим», а не «фантастичным». В 1955 году Васильев снял научно-фантастический фильм «Тайна вечной ночи». По всей видимости, антураж той картины не давал режиссёру покоя, вот он и обратился к столь неординарному способу передвижения нарушителя границы. На мой взгляд, это совсем не недостаток, а достоинство.
Недостатком же считаю кадры, которые своей высокопарностью сильно «приземлили» общее впечатление. Дополнительный балл можно поставить за оригинальность идеи, за отличную актёрскую игру, за чёткую последовательность событий. Но главное — за то, что шпионы на высоте, да и «наши» не подкачали! Оператор дважды молодец — сумел запечатлеть богатейший животный мир Памира: снежный барс, медведь, филины, кобры. Фильму скоро 60 лет, но «выглядит» он явно не на свои годы. Разумеется, сегодня всё показанное смотрится довольно наивно, зато сюжет интересен как персонажами, так и оригинальной историей, пусть даже местами откровенно фантастической.
Впрочем, если обратиться к не столь далёкой истории, то с удивлением обнаружишь, что ещё в 1947 году выпускник МАИ Ф. П. Курочкин провёл аэродинамические исследования модели сверхлегкого индивидуального автожира. Модель в масштабе 1:5 представляла собой манекен лыжника с укрепленной на нём подвесной системой ранцевого типа. К ней на стойках крепился несущий винт-ротор автожира. Модель испытывали в аэродинамической трубе Т-1 Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. При увеличении скорости потока в трубе «Иван» (так исследователи называли своего лыжника) взлетал и устойчиво держался в воздухе! Может именно поэтому Дмитрий Васильев ограничился в строке «жанр» двумя словами: боевик и приключения?..
«Пограничники не дремлют у родного рубежа: наше море, нашу землю, наше небо сторожат…» («Пограничники» С. Я. Маршак)
19 февраля 2020