Возвращение Максима
6.9
6.4
1937, драма
СССР, 1 ч 45 мин
6+

В ролях: Борис Чирков, Валентина Кибардина, Анатолий Кузнецов, Александр Зражевский, Александр Чистяков
и другие
Вторая серия историко-революционной трилогии об остроумном, лукавом и изобретательном Максиме, посвятившем свою жизнь революции. Весна 1914 года. В Петербурге - волна забастовок. Но рабочему движению нужен лидер. За нелегкую и опасную работу берется опытный конспиратор, которого даже товарищи знают только по имени - Максим.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Возвращение Максима

год: 1937
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Андрей Москвин
композитор:
художник: Евгений Еней
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 мая 1937 г.
на DVD: 31 марта 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Возвращение Максима», 1937

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Возвращение Максима», 1937

Наша главная Правда о нашей Революции и Спасении… (ч.2)

[второй шаг трилогии — второй шаг в рождении Советской власти, в рождении из «простого рабочего» — большевика и революционера — человека]

Возвращение.

Солидарность. Трудно одному — помощь от всех. Увольняют часть — встают на дыбы все. Единство каждодневной жизни тяжелого труда. Не смотря ни на что — радостного труда. Труд он радостен. И тем стократ горше, когда результаты его крадут те, кто так мерзок. Когда твой труд хотят пустить на службу смерти. Когда обманом пускают твою силы на приближение массовый убийств во славу убийц — на войну.

Восстание. Встать во весь рост. Встать против огрызающихся шестеренок обрыдлого порядка. Встать со всей силой. Которая права до самого основания своей чистой души. Но которая так безоружна в своем порыве.

Камень решимости против хитроумности пуль, которую из тысячи лет принуждения и обирания народов принес наличный «порядок». Двуличный «порядок», который уже даже сам забыл зачем притворяться, когда можно просто давить-давить-давить…

Баррикада отчаяния перед черной волной мракобесия. Перед черным навалом смерти, которую столь многие хотели употребить себе на пользу. Смерти, что накрыла народы в мировом жертвоприношении никому…

19 марта 2021

Вихри враждебные веют над нами

Три года спустя вышел фильм «Возвращение Максима» — второй по счёту фильм, рассказывающий о жизненном пути пролетария.

События второй части похождений Максима происходят 4 года спустя от событий части первой. Максим вернулся. Вернулся, чтобы продожать. А прежде, в прологе, нам рассказали вкратце о событиях, которые были. И даже немного больше. Вот мы уже узнали, что Максим был арестован. И не раз. И также не раз ему удавалось ускользать. Теперь Максим уже не путиловец. Теперь он социал-демократ, ведущий деятельность противную императору.

Так, революционеры уже знали в какое время и в каком месте им надлежит находиться. Максим пошёл той же дорогой, которой шёл Минин. Как всё происходило? Ну, РСДРП по всем фронтам защищала рабочий класс. В Думе отстаивала интересы работников заводов, а на самих этих заводах вела агитацию. Таким образом, волнения стали происходить чаще.

Ситуация накалилась тогда, когда на один из заводов Петербурга поступил военный заказ. Видя неспокойную обстановку, власти решили, дабы избежать стачки, а заодно сорвать готовящуюся забастовку, тайно перенести заказ на другой завод. Отсюда и стартует сюжет фильма.

Отныне Максиму сотоварищи надлежит выяснить: на какой именно завод перенесли этот самый заказ, а заодно добиться повсеместного противостояния. И, сказать по правде, в некоторых сценах и эпизодах картина становится наивной. Я сейчас о «бильярдной» задаче максимум. Но благо это толкнёт события, которые наивными быть перестанут. Так стоит ли пенять на это?..

Порадовало и то, что в фильме продолжили линию любви между Максимом и Наташей, начатую в первой части. Вот глядишь на лиц на экране и душа радуется. Борис Чирков и Валентина Кибардина — гении мастерства актёрской игры!..

Чем же, интересно, занимался Минин-Поливанов-Седой?.. Очень хочется верить, что об этом поведает «Выборгская сторона». Интересно бы посмотреть изнутри на деятельность пока ещё не правящей партии. Ведь одно дело вывести людей на улицы и совсем другое — сорвёт ли планы революционеров Первая мировая война. В настоящей реальности то мы знаем, что и как было, но совсем другое: что нам об этом расскажет фильм!

И ещё. Трилогия о Максиме — идеальный пример того, как госзаказ-агитка становится хрестоматией.

