Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля Фараонов |
английское название: |
Land of the Pharaohs |
год: | 1955 |
страна: |
США
|
слоган: | «Buried Alive! THE CRUEL PHARAOH'S DECREE...FOR HIS WIVES...HIS SLAVES...HIS COURT!» |
режиссер: | Ховард Хоукс |
сценаристы: | Гарри Кернитц, Харольд Джек Блум, Уильям Фолкнер |
продюсеры: | Arthur Siteman, Чак Хансен, Ховард Хоукс |
видеооператоры: | Ли Гармс, Расселл Хэрлан |
композитор: | Дмитрий Тёмкин |
художники: | Александр Траунер, Майо, Лучилла Муссини |
монтаж: | Владимир Саговски |
жанры: | драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2900000 |
Сборы в США: | $1 500 000 |
Мировые сборы: | $1 500 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 июня 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Если попытаться обратить внимание на такой жанр кинематографа, как пеплум, то до выхода на экраны фильмов «Десять заповедей» (1956 г.) и «Бен Гур» (1959 г.) я бы не сказал что костюмные зрелищные ленты с огромным хронометражем пользовались успехом у зрителя. Хотя сами по себе фильмы достаточно неплохие и даже сегодня способны впечатлить голливудским размахом за счёт отсутствия компьютерной графики и масштабностью происходящего. Возможно дело в неспешном темпе повествования, который мешал восприятию (и эта проблема напрямую коснулась и современного зрителя, захотевшего посмотреть старое кино), а возможно всему виной вольное обращение с историей в угоду драматургии - но кассовыми хитами такие фильмы почему-то не становились. Хотя опять же технически кинематограф к началу 1950-х значительно преуспел, создавая все условия для такого рода фильмов: в кино пришёл цвет, широкоэкранный формат, стал лучше звук.
Как правило, пеплумы снимались на библейскую тему, или на тему Античности (Древняя Греция и Древний Рим), или по мотивам мифов и легенд. Хотя были попытки обратиться и к другим странам. Так, в 1954 году появился пеплум «Египтянин», а уже через год - «Земля фараонов». Причём сюжет последнего был связан с деятельностью знаменитого фараона Хеопса (он же Хуфу на египетский манер) - одного из самых ярких представителей IV династии фараонов Древнего царства Египта, при ком была построена Великая пирамида в Гизе. Собственно, о причинах и обстоятельствах строения одного из Семи чудес света и пойдёт речь в этом замечательном фильме прославленного голливудского режиссёра Говарда Хоукса («Лицо со шрамом», «Сержант Йорк», «Джентльмены предпочитают блондинок»).
Всякий раз, когда приходится смотреть пеплум, нужно держать в голове мысль о том, что всё это - голливудская сказка. Красивая, масштабная, но сказка. С одной стороны, доподлинно всех обстоятельств создания Пирамиды Хеопса, как и биографии самого фараона, мы не знаем. Так что тут сценаристы имели почти полную свободу творчества. В результате, в фильме есть и любовные истории, и подковерные интриги. Да и сама развязка у фильма, на мой взгляд, была неожиданна (хотя таким образом, зло было наказано). Ну а что касается строительства пирамид, то здесь американцы попытались представить, как это могло выглядеть, если бы и вправду их строили рабы (говорю так, поскольку до сих пор вопрос о происхождении пирамид по-прежнему не теряет своей актуальности). Но всё же если серьёзно обращаться к истории, то выясняется, что к созданию Пирамиды Хеопса приложил руку Хемиун - архитектор и по совместительству племянник Хеопса, а не один из рабов Ваштар с нотками христианства в своих мудрых речах (хотя христианство, как религии, в XXVI веке до н. э. не существовало). Да и не было у Хеопса такой проблемы кому передать власть после своей смерти - несмотря на скупость фактов биографии фараона, доподлинно известно, что у него было несколько сыновей и дочерей, а не один, как это было показано в фильме.
В общем и целом, «Земля фараонов» - самый настоящий типичный пеплум со всеми известными плюсами и минусами, свойственными этому жанру. Сегодня такое смотрится несколько архаично. Но если хочется посмотреть на то, как в Голливуде времён Кодекса Хейса пытались показать Древний Египет, то можно потратить своё время на это эпичное красивое полотно.
6 из 10
26 июля 2022
'Земля Фараонов» (1955) — это масштабный фильм в жанре пеплум режиссёра Ховарда Хоукса, повествующий о жизни фараона Хуфу (Джек Хоукинс), именуемого также Хеопсом и о строительстве его гробницы, Великой пирамиды Гизы, или Пирамиды Хеопса. Действие фильма разворачивается на территории Древнего Египта в XXVI веке до н. э. (ок. 2589 — 2566 г. до н. э.).
Жестокий фараон Хуфу и тысячи его солдат возвращаются после очередной победоносной битвы с огромным грузом сокровищ. Желая увековечить свои подвиги, фараон Хуфу принимает решение построить для себя величайшую усыпальницу в виде огромной пирамиды…
Фильм снят достаточно зрелищно по меркам 1955 года, но в наше время, в эпоху спецэффектов, некоторые сцены будут выглядеть скорее комично, нежели завораживающе. Если же абстрагироваться от картинки и следить за сюжетом, то повествование вполне увлекательное, хотя дотошных любителей истории фильм вряд ли порадует, так как расхождений с реальными историческими фактами множество. Например, в фильме, главным архитектором постройки является захваченный в плен мастер Ваштар (Джеймс Робертсон Джастис), но если обращаться к историческим фактам, то зодчим пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса.
Помимо стройки пирамиды фильм затрагивает и личную жизнь фараона, взаимоотношение с жёнами, сыном и приближёнными. Исторически неточны или придуманы сценаристами (Уильям Фолкнер, Гарри Кернитц, Харольд Джек Блум) имена таких персонажей, как королева Нейла (Керима), принцесса Неллифер (Джоан Коллинз), сын фараона Ксенон (Пьеро Гиагнони), Верховный жрец Хэймар (Алекс Минотис) и непосредственно сами персонажи, такие как сын архитектора Ваштара Сента (Дьюи Мартин), Капитан гвардии Тренех (Сидни Чаплин, сын Чарли Чаплина), Слуга Ваштара Микка (Джеймс Хэйтер) и Кайра (Луизелла Бони).
По историческим сведениям жён фараона именовали Хамерернебти I, Хенуцен и Мерититис I, а детей было аж целых 13, а не один, как показано в фильме, и среди его потомков не было ни одного Ксенона. Ну да ладно, суть вы уяснили, так что не буду приводить другие несоответствия, дабы не допустить спойлеров.
Актёрская игра тоже не совсем на высоте, но и не режет глаз. В принципе, в 50-е годы прошлого столетия, театральная наигранность и пафосность в кино были нормой.
Основные достоинства фильма заключаются в том, что про эпоху фараона Хеопса и строительство его «чуда света» (кстати, единственного сохранившегося до наших дней из семи), почти не снимали полномасштабных художественных фильмов, а потому данный фильм стоически восполняет этот пробел в киноистории. И если бы не недостатки, описанные выше, то кинолента вполне могла бы заслужить оценку 7 из 10, не смотря на творческие провисания, но из-за своей «сказочности» в силу коверканья исторических фактов я не могу поставить оценку выше, чем:
6 из 10
(можно и посмотреть).
15 июня 2019