Когда б Париж поведал нам
Si Paris nous était conté
6.5
6.3
1955, комедия
Франция, 2 ч 10 мин
12+

В ролях: Жанна Буатель, Гилберт Бокановский, Жюльен Каретт, Даниель Дарьё, Софи Демаре
и другие
Профессор университета беседует со студентами в форме «ясного признания в любви» и рассказывает им о разных исторических фактах, которые складываются в историю Парижа... Это история Шарля VII и Аньес Сорель, создание типографии при Луи XI, Лувр во времена Франсуа I, Варфоломеевская ночь, убийство Анри III монахом-фанатиком, процесс над Марией Антуанеттой, Парижская коммуна, дело Дрейфуса и другие...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Когда б Париж поведал нам

английское название:

Si Paris nous était conté

год: 1955
страна:
Франция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Филипп Агостини
композитор:
художники: Рене Рену, Мэгги Руфф, Генри Шмитт, Моник Дюнан
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 января 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постер фильма «Когда б Париж поведал нам», 1955

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Когда б Париж поведал нам», 1955

Как выяснилось, я сильно недолюбливаю оголтелую похвальбу своего болота, но двум городам на свете простителен подобный ура-патриотизм — Питеру и Парижу. Эти города настолько крепко настояны на героической истории и классической литературе, что кажутся родными и прекрасными отнюдь не только своим уроженцам. Поэтому фильм Саша Гитри о Париже я пропустить не могла.

Да, можно согласиться с тем, что повествование здесь скачет галопом по Европам, что логика сюжета сильно уступает фильму про Версаль от того же автора, но мне лично это не мешало. Я признаю, что зритель, который не знает историю Франции, будет понимать этот фильм ровно кадр через кадр. Но я-то знаю историю Франции! Знаю и люблю. Поэтому я просто улыбалась фильм, встречаю на экране старых знакомых. Я каждый раз радуюсь им, как близким старым друзьям — всем этим Людовикам и Генрихам, Викторам Гюго и Франсуа Вийонам. Да, это не исторический фильм, да здесь не показаны никакие исторические закономерности, да это просто сборник анекдотов для своих, но как же мило и изящно он сделан. А уж над многострадальным «Тангейзером» в свете недавних отечественных событий я хохотала вдвойне: ну не везёт этой опере и всё тут, всегда вокруг неё какой-то скандал.

Я очень люблю этот фирменный стиль Саша Гитри, иронично-пафосно-патриотичный. Вроде бы он рассказывает исторические баечки, вроде бы посмеивается над своими героями, тут же пускает титры под аккомпанемент не «Марсельезы», а ироничной вариации на тему «Марсельезы», а уже через несколько минут суровый Гюго пишет, что Париж может быть оккупирован, но никогда не будет побеждён. И ты понимаешь, что несмотря на всю иронию, этот фильм — гимн горячо любимому автором Парижу, настолько любимому, что над ним можно даже незло посмеяться: им с Парижем делить нечего. Они все любят свой город, и режиссёр, и актёры. А я люблю старых французских актёров и с удовольствием весь любовалась ими, особенно развесёлым трувером Жераром Филиппом.

Пожалуй, единственное, что мне не понравилось в фильме — это плач по поводу австриячки. Не люблю эту безмозглую особу. Но этот плач Ярославны, притом даже не по поводу Людовика, а именно по поводу Марии-Антуанетты — характерная черта большинства художественных произведений о революции, так что я почти даже смирилась с этим.

И ещё один жирнючий минус, но уже не самого фильма — отвратительная одноголосая русская озвучка. Первые минут 10 сидишь и пытаешься побороть отвращение, но это не вина создателей фильма. Ну ничего, подтяну чуток французский и пойду смотреть в оригинале, чтобы закадровый страдалец хроническим гайморитом не мешал)

10 из 10

5 января 2019

Невозможно объять необъятное

В своей предыдущей рецензии я поторопился дать анонс появлению данного текста. Что ж, вынужден выполнять обещанное. Вынужден — ибо особой радости я на этот раз не испытал после просмотра фильма Саши Гитри о Париже. Его грандиозный проект о Версале тоже был выдержан в свойственной автору иронически-патриотической манере, но там сама неподдельная роскошь версальского антуража поддерживала высокий и, даже несколько высокопарный, стиль повествования.