И напоследок. В эмоциональном плане фильм находится на одной ступени с «Юностью Максима». Он (фильм) просто продолжает линию, продолжает историю. И это хорошо, что это не как в современном кинематографе, когда стараются снять только первую часть, а потом по накатанной… Но это уже разговор о другом…

9 из 10

25 апреля 2019

Большевик. Возвращение

После событий показанных в картине «Юность Максима» (1934), прошло 4 года. На дворе 1914 -ый, в Петербурге очень неспокойно: происходят увольнения «подозрительных» рабочих, готовятся стачки на заводах, полиция проводит бесконечные аресты и разгоняет протестующих демонстрантов. Россия между тем стоит на пороге «империалистической» войны, а революционеры — большевики продолжают своё дело. Им помогает депутат Государственной Думы, который финансирует и прикрывает издательство газеты «Правда». Но вскоре полиция добирается и до подпольной редакции…Как нельзя кстати в городе оказывается заматеревший, прошедший революционные «университеты» герой первой части — бывший рабочий, а ныне профессиональный революционер Максим. В Петербурге он встречает и свою старую знакомую — подпольщицу Наташу. На этот раз у Максима есть важное партийное задание: необходимо помочь рабочим с организацией массовой забастовки, так как на один из заводов поступил секретный госзаказ на производства артиллерийского оружия…

« — Скажи, солдат — выведешь ты Россию на светлый путь?

— Так точно, ваше благородие — выведу!» (с)

После ошеломительного успеха «Юности Максима» — ленты повествующий о жизни простых рабочих пареньков с Нарвской Заставы, двое из которых погибали — один на заводе из за неисправного оборудования, а второй в тюремных застенках, куда попал за участие в демонстрации, а третий из-за всего этого становился на праведный путь революционной борьбы; режиссёры картины Григорий Козинцев и Леонид Трауберг решили снять продолжение. Которое было названо по всем канонам — «Возвращение Максима». Лента вышла в свет спустя 3 года после первого фильма, и тоже снискала неимоверный успех — в кинотеатрах страны стояли небывалые аншлаги. Имела картина успех и в зарубежном прокате, например не смотря на всю свою коммунистическую идеологическую направленность, «Возвращение Максима» смотрели даже в США — в оплоте мирового капитализма, который казалось бы совсем не в восторге от Великой Октябрьской Революции! Резонно возникает вопрос: чем привлекал фильм иностранцев, в принципе чуждых советской пропаганде? Ответ прост — кино было остросюжетным, с понятным юмором и харизматичным центральным героем. Как сказали бы в Голливуде — Козинцев и Трауберг сняли универсальный, интернациональный блокбастер.

Богат фильм замечательными актёрскими работами. Так в роли весёлого Максима вновь неподражаемый Борис Чирков; который тут опять на шутит, играет на гитаре и снова поёт «Крутится вертится шар голубой…» Вернулась к роли пропагандистки Наташи, ставшей теперь редактором «Правды» Валентина Кибардина. Яркую роль обаятельного прохиндея, «короля Санкт — Петербургского бильярда» Платона Дымбу сыграл Михаил Жаров, — которого вся страна вскоре узнает как графа Меньшикова из эпопеи «Пётр Первый» (вышедшим в том же 1937 — ом). Анатолий Кузнецов сыграл депутата Госдумы Тураева, показав образ благородного и самоотверженного интеллигента (что, к справедливости сказать после «Депутата Балтики» было совсем не парадоксальным явлением в «сталинском» кино). Холёный Алексей Бонди воплотил противоположного ему персонажа — лживого и далёкого от реального дела пролетарской революции меньшевика с внешностью судового доктора с «Броненосца Потёмкина», который с умным видом доказывал матросам, что на гнилом мясе на черви а личинки мух которые смываются рассолом. Небольшую роль тучного студента — меньшевика исполнил в картине Василий Меркурьев — много лет спустя сыгравший вместе с Борисом Чирковым одного из друзей в легендарной комедии «Верные Друзья» (1954). К слову, мелькнул на экране в крохотной роли солдата едущего в «теплушке» на фронт будущий «парень из нашего города» Николай Крючков. Помимо них, в ленте много других артистов создавших колоритных, запоминающихся героев. Например — потомственный литейщик, который «26 лет не проигрывал в бильярд, 26 лет участвовал в забастовках, 26 лет говорил только правду…»

В сценарии написанным самими постановщиками, при участии Льва Славина много юмора, благодаря которому фильм не воспринимается давящим своим пафосом пропагандой. Сходу вспоминается сцена, в которой пришедший в редакцию «Правды» Максим застаёт свою подругу — главреда Наташу спящей за рабочем столом, и не желая её беспокоить сам берётся исполнять её функции, шикая на всех с шумом врывающихся в её кабинет. Можно вспомнить и знаменитую «дуэль» Максима и Платона Дымбы на бильярде (второй занимает важную должность на заводе, а потому знает куда начальство перебросило военный заказ, а герою эту информацию необходимо выведать),и то как он вальяжно расхаживая с кием вокруг стола распивает блатной мотивчик: -«Менял я женщин как перчатки, носил цилиндр шапокляк, давал людям на чай трояшки и пил три звёздочки коньяк!». Этот по всем показателям (пьяница, игрок, балагур и бабник) персонаж настолько понравился советскому зрителю, что впоследствии появился и в заключительном фильме трилогии, где уже будет анархистом.

