Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Собака Баскервилей |
английское название: |
Der Hund von Baskerville |
год: | 1937 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Карел Ламач |
сценаристы: | Carla Von Stackelberg, Артур Конан Дойл |
продюсеры: | Карел Ламач, Анни Ондра, Robert Leistenschneider |
видеооператор: | Вилли Винтерштайн |
композитор: | Paul Hhn |
художники: | Вильгельм Депенау, Карл Фоллбрехт |
монтаж: | Элла Энсинк |
жанры: | ужасы, мелодрама, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 января 1937 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Одна из первых адаптаций повести Конан Дойля, снятая в нацистской Германии (до этого не менее активный интерес к сыщику проявляли и в Германской империи, и в Веймарской республике), может быть любопытна в различных отношениях. Например, как один из двух фильмов, найденных в бункере Гитлера после его смерти, или как работа в жанре пропагандистски окрашенного кино, или как образчик только зарождающегося и пока весьма наивного нуара… Плоха же она только в одном отношении, но самом главном — как экранизация интересной и самодостаточной повести.
Начать с того, что от повести не так уж много и осталось: имена героев (с характерами уже сложнее), общая канва повествования, места действия и собака. К слову, собака довольно обыденная, хотя это еще можно списать на несовершенство технической базы. С актерами подобная отмазка не прокатит, ибо сыграть так, как требуется по книге, можно независимо от временных привязок. Впрочем, от Ламача, как от человека снявшего комедию с говорящим названием «Лёличек на службе у Шерлока Холмса», можно было ждать и не такого театра абсурда.
До появления в кадре Холмса зрителя ждет полчаса редкостной ереси — в частности, пространных диалогов сэра Чарльза с Бэрил Ванделёр, связанных, видимо, с ее туманными планами в отношении земельных махинаций. Временами появляется женоненавистник-Стэплтон, менее всего похожий на каноничного блондина-энтомолога. Право, если устроить конкурс «Кто из каста больше всего непохож на книжный прототип», будет в высшей степени сложно определиться с победителем. Холмс и Уотсон, напоминающие пару автослесарей, закладывающих за воротник; краса арийской расы Генри; манекенщица-интриганка Бэрил; применяющий на практике советы доктора Фрейда Мортимер — есть из чего выбирать!
Один очевидный плюс подобных вывертов — порождаемое ими нежелание зарываться в мелочах вроде «неправильно» вырезанной из «Таймс» записки. В самом деле, не станешь же ныть, что должны были быть вырезаны целые слова, а не отдельные буквы, и «болота» вписывалось от руки, когда тут под самым твоим носом Стэплтона, спасающегося от собаки и ползущего по лестнице, отправляют в нокаут.
Если бы лента обладала сколь-нибудь значительной художественной ценностью, то ей, безусловно, можно было бы простить любые шаги вправо-влево от книжной истории: пусть Холмс был бы негром, а вместо собаки героев бы преследовал кролик-убийца. Но та-кие случаи крайне редки, в отличие от классического «ни рыба, ни мясо» — никчёмен, как самостоятельный фильм, отвратителен, как экранизация. Картину Ламача не спасает даже благородный налет патины, ибо плохой фильм не станет хорошим, обретя статус антиква-риата. Фанатам писателя не стоит тратить ни минуты времени на этот опус, те же, кто охо-тится за классикой, удовлетворятся разве что осознанием старости и редкости — ламповый звук, шумы на пленке и прочая красота.
P.S. Хорошо, что в бункере не было Конан Дойля, ибо одной ампулы с ядом могло бы не хватить на двоих.
23 января 2016
«Собака Баскервилей», снятая в фашистской Германии — это как минимум интересно. Поэтому я, решив, ознакомиться со всеми экранизациями бессмертной повести Конан Дойла, не мог мимо нее пройти. Однако ТАКОГО отчаянного трэша я никак не ожидал. Дальше я буду вынужден коротенько пересказать сюжет, ибо то, что сделали нацисты с романом Конан Дойла, не передать никакими собственными эпитетами!
Начало, несмотря на переписанную под Шекспира историю собаки (мраморный дог из плоти и крови, принадлежавший жене Хьюго Баскервиля, загрыз его за убийство хозяйки и ее любовника), выглядело еще ничего.
Потом на экране появились сэр Чарльз, оказавшийся самым долгоживущим из всех киношных сэров Чарльзов (он прожил на экране минут, наверное, двадцать, не меньше), и доктор Мортимер — лысый толстячок с масляной ухмылкой, настоятельно рекомендующий своему именитому пациенту почаще ходить по девочкам (это не шутка).
Благо и девочка, мисс (здесь она именно мисс) Степлтон, то бишь Ванделлер (!) уже тут как тут. Она приезжает «в гости» и поселяется в замке Баскервилей, а док игриво подмигивает сэру Чарльзу — мол, действуй, старый проказник!
