Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Под нами враг |
английское название: |
The Enemy Below |
год: | 1957 |
страна: |
США
|
слоган: | «The death battle of the sub-killer and the killer-sub !» |
режиссер: | Дик Пауэлл |
сценаристы: | Д.А. Рэйнер, Уенделл Майес |
продюсер: | Дик Пауэлл |
видеооператор: | Гарольд Россон |
композитор: | Ли Харлайн |
художники: | Альберт Хогсетт, Лайл Р. Уилер, Чарльз Ле Мэр, Фэй Бабкок, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Стюарт Гилмор |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1910000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 декабря 1957 г. |
на DVD: | 26 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Где-то в южной части Атлантики в разгар Второй мировой эсминец недавно назначенного на судно капитана Муррелла (Роберт Митчем), которого команда за глаза считает «тыловой крысой», натыкается на немецкую подводную лодку. Последней управляет прожженный еще боями по Первой мировой капитан Ван Столберг (Курд Юргенс). Собственно, между этими двумя капитанами и развернется напряженная дуэль на просторах океана, в которой выяснится, что американец не такой уж и простачок, но и немец обладает тем еще характером…
Один из первых (если не первый) военно-морских фильмов Голливуда, в котором противник показан с «человеческим лицом». Во время самой войны, когда фильмы о морских баталиях клепались пачками, таких лент в принципе появиться не могло, так как весь кинопром выполнял исключительно агитационные функции, и показывать зрителю, что с той стороны тоже есть люди со своими эмоциями и переживаниями (да еще и не тупые) было ни к чему. А сразу же после войны американцы через Голливуд стали красочно переписывать историю, показывая американских солдат невиданными храбрецами, которые и дрюкнули японо-немцев чуть ли не в одиночку. Ко второй половине 50-х политическая конъюнктура существенно поменялась. Беспросветным врагом окончательно стал СССР, а один из осколков Третьего рейха — ФРГ — напротив, стал, союзником. Собственно, при таких геополитических раскладах и стало возможным появление этой картины, в которой немцы оказались «тоже славными ребятами», которых с истинного пути сбил какой-то там Гитлер и еще небольшая кучка отморозков.
Хотя стоит признать, что у Дика Пауэлла — вот уж кого не ожидал увидеть в режиссерском кресле — получилось достаточно занятное «мужское кино», в котором нашлось место зрелищности (вполне заслуженный «Оскар» за спецэффекты), морской романтике и индивидуальным характерам двух главных персонажей. Вообще, Пауэлл удачно подобрал пару главных исполнителей. Роберт Митчем играет утомленного войной мстителя-интеллектуала, который потеряв на этой же войне своих близких (как по мне, несколько пафосная легенда), теперь с «холодной головой» решает боевые задачи. Еще более интересно смотрелся австриец Курд Юргенс, сыгравший весьма убедительно капитана немецкой субмарины. Персональная заслуга Юргенса в том, что в американском фильме, в котором еще и второстепенные роли в плане хронометража в основном были отведены в пользу экипажа американского же эсминца, австриец своей игрой сумел вызвать сопереживание за судьбу немецкой подлодки.
Классикой морского жанра все же этот фильм назвать нельзя, были у американцев постановки на порядок сильнее (тот же «Мистер Робертс» или «Восстание Кейна»), но то, что Дик Пауэлл сумел поставить увлекательное кино — это бесспорно.
6,5 из 10
24 февраля 2018
Вторая Мировая война. Бескрайний океан. Место, которое только кажется одиноким и покинутым, но то иллюзия, ибо битвы на море были не менее жестокими чем поединки на суши, а все потому что проигравших в противостояние морских судов, как правило не было, хотя порой не было и победителей. И наш сегодняшний гость расскажет историю о том, как в синем море, океане, столкнулся английский линкор и немецкая подлодка и во что это противостояние вылилось. Итак, это — «Под нами враг».
