Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мошенничество |
английское название: |
Il bidone |
год: | 1955 |
страны: |
Италия,
Франция
|
слоган: | «Another film of magical insight by Federico Fellini the master movie maker of La Dolce Vita !» |
сценаристы: | Эннио Флайяно, Туллио Пинелли |
продюсеры: | Марио Дерекки, Шарль Делак, Гоффредо Ломбардо, Сильвио Клементелли |
видеооператор: | Отелло Мартелли |
композитор: | Нино Рота |
художники: | Дарио Чекки, Массимилиано Каприччьоли |
монтаж: | Марио Серандреи, Джузеппе Вери |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 1955 г. |
на DVD: | 17 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
«Мошенничество» - следующая картина Феллини, во многом развивающая темы «Маменькиных сынков» и содержащая заготовку к «Сладкой жизни». Сегодня эту ленту мало кто помнит, слишком она кажется серьезной, даже нравоучительной для Феллини, обычно чуждого ригоризма. Вооружившись хорошо зарекомендовавшими себя в прошлых его работах актерами (Фабрици из «Маменькиных сынков», Бейсхарт из «Дороги» и Джульетта Мазина, снявшаяся на тот момент почти в каждом фильме Феллини), постановщик пригласил на главную роль Бродерика Кроуфорда, актера в целом типажного и с маленькой амплитудой исполнительских возможностей.
Однако, в сочетании с музыкой Нино Рота и сценарием, написанным в соавторстве с Флайяно и Пинелли, эти актерские работы хорошо воплощают замысел Феллини. Замысел же «Мошенничества» достаточно прост: сделанное зло возвращается к человеку, как бы он не был изворотлив. Сейчас, когда разного рода мошенников пруд пруди, картина Феллини предлагает нам назидательный урок, убеждающий, что никакое зло не бывает безнаказанным даже в этом мире. То, что дважды Августо перевоплощается в священника, чтобы провернуть незатейливую и гнусную аферу, глубоко символично: именно тогда, когда совесть пробуждается в его душе, у него начинаются проблемы.
Недостатком «Мошенничества» можно считать тот факт, что два других главных героя в какой-то нужный режиссеру момент исчезают из повествования: остается лишь гадать, то ли они изменились, то ли продолжили вести прежний образ жизни. Эпизоды с участием Бейсхарта и Мазины по-своему трогательны и эмоционально пронзительны, особенно тогда, когда открывается вся подноготная Карло. Мазина здесь играет на полутонах, без глубокого проникновения в образ, но и эта эпизодическая роль как-то по особенному выразительна. Что касается сцен в доме Ринальдо и встречи Нового года, то они кажутся подготовкой к дуальному изображению удовольствий в «Сладкой жизни». Да, это пока заготовка к большой фреске о том, как гедонизм разрушает душу, но эти эпизоды в «Мошенничестве» дышат жизнью и подлинностью.
Разговор Августо ближе к финалу с парализованной девушкой принадлежат к числу самых эмоциональных в творчестве Феллини, в них мы видим, что даже в маске священника Августо говорит правду, мы видим, как пробуждается его совесть, видим начало его пути на личную Голгофу (как выразился сам постановщик в одном из интервью). В отличие от колеблющегося Карло и беззаботно совершающего зло Роберто, Августо делает осознанный выбор в пользу страдания. По этой причине в финале ангельскими, будто приветствующими страдание Августо, выглядят фигуры детей с охапками хвороста за плечами (именно так впервые появляется в кадре «Дороги» и Джельсомина). Обманывая нищих, несчастных, обездоленных людей, мошенник живет припеваючи лишь до тех пор, пока не пробудится его совесть, когда же это происходит, все летит в бездну и оборачивается искупительным страданием.
«Мошенничество» - одна из наиболее пронизанных христианскими мотивами картин Феллини, здесь есть дидактика, есть и ригоризм, однако, в сочетании с невероятной художественной правдой и силой эстетического убеждения эта лента достигает своей цели – трогает даже самое ожесточенное сердце. В наше время, когда многие несчастные и простодушные люди становятся жертвами мошенников и теряют буквально все, эту ленту можно посоветовать им в качестве скромного утешения. В то же время и самим мошенникам посмотреть ее – не грех, быть может, кто-нибудь из них одумается и раскается. Снимая фильм о легких деньгах и нравственной несвободе, Феллини подготавливает концептуальную почву для будущего мощного высказывания о духовной пустоте и нищете гедонизма как образа жизни, которым и станет «Сладкая жизнь», самый длинный и самый безрадостный при всех внешних атрибутах веселья фильм мастера.
