Дом, в котором я живу
8.2
7.7
1957, мелодрама, драма, военный
СССР, 1 ч 40 мин
6+

В ролях: Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Владимир Земляникин, Жанна Болотова
и другие
1935 год. Новый дом на окраине Москвы заселяется новоселами. С этого начинается простой сюжет о судьбах людей разных профессий и увлечений. Впереди страшные годы всеобщей немоты, на смену которым приходит война, а вместе с ней горечь утрат, холод, голод, расставания. Конец войны возвращает радость жизни. По-прежнему светит в окна солнце, летит тополиный пух и, как когда-то, дети опять бегут в школу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дом, в котором я живу

год: 1957
страна:
СССР
слоган: «The camera captures a sensitivity seldom seen in this stirring drama from Soviet Russia.»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Вячеслав Шумский
композитор:
художники: Владимир Богомолов, Екатерина Александрова, Эльза Рапопорт
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 декабря 1957 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, военный

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Дом, в котором я живу», 1957

Видео: ТВ-ролик (Дом, в котором я живу, 1957) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
ТВ-ролик
Видео: Фрагмент (Дом, в котором я живу, 1957) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Дом, в котором я живу», 1957

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дом, в котором я живу», 1957

Дню Великой Победы, посвящается… Семейная история рассказывающая о том, как мы победили. Просто, когда пришла война, каждый делал то, что должно.

С ДНЁМ ПОБЕДЫ, ДРУЗЬЯ! С главным и самым важным праздником нашей страны.

И конечно, как всегда в этот великий день, мы смотри не только Парад Победы на Красной площади в Москве, но и фильмы о той страшной войне, советского периода, снятые отличными советскими режиссёрами.

Смотрели мы такие фильмы и вчера, самые известные и любимые, в число которых вошёл и этот фильм «Дом, в котором я живу» 1957 года, который я очень люблю со школьного возраста. Смотрим его почти каждый год в праздничные выходные, посвящённые этому великому дню (с 8 по 11 мая), вместе с другими известными и не очень известными фильмами тех лет, о той страшной войне.

Особенно порадовало то, что удалось найти цветную версию этого фильма (изначально и сколько себя помню, он был чёрно-белым, и смотрели мы его всегда только в чёрно-белом варианте), видимо совсем недавно фильм колоризировали (расцветили). И вчера он смотрелся с ещё большим трепетом, с более сильными чувствами и эмоциями, всё-таки цвет в кино имеет колоссальное значение для восприятия происходящих на экране событий.

Лучшие из советских фильмов о войне, не содержа порой ни одной батальной или жестокой сцены, заставляют плакать очистительными слезами. И отвечают на важный вопрос - не «за что воевали», конечно (такое спрашивать свидетелям Великой Отечественной и в голову бы не пришло), но «как победили». Фильм «Дом, в котором я живу» - как раз из этой категории. Сколько человеческих судеб изувечила война? Каждое окно в многоэтажном доме готово прокричать историю своей боли.

После начала хрущёвской Оттепели первой «разморозилась» именно военная тема. Новая, «фестивальная» молодёжь - люди, пережившие войну маленькими детьми - неизбежно примеряла на себя судьбу тех старших товарищей, которые с выпускного бала прямиком направились в военкоматы и на фронт. Да и самим тем военным выпускникам - кто вернулся - было всего-то по тридцать пять.

«Дом, в котором я живу» - попытка объяснить младшему, уже послевоенному поколению, как из обычных подростков получается то самое «железное» поколение победителей. Зрителям, которые в войну были ещё детьми (или вовсе не родились), в лоб говорят: смотрите, эти молодые ребята, из которых судьба сделала героев - такие же, как вы. Имеющий глаза да увидит. И мы смотрим, смотрим.

Сцена в самом начале фильма совершенно «оттепельная», непосредственно из конца пятидесятых. Рабочая семья Давыдовых (сорокапятилетние родители, дочь без малого двадцать и «последышек» - младший школьник Серёжа) переезжают в новый дом где-то за Рогожской заставой. 1935 год, новый красивый дом со светлыми комнатами, высокими потолками, большими окнами и счастливыми новосёлами - новая прекрасная жизнь с чистого листа. Грузовики наполняют московский дворик, каждый начинает создавать тот самый, неповторимый уют: с семейными портретами на стенах, однотипной мебелью, заботливо вышитыми занавесками. И начинает кипеть жизнь, у кого-то сразу, у кого-то постепенно. Ровно до 22 июня 1941 года - когда начинаются совершенно другие счёты и строятся иные иерархии, а всё прежнее сплавляется и перемешивается в пламени той войны.