Что характерно, история будет развиваться параллельно и зрителю продемонстрируют во всей красе как экипаж английского судна, так и экипаж немецкого. А вот что не характерно для подобного рода фильмов, так это то что в картине не будет подниматься темы аля «ура, патриотизм!» Не будет тут так же показано, что англичане — хорошие, а немцы — плохие. Зрителю продемонстрируют то что с обеих сторон сражаются живые люди, которые не являются чудовищами или героями. Да, бесспорно, что немцы сражаются за призрачные идеалы Третьего Рейха, но в том то и дело, что капитан немецкой подлодки, которого блестяще сыграл Курд Юргенс, прекрасно понимает сколь лживы идеалы пропагандируемые сторонниками «доброго дяди» Фюрера, но он ничего поделать не может, ибо давал присягу, которой неукоснительно следует. Так, что капитан Столберг не тупой солдафон и не палач, и он здесь с одной целью — вернуть молодых ребят домой целыми и невредимыми и ради этой цели он пойдет на все. Такую же цель преследует и капитан английского Эсминца — Мюррель. Человек, которое долгое время не высовывал носа из своей каюты и команда уже было решила, что их капитан немного ни мало, а «тыловая крыса», но на деле же герой Роберта Митчума не появлялся на мостике, по той простой причине, что команда справлялась прекрасно и без него, а мозолить глаза бывалым морякам и наводить на судне свои порядки это право слова моветон. Но стоило эсминцу столкнуться с немецкой подлодкой, как капитан появился на палубе и продемонстрировал всей команде, что он является умелым стратегом и бесстрашным лидером, который не раз и не два сможет удивить как немцев, так и зрителя.
И раз уж речь зашла о тактике, то стоит остановиться поподробней на экшн-составляющей картины. Так вот, фильмов, в которых действие картины разворачивается на подводной лодки было снято едва ли больше дюжины, собственно оно и понятно — очень сложно снять фильм, действие которого будет происходить в одном-двух помещениях и который при этом сможет заинтриговать массового зрителя, да так чтобы последний следил за судьбами героев со всевозрастающим интересом и беспокойством. Создателям же данной картины это удалось и с интересом смотришь, а как капитан немецкой подлодки сможет выкрутиться из щекотливой ситуации в которой оказался он и его команда или же, а какую еще тактическую хитрость придумает капитан английского эсминца? Вот и следишь за происходящим с замиранием сердца и ждешь, кто же допустит ошибку, которая станет роковой.
Так же в картине присутствует прекрасное звуковое сопровождение. Которое хватает за живое и не отпускает ни на минуту, да так что не замечаешь, что музыка прекратилась и единственный звук раздающийся в фильме это — звук сонара. Не замечаешь, потому что сонар слышно всегда и он становиться жутким напоминанием о том, что вот-вот должна случиться трагедия.
Подводя итог, хочется сказать, что «Враг под нами» незаслуженно забытый фильм на военную тематику и один из лучших посвященный непростому делу военных подводников. Здесь есть интересные и живые герои, здесь есть пугающая и в тоже время завораживающая атмосфера и здесь есть спецэффект, которые смотрятся очень хорошо даже в наш век высоких технологий, а что еще нужно для хорошего фильма посвященного Второй Мировой войне?
8 из 10
12 августа 2014
Как будто развивая морские тематики затронутые в «Бог знает, мистер Эллисон» и «Огне из преисподней», Роберт Митчум в третий раз подряд берется за «морской фильм». Как и в «Бог знает, мистер Эллисон» — события фильма разворачиваются в годы Второй мировой войны. Но на этот раз не будет никаких мелодрам. Перед нами разворачивается сухой рассказ о противоборстве двух военачальников. Герой Митчума, как обычно брутален. Чего только стоит его фраза: «Я не хочу понимать человека, которого нужно уничтожить».
