Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Час Зеро! |
английское название: |
Zero Hour! |
год: | 1957 |
страна: |
США
|
слоган: | «STRANGERS ROCKETING TOWARD DISASTER IN ONE OF THE MOST SUSPENSFUL MOTION PICTURES EVER MAD! (original print ad-all caps)» |
режиссер: | Холл Бартлетт |
сценаристы: | Артур Хейли, Холл Бартлетт, Джон С. Чемпион |
продюсер: | Джон С. Чемпион |
видеооператор: | Джон Ф. Уоррен |
композиторы: | Тед Дэйл, Билли Режис |
художники: | Борис Левен, Росс Дауд |
монтаж: | Джон С. Фуллер |
жанры: | боевик, триллер, мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 400764 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 ноября 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Что может заставить сегодняшнего зрителя обратить внимание на забытый фильм-катастрофу конца 1950-х? Прочтение литературного оригинала. Конечно, для кого-то и Артур Хейли – уже архаичный писатель, но, благо, таких не подавляющее большинство. Хейли – пусть не создатель, но важнейший популяризатор «производственного романа», жанра, в котором основной атрибут – скрупулезное описание нюансов какой-либо деятельности. Сюжет книги может быть в общем и в целом достаточно фантастичным, в силу намеренных художественных условностей. Но при этом повествование кажется достоверным, благодаря многочисленным профессиональным элементам, взятым из реальной жизни. Как раз такова «Посадочная полоса 08» 1957-го года, легшая в основу фильма «Час Зеро!». Это был полноценный книжный дебют Артура, изначально пьеса, впоследствии переработанная в повесть.
В центре повествования – торговый представитель Джордж Спенсер, в прошлом военный пилот времен Второй Мировой. Сейчас он – лишь один из пассажиров гражданского лайнера, летящего в Ванкувер. Но стандартный рейс внезапно оборачивается страшной бедой. Бортовое питание частично оказалось испорченным и оба пилота, помимо многих авиапутешественников, буквально слегли с тяжелым пищевым отравлением. Теперь Спенсер – единственный на борту, у кого есть опыт сидения за штурвалом. Пусть давний и на самолетах другого типа, но дающий хоть какой-то шанс приземлиться…
«Посадочная полоса 08» – чисто ситуационный воздушный триллер, где нет развернутых предысторий. Ранее незнакомые люди сталкиваются с общей серьезной проблемой и пытаются что-то сделать. В повести нет злодеев, и фактически персонажи условно поделены на «активистов» и «статистов». После «выведения из игры» штатных летчиков, главными становятся вынужденный пилот Спенсер, врач Бэйрд, заботящийся о заболевших, и стюардесса Джанет, помогающая Джорджу в управлении лайнером. Плюс существенную роль в повести играют сотрудники аэропорта, готовящиеся к аварийной посадке.
Если первая половина книги – драматичная завязка, с постепенным осознаем катастрофического положения людей на борту, то вторая – буквально техническая инструкция по пилотированию и приземлению, с пошаговой демонстрацией всех необходимых действий летчика. При этом читается влёт, благодаря динамике, напряжению и зловещему «обратному отсчету», когда заболевшие при смерти, посадка неизбежна, и вопрос лишь в том – сколько человек останется в живых после жесткого приземления.
По сути произведение Хейли абсолютно кинематографично, де-факто – готовый сценарий, где «бери и снимай буквально как написано». Но когда, изначально пьесу, готовили к экранизации, история претерпела многочисленные изменения. И прямолинейный, без лишних сюжетных линий, рассказ-катастрофа превратился в патетическую историю преодоления и искупления.
В фильме Джорджа Спенсера зовут Тэд Страйкер, и у него ярко выраженное ПТСР. Причина зрелищно показана в открывающей сцене, воздушном бою с трагической финальной атакой. И теперь вместо сухой констатации в повести, что герой больше не пилот, потому что не хочет, в фильме Страйкер именно «не может». Таким образом, когда полет становится смертельно опасным, по той же причине, что и в книге, для героя необходимость сесть за штурвал оборачивается вдвойне сложной задачей. Также в экранизации ставки для героя повышены за счет того, что на борту находятся его жена и сын. И в довесок, его действия с земли контролирует бывший сослуживец, для которого Страйкер, по старой военной памяти, слабак и паникер.
Все эти экранные нововведения понятны. С ними кино, на эмоциональном восприятии, острее и мелодраматичнее. Но в то же время и наивнее. Если в оригинале «вторым пилотом» Спенсера/Страйкера была стюардесса, то в фильме — это его супруга, с которой отношения на грани развода. Но благо и с такими манипулятивно-искусственными вводными картина смотрится с интересом. Тем более, предварительно ознакомившись с книгой, ждешь – как будет поставлен фееричный финал. И заключительная экшен-сцена не разочаровывает, визуально впечатляя даже спустя шестьдесят с лишним лет.
В целом «Час Зеро!» - хороший образец олдскульной ленты, наглядно демонстрирующий, что в пятидесятые умели делать эффектные воздушные триллеры. Также это характерный пример того, что «производственный» жанровый аспект, при умелой режиссуре, работает отнюдь не как скучная «методичка». И большая заслуга в том Артура Хейли – значимого автора, обогатившего «фирменным» стилем как художественную литературу, так и остросюжетное кино.
17 марта 2024