В «Дом, в котором я живу» возвратились с фронта почти все. Они остались теми же? И да, и нет. Стал из мальчишки мужчиной Серёжа, страх и смерть сильно изменили весельчака Колю; о переживающих длительную драму Лиде и Константине что и говорить… А при этом все они остались сами собой, даже пережив четыре страшных года: так же хлопочет по хозяйству Клавдия Кондратьевна, с той же горячностью стремится на поиски камней Серёжа, так же погружена в искусство старая актриса Ксения Николаевна (Клавдия Еланская).

Но сильнее всего изменились не люди - скорее отношения между ними. Война, которую пережили вместе, оказалась, похожа, тем, что упразднила многие различия и сделала людей намного терпимее друг к другу.

Я долго не могла ответить на вопрос: в чём же мораль этого фильма, чему он нас учит? А сейчас, думаю, смысл в том, что всё в жизни может быть, ведь судьба очень непредсказуема, и так важно иметь ту самую опору - родную пристань, где тепло и уютно, и тебя ждут. Или ты можешь ждать кого-то, даже много лет подряд.

Жили себе люди, жили, а тут раз - война началась. Мы любим старое советское кино. Пусть сколько угодно упрекают социалистический реализм, за искажение правды жизни, но следует признать, по уровню душевности многие старые фильмы перевесят сотни новых. А конкретно этому фильму, претензии в искажении правды жизни предъявить нельзя.

Это слепок с нескольких лет жизни обитателей одной московской коммунальной квартиры. Показаны их дни из разных лет с 1935 по 1947. Война показана с точки зрения тех, кто остался в городе и не пошёл на фронт. Буржуйка в городской квартире, крошечные пайки по карточкам, сбрасывание зажигательных бомб с крыши. И радость, огромная радость, оттого что сын пришёл на побывку, живой.

Вот от этих эпизодов обязательно навернутся на глаза слёзы, потому что иначе быть не может. Отец, уходя на фронт, просит мать не поливать цветы холодной водой, засохнут, и добавляет, я же ненадолго ухожу. В финале старший брат, вернувшийся в войны калекой кричит младшему в лестничный пролёт - нет, не ходи туда... Вот пишу это и плачу, когда посмотрите и вы заплачете...

Как получалось поколение победителей? Авторы фильма, кажется, ответили на этот вопрос: просто, когда пришла война, каждый делал то, что должно. Даже капризная и творческая Галя, которая в итоге и стала настоящим героем.

Помните слова «Истории нет... Есть только биографии». Никита Михалков как-то сказал, что Великая Отечественная Война с каждым годом становится от нас всё дальше. Когда-нибудь... вырастет то поколение людей, для которых она будет описана только в учебниках истории... Вот хотя бы поэтому необходим был НЕРВ, чтобы снимать фильмы о войне через человеческие судьбы, судьбы её героев. И обязательно такие фильмы нужно смотреть, чтобы не забыть, никогда не забыть, через что прошли наши предки, пережив те страшные, ломающие судьбы, события.

Я рекомендую смотреть этот фильм всем. Просто любителям хорошего кино. И тем, кто родился уже не в СССР, посмотрите, как непохоже на нас, сегодняшних, жили люди. Неизвестно, сработал бы этот рецепт на следующем поколении, которому адресовался фильм. Ещё более непонятно, может ли такое сработать на нас, нынешних - всё-таки раннесоветский коллективизм был явлением достаточно уникальным. Но даже если этот рецепт сработал только однажды - фильм, свидетельствующий об этом, сохранил эти чувства навсегда.

10 из 10

10 мая 2024

Он настолько особенный для меня, что я долго не знала, как к нему подступиться сейчас, в нынешних реалиях.

