Здравствуй, Москва!
6.1
5.9
1945, мюзикл, история
СССР, 1 ч 26 мин
В ролях: Сергей Филиппов, Николай Леонов, Иван Любезнов, Александр Ширшов, Н. Стравинская
и другие
На смотре художественной самодеятельности мальчуган, аккомпонируя себе на баяне, поет песню о Москве... В основе сюжета фильма - рассказ директора училища о том, как этот баян, принадлежа когда-то кадровому рабочему, погибшему во время демонстрации 1905 года, побывал во многих руках, прежде чем попал к ребятам.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Здравствуй, Москва!

год: 1945
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Марк Магидсон
композитор:
художники: Петр Бейтнер, Сергей Воронков
жанры: мюзикл, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 октября 1945 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
мюзикл, история

Постеры фильма «Здравствуй, Москва!», 1945

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Здравствуй, Москва!», 1945

Я тоже шептал: 'Здравствуй, Москва!'

Майские торжества по случаю победы я увидел лишь некоторое время спустя в поселковом кинотеатре, в кинохронике: салют в столице, толпы народа на площадях, всеобщее веселье. Вот тогда мне впервые закралась мысль: «А как хорошо-то в Москве! Вот бы мне туда попасть». Как раз то ли в конце 45-го, то ли в начале 46-го демонстрировался новый фильм «Здравствуй, Москва!». Там была очень хорошая песня с такими словами (запомнил с тех пор, хотя точно сейчас воспроизвожу после сверки в интернете)

Нас улица шумом встречала,

Звенела бульваров листва,

Вступая под своды вокзала,

Шептали мы: «Здравствуй, Москва».

Мы идем, мы поем,

Мы проходим по проспектам и садам,

Мы идем, мы поем,

И навстречу улыбаешься ты нам.

Москва, Москва, летит к тебе народная молва,

Ты всегда молода, дорогая моя Москва.

Прямо скажем: текст не поражает совершенством. Но когда 5 ноября 1949 года мы всем нашим семейством приехали в Москву поездом Владивосток – Москва, то, вступив «под своды» Ярославского вокзала, я вспомнил эти строчки: «Вступая под своды вокзала, Шептали мы: «Здравствуй, Москва». И, выйдя на солнечную, шумную Комсомольскую площадь, тоже шептал: «Здравствуй, Москва!».

Кроме этой волнующей песни о далёкой загадочной столице в памяти от фильма остался эпизод в какой-то пивной, где развлекающий публику баянист (незабываемый актёр Филиппов), объявляет со сцены: «Русская народная популярная песня «Кирпичики», - и вместо баяна вытаскивает из футляра кирпичи.

Кроме сцены в пивной запомнились кадры бурного веселья на каком-то новогоднем празднике. Его участники – не детсадовские ребятишки или школяры начальных классов, охотно подхватывающие призыв хором прокричать «Ёлочка, зажгись!», а молодые люди от 14-15 лет и постарше. Они умеют танцевать вальс и с задором, но организованно, хороводом, бегают по лестницам и между белоснежными колоннами какого-то здания, которое должно изображать Дом культуры в провинциальном городке с каким-то «кислым» названием Дольск. Все, естественно, в карнавальных костюмах (это в скудном 1945 году!). Смех, всеобщее оживление, летают конфетти и завивающиеся ленты серпантина, над танцующей толпой парят воздушные шарики. Тонус всеобщего возбуждения поддерживает не традиционный Дед Мороз, а некий персонаж в клоунском наряде и гриме, неожиданно возникающий в различных местах празднества.

Подобного праздничного веселья я тогда и представить не мог. Как хотелось попасть в такое место! Казалось, что если уж не в каком-то городке, вроде занюханного киношного Дольска, то в далёкой и загадочной Москве именно так отмечают наступление нового года. Позже не раз в советских фильмах коллективные новогодние торжества показывались в подобном духе. Взять, хотя бы, широко известную «Карнавальную ночь» 1956 года, где «в нашем клубе заводском» разворачивается подобный праздник. Но тогда-то, в 56 - 57-м, я уже знал, что так бывает только в кино, а в действительности, даже в столице, всё выглядит иначе, проще, прозаичнее. Не исключено, что постановщик фильма про фэзэушников маститый режиссёр Сергей Юткевич в 1945-м году оказался первооткрывателем жанра, ставшим своего рода штампом в советском кинематографе. Через 11 лет директор Дома культуры Огурцов из «Карнавальной ночи» появление таких праздничных «мероприятий» охарактеризовал следующим образом: «Есть установка весело встретить Новый Год».

