Рейтинг фильма | |
![]() |
6.2 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нашествие |
год: | 1944 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Абрам Роом, Олег Жаков |
сценаристы: | Борис Чирсков, Леонид Леонов |
видеооператор: | Сергей Иванов |
композитор: | Юрий Бирюков |
художники: | Лев Мильчин, Виктор Шильдкнехт |
жанр: | военный |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
22 февраля 1945 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 40 мин |
Прежде всего, следует восхититься самим фактом выхода фильма в 1944 году. Пожалуй, то, что советский народ, воюя, умудрялся параллельно писать стихи, создавать симфонии и снимать фильмы, является лучшей демонстрацией той великой духовной силы, которая стала залогом Победы. К тому же, первоисточник авторства Леонида Леонова несет в себе максимально четкий посыл — пожалуй, только на войне художественная мысль может быть так ясна и однозначна. Если коротко, то — «Русские не сдаются»! Если развернутее, то «Россия как пирог, который, чем больше съешь, тем больше останется» — так говорили немецкие захватчики. В общем, редко встретишь фильм, появившийся так своевременно, как «Нашествие».
Экранизации пьес наталкиваются всегда на одни и те же сложности, ведь у киношной и театральной манер повествования хватает различий. В таких лентах узость бэкграунда и пространные диалоги примелькавшихся лиц может спасти лишь отменная драматургия. Тем более, что пьеса Леонова содержит, помимо месседжа и небанального сюжета, галерею любопытных образов, которые при всей идеологической полярности (предатели и герои) — живые, емкие и непростые. Вообще жизнь семьи интеллигентов в оккупированном врагом городе (Леонов, замышляя пьесу, наверняка помянул «Дни Турбиных» Булгакова) — заранее выгодная в драматическом отношении сюжетная схема.
Но… приходится констатировать, что по части драматургии экранизация «Нашествия» выглядит слабой. Нет, я понимаю, что в первой половине 20 века кинематограф в принципе был довольно условен, и зритель этим вполне довольствовался. Но даже по меркам 40-х годов, думаю, можно было снять лучше. Эмоции героев картины иллюзорны, если не сказать примитивны — все-таки, когда родители отдают сына на смерть, нерва должно быть явно больше, чем изображено. Причем дело, кажется, не столько в актерах (к Олегу Жакову, играющему Федора Таланова, и вовсе не придерешься), сколько в режиссуре — точнее в крайне нелепом монтаже, искусственной постановке диалогов и закостенелой камере. Будто авторы экранизации располагали неприлично малым количеством пленки, снимая все с одного дубля, не отсматривая и не редактируя.
Да, хочется думать, что причина недочетов кроется в скудости материальных ресурсов. Хотя, как ни странно, батальные сцены — с танками, взрывами и разрушениями — смотрятся бодро.
5 из 10
8 ноября 2011