Пронзительно-искренний, такой непохожий на многие советские фильмы, где сильные духом люди всегда точно знают, что верно, а что скверно. Где только правильные ценности, только хардкор…

Лев Кулиджанов и Яков Сегель создали удивительный фильм. Дали ему обманчиво неброское название, но вложили совершенно сакральную суть.

«Дом, в котором я живу».

Мир, в который вошла Война.

Хотя самой войны там и нет. Вернее — «как бы» нет: в кадрах ни выстрелов, ни смертей крупным планом.

А есть лишь жизнь. Нескольких семей, соседей по коммуналке одного московского дома. Они проживают её, как умеют: со всеми сложностями, ошибками и разочарованиями. Но всё равно это про Мир. Их мир. А он ведь не делится на героев и антигероев, как и поступки людские — на однозначно верные либо скверные. А пришедшая в него война лишь яснее отделяет всё истинное в их жизни от ложного, будничного и суетного. Как и суть каждого человека…

Таким мы видим и большое дружное семейство Давыдовых. Идеальная ячейка советского общества, оплот стабильности и правильных устоев, да. Но она действительно по-настоящему крепкая и счастливая. Состоящая из разных, но искренне любящих друг друга людей. И разве допустим сбой в столь надёжной системе? Можно ожидать от кого-то из такой семьи малодушия в минутной слабости (собственной и/или чужой?)? Нет, никак не можно. Или всё ж люди и их отношения таки устроены посложнее, чем выглядят?..

…Или вот молодая пара — Дмитрий и Лида. У них тоже вроде всё благополучно: общие цели и понятный светлый путь вместе — а как же иначе, они ведь муж и жена. Вот только не семья… Да, так бывает, что двум хорошим людям вместе плохо… Но это ж только в «правильном» советском кино они не оступаются и не терзают себя и близких вечными метаниями. А здесь опять как в жизни: хочется, чтоб просто, а выходит… мучительно. Есть ли вообще что-то хуже неопределённости? И да, и нет. Но как больно видеть, когда случается всё и сразу…

…А ещё там живут Серёжка и Галочка. Славные, порой смешные, но такие трогательные и чистые… Вот уж у кого точно всё как надо: и дружба, перерастающая в первую любовь, и куча планов. И первые судьбоносные решения. Но тем и прекрасна юность, что принимаешь их без сожалений. Благословенное время, когда свято веришь в лучшее и не сомневаешься: а стоят ли вообще светлое будущее и какие-то там высокие идеалы (да и есть ли они?) — твоей единственной жизни?

Вдруг твои мечты сбудутся — но не у тебя?..

Ведь тогда не ты, а другая большеглазая девчушка однажды станет великой актрисой…

И другой какой-то паренёк отыщет уже, наконец, этот загадочный лучистый колчедан…

…Как горько, что им достались такие времена… Как бесценно, что они сумели тогда прожить в них именно так…

…Я уверена, что фильм этот из тех, что остаются с нами навсегда.

Он будет тихонько звучать в вашей душе пением Рыбникова: «…тишина над рогожской заставою…»

И откликаться эхом:

… «Почему люди не летают, так, как птицы?…»

… «А может, ещё рассосётся?» - *да-да, и оно именно оттуда, из этого фильма 1957 года…*

… «Я буду закрывать дверь. Всегда!» — «А я буду стучать. Пока не откроешь.»

… «Мама!!!.. Она голодная!»

… «Потом, всё будет, только потом…»

… «А ты, Митя?… Может быть, бродишь где-то по Земле… ищешь свои камни… Да, жизнь одна. Как я это сейчас понимаю. Где же ты, Митя…»

И это всякий раз будет срабатывать как «портал памяти» — в прожитые и бередящие душу ощущения, что сохранили в вас те фразы…

*…Одна из них действует на меня оглушающе до слёз. Не цитирую намеренно. Безжалостная и страшная в своей краткости, она отнимает надежду, да. Но не саму жизнь! Да, всё можно пережить, кроме смерти собственной. Звучит жестоко и будто б цинично, но, видимо, таков закон жизни: она всё равно сильнее.