13 сентября 2022
К сожалению, лента «Мошенники» относится к числу малоизвестных и мало чтимых лент Федерико Феллини. Она вышла вслед за «Дорогой» и принадлежит, как и «Ночи Кабирии», к так называемому «розовому неореализму», сменившему классический итальянский неореализм в середине 50-х годов. В условиях стабилизирующейся экономической ситуации ведущие итальянские постановщики продолжали говорить о бедняках и их проблемах, что прекратило считаться актуальным. Но несправедливо причислять такого великого мастера кино, как Феллини, к числу не почувствовавших смену настроений режиссёров.
В данной картине он даже позволил себе с иронией взглянуть на ловкие манипуляции трёх мужчин, обманывающих простодушных людей из пригорода на крупные суммы, за что был подвергнут критике, которая долго не могла позволить ему запустить в производство «Ночи Кабирии». Но «внерабочее» времяпрепровождение этих друзей вовсе не позволяет поощрять их, поскольку соответствует приметам формирующегося «общества потребления». Данные сцены можно воспринять как наброски к будущему шедевру «Сладкая жизнь», тем более что эти картины искусно сняты в чёрно-белой гамме замечательным оператором Отелло Мартелли.
Контраст дневных махинаций и ночных пиршеств героев позволяет выявить тщетность их надежд на смену «профессии», возможность самому старшему из них честно заботиться о дочери, а самому младшему не обманывать свою добрую жену, которую сыграла Джульетта Мазина. Феллини никак не оправдывает их, а ставит жестокий приговор. Тут на ум приходит прекрасная картина Роберта Олтмена «Воры как мы», повествующая о более жестоких гангстерах эпохи Великой депрессии. В обоих случаях героев ждёт наказание со стороны самой жизни. И только Аугусто попробует позвать бредущих по раскалённой дороге крестьян, которых обманывал, сразу испустит дух. Жизнь принадлежит им.
1 июня 2021
Один из лучших фильмов о мошенничестве, тем более на фоне столь частой в кинематографе робингудизации данной лживой профессии. Избежав модного преукрашивания благородства мошенников, авторы избежали и менее модной тенденции некоего чрезмерного очернения их как людей. Да, подлая самовлюбленная готовность доставлять страдания другим у них однозначно преобладает, но имеют они и некоторые общечеловеческие черты: сомнения в себе, желание помочь хоть кому-то самому близкому, попытки дружбы между собой…
Хорошо видно как обман требует участия двух сторон. Жертвы должны сильно желать того, что сулят обманщики. Конечно почти всегда это материальная прибыль, но также, важно заметить, что часто играл большую роль элемент слепого доверия авторитетам (священникам, врачам…). И это прекрасно соответствует жизни — нам до сих пор не так-то легко вполне думать о (якобы) представителе какой-либо структуры как о конкретном человеке, не заслоняя его — в наших собственных глазах! — неким общим образом структуры, к которой (якобы) принадлежит конкретный человек, стоящий перед нами.
Последствия лживости показаны психологически метко: желание обманывать теряет границы и касается всякого другого, в том числе близких (жену, друзей-коллег…), что, естественно, порождает недоверие и возмездие, а это подразумевает в первую очередь разрушение человеческих связей. И между всеми минусами и плюсами обманчивого добывания денег — желание мошенника стать более честным: более честным и более богатым, или более честным и менее богатым…
8 из 10
25 октября 2017
Одиночество — главный герой истории о престарелом мошеннике, который прокручивает дела с молодыми и наглыми партнерами. На мой взгляд, роль уставшего от всего на свете Аугусто отлично подошла бы Жану Габену. Но ее очень проникновенно сыграл Бродерик Кроуфорд. Его коллеги по актерству лишь оттеняют блеск главной звезды фильма.
Аугусто устал. Он принес себя криминальному ремеслу. Да, он свободен в своем понимании. Когда он был молод, свобода казалась важнее воздуха. Но прошли годы, и осталось лишь чувство одиночества, ненужности. И уже хочется чаще видеться с дочерью, которая выросла без отца. И хочется, чтобы иметь семью и быть кому-то нужным. Да, просто, хочется сделать что-то хорошее не только для себя! Или это только кажется?
За одним мошенничеством следует другое. И нет им конца. Кажется, переломным моментом для Аугусто становится обман крестьянской семьи, копившей деньги на лечение дочери-инвалида. Но способен ли старый пройдоха услышать голос совести, или он лишь обманывает самого себя?
