Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
1000 глаз доктора Мабузе |
английское название: |
Die 1000 Augen des Dr. Mabuse |
год: | 1960 |
страны: |
Франция,
Италия,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «Dr. Mabuse is on the loose !» |
режиссер: | Фриц Ланг |
сценаристы: | Фриц Ланг, Хайнц Оскар-Вуттиг, Ян Фетке, Норберт Жак |
продюсеры: | Фриц Ланг, Сандро Паллавичини, Артур Браунер |
видеооператор: | Карл Лёб |
композитор: | Герхард Бекер |
художники: | Эрих Кеттельхут, Йоханнес Отт, Ина Штейн |
монтаж: | Вальтер Вишнивски, Вальтраут Вишневски |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Журналист, обещавший коллегам большую сенсацию, найден мёртвым в своей машине. Орудием послужил странный предмет. Это убийство вписывается в череду загадочных преступлений, совершенных за последние два года. «Почерк» весьма и весьма напоминает доктора Мабузе, эдакого Мориарти германского. Но Мабузе умер в 1933, 27 лет назад!
Доктора Мабузе правильнее сравнивать с Фантомасом – европейский злодей, изначально являющийся литературным персонажем, использует грим, изменяясь до неузнаваемости. Так как действие происходит в 60-х, есть здесь, казалось бы рядовая сцена, которая для современного человека смотрится дико: десяток полицейских обсуждают дела, из присутствующих НЕ курит только один – все остальные дымят как паровозы просто.
Это третья картина про Мабузе, первая снятая о нём после Второй Мировой, также последняя работа Фрица Ланга. Не обязательно знакомиться с первыми двумя частями, всё и так понятно.
В середине фильм проседает, действие становится скучным, зато фееричный финал разом компенсирует все огрехи.
22 мая 2023
Одному Богу известно, что заставило Фрица Ланга взяться за постановку этого фильма. «Завещание доктора Мабузе» закончилось, невероятно удачно закольцевав историю, и тем, самым полностью закрыв тему. Доктор Мабузе умер, но дело его живет, его дух среди нас. Вместе с тем, этот человек не понес возложенного на него креста и возомнил себя богом, за что был наказан безумием; и так будет с каждым, кто встанет на этот путь, с каждым доктором Мабузе. Всё. Тема исчерпана. Можно еще множество фильмов снять на эту тему, но любой из них будет лишь повторением пройденного. И тем не менее, спустя почти тридцать лет Ланг вернулся к истории Мабузе. Но этот фильм имеет мало общего с первыми двумя.
Он заведомо помещает своих героев в ситуацию, в которой в принципе не может уже быть никакого доктора Мабузе. Мы прекрасно знаем, что он умер, и что если он объявился — это 100% очередной безумный фанат, вдохновленный его идеями. Но это далеко не главная проблема. Это лишь напрягает поначалу. Потом становится понятно, что, по сравнению со всем остальным, это и не проблема вовсе. Потому что то, что начинается дальше — полный макабр.
Автор знакомит нас с новым комиссаром полиции, со временем, видимо, пришедшим на смену Ломану. Это инспектор Крас, сыгранный Гертом Фрёбе. И он не то чтобы так себе… Он вообще в подметки не годится Ломану. Это такой милый нелепый пузан, типичный бюргер, который не прочь и пивасика в баре дёрнуть, но вроде как инспектор и вроде как сыщик. Этот персонаж совершенно не вызывает никакого доверия и никакой симпатии, а его пытаются «продать» под видом главного героя.
В самом начале фильм «выбрасывает несколько коней» ввиде сюжетных поворотов из первых двух картин, нагло «слизаных» Лангом у себя самого. Это настолько задалбывает, что начинаешь сомневаться, а не смотрю ли я очередную серию «Часа пик» с Джеки Чаном? И уж лучше б это был «Час пик 4», а не «Доктор Мабузе 3».