И это, считаю, одна из больших удач создателей фильма: донести само осознание ценности бытия… Этакая «прививка жизни» через искусство кино. Ювелирно точно работающая. Надо лишь не отказать себе её прочувствовать…*

И именно поэтому фильм такой невероятно светлый и жизнеутверждающий. *к слову— сценарист Иосиф Ольшанский стоически выдержал натиск киношного начальства, требовавшего «оживить» погибших героев. И сумел таки доказать, как важно донести понимание, что не для всех в жизни возможен счастливый финал. * Здесь нет отрицания горечи и необратимости смерти. Но — нет и безысходности. А есть именно возрождение.

…Что несут войны? Всегда потери и боль. И необходимость тяжкого, но неизбежного выбора. Увы, порой только вот таким горьким способом разрушается и отмирает что-то изжившее себя, заставляет переосмыслить жизнь.

Да, как прежде уже не будет. Но только так — благодаря и/или вопреки — Мир постепенно возвращается.

А в Доме снова продолжается жизнь…

P.S. Я сначала хотела приурочить эту рецензию к значимым военным датам. Вот только в жизнь моего деда, советского кадрового офицера, война пришла просто в день его рождения… то самое 22 июня 1941 года… Да, войны никогда не бывают вовремя. А вот память о воинах— всегда. Поэтому — сегодня.

27 апреля 2024

Родной дом

Этот фильм я посмотрела еще летом прошлого года. Мне его даже никто не рекомендовал — видимо что-то запомнилось из описания, что я добавила его в список К просмотру. Он произвел на меня самое лучшее впечатление. И сегодня, в День победы хочу посвятить фильму Дом, в котором я живу праздничную рецензию.

Действие фильма начинается в 1935 году. В квартиру нового московского дома заселяется большая и дружная семья Давыдовых: Павел и Клавдия с двумя младшими детьми Катей и Сережей. Во вторую комнату въезжает пара — геолог Дмитрий Каширин с молодой женой Лидией. Они начинают дружить с семьей из соседнего дома — Волынскими. Сережа особенно подружился с дочерью, Галей Волынской. Герои ведут самую обычную жизнь, дети растут, думают, кем хотят стать, мечтают о будущем. Все их планы на будущее перечеркивает Война, которая изменит героев раз и навсегда.

Не могу перестать восхищаться тем, как в советское время снимали кино. Совершенно отличное от западного, какое-то более проникновенное, драматичное… Которое захватывает с первых минут. Вот и фильм Льва Кулиджанова меня увлек моментально. В нем показаны три совершенно разные жизни — до войны, после войны, и жизнь во время войны. Время до войны кажется таким прекрасным, светлым и безоблачным. Герои не думают о том, что однажды все изменится, пытаются разобраться со своими житейскими проблемами, со своими чувствами. А затем… Хочу рассказать об одной сцене, которая потрясла меня невероятно: Сережа и Галя гуляют по Москве. Им по 18 лет, они влюблены, но еще не знают об этом. Они мечтают о будущем, может быть, они думают о совместном будущем. И тут, эти огромные и страшные цифры — 1941. В тот день началась Война. И теперь у героев может и не быть светлого будущего. Впереди долгие годы страшной войны, с которой не все вернутся домой…

Главным достоинством фильма я считаю его главных героев. Прекрасно сыграны, характеры настолько точно показаны, что отлично понимаешь причины их поступков. Валентина Телегина и Николай Елизаров — Клавдия и Павел Давыдовы. Они хоть и кажутся непохожими людьми с разными взглядами на жизнь, но видно, как они любят и поддерживают друг друга, каких детей вырастили… Римма Шорохова — милая и скромная Катя. Владимир Земляникин — младший сын Сережа, которого война превращает из мечтательного мальчика в мужчину. Евгений Матвеев — старший сын Константин, военный. Их соседи — геолог Дмитрий Каширин (Михаил Ульянов) и его супруга Лида (Нинель Мышкова), которая часто остается одна, ожидая мужа из экспедиций и страдающая от одиночества. Конфликт этих семей заключен в романе Лиды и Константина, который случился незадолго до войны. Этот конфликт как бы проходит через тебя, ты также остро ощущаешь эти противоречия, которые охватывают главных героев… Эта сюжетная линия развивается и во время войны: Клавдия и Лида остаются в Москве, когда мужчины уходят на фронт, видно, отношение Клавдии к соседке, когда они сталкиваются на лестнице. Затем приходят новости с фронта, и все может измениться…

