Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нападение нацистов |
английское название: |
The Nazis Strike |
год: | 1943 |
страна: |
США
|
режиссер: | Анатоль Литвак |
сценаристы: | Филип Дж. Эпштейн, Энтони Вейллер, Джулиус Дж. Эпштейн |
композиторы: | Энтони Коллинз, Луис Грюнберг, Ли Харлайн, Джон Лайполд, Дмитрий Тёмкин, Рой Уэбб |
монтаж: | Уильям Хорнбек |
жанры: | документальный, короткометражка, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 января 1945 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 41 мин |
Вопреки стереотипным бездумным лозунгам, победа в войнах достигается не только на полях сражений, но в XX веке исключительное значение приобрели стратегии информационного противостояния. Перед нами вторая часть известной серии пропагандистских документальных фильмов американского режиссера Фрэнка Капры, название которой недвусмысленно говорит само за себя. В качестве основной тематики выбран период возвышения националистического режима в Германии, причем разгон взят издалека. Авторы, конечно, впадают в крайности, приводя доводы в пользу исторической агрессивности немцев и мании величия, но это одна из отличительных характеристик подобных проектов.
Только задумайтесь, что создания образа внешнего врага — процесс по своему формированию — тонкий и выверенный, но топорный и грубый по достигнутому эффекту. Война лишь с отдельными личностями и немногочисленной элитой другого государства вызывает лишние вопросы и рассуждения, а ведь конфликты Второй Мировой носили во многом идеологический характер. Та же Германия в глазах обывателей и солдат предстала как препятствие на пути американских ценностей, как недопустимый режим унижения слабых. Авторы фильма очень умело манипулируют с подобного рода обобщениями, представляя оппонента как озлобленную и высокомерную нацию, хотя в действительности, все, конечно, было сложнее. И тут раскрывается одна важная особенность фильмов Капры — простота. Четкая линия доводов и выводов без необходимости отступлений от заданного направления мысли.
Что касается самой военной хроники, пускай и поданной через исключительную призму одной стороны конфликта, в фильме кратко описываются военные интервенции и аннексии Германии в 1936—1939 г. г. Причем приводятся только самые общие сведения, что с чисто фактической точки зрения не представляет фильм интересным, отделимо от разбора элементов пропаганды. Заканчивается повествование поверхностным представлением Польской кампании и ее итогами. Вместе с этим, конкретно этот фильм, как мне показалось, очень неубедительно отвечает на вопрос всей серии «За что мы сражаемся». Ставя себя на место простых американцев, мне был бы не совсем понятен мотив записываться в ряды вооруженных сил для борьбы в далекой Европе. Поэтому я предлагаю рассматривать «Нападение нацистов» только как часть семисерийного цикла Капры.
7 из 10
14 апреля 2015