Очень стильный фильм об одиночестве, которое не скрыть за весельем, шумной компанией, любовью женщин, показным богатством. «Кто увидит желтые ботинки под сутаной?», — спрашивает один из героев этой драмы. Да ты сам и увидишь.
8 из 10
23 мая 2014
По окончании съемок «Маменькиных сынков» Федерико Феллини лелеял надежду создать, как сегодня говорят, их сиквел — «Моральдо в городе» и подробнее рассказать о душевных исканиях своего героя. Но продолжение так и не увидело свет, мы не узнали, добрался ли он до Рима, сумел ли окончательно порвать с застоем провинциальной жизни (хотя частично Феллини раскрыл преследуемый Моральдо идеал в «Дороге»). Зато будущее «телят», преспокойно дремлющих в своих кроватях в момент совершения их юным товарищем судьбоносного выбора, во многом оказалось обрисовано в следующей картине мэтра — «Мошенничестве».
«-Ты что, надел желтые ботинки?
-Ну а кто видит их под сутаной?»
Наши мошенники — Пикассо (Ричард Бейсхарт), Роберто (Франко Фабрици) и Аугусто (Бродерик Кроуфорд) — уже не «маменькины сынки», а вполне взрослые люди: первый успел обзавестись женой (ее сыграла Джульетта Мазина), последний недавно отметил сорок восьмой день рождения. Все вместе они совершают ряд махинаций, прикидываясь монахами, конфискующими несколько сотен тысяч лир из якобы найденного клада на церковные нужды, собирающими взносы за квартиру агентами по продаже недвижимости или же эдакими проезжими миллионерами, бросающими в счет уплаты за бензин на заправке ничего не стоящее пальто. Тем не менее, разница между ними очевидна. Роберто — самый холодный и беспринципный: существуя за счет обведенной им вокруг пальца старой богатой вдовы, он позволяет себе жить сегодняшним днем, не заботясь ни о репутации, ни об интересах окружающих, в том числе своих приятелей. Пикассо бы с удовольствием шел у него на поводу, но жена постоянно тянет его назад, напоминая об ответственности, связанной с наличием семьи, и постепенно изобличая ничтожность его существования. У Аугусто есть дочь, с которой он не живет и редко видится, но именно с ней старый пройдоха связывает надежды на самореабилитацию в глазах собственной совести: сводит в кино, купит мороженое, оплатит учебу — и вроде бы может назвать себя отцом. Линии этих трех судеб не доведены до логического завершения, финал их жизненных путей можно лишь предугадывать, хотя, на мой взгляд, его трагичность несомненна.
«С нашей работой нельзя иметь семью, нужно быть свободным. Когда ты молод, самое главное — быть свободным. Это даже важнее, чем воздух, которым ты дышишь».
Более отчетливо, чем в «Сынках», здесь вырисовывается конфликт поколений. Если Роберто представляет собой некий идеальный архетип мошенника, то Пикассино для этой профессии немного юн, Аугусто же слишком стар. Пожилые матерые бандиты нередко прохаживаются по адресу «молодых дилетантов», искажающих сами принципы Великой профессии и никуда не годящихся. С другой стороны, во время новогодней вечеринки у общего друга Ринальдо последний удивляется, как Аугусто, в его-то возрасте, еще продолжает «играть в подобные игрушки». То есть опыт опытом, но важно и вовремя остепениться, достичь определенного рубежа и начать вести приличную жизнь, пусть и не работая, но хотя бы в семейном кругу. Мало того, что Аугусто сам холостяк, он пытается толкнуть на кривую дорожку и Пикассо, хотя сам очевидно жалеет о разрыве отношений с женой и дочерью. Временами они оба вроде бы оказываются на пороге раскаяния, но каждый раз что-то их от этого удерживает. Элементы притчи здесь едва заметны; пытаясь выразить свои мысли при помощи чисто реалистических персонажей, Феллини не предлагает рецепта исцеления, и убедительность его эмоционального посыла вызывает сомнения.
В рамках феллинианы картину «Мошенничество» можно в определенной степени назвать шагом назад. Режиссер возвращается к анализу проблем, ушедших, казалось бы, в прошлое вместе с «Маменькиными сынками», не высказывает никаких принципиально новых по сравнению с предыдущими лентами идей. Его целью было по возможности наименее схематично и абстрактно изобразить моральное падение целого социального слоя через восприятие одного из его представителей, не слишком останавливаясь и на сюжетной «механике», дабы не уподобляться создателям банальных гангстерских триллеров. Феллини предостерегает от поиска в «Мошенничестве» всяческих драм экзистенциальности и от возведения в культ одиночества героев. Принимая сторону людей, так или иначе выброшенных на обочину жизни и раскаявшихся в совершенных ошибках, пусть и перед смертью, он практически не оставляет им надежды. Так что и в идеологическом, и в эстетическом, и в гуманистическом плане «Мошенничество» сыграло роль своеобразного мостика, протянувшегося между двумя настоящими шедеврами — «Дорогой» и «Ночами Кабирии».