Другая сюжетная линия — это отношения Сережи Давыдова и Гали Волынской (Жанна Болотова). Знакомятся герои чуть ли не в первый день новоселья, когда Сережа «спасает» Галю от урока музыки, обрызгав ее грязью. Спустя шесть лет герои то ссорятся, то мирятся по непонятным причинам. Потому что они мечтатели, романтики — как Сережа, мечтающий стать геологом, так и Галя, мечтающая стать актрисой. Но началась война, Сережа уходит на фронт, а Галя отказывается ехать в эвакуацию и остается ждать Сережу… Всей душой переживаешь за героев, надеешься, что они пройдут войну и будут вместе…

10 из 10

Специально ко Дню Победы!

9 мая 2016

Нет, Галя! Такие девушки, как ты это птицы, которые не просто летают, но окрыляют других людей!

В 16 лет актриса Жанна Болотова дебютировала в кино, в фильме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу». И почин не просто удался, а явился неким своеобразным пропуском в мир большого киноискусства. Да, нет у неё за плечами ста и более ролей, но зато есть роль Гали, есть роль Надежды Андреевны «Из жизни отдыхающих», Варвары Дмитриевны Волошиной из «И жизнь, и слёзы и любовь…». И мне здорово повезло, что я потихоньку открываю для себя эту актрису, равно как и Нинель Мышкову, исполнившую роль Лиды, экранной жены Михаила Ульянова в данной картине. Прошу прощения за такое отступление, просто по горячим следам, по неостывшим эмоциям хотел выразить своё искреннее восхищение игрой этой женщины.

Зритель со стажем конечно найдёт точки соприкосновения этой картины с фильмом Михаила Калатозова «Летят журавли». Там и там предвоенное и военное время, там и там женские измены, но лично мне кино Льва Кулиджанова понравилось больше. Зацепило, одним словом. 1935 год. В новый дом заселяются две семьи. И о них, собственно и пойдёт речь. Серёжа и Галя совсем ещё маленькие. Она собирается идти на урок музыки, а он в силу своей мальчишеской разухабистости и бесшабашности, пробегает по лужам, обдав Галю и её матушку грязными брызгами, в результате чего девочка спасена от урока, стоит грязная и улыбается. Забегая вперёд, похожую сцену мы увидим и в финале фильма, что скажет нам о мастерстве режиссёра, который не упустил эту деталь, несмотря на трагическую развязку.

Не делая акцент на 1935 годе, мы плавно переносимся в 1941 год, год начала войны. Но пока голос из репродуктора молчит, мы увидим наших героев повзрослевшими, возмужавшими. Естественно речь в картине не только строится на отношениях молодёжи, но там есть ещё и любовная драма, как то, что Дмитрий Фёдорович (Михаил Ульянов) женатый на Лиде (Нинель Мышкова), геолог по трудовой деятельности, возьми да и уедь в одну из своих геологических поездок, а жена возьми, да и не откажи Косте или Константину (Евгений Матвеев). Но заламывания рук вы здесь не найдёте. Дмитрий Фёдорович уйдёт на фронт, не зная про измену жены, хотя их отношения разумеется дадут трещину.

Понравился мне глава семейства, отец Кости, Серёжи и Кати (Римма Шорохова). Надёжный правильный человек. Такой не предаст в трудную минуту. Здорово, что Кулиджанов нашёл этого человека и дал ему роль! И всё-таки я возвращаюсь к молодым Серёжи и Гале. Вы посмотрите, какие трепетные у них отношения. Робкие симпатии вначале. Но стоило Серёже уйти на фронт, как Галя осталась его дожидаться несмотря на постоянные бомбёжки и в то время, когда её родители уехали. И ведь дождалась. Чуть живая от голода и холода дождалась. Ну, а уж потом, наступив на горло собственной песне, запрятав глубоко мечту о карьере артистки, устроилась на курсу медсестёр и ушла на фронт. Когда Сергей вернулся, а впрочем я не буду дальше рассказывать, потому что тяжело, потому что лучше один раз увидеть. Без всякого малейшего сомнения — сильная картина, одна из лучших в 1957 году. Не забудьте и про песню «Тишина за Рогожской заставою». Обязательно посмотрите это кино!

