Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Литл-Бигхорн |
английское название: |
Little Big Horn |
год: | 1951 |
страна: |
США
|
слоган: | «The Blood-Chilling of the Savagery of the Indian Massacre that wrote the End of Gen. Custer and his Gallant Men!» |
режиссер: | Чарльз Маркиз Уоррен |
сценаристы: | Чарльз Маркиз Уоррен, Harold Shumate |
продюсеры: | Carl K Hittleman, Мюррэй Лернер |
видеооператор: | Эрнест Миллер |
композитор: | Пол Данлэп |
художники: | Фрэнк Пол Сайлос, Тед Оффенбекер |
монтаж: | Карл Пирсон |
жанр: | вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
183849 |
![]() |
$521 260 |
![]() |
$521 260 |
Дата выхода | |
![]() |
8 июня 1951 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 26 мин |
Эпоха пятидесятых годов XX века в американском кинематографе ознаменовалась расцветом жанра «вестерн». Фильмы о Диком Западе оккупировали кино и телеэкраны. В пятидесятые вестерн стал по-настоящему серьезным жанром, отойдя от традиционных киноаттракционов, наполненных погонями и конными трюками, преобладавших на экранах до этого. Тенденции этой трансформации наметились еще в конце сороковых годов, когда появился жанр «психологического вестерна».
В подобных кинофильмах Дикий Запад становится антуражем, в котором разворачивается история политического, исторического, криминального характера. В центре сюжета некий психологический конфликт. Сценарии зачастую основаны на реальных исторических фактах.
Однако кинодеятели того времени как правило несколько вольно обращались с историческими материалами, положенными в основу того или иного фильма. Тем не менее, на базе этих материалов создавались весьма реалистичные сценарии, а сценарий это основа любого кинопроизведения.
В основу фильма «Литтл-Бигхорн» также легли события, произошедшие в далеком прошлом на Американском западе. В 1876 году у реки Литтл-Бигхорн, в штате Монтана произошло сражение между Седьмым кавалерийским полком армии США и силами индейского союза лакота-северные шайенны, закончившееся уничтожением американского полка и гибелью его командира Джорджа Кастера. Однако в самой кинокартине действие происходит за некоторое время до вышеупомянутой битвы. Она повествует о разведывательном рейде небольшого отряда кавалерии США через индейские земли.
Герои фильма — солдаты, понимают, что индейцы готовятся к сражению, в то время как силы краснокожих значительно превосходят численность полка под командованием Джорджа Кастера. Они решают предупредить своих собратьев по оружию, для чего предпринимают опасное путешествие по земле индейцев.
В ходе этого путешествия кавалеристы сталкиваются со смертельной опасностью, пройдя через страшные испытания, гибель родных и близких.
Однако режиссеру фильма недостаточно показать только героические действия солдат. Ему интересен внутренний мир героев, их взаимоотношения друг с другом. Он четко разделяет их прошлое и те события, которые происходят с ними в настоящем. Как только герои принимают решение о том, чтобы идти в поход, та неприязнь, которую они испытывали друг к другу в мирной жизни исчезает. Остается только уверенность в правильности неотвратимого решения, какие бы последствия оно за собой не повлекло, и желание идти до конца. А решение это дается нелегко. Недаром один из героев произносит слова, которые послужили эпиграфом к данному отзыву.
Важно отметить, что фильм «Литтл-Бигхорн» был выпущен в 1951 году — самый разгар Корейской войны, в которой США принимали самое деятельное участие. Это был первый широкомасштабный военный конфликт времен «холодной войны» с использованием значительных людских и материальных ресурсов. Именно с того времени Восточная Азия (Корея, а затем и Вьетнам) стала главным театром военных действий второй половины XX века.
В этом смысле картина особенно интересна, так как в определенной степени она представляет собой аллегорию на те события, которые могли бы произойти в Корее.
Детали фильма подтверждают это: отрезанный от своих небольшой отряд солдат на неизвестной вражеской территории, таящей смертельную опасность, ежеминутное ожидание которой умножает физическое и эмоциональное напряжение людей. Кроме того — присутствие невидимого, жестокого и беспощадного, коварного и неумолимого врага, использующего партизанские методы борьбы и ощущение неотвратимости и безысходности, которыми пронизано все действие фильма.
Некоторые из этих элементов встречаются в военных кинокартинах, снятых и после выхода на экраны вестерна «Литтл-Бигхорн» (в первую очередь можно вспомнить «Люди на войне» Энтони Манна — также посвящение Корейской войне).
Черно-белая пленка, а также скупость и лаконичность выразительных средств, использованных при съемках фильма усиливают ощущение достоверности. Этому способствует также блестящая игра всего актерского состава. Историческая основа фильма в свою очередь добавляет действию драматичности. Реалистичность также достигается шокирующими для начала пятидесятых годов сценами жестокости: показанным в кадре изуродованным телом пленного солдата, гибели обоза с мирными поселенцами, в числе которых была невеста одного из кавалеристов.
Художественные достоинства фильма вкупе с документализированностью повествования роднят картину еще с одним фильмом, выпущенным в 1951 году — «Стальным шлемом» Сэмюэла Фуллера. Однако между этими двумя кинопроизведениями есть существенная разница. «Литтл-Бигхорн» — вестерн-аллегория, реалистичный с точки зрения своей исторической основы, но повествующий о современных фильму событиях в иносказательной форме. «Стальной шлем», в свою очередь, это военная драма, действие которой целиком и полностью происходит в Корее. Однако именно с этих двух фильмов в американском кино было положено начало реалистическому восприятию кровопролитных военных конфликтов с участием США на чужой земле.
11 октября 2017