Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Опять двойка |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Степанцев, Евгений Райковский |
сценаристы: | Вадим Коростылев, Михаил Львовский |
видеооператор: | Нина Климова |
композитор: | Никита Богословский |
художник: | Анатолий Савченко |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 1 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 21 мин |
Вторая история про лилипута Мурзилку разворачивается в музее и посвящена персонажу самой известной советской картины — «Опять двойка». Каждый, кто родился после 1952 года, наверняка писал в школе сочинение по ней. Одетый в шубу ученик с виноватым лицом стоит перед братом, сестрой и расстроенной мамой. Радостная собака встречает своего хозяина, а на стене в дальней комнате виден край карты мира. Эта не самая заметная деталь и стала основой сюжета мультфильма: двойку наш герой, оказывается, получил по географии.
Не часто увидишь фильм или мультфильм, в котором оживают персонажи великих художников. Несмотря на то, что Мурзилка переживает самое опасное приключение в картине «Опять двойка», самые интересные события мультфильма происходят раньше, когда лилипут проникает в музей и ищет нужную картину. В этом мультфильме, за много лет до создания студии Мельница, нам показали трёх богатырей и Ивана-Царевича на сером волке. Видеть знакомых персонажей, которые не застыли, а двигаются, очень интересно и приятно, а слышать их голоса — тем более. К слову, это второе появление Ильи Муромца на советских экранах после фильма Александра Птушко 1956 года.
Немного разочаровывают сцены полёта Мурзилки над Москвой, которые хоть и выглядят масштабными, но санимированы хуже, чем всё остальное. Однако это мелкий недостаток. Более существенной проблемой является то, что картина с двоечником интерпретирована не совсем так, как её надо воспринимать на самом деле. Понятно, что двойка — оценка плохая, но встречать родного человека с таким осуждением непозволительно. Ни единого намёка на такую догадку в мультфильме нет, а между тем персонаж картины вызывает жалость, особенно в финале. Правда, одна оговорка всё-таки есть: незадолго до согласия с Мурзилкой паренёк слишком грубо кричит на безобидного зверя, который, вообще-то, хотел его желание исполнить. Но надо сказать, что Мурзилка не такой уж однозначный персонаж, поскольку в предыдущем мультфильме он недостаточно осуждал курение, а в следующем… нет, об этом пока рано.
Приключение Мурзилки и главного героя в далёких краях получилось довольно неожиданным, но слишком уж несерьёзным, даже для детского мультфильма. Антропоморфные животные чересчур напоминают стереотипных богатых москвичей того времени и… как они могут загорать, если события происходят ночью?
Как и многие мультфильмы подобной направленности, «Опять двойка» перебарщивает с воспитательной темой, но оживающие картины получились, конечно, хорошо.
7 из 10
5 марта 2023
- Дыши носом, читай «Мурзилку»!
Губошлеп «Калина красная»
«Опять двойка — Новые приключения нашего специального корреспондента Мурзилки» — вышедший в 1957 году второй мультфильм режиссеров Евгения Райковского и Бориса Степанцева про маленького вихрастого журналиста. В отличие от персонажа художника Аминадава Каневского (жёлтый пушистик в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо), придуманного ещё в 1937 году и ставшего талисманом одноименного детского журнала, мультипликационный герой, созданный на конкурсной основе Анатолием Савченко более антропоморфный — мальчишка-лилипут. В этой серии главный герой проводит расследование, отчего произошли события, отраженные на картине «Опять двойка» Федора Решетникова (1952). Репродукции одного из главных представителей социалистического реализма того времени регулярно печатались во многих учебниках. Особенно триптих — «Прибыл на каникулы» (13 миллионов экземпляров открыток — наибольший тираж в СССР), «Опять двойка», «Переэкзаменовка», по которым то и дело школьники писали сочинения, проникая во внутренний мир расстроенной матери, гневной сестры, насмешливого брата, и, конечно, незадачливого сорванца.
Так как производство мультфильмов в пятидесятых было процессом штучным, каждая лента несла, кроме развлекательного, еще и педагогический, и познавательный смысл. Здесь юный зритель очередной раз приобщается к миру живописи Третьяковской галереи. Оживают картины Виктора Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Богатыри», неведомый «Урок географии» и, само собой, заглавная. И немножечко информации про то, что на экваторе — львы, кокосы и акулы, а на Северном полюсе — белые медведи, пломбир, и температура воды +1 градус. Это прямая линия. Второй слой менее бросается в глаза, но также присутствует. Оживающие картины собраны в Картинной Галерее (почему бы не сходить), органически вписаны несколько жестов регулировщика (движение запрещено — движение разрешено), подкрепленные соответствующими цветами светофора — лишний раз памятка младшим школьникам, на которые ориентирован мультфильм. Даже морж с блаженным видом потягивает из бутылки полезный растущему организму рыбий жир.
И, конечно, в том, что у школьника проблемы с успеваемостью виноваты не учителя (а на их придирки всегда сваливают свои неудачи подростки), не, упаси боже, генетика или природная неспособность усваивать знания (что нередко можно услышать сейчас), а собственное раздолбайство школяра. Недаром из разбухшего портфеля сыплются коньки, рогатки и подковы, а не карандаши и тетрадки. И вместо нравоучительного «Надо учиться!» мотивационный эпизод с альтернативной реальностью.
Но, если вы вдруг подумали, что мультфильм — очередная дидактическая поделка, предложу вам для раздумий некоторые моменты. Пятидесятые годы, трудящиеся в едином порыве строят социализм, а Мурзилка живет один в загородном доме со всеми удобствами. В гараже у него лошадь-кузнечик (!), автомобиль-жук (!!) и самолёт-стрекоза (!!!). Над Москвой из заводских труб валит непробиваемый солнечным лучом сумрачно-чёрный дым, заставляющий кашлять облака. Любопытен обратный порядок цветов на светофоре (красный внизу, и это уже не первый раз в советской анимации) и факт проникновения Мурзилки в закрытый музей через окно. Да и умение советского корреспондента трангрессировать и уменьшать людей (пусть и вымышленных) тоже может намекать. И, в духе современных веяний, отмечу словленный ляп. В начале крупно показывается дневник учащегося 1 «В» класса Иванова Вани с двойкой по географии. Во-первых, этот предмет вряд ли начинают изучать с самого начала школьной жизни, а во-вторых, оболтуса с картины зовут Коля, причем здесь Иванов Ваня или это пасхалка к маститому советскому мультипликатору, выпустившего в это время вечнозеленые «Двенадцать месяцев».
Не секрет, что рисованные мультипликационные фильмы настроены, в первую очередь, на пяти-пятнадцати-летних зрителей. Для которых школа занимает, как минимум, половину времени в жизни. Иногда одна фраза, сказанная забавным персонажем, въедается в сознание крепче многочисленных постулатов ответственных за воспитательную функцию. Кто не знает, что мудро ходить в гости по утрам или ребятам надо жить дружно. Но, почему-то, чтобы посмотреть школьную анимацию, нужно искать советские картины. Которые и сейчас пробуют учить очередное поколение, изнасилованное трансформерами и выбирающее мудрость Южного Парка. Мурзилка давно на пенсии, и в Третьяковскую Галерею тащат несмышленышей затюканные проверками классные руководители. Дыши носом.
5 мая 2016