10 из 10

3 августа 2014

Обыкновенное мужество

Труднее всего говорить о любимых фильмах, тем более, о любимых фильмах о войне. Так много хочется сказать о них, но так мало для этого находится слов…

«Дом, в котором я живу» (1957) сопровождает меня уже много лет — отзываясь на мои переживания, он часто по-настоящему помогает мне. Сложно объяснить, как именно это происходит, потому что в течение многих часов просмотра и пересмотра сознание сплетает целую сеть твоих взаимоотношений с фильмом из ассоциация, воспоминаний, намеков, угадываний истории своей жизни…

Лев Кулиджанов и Яков Сегель сняли удивительную картину о Великой Отечественной: в кадре нет ни одного выстрела, но фильму удается навылет ранить сердце зрителя. Удивительная техника приближения представлена в фильме: в кадре войны практически нет, но она не отступает от героев ни на шаг. Мы не слышим первого грохота Великой Отечественной, но суеты у вагона поезда достаточно, чтобы осознать степень надвигающегося ужаса; нет извещения о смерти Мити, но его отсутствие настолько громкое, что отдается звоном ушах; не слышно свиста пули, убившей Галю, но она прилетает в сантиметре от каждого, кто любил ее.

Филигранная работа по созданию образов «Дома, в котором я живу» вмещает в себя глубину, соединенную с какой-то легкостью, почти прозрачностью: кажется, что каждого из этих людей, показанных в картине, ты очень хорошо знаешь. Но это поверхностное впечатление — стоит лишь присмотреться, и видишь такую сложность, а порой и противоречивость в каждом из них. Главное, что объединяет всех их — это стойкость, вера в правоту своих убеждений, искренность. И геолог Митя, и школьник Сережа, и военный Костя по-настоящему верят в то, чем живут и чем дышат, будь то поиски лучистого колчедана или любовь к девочке из соседнего подъезда.

Актерский состав, даже для богатого в этой области советского кино, поражает: Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Жанна Болотова, Нинель Мышкова, Владимир Земляникин. При этом разнообразии амплуа и актерских манер в кадре пестроты, артисты настолько органично и слаженно сосуществуют на съемочной площадке, что перестаешь воспринимать их как артистов или даже персонажей — это люди, проживающие счастливые и трудные годы своей большой судьбы. Главный посыл из далекого 1957-го, когда был снят этот фильм, в том, что жизнь продолжается несмотря ни на что, и необходимо вновь научиться радоваться ей

Пересматривая «Дом, в котором я живу», думаешь о страшных потерях, которые пережили герои в годы огненного безумия, о страданиях, которое не ожесточили их, но очистили и укрепили. И думаешь о других потерях — потерях нашего поколения: утрате веры в будущее, утрате искренности, простых человеческих отношений и об утрате родины нашего детства, в которой, казалось, нет ничего невозможного…

12 мая 2014

«Можешь доедать свою рыбу!»

По-моему, отличная идея — делить людей на тех, кто никак «не мог жевать, когда ты читала» и, скажем, вполне способных в той же ситуации произнести что-то вроде: «мы слушаем, слушаем!» Очень показательно, на мой взгляд. Комментарии, как говорится, излишни. Даже не тест — просто правда жизни.

Вообще картина привлекает яркостью образов. Будучи ограниченным в пространстве, действие, такое впечатление, лишь сильнее пульсирует, не давая зрителю ни малейшей паузы. Эмоции, страсти — подчас вызывающие очень противоречивые чувства и мысли. Безусловно, достичь подобного результата можно было лишь при условии максимальной самоотдачи со стороны актеров. И тут сложно выделить кого-то в отдельности. Психологически чуть выигрышнее, возможно, чуть проще роль у М. Ульянова — допустим. Но разве Е. Матвеев не сделал все возможное для того, чтобы и его герой был по-своему понят зрителем? Очень непростая задача, учитывая то, как развиваются события на экране, не правда ли?

Я уже не говорю о том, что знаменитый (как выяснилось значительно позднее) монолог «От чего люди не летают…» с детства ассоциировался у меня именно с некоей таинственной старой советской черно-белой картиной и хрупкой молодой девушкой. С детства! Теперь я хотя бы знаю, что это за фильм. Наверное, в идеале настоящее кино и должно быть таким — по силе производимого впечатления, по крайней мере.