7 из 10
14 июля 2012
Лурселль рекомендует этот фильм самым ярым ненавистникам творчества Феллини, утверждая в запале, что из Феллини (на основании этого фильма) могло выйти что-то большее, нежели провинциальный бытописатель провинциального общества или декадент, воплощающий свои фантазии. Последние оценки представляются преувеличенными, но нельзя не отметить, что ни в малой степени не новаторский фильм «Мошенничество» по энергичности действия, обилию актерских удачных ролей в одном фильме, внятности этического посыла превосходит три оскароносные картины мэтра. Большое впечатление на меня произвела постановка сцены встречи нового года — в ней предвосхищены почти все находки «Сладкой жизни» с участием массовки. Прекрасная актерская работа старого плута, Джульетты Мазины ровно столько сколько нужно, а типажное сходство ее экранного мужа (Фабрицци) с Мастроянни не может быть не замечено. Добавьте чудные уличные сцены в Турине и сельские пейзажи, тщательно выбранные. Сама тема мошенников всегда была популярна в кинематографе, однако снятый на исходе и уже как бы вне зависимости от нот неореализма фильм содержит ясную оценку горьких издержек обмана, жалости к жертвам и участникам фокусов.
8 из 10
16 ноября 2011
Между общепризнанными шедеврами «Дорога» и «Ночи Кабирии», Федерико Феллини снял, вроде бы стандартную для своего времени, картину «Мошенничество», прохладно встреченную аудиторией. Как и в случае с «Маменькиными сынками», в названии использован жаргонизм, в данном случае, буквально переводимый, как кидалы или разводилы. В далёком 1955 году режиссёр ещё не почитался самостоятельным классиком и числился творцом от неореализма. Уже в следующей картине он навсегда распрощается с модным, ставшим коммерчески выгодным, течением, но «Мошенничество» остаётся самым «неореалистичным» его творением…по форме.
Слишком масштабному художнику Феллини было бы тесно в любой, даже самой демократичной культурологической системе. Используя по полной программе эстетику неореализма, он выворачивает её идейную канву наизнанку, чуть ли не опровергая основные положения о правдивом изображении «обычного» итальянца с непременным сочувствием его уныло-героической житейской доле.
Интеллигентная банда обдирал во главе с матёрым волком Августо в блестящем исполнении Бродерика Кроуфорда не вызывает жалости или осуждения. Феллини далёк от морализма. Всегда будут глупцы готовые попасть на крючок и, соответственно, найдутся воры, забрасывающие этот крючок. История стара как мир и интерпретировать её не имеет смысла. А вот наблюдать за самим процессом обмана заразительно интересно. К слову сказать, дело не в изобретательности афер. Они довольно примитивны, а жертвы весьма наивны. Технология «околпачивания», которой уделяет особое место голливудское кино, Феллини интересует мало. Важно само томление духа обманщика, несомненное понимание совершаемого преступления не столько перед законом, сколько перед Богом, но не останавливающее перед дальнейшим действием. Режиссёр также далёк от иллюстрации бестолковых «псевдофилософских» идей разделяющих мир на разводящих и разводимых. Чёрно-белая плёнка показывает куда больше оттенков жизни лишённых нелепой оценочности. Не обязательно трясти ручную камеру, чтобы заглянуть человеку в душу. Достаточно поверить, что душа есть и у самого последнего подлеца, а любое зло- от недостатка знаний или веры.
Абсолютный шедевр задавленный, в глазах зрителей, поздними новаторскими работами режиссёра, не растерял обаяния и искренности. Актёрское исполнение в стиле классической итальянской школы наделяет странной теплотой аморальных героев великого фильма великого Федерико Феллини.
10 из 10
26 июня 2010
Прекрасный, хоть и мало известный (в России) фильм Федерико Феллини. Когда несколько лет тому назад он был представлян на фестивале итальянского кино в Москве — это стало настоящим подарком для публики.
Веселая и грустная, авантюрная и бытовая история простых людей. Мошенники с лохами, и с самими собой. Один из самых трогательных фильмов мэтра.
1 августа 2008