Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Когда б Париж поведал нам |
английское название: |
Si Paris nous était conté |
год: | 1955 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Саша Гитри |
сценарий: | Саша Гитри |
продюсеры: | Генри Дойчмайстер, Клемен Дюур, Ален Пуаре |
видеооператор: | Филипп Агостини |
композитор: | Жан Франсе |
художники: | Рене Рену, Мэгги Руфф, Генри Шмитт, Моник Дюнан |
монтаж: | Полетт Роберт |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Как выяснилось, я сильно недолюбливаю оголтелую похвальбу своего болота, но двум городам на свете простителен подобный ура-патриотизм — Питеру и Парижу. Эти города настолько крепко настояны на героической истории и классической литературе, что кажутся родными и прекрасными отнюдь не только своим уроженцам. Поэтому фильм Саша Гитри о Париже я пропустить не могла.
Да, можно согласиться с тем, что повествование здесь скачет галопом по Европам, что логика сюжета сильно уступает фильму про Версаль от того же автора, но мне лично это не мешало. Я признаю, что зритель, который не знает историю Франции, будет понимать этот фильм ровно кадр через кадр. Но я-то знаю историю Франции! Знаю и люблю. Поэтому я просто улыбалась фильм, встречаю на экране старых знакомых. Я каждый раз радуюсь им, как близким старым друзьям — всем этим Людовикам и Генрихам, Викторам Гюго и Франсуа Вийонам. Да, это не исторический фильм, да здесь не показаны никакие исторические закономерности, да это просто сборник анекдотов для своих, но как же мило и изящно он сделан. А уж над многострадальным «Тангейзером» в свете недавних отечественных событий я хохотала вдвойне: ну не везёт этой опере и всё тут, всегда вокруг неё какой-то скандал.
Я очень люблю этот фирменный стиль Саша Гитри, иронично-пафосно-патриотичный. Вроде бы он рассказывает исторические баечки, вроде бы посмеивается над своими героями, тут же пускает титры под аккомпанемент не «Марсельезы», а ироничной вариации на тему «Марсельезы», а уже через несколько минут суровый Гюго пишет, что Париж может быть оккупирован, но никогда не будет побеждён. И ты понимаешь, что несмотря на всю иронию, этот фильм — гимн горячо любимому автором Парижу, настолько любимому, что над ним можно даже незло посмеяться: им с Парижем делить нечего. Они все любят свой город, и режиссёр, и актёры. А я люблю старых французских актёров и с удовольствием весь любовалась ими, особенно развесёлым трувером Жераром Филиппом.
Пожалуй, единственное, что мне не понравилось в фильме — это плач по поводу австриячки. Не люблю эту безмозглую особу. Но этот плач Ярославны, притом даже не по поводу Людовика, а именно по поводу Марии-Антуанетты — характерная черта большинства художественных произведений о революции, так что я почти даже смирилась с этим.
И ещё один жирнючий минус, но уже не самого фильма — отвратительная одноголосая русская озвучка. Первые минут 10 сидишь и пытаешься побороть отвращение, но это не вина создателей фильма. Ну ничего, подтяну чуток французский и пойду смотреть в оригинале, чтобы закадровый страдалец хроническим гайморитом не мешал)
10 из 10
5 января 2019
В своей предыдущей рецензии я поторопился дать анонс появлению данного текста. Что ж, вынужден выполнять обещанное. Вынужден — ибо особой радости я на этот раз не испытал после просмотра фильма Саши Гитри о Париже. Его грандиозный проект о Версале тоже был выдержан в свойственной автору иронически-патриотической манере, но там сама неподдельная роскошь версальского антуража поддерживала высокий и, даже несколько высокопарный, стиль повествования.