Нет, фильм, конечно, не идеален. Думается, в первую очередь, — как раз в своей попытке кое-что идеализировать. Иные герои и без того слишком хороши, чтобы без конца подчеркивать этот факт. Однако, к сожалению, складывается ощущение, что, к примеру, на одну и ту же войну из одной семьи можно уйти по-разному: как отец — тихо, без пафоса и пр., и как его младший сын — с кадрами военной хроники, дополненными художественными вставками и т. д. Всё это понятно и даже, быть может, простительно, но… Ни к чему.

Ни одного лишнего слова не слышим мы о судьбе героя М. Ульянова, короткая фраза «Отец…» объясняет всё, когда речь заходит о главе семьи. Чувствуете уровень?! Вот то, к чему стоит стремиться. Ничего лишнего, наносного. Всё и так ясно, в художественном смысле момент и без того чрезвычайно волнующ и торжественно печален. Жаль, не вся картина выдержана на столь высоком уровне — это был бы, вне всяких сомнений, высший пилотаж.

9 из 10

14 июля 2012

Но жизнь, как тишина осенняя подробна…

Этот фильм мне нравился еще в детстве. Сейчас мне за сорок, но смотрю я его с теми же чувствами. Что удивляет больше всего, так это то, что в фильме на первый взгляд ничего особенного не происходит. Самые обыкновенные люди живут самой обыкновенной жизнью. Даже война показана как-то мельком и буднично. Никто не бросается на пулеметы, не крушит «проклятого фашиста» в рукопашной, да и вообще ни одной сцены на фронте.

Восхищен режиссером и актерами. Фильм охватывает большой период времени и поэтому снят как набор отдельных эпизодов, но детали прописаны так подробно и с таким талантом, что картинка оживает и не возможно не любить этих людей и не сопереживать их радостям и горестям.

А самое главное, что посмотрев фильм каждый раз чувствуешь желание жить, любить своих близких, радоваться солнцу. К сожалению, почти ни один современный российский фильм не рождает такого желания. Поэтому уверен, что «Дом, в котором я живу» я пересмотрю не единожды.

10 из 10

11 октября 2011

Каждый раз, когда пишешь о знаменитом советском фильме, хочется постоянно жаловаться на то, что сейчас потерял российский кинематограф — а именно мощнейшую советскую актерскую и режиссерскую школу. При этом я не сторонник мнения, что раз советское кино это значит однозначный шедевр, а сейчас исключительно мусор. Но вот если присмотреться именно к этому фильму — казалось бы, что особенного нам показали на экране? Обычные люди, обычный быт, обычные семейные истории, рамки повествования сужены до размеров одной декорации — при всем этом кино вышло исключительно сильное. А дело в том, что создан эффект полного вживания в образы, которые прекрасно прописаны и сыграны, а многофигурность сюжета помогает зрителю ощутить чувство прожитой на экране полноценной жизни, герои которого сыграли как бы жизнь целого общества в миниатюре. И меня до сих пор поражает, когда слышу, что сейчас многие очень любят кричать, что раньше это было нельзя, то было нельзя, все было запрещено, то тогда скажите, откуда в период такой творческой скованности рождались самые яркие фильмы и были самые великие актеры? Как люди, выжившие после таких самых страшных военных лет, сумели снимать так ярко, чисто, по-хорошему наивно и действительно мощно? И почему раньше люди радовались новой табуретке и новому дню, а сейчас не рады даже новому «Лексусу»? Нет ответов. Видать, все же раньше действительно и деревья были большими, и трава зеленее, и люди лучше. А сейчас нишу великого кино самозвано занимают «Адмиралы» и прочие «Предстояния». И это на самом деле трагедия.

10 из 10

2 сентября 2011

Скажу сразу, что фильм не оказал на меня такого уж неизгладимого впечатления. Не назову его шедевром. Но и плохих слов в свой адрес он тоже не заслужил.

Тема интересная. Жизненная. Каждый герой — яркий, красочный персонаж.

Что особенно меня привлекает в подобных фильмах, так это то, что они не наиграны. Обстановка, быт, поведение людей, какие-то мелочи… Всё очень быстро погружает нас в обстановку тех лет, словно путешествуешь на машине времени. В голливудских фильмах такого не встретишь.