Вообще-то для меня стало неожиданностью на склоне лет узнать, что увиденный когда-то в детстве фильм «Здравствуй, Москва!», оставивший в целом весьма блеклые воспоминания, создан мэтром отечественного кино Сергеем Юткевичем. За Сергеем Иосифовичем числились более «крупнокалиберные» работы: экранная «лениниана», постановка шекспировского «Отелло», картина о Чехове «Сюжет для небольшого рассказа», а также достаточно многочисленные книги о киноискусстве. В истории отечественного кинематографа он характеризуется как один из крупнейших советских режиссеров и теоретиков искусства, ярчайший представитель формализма в кинематографе, работы которого, в то же время, по иронии судьбы стали эталоном «соцреализма». Единственный советский режиссер, трижды удостаивавшийся призов Каннского фестиваля за режиссуру - за фильмы «Великий воин Албании Скандербег» в 1954 году, «Отелло» - в 1956-м и «Ленин в Польше» в 1966-м.

И вдруг – лента о художественной самодеятельности учащихся фабрично- заводских училищ, снятый в победном 1945 году. Захотелось понять зигзаги творческого пути этого знаменитого кинорежиссёра, в арсенале которого, правда, не значатся работы, вошедшие в первую обойму советской киноклассики, а также оставившие у зрителей (в том числе и у автора этих строк, естественно) яркие воспоминания, какие связаны у меня, например, с кинокомедиями Григория Александрова, с выпущенной ещё во время войны лентой «Два бойца» или с оттепельными шедеврами, возглавляемыми прорывным фильмом «Летят журавли».

Такие экскурсы в казавшиеся тогда загадочными сферы, далёкие от окружавшей меня жизни, помогают сейчас полнее ощутить атмосферу тех давно минувших лет, о которой я, провинциальный, а с подросткового возраста и столичный паренёк, не имел тогда никакого представления. Там, в этих сферах, шла какая-то своя, непонятная, недоступная, привлекательная жизнь, слабые отголоски которой через киноэкран докатывались и до нас, обыденной, рядовой публики. Тот параллельный прекрасный мир населяли актёры, писатели, учёные, какие-то другие выдающиеся удачливые люди, там всё казалось ярким, праздничным, значительным (как, например, в кинокомедии Г.Александрова «Весна», снятой несколько позже, в 1947 году).

24 августа 2024

Приключения одного баяна

Хранит старичок баян, как память о погибшем борце за рабочее счастье. Внучка одалживает баян музыканту, но тот оказывается нечестным человеком и теперь нужно вернуть ценность.

Такая детективная история достойна пера Агаты Кристи или Артура Конан Дойля, но нам предлагают свою версию отечественные авторы. И они справились довольно неплохо, детективная история получилась довольно удачная и интересная, но вот на этом бы и остановиться, но авторы решили обвернуть детектив в кайму концерта. А вот это уже вышло не очень интересно, ну и конечно, слава великому вождю, отцу всех народов, да и как же в то время без него, тем более, что фильм снят в последние дни войны. Прибавьте к хорошей режиссуре, прекрасную игру, действительно, великих актеров.

7 из 10

7 июня 2020

Мюзикл Здравствуй, Москва! появился на свет в далеком 1945 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сергей Юткевич. Кто играл в фильме: Сергей Филиппов, Николай Леонов, Иван Любезнов, Александр Ширшов, Н. Стравинская, Борис Тенин, Леонид Пирогов, Олег Бобров, Степан Каюков, Константин Сорокин, Павел Шпрингфельд, Виктор Селезнев, Сергей Ильд, Павел Кадочников, Георгий Вицин.

Страна производства - СССР. Здравствуй, Москва! — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.