В южной Атлантике сталкиваются в смертельном бою американский эсминец и немецкая подводная лодка. Собственно говоря на протяжении всего фильма мы будем следить за их дуэлью. Нужно отдать должное режиссеру — снято весьма напряженно. Настолько, что фильм вполне может претендовать на классику жанра. К тому же, Роберт Митчум и Курд Юргенс весьма в хорошей форме.
В итоге: захватывающий фильм, рассказывающий о соперничестве в годы Второй мировой войны американского эсминца и немецкой подводной лодки. Дик Пауэлл в сущности снял напряженнейший триллер на военную тематику, благодаря чему кино вполне можно причислить к классике жанра.
8 из 10
26 июля 2012
Когда сюжет фильма завязан на противостоянии двух равных противников, крайне важно подобрать актёрский дуэт, сопоставимый по таланту и харизме. Иначе зритель скажет «Не верю!» — и будет прав. В данном фильме «кадровый вопрос» решён прямо-таки идеально: Роберт Митчем (капитан американского эсминца) и Курт Юргенс (капитан немецкой подлодки). Два ярких крупнокалиберных актёра плюс острый сюжет плюс превосходная режиссура — и фильм удался.
И что прекрасно: ни экшн, ни спецэффекты, за которые картина получила «Оскара», здесь не становятся самоцелью и не подменяют сути. Нет здесь восторженно-идиотского патриотизма, а есть два уставших от войны человека. Есть профессионализм, отвага и честь. Есть горечь потерь. Есть уважение к достойному сопернику. И уже не делишь на «наших» и «ихних», а сопереживаешь обеим сторонам и хочешь, чтобы все остались живы — вопреки логике войны.
Абсолютно великолепен Юргенс. Старый, кайзеровской закваски, немецкий капитан далёк от идеологических иллюзий. Один его взгляд, брошенный на лозунг «Fuhrer befiehl wir folgen» (Фюрер приказывает, мы выполняем) — и понимаешь: фюрер уже проиграл. Вспоминается генерал в исполнении Гриценко из «Семнадцати мгновений»: то же поколение, та же закалка, то же горькое осознание надвигающегося краха.
Герой Митчема поначалу выглядит более вялым, притушёванным, и поневоле разделяешь опасения доктора: капитан Мюррэл слаб как мышонок. Но первым же манёвром «мышонок» даёт прикурить немецкой субмарине, порядком озадачив её экипаж. Митчем ведёт роль просто и лаконично, без титанического напряжения извилин и лишних эмоций. Отлично выступили команды обоих судов — ни одного слабого места, даже в маленьких эпизодах.
В общем, настоящий мужской фильм. Фильм не только о профессионализме и чести, но и о человечности вопреки волчьим законам войны. Браво, старый Голливуд.
9 из 10
23 августа 2011
На мой субъективный взгляд, это лучший иностранный фильм о Второй мировой войне. В нём нет такого упора на спецэффекты, как в современных экранизациях, что наших, что иностранных, в нём нет «воды». Это старый фильм и снят он в те годы, когда война ещё была вчерашним днём.
Американский эсминец, на протяжении почти полутора часов пытающийся потопить немецкую подлодку, — казалось бы, в этом сюжете не может быть ничего захватывающего, он должен казаться нудным и неинтересным, но… Все эти полтора часа невозможно оторваться от экрана ни на мгновение. Фильм захватывает сразу — и не отпускает ни на секунду.
Запоминаются абсолютно все персонажи, никто не выглядит лишним, даже если это лишь маленькая роль немецкого подводника с гаечным ключом. Что уж говорить о главных персонажах — двух капитанах. Конечно, они выглядят уж слишком умными и сама ситуация несколько надуманной, как и эпизод с проигрыванием музыки на пластинки, но фильм от этого нисколько не теряет, даже напротив — выигрывает.
Все, кто не видел, — вы не пожалеете о потраченном времени и после просмотра не захотите смотреть «Перл-Харбор» или «Спасти рядового Райана».
10 из 10
20 марта 2009