Мать
6.8
6.9
1955, драма
СССР, 1 ч 44 мин
12+

В ролях: Вера Марецкая, Татьяна Пилецкая, Андрей Петров, Сергей Курилов, Лилия Гриценко
и другие
На заре XX века все так же беспросветна жизнь простой русской женщины Пелагеи Ниловны Власовой, жены чернорабочего-пропойцы. Неожиданная смерть главы семьи, кажется, не сулит ей никаких надежд, но, видя слезы матери, молодой Павел Власов отказывается от разгульной жизни. Увлекшись пролетарскими идеями, он распространяет листовки на фабрике и призывает рабочих бороться с угнетателями. Смелое преображение сына воодушевляет и саму Ниловну: робкая, страшащаяся людей женщина преисполняется гордости и самоуважения. Но хватит ли матери мужества продолжить дело своего единственного сына?
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мать

год: 1955
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Алексей Мишурин
композитор:
художники: Владимир Агранов, Екатерина Гаккебуш, Эльза Рапопорт
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Мать», 1955

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Мать», 1955

Перед Марком Донским при экранизации романа Горького встало сразу несколько трудных задач. Во-первых, неизбежной оказывалась параллель с фильмом Пудовкина, одной из ключевых лент немого советского кинематографа 1920-х годов. Во-вторых, требовалось явно перестроить повествование, ведь роман весьма анемичен, в нем явно не хватает психологизма, достаточно пунктирно прослеживается эволюция героев, ведь как известно, Горький скорее наследует традиции интеллектуального становления персонажей в духе Чернышевского, нежели придерживается толстовской «диалектики души». В-третьих, необходимо было как-то переосмыслить недостатки сталинского стиля с его резкими антитезами «хорошего» и «плохого», доходящими подчас до предельной карикатурности.

Можно сказать, что режиссер по большей части с трудностями справился. Конечно, фильм Пудовкина остался самим собой. Сравните хотя бы сцены демонстраций в обоих фильмах, чтобы понять, что это примеры из разных весовых категорий. Но Донской, скорее старательно применяя открытия, сделанные Эйзенштейном и некоторыми другими режиссерами (обратите внимание на типично эйзенштейновской прием при переходе от изображения статуи слепой Фемиды к судье, надевающему пенсне), добивается той выразительности, что ставит фильм выше простых агиток «за советскую власть и лучшую жизнь». Для этого он прибегает к оживлению, динамизации горьковского сюжета, темп фильма такой, что временами картину можно даже назвать остросюжетной. Нет в ней типичного для более раннего кинематографа «глубокомысленного» застывания на крупном плане, героев, выражающих «думы и чаяния простого народа». Фильм Донского шумный, временами кричащий. Даже как-то и остаются в стороне те недостатки психологизма, которые все же перешли в фильм по наследству от книги. И, конечно, в том, что фильм выше среднего уровня, «виноваты» актеры. Молодой Баталов играет тут не первую свою роль и уже показывает все свои задатки актера разнопланового и играющего не один и тот же тип, но разные характеры. Вполне сложился актерский ансамбль, от ролей лейтмотивных до эпизодических (тут можно отметить первое и уже удачное появление на экране Олега Борисова). Ну и понятно, что к концу фильма он напоминает бенефис Веры Марецкой. Из-за ее игры образ Ниловны совершенно перерастает горьковскую героиню, можно сказать, что драматизм фильма более чем наполовину связан с ней.

Подводя итог, отметим, что этот фильм — пример постепенного отказа от очевидных приемов сталинского соцреализма, хотя от них он еще очень сильно зависит, хотя в риторическом педалировании плакатных фраз и лозунгов, которых много и в романе, и в фильме. Но перевес все же на стороне некоей человеческой убедительности героев фильма.

Поэтому,

7 из 10

22 июня 2014

Драма Мать появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Марк Донской. Кто играл в фильме: Вера Марецкая, Татьяна Пилецкая, Андрей Петров, Сергей Курилов, Лилия Гриценко, Павел Усовниченко, Павел Волков, Никифор Колофидин, Иван Неганов, Владимир Маренков, Евгений Балиев, Борис Битюков, А. Брянцев, В. Доморацкий, Александр Кузнецов.

Страна производства - СССР. Мать — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.