«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» — говорил древний философ. Но ведь так хотелось! Ведь о парижской истории, о парижских событиях и о парижанах столько было намеков в предыдущей картине, что Гитри не смог удержаться от изложения исторических анекдотов о любимом городе. Но взвалил ношу не по плечу. Все-таки и возраст весьма уже почтенный. Возможно, и средств на картину не удалось собрать достаточно. Но главный просчет все же в том, что чересчур большой пласт времени автор попытался перепахать. Ведь Париж, устами Гитри, собирался поведать нам свою историю, начиная с доисторических времен до современности — до 1956 года. Даже за два часа с лишним невозможно представить все самые яркие эпизоды, дать убедительные портреты самых знаменитых парижан за две с лишним тысячи лет существования Лютеции-Парижа.
И потому нам представлено какое-то пунктирное следование по хронологии. И потому опять грандиозное скопление действующих лиц. От Юлия Цезаря до генерала де Голля, от юной Святой Женевьевы до 102-летней парижанки из «дам полусвета»! Вот теперь я могу понять некоторых французских критиков, которые упрекали Гитри в мегаломании. Разумеется, этот фильм лучше будет понятен французам, или тем иностранцам, которые хорошо знакомы с историей Франции. Родина великих просветителей-энциклопедистов: д’ Аламбера, Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо соблюдает и по сей день прекрасную традицию — регулярно издавать энциклопедии по разным областям знаний. Издательство «Ларусс» вот уже полтора столетия выпускает краткий энциклопедический словарь с картинками в одном томе, где даны толкования любого слова и краткая, в одну-две строчки, характеристика всех, сколько-нибудь заметных в истории, людей. Вот и в фильме Гитри только на десять-пятнадцать секунд появляется известный персонаж, пара слов о нем и — скачок через полвека.
Подавление сопротивления галлов, приход франков, нашествие гуннов, ничего о викингах-норманнах, более обстоятельно о Столетней войне, о вероломном Карле VII и Жанне д‘Арк, и о умном политике Людовике XI, при котором Франция приросла восемью провинциями. В роли короля сам Саша Гитри. Эра книгопечатания, Ренеcанс, Франциск I и Джоконда, Екатерина Медичи и Варфоломеевская ночь, Генрих IV и его убийство, кардинал Ришелье и все Людовики — с XIII до XVI. А тут грянула Революция, Бастилия, Республика и Террор. А затем Империя, военные победы и крах Ватерлоо. И вновь монархия, и Вторая империя, пруссаки в Париже и Парижская коммуна на пять секунд. Все — теперь с монархией во Франции покончено окончательно. Промышленный прогресс. Эйфелева башня. Бель эпок — и вот уже парижская молодежь на мотороллерах!
Вот примерно так изложена история великого города и великих его обитателей разных времен. Как и в картине о Версале здесь множество действующих лиц, но пребывание их на экране чрезвычайно кратко. Поэтому, мало кто запоминается. Исключение единственное — Жерар Филип в сквозной роли уличного певца — трувера. Из предыдущего фильма сюда перекочевали несчастные Людовик XVI и Мария-Антуаннета (Жильбер Бока и Лана Маркони). Старика Вольтера играет снова Жак де Фароди. Французский театр представлен Мольером, Бомарше и Сарой Бернар. Французский шансон — Жаном Беранже и Аристидом Брюаном. Французскую литературу представляют в лицах: Франсуа Вийон, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Поль Верлен. Но все-таки приятно увидеть не в актерском исполнении, а еще в то время живого «Принца поэтов» Поля Фора, который сам читает свои стихи. И еще более приятно видеть за мольбертом живого «Певца Монмартра» — художника Мориса Утрилло.
Подводя итоги, надо вкратце сказать и об изобразительной стороне фильма. Вероятно, из-за ограниченного бюджета декорации весьма условны, напоминают театральные выгородки. Гораздо скромнее костюмы. К тому же несколько усталое и приглушенное ведение повествования от лица пожилого профессора истории, в роли которого тоже сам автор — Саша Гитри.
6 из 10
7 октября 2013