Художник картины Евгений Еней создал достоверные декорации Петербурга 1914 — ого, композитор Дмитрий Шостакович написал превосходные мотивы ставшие саундтреком ленты, а оператор Андрей Москвин заснял фильм применяя различные технические ухищрения, дабы на экране всё обрело значительно больший масштаб (например заседание в Государственной Думе снимали в павильоне «Ленфильма», создав при помощи зеркальной стены иллюзию просторного и многолюдного зала). Сегодня фильм основательно забыт, хотя и входит в рекомендательный список будущих режиссёров — выпускников ВГИКа. Посмотрев «Юность Максима» лет 10 назад, я долго искал его продолжение. Недавно наконец то мне посчастливилось посмотреть вторую и третью картины, этой первой советской кино — трилогии. Могу сказать определённо, что сиквел удался по всем пунктам: от уверенной режиссуры и увлекательного сценария, до блистательной игры занятых в фильме актёров и воссозданной атмосферы дореволюционного Питерского быта…

Заканчивается же картина, со ставшей в последствии популярным в таких случаях намёком на возможное её продолжение. Россия вступила в Первую Мировую Войну, на фронт среди прочих идут разных мастей революционеры и агитаторы, среди которых и Максим. Герою партия приказала ступать на фронт и вести среди солдат «разъяснительную» работу. А его разговор с офицером, перед посадкой отряда в вагоны, можно счесть апокрифичным для царской армии и всей Российской Империи…

10 из 10

13 апреля 2015

Максим возмужавший

«Возвращение Максима» — второй часть кинотрилогии режиссерского тандема Трауберга и Козинцева о борьбе рабочего класса под руководством профессионального революционера Максима. Первый фильм о юности вышеназванного героя демонстрировал нам как Максим жил себе тихо за Нарвской заставой в Питере и был простым рабочим парнем и как пройдя череду различных «случайностей» стал на стезю революционной деятельности.

Во второй части мы видим продолжение приключений — Максим, теперь уже опытный и матерый революционер, скрывающийся под различными именами, состоит в партии большевиков и ведет подпольную деятельность на разных заводах Питера, выполняет партийные задания, подначивает рабочих к забастовкам, организует уличные баррикады, геройски сражается с царской охранкой и полицейскими, а в конце фильма едет к западной границе в солдатской шинели (опять же по партийному заданию). Ну это если вкраце сюжет. А теперь о вечатлениях…

В отличие от первой части трилогии в «Возвращении» на лицо позитивная тенденция в плане качества съемки: все-таки это уже не 1934, а целый 1937 год, и посему на фоне усиливающейся борьбы с врагами народа и вредителями (в том числе, видимо, и вредителями от кинопроизводства), качество кинопленки существенно улучшается. Уже более четкая, а не размытая картинка. Более внятный сюжет. Актеры — на удивление даже они играют лучше, правдоподобнее. Уже нет импозантных вздохов, наигранностей вроде заламывания рук, неествественных поз и прочей актерской вычурности. Чирков приятно возмужал, стал уже таким «тертым калачом». В финальной сцене в теплушке — мне даже показалось лицо у него как-то благороднее сделалось, ну ни дать, ни взять — вылитый М. А. Булгаков на портрете. Отдельное слово заслуживает музыкальное оформление — тут все грамотно и как говорится в «тему», в отличие от первой серии, где кроме «Крутится-вертится шар голубой» больше ничего толком не было. Здесь шар голубой продолжает, конечно же, крутиться, но остальные остросюжетные моменты грамотно музыкально подчеркнуты. Конечно, с высоты года 2012 такое кино смотрится уже анахронизмом, наивностью в том плане, что всерьез не воспринимается. Скорее как историческая иллюстрация, учитывающая не о чем, а когда снято. В общем я бы посоветовала этот фильм тем, кто увлекается историей кинематографа, изучает советский период истории или большим фанатам Чиркова, Трауберга и Козинцева. Все остальным — будет скучновато.

15 февраля 2012

Драма Возвращение Максима появился на свет в далеком 1937 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Кто играл в фильме: Борис Чирков, Валентина Кибардина, Анатолий Кузнецов, Александр Зражевский, Александр Чистяков, Василий Ванин, Юрий Толубеев, Алексей Бонди, Михаил Жаров, Василий Меркурьев, Михаил Геловани, Степан Каюков, Леонид Любашевский, Максим Штраух, Николай Чистяков.

Страна производства - СССР. Возвращение Максима — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.