Сама интрига в лучших традициях первых двух картин строится вокруг огромного множества персонажей, переплетенных судьбой доктора Мабузе. Только собственно Мабузе здесь уже нет. Есть лишь только его образ, налепленный, как маска, на нового злодея. И интрига, кстати, шита белыми нитками, потому что, несмотря на всю таинственную загадочность, тайна личности Мабузе очень быстро перестает быть тайной для зрителя, в то время как герои продолжают, как истинные тугодумы, удивляться и поражаться.
Конфликта в картине нет как такового. Как и хоть какого-нибудь мало-мальского смысла. Фильм больше напоминает «Джеймса Бонада наоборот», или, даже скорее, «Фантомаса», только без доли иронии. Всё убийственно серьёзно и героично. Здесь, как и прежде, замешана женщина — это незнакомка Лили в исполнении Дон Адамс, есть здесь и герой любовник (инспектор же не годится для этой роли) — это миллионер Трэверс, сыгранный Петером Ван Эйком (и подозрительно напоминающий Халла из первой картины), вот только все они — клише, люди-функции, без характеров и каких-либо внутренних трансформации. И особенно это оскорбляет после сильных, искусно проработанных и филигранно отточенных героев предшествующих фильмов! Есть в фильме ещё потенциальный слепой ясновидящий Корнелиус (Вольфган Прейсс), но и он быстро надоедает своей монотонностью.
Зато в фильме много лишнего: технические приспособления а-ля всё тот же Бонд, нелепая любовная линия, погони и перестрелки (ведь в каждом детективе должна быть погоня, не так ли?) и полное отсутствие какого бы то ни было посыла.
Однажды, правда, фильм «включает Ланга» — в сцене с попыткой самоубийства Лили — но запала этого надолго не хватает.
«1000 глаз доктора Мабузе» — стопроцентно коммерческий продукт без какой-либо идеи, снятый из расчётов невзыскательного вкуса публики. Сейчас такие фильмы называют «попкорновым» кино. Очень жаль, что гер Ланг взялся за этот проект, наследив на собственных шедеврах этой неказистой поделкой. Ведь завершающим, казалось бы, фильмом трилогии он запустил целый киносериал, в который вошло, по итогу, ещё семь фильмов один другого хуже.
Фильм обаятельный и милый, и он, возможно, не вызвал бы у меня такое неприятие, не будь он продолжением двух великих картин. Но непредвзято его воспринимать никак не получается.
5 из 10
14 марта 2012
Вот и последний фильм из трилогии за плечами. Так же это последний фильм в карьере величайшего Фрица Ланга. Не всем удается закрыть свою фильмографию на такой хорошей ноте. История, конечно, получилась далека от «Завещания», но сама по себе является отличным фильмом, до которого большинству режиссеров снимать и снимать.
Видно множество повторений предыдущих картин, в особенности «Завещания», в особенности в самом начале фильма, но после картина становится на свой собственный лад. Было интересно думать, какого это увидеть первые два фильма трилогии в свое время, а затем через 27 лет посмотреть продолжение от того же самого режиссера. Думаю это было бы связано с чувством ностальгии и тоски по прежним временам.
Доктор Мабузе умер, но дело его живет. Эта фраза перекочевала из второго фильма в третий, но уже в большем масштабе — ведь мир уже даже не помнит, кто такой этот Мабузе, но все равно испытывает его давление. На этот раз все завязывается вокруг отеля «Люксор», таинственной девушки и богатого постояльца. И как всегда дело нужно раскрыть, за него берется детектив Красс — это тот же Ломан, только помягче, но на этот раз все оказалось не таким простым и в игру вступает интерпол, внедряющий своего секретного агента.
Происходят загадочные события, поначалу, казалось бы, ничем не связанные, сами герои теряются в догадках, что же все-таки происходит, но ответ оказывается гораздо сложнее и вместе с тем гораздо проще, чем можно себе представить.
Это по-прежнему отличный детектив, который смотрится на одном дыхании. В нем по-прежнему яркие герои и высокое напряжение, просто сам фильм со временем претерпел некое «сглаживание», примерно чем Красс отличается от Ломана — тот же отличный мужик, только попроще.
8 из 10
20 января 2011