Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вратарь |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Семен Тимошенко |
сценаристы: | Лев Кассиль, Лазарь Юдин |
продюсер: | Игорь Черняк |
видеооператор: | Владимир Данашевский |
композитор: | Исаак Дунаевский |
художники: | Владимир Калягин, Петр Якимов |
жанры: | комедия, мюзикл, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Антон Кандинов перевозит по Волге арбузы. Видя как он ловко ловит их и грузит в лодку, ему предлагают попробовать свои силы в качестве футбольного вратаря.
Старая отечественная спортивная комедия по сценарию Льва Кассиля (год спустя после успеха фильма он напишет по сценарию роман «Вратарь республики»). Добрая и жизнеутверждающая картина с музыкой Исаака Дунаевского о простом парне Антоне Кандидове, ставшем знаменитым футбольным вратарем. Эта роль стала кинодебютом для актера Геннадия Плужникова и принесла ему всесоюзную известность. Но больше настолько ярких ролей у него не было и он, в основном, играл на втором плане.
Интересно, что в эпизодических ролях, в частности, игроков иностранной команды «Черные буйволы» играли игроки киевского «Динамо».
Как и многие популярные советские фильмы этот разошелся на цитаты. Наиболее мне запомнилась эта: «Я лично ничего смешного на горизонте не наблюдаю». Классика и одна из первых отечественных спортивных картин.
25 мая 2019
Сценарий фильма сделан профессионально и близко к тогдашним реалиям. В те годы футбол только становился профессиональным и многие футболисты действительно работали, а футболом занимались в свободное время. Прообразом первого профессионала показан Боб Цветочкин, который уже только играет.
В те годы не было детско-спортивных футбольных школ и порой прямо с улицы люди попадали в команду и проявляли себя.
Пробразом вратаря республики считается Акимов, который заставил говорить о себе после первого турне по Франции.
Сам же Лев Кассиль был страстный болельщик и часто выезжал со сборной СССР, например, в Турцию.
Эпизод с приземлением команды на стадионе с парашютами фактически предвосхитил такое же в Симферополе, когда еще пару лет назад почти на каждую игру в перерыве прямо на стадион приземлялись парашютисты.
Совершенно неожиданно фильм стал документом эпохи, так как мы можем видеть легендарное довоенное «Динамо» из Киева.
9 октября 2014
«Вратарь» режиссера Семена Тимошенко — фильм, нынче позабытый и даже за давностью лет, списанный со счетов. Мелькнуть на экранах телевизора он может раз в пятилетку, да и то, не на самых рейтинговых каналах, судя по занимаемым ими местам в списках таковых. Собственно поэтому было бы учтиво опустить их названия. Хотя я ничего против «Звезды», «Культуры» и «Ностальгии» не имею, спасибо им, и я сейчас серьезно, за их добросовестную работу! О чем фильм из краткого описания становится ясно предельно. О человеке, который виртуозно мог ловить арбузы в надежде на то, что его заметят когда-нибудь представители футбольных клубов, хотя бы советских.
Конечно, все совсем не так. Было бы грустно, если бы так. Естественно, сюжет «Вратаря» намного занимательней по своему наполнению, пусть местами и предсказуем. От этого он ничего не теряет. Само собой кинокартина о футболе, и было бы нелепо, если бы самая популярная игра не удостоилась места в фильме с таким названием. Но ведь это кино и о самом главном, — человеческих отношениях, конечно же, дружбе, любви, пьянящих победах и горечи поражений. И речь сейчас идет не только о тех двадцати двух на поле, хотя о них в первую очередь, о народе, простых людях, которые после нелегких смен на заводах и фабриках предпочитали погонять мяч. И делали это фактически безвозмездно, от души и с огромным удовольствием.
Такой пример самозабвенной преданности своему делу пришелся бы очень кстати для многих современных игроков по типу «нуждающегося льготника» с внешностью типичного англичанина и неназойливым прозвищем «Шрек» из Манчестера. В пору уже фонд для таких учредить и скинуться, дабы не дать сгинуть в нищете. Капитан сборной России, возможно, сейчас также заикал. Но благо, возвращаясь от, чего уж там скрывать завистливо-корыстных мыслей, к персонажам фильма — они вселяют оптимизм и веру в