«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» — говорил древний философ. Но ведь так хотелось! Ведь о парижской истории, о парижских событиях и о парижанах столько было намеков в предыдущей картине, что Гитри не смог удержаться от изложения исторических анекдотов о любимом городе. Но взвалил ношу не по плечу. Все-таки и возраст весьма уже почтенный. Возможно, и средств на картину не удалось собрать достаточно. Но главный просчет все же в том, что чересчур большой пласт времени автор попытался перепахать. Ведь Париж, устами Гитри, собирался поведать нам свою историю, начиная с доисторических времен до современности — до 1956 года. Даже за два часа с лишним невозможно представить все самые яркие эпизоды, дать убедительные портреты самых знаменитых парижан за две с лишним тысячи лет существования Лютеции-Парижа.

И потому нам представлено какое-то пунктирное следование по хронологии. И потому опять грандиозное скопление действующих лиц. От Юлия Цезаря до генерала де Голля, от юной Святой Женевьевы до 102-летней парижанки из «дам полусвета»! Вот теперь я могу понять некоторых французских критиков, которые упрекали Гитри в мегаломании. Разумеется, этот фильм лучше будет понятен французам, или тем иностранцам, которые хорошо знакомы с историей Франции. Родина великих просветителей-энциклопедистов: д’ Аламбера, Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо соблюдает и по сей день прекрасную традицию — регулярно издавать энциклопедии по разным областям знаний. Издательство «Ларусс» вот уже полтора столетия выпускает краткий энциклопедический словарь с картинками в одном томе, где даны толкования любого слова и краткая, в одну-две строчки, характеристика всех, сколько-нибудь заметных в истории, людей. Вот и в фильме Гитри только на десять-пятнадцать секунд появляется известный персонаж, пара слов о нем и — скачок через полвека.

Подавление сопротивления галлов, приход франков, нашествие гуннов, ничего о викингах-норманнах, более обстоятельно о Столетней войне, о вероломном Карле VII и Жанне д‘Арк, и о умном политике Людовике XI, при котором Франция приросла восемью провинциями. В роли короля сам Саша Гитри. Эра книгопечатания, Ренеcанс, Франциск I и Джоконда, Екатерина Медичи и Варфоломеевская ночь, Генрих IV и его убийство, кардинал Ришелье и все Людовики — с XIII до XVI. А тут грянула Революция, Бастилия, Республика и Террор. А затем Империя, военные победы и крах Ватерлоо. И вновь монархия, и Вторая империя, пруссаки в Париже и Парижская коммуна на пять секунд. Все — теперь с монархией во Франции покончено окончательно. Промышленный прогресс. Эйфелева башня. Бель эпок — и вот уже парижская молодежь на мотороллерах!

Вот примерно так изложена история великого города и великих его обитателей разных времен. Как и в картине о Версале здесь множество действующих лиц, но пребывание их на экране чрезвычайно кратко. Поэтому, мало кто запоминается. Исключение единственное — Жерар Филип в сквозной роли уличного певца — трувера. Из предыдущего фильма сюда перекочевали несчастные Людовик XVI и Мария-Антуаннета (Жильбер Бока и Лана Маркони). Старика Вольтера играет снова Жак де Фароди. Французский театр представлен Мольером, Бомарше и Сарой Бернар. Французский шансон — Жаном Беранже и Аристидом Брюаном. Французскую литературу представляют в лицах: Франсуа Вийон, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Поль Верлен. Но все-таки приятно увидеть не в актерском исполнении, а еще в то время живого «Принца поэтов» Поля Фора, который сам читает свои стихи. И еще более приятно видеть за мольбертом живого «Певца Монмартра» — художника Мориса Утрилло.

Подводя итоги, надо вкратце сказать и об изобразительной стороне фильма. Вероятно, из-за ограниченного бюджета декорации весьма условны, напоминают театральные выгородки. Гораздо скромнее костюмы. К тому же несколько усталое и приглушенное ведение повествования от лица пожилого профессора истории, в роли которого тоже сам автор — Саша Гитри.

6 из 10

7 октября 2013

Комедия Когда б Париж поведал нам появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Саша Гитри. Кто играл в фильме: Жанна Буатель, Гилберт Бокановский, Жюльен Каретт, Даниель Дарьё, Софи Демаре, Клемен Дюур, Одетт Жойе, Пьер Ларке, Лана Маркони, Мишель Морган, Симона Ренан, Жан Тиссье, Андре, Антуан Бальпетре, Рене Бланкар.

Страна производства - Франция. Когда б Париж поведал нам — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.