Особенно понравилось начало и конец, а именно сцена с детьми. В концовке она заставила сердце сжаться до микроскопических размеров.

А вот что мне не понравилось, так это то, что слишком уж были частые скачки по времени. Иногда вообще не понимал, какой период мне показывают. Из-за этого терялась нотка переживаний. Ну и не было ещё чего-то того, что бы заставило, прильнут к экрану на всё время просмотра фильма. Ну не смотрится он на одном дыхании.

В общем, мне понравилось. Посмотреть замечательный пример отечественного, советского кинематографа советую всем. Твёрдая восьмёрочка.

8 из 10

10 мая 2010

«Почему люди не летают…? »

На мой взгляд, это один из лучших фильмов советского кинематографа околовоенной тематики. Видела этот фильм уже раз сто, но все равно смотрится на одном дыхании, как в первый раз.

В этом фильме прекрасно все — сюжет, лежащий в основе сценария, режиссерская работа, актеры, характеры героев, семейные и другие ценности.

Сюжет до гениального прост: в московскую новостройку заезжает семья Давыдовых: мать (В. Телегина), отец (Н. Елизаров), младший сын Сережа (В. Земляникин), дочь Катя (Р. Шорохова). Есть у Давыдовых еще и старший сын Константин (Е. Матвеев), военный. Именно с его приездом и закручивается одна из основных сюжетных линий фильма.

Дело в том, что по соседству с Давыдовыми живет молодая семейная пара — геолог Дмитрий (М. Ульянов) и его скучающая от безделья супруга Лида (Е. Мышкова). Муж все время в экспедициях, а Лида не работает и вышивает подушки в ожидании не очень любимого мужа. И тут появляется Константин военный — красивый, сильный, внимательный. От внезапно нахлынувшей страсти у Лиды кружится голова.

Младший сын Сережа восхищается Дмитрием и мечтает, как и он, стать геологом. Сережа не понимает Лиду, которая за спиной мужа, пусть нелюбимого, крутит роман с его братом. Осуждает он и Константина, настаивая на его отъезде.

Лида решается уйти от нелюбимого, помешанного на работе мужа, как вдруг начинается Война, которая все расставит по своим местам.

Трагична судьба возлюбленной Сережи Гали (Ж. Болотова). Красивая, умная, романтичная девочка, мечтающая стать актрисой. В семье она наталкивалась на непонимание родителей, которые считали лицедейство занятием несерьезным. Есть только три человека, которые ее понимают и которыми она по-своему дорожит. Это влюбленный и преданный ей Сережа. Это Дмитрий, оценивший ее рвение к актерству и увлеченность (потому как он сам такой же увлеченный). Это известная театральная дива, дающая Галочке уроки актерского мастерства (К. Еланская). Война сподвигает Галину отказаться от мечты на неопределенный срок: она не едет с родителями в эвакуацию и остается в Москве работать медсестрой вместе с Лидой.

Война отнимет жизнь у отца Давыдова, резко превратит в старуху мать. Все остальные вернутся, но жизнь их уже не будет прежней.

Идеи фильма просты, но вместе с тем очень важны и глубоки. Столько всего доброго несет это кино — уважение к родителям, ценность института семьи, любовь, патриотическое отношение к Родине, принципы добрососедства и просто человеческого участия, милосердия и человеколюбия.

Когда я смотрю этот фильм, все время плачу. Для меня это серьезный показатель. Вечные ценности не стареют. И несущие их фильмы, книги всегда живы в памяти и значительны.

Всем очень советую. Действительно прекрасный образец хорошего семейного кино в черно-белой гамме. Кстати, режиссер фильма Л. Кулиджанов исполняет в фильме роль отца Гали.

26 июня 2008

Мелодрама Дом, в котором я живу появился на свет в далеком 1957 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Лев Кулиджанов, Яков Сегель. Кто играл в фильме: Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Владимир Земляникин, Жанна Болотова, Римма Шорохова, Павел Шальнов, Нинель Мышкова, Николай Елизаров, Юрий Мясников, Лев Кулиджанов, Клавдия Еланская, Зоя Данилина, Клеопатра Альперова, Екатерина Мазурова.

Страна производства - СССР. Дом, в котором я живу — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.