Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Еда |
английское название: |
Meshi |
год: | 1951 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Микио Нарусэ |
сценаристы: | Тосиро Идэ, Сумиэ Танака, Ясунари Кавабата, Фумико Хаяси |
продюсер: | Санэдзуми Фудзимото |
видеооператор: | Масао Тамаи |
композитор: | Фумио Хаясака |
художник: | Сатору Тюко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 1951 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Русской культуре, в отличие от культуры японской, совершенно не свойствен жанр истории о счастливом супружестве. Даже просто навскидку просмотрев школьную программу, мы можем припомнить лишь грустные истории о взаимном недопонимании, что, начинаясь с мелочей, может приводить к самой настоящей трагедии. Однако японское внимание к подобной теме отлично от нашего.
Не стоит думать, что благополучие в браке — это какая-то утопия, в духе судьбы героев античного мифа о Филемоне и Бавкиде. Нет, Микио Нарусе снимает психологически тонкий реалистический фильм о тех невзгодах, что могут возникать в браке современном, городском. Подобное внимание к современности напоминает фильмы Одзу, который в те же годы пришел к своему узнаваемому стилю, отказавшись в отличие от большинства японских режиссеров, от сюжетов из средневековой истории Японии.
Кстати, играющая главную роль Сэцуко Хара прекрасно известна как раз по фильмам Одзу, эта актриса абсолютно органична в роли современной городской женщины, брак которой постепенно и незаметно наполнился рутиной и скукой, однообразием перемещения из кухни к столику для еды, за которым сидит вечно погруженный в себя и газеты муж. До поры до времени сюжет развивается в сторону еще большего кризиса: не получая то, что нужно от семейной жизни, герои осторожно глядят в сторону, у них возникают, конечно, не любовные истории, но складывается само впечатление, что жизнь идет как-то не так. Больше всего это показано на примере главной героини, тут звучит даже какой-то феминистский мотив. Но ближе к финалу история развивается совсем не так, как это могло бы быть в европейском кино. В очередной раз приходится признать, что японское миросозерцание более медленное и потому вдумчивое. Там, где сюжет должен был бы ускориться, он, напротив, становится достаточно неспешным, чтобы герои могли все обдумать, осознать и сделать свой выбор. Поэтому приход героини к очевидным в своей простоте и одновременно глубине мыслям по поводу своей жизни выглядит абсолютно логичным, вытекающим из логики всего произошедшего с ней. Эта тихая философия не компромисс с несовершенством мира, а новый этап в судьбе, что подчеркнуто и параллелью с жизнью мужа. Глубинное течение жизни не может не привести человека к подобным выводом — вот что вполне убедительно утверждает Нарусэ в своем фильме.
8 из 10.
17 июля 2014