Сэра Чарльза выманивают из Баскервиль-Холла телефонным звонком (как это удалось Стэплтону и зачем ему тогда понадобилось селить к лорду Бэрил — я так и не понял из фильма). Сэр Чарльз мрёт от испуга. Снято, должен признать, довольно эффектно.
А ведь Стэплтон предупреждал, что с появлением в замке женщины — жди беды! Похоже, сестру он поселил в замок лишь для того, чтобы гнать на нее волну, отметая подозрения от себя. Он делает вид, что они не только не родственники, но даже и не знакомы, и все время твердит, что она аферистка, и вообще все зло от баб. Твердит, надо сказать, так часто, что возникают нехорошие мысли о его сексуальной ориентации…
Рожа у него, как я и ожидал, весьма семитская, он маленький, суетливый и любит «жагхеную гхыбку», ну, вы поняли, уроки дядюшки Геббельса в действии. Учитывая, что потом сэр Генри женится на СЕСТРЕ (не жене!!!) Стэплтона, можно предположить, что либо она сводная, либо Стэплтон по сюжету все-таки не еврей, а только сделан похожим, дабы вызвать у немецкого жителя нужные ассоциации.
Потому как не мог сэр Генри, так напоминающий доблестного офицера вермахта с благородной сединой, жениться на особе нечистых кровей… Нет, у них там, конечно, Англия конца 30-х(!), а не немеччина конца 30-х, но все равно. Юный немецкий зритель же смотрит!
Сэр Генри седоват, староват, работал инженером в Париже, а вовсе не держал землю в Канаде и США.
Бэрил когда-то работала МАНЕКЕНЩИЦЕЙ!!! и вообще фемме фатале. В одной из статей фильм за это метко окрестили «трэш-нуаром».
Вызывают Шерлока Холмса. Шерлок невероятно высок и носит элегантный кожаный плащ модели «Спасибо, папа, что пристроил меня в гестапо». Ватсон похож на помесь Юрия Никулина с черт знает кем. С ними живет и во всем им помогает Картрайт, не мальчик, но юноша, пропускающий посещения гитлер-югенда по уважительной причине: ему по сюжету не повезло родиться в Англии.
Дальше все более менее по книге, но с такими кунштюками, что душа радуется! Начавшись как триллер, кино быстро скатывается в буффонаду.
Ватсон проследил за Бэрримором, увидел, что тот светит в окошко, когда Бэрримор ушел, решил попробовать сам. Тут подходит сэр Генри, и, увидев, что какой-то негодяй подает сигналы в окно (не узнал Ватсона в темноте), вмазывает ему кулаком в ухо!
Потом Генри с Бэрил, которую Генри пристроил на роль служанки в доме, катаются по болотам, а Стэплтон в Генри стреляет(!).
Вернувшись с прогулки, сэр Генри обнаруживает, что его рукав разорван пулей. Он очень огорчается и просит Бэрил не рассказывать об этом Ватсону. А то Ватсон расстроится(!!!).
Если вас в подъезде пырнули ножом и отняли кошелек, помните, что джентльмен не станет по такой ерунде тревожить полицию. Они же расстроятся!
Сэр Генри вообще идиот. Бэрил отказывается помогать брату и сбегает из Баскервиль-Холла. Стэплтон ее вяжет. Пока Ватсон, Холмс и Картрайт (Лестрейд? Не, не слышали) зачем-то бегают то в замок, то на болота, то к телефонистке, Генри бежит к Стэплтону, а за ним гонится собака. Обыкновенная овчарка с кем-то, даром что в легенде действовал мраморный дог. Генри добегает до дома Стэплтона и начинает стучать в дверь, но Стэплтон, собака, не открывает! Тогда Генри по приставной лестнице лезет в окно, но из окна высовывается кулак и бьет его в нос, после чего я чуть не умер от смеха. Если бы вместо кулака Стэплтон высунул из окна дулю, я бы сейчас не был в силах написать сию телегу. Сэр Генри падает с лестницы и повисает на одной ноге головой вниз, зацепившись за ступеньку, а подоспевшие Холмс, Ватсон и Картрайт расстреливают собаку, неожиданно чуть ли не в кадре превратившуюся в плюшевую игрушку. Злой евгхей Стэплтон тонет в болоте на повозке с конями на глазах Картрайта. Холмса и Ватсона приглашают на свадьбу Генри и Бэрил. Все счастливы. Особенно Гитлер, у которого эта очаровательно идиотская галиматья была одним из любимых фильмов.
По просмотру настоятельно рекомендуется заесть нашей «Собакой» 1981 года.
3 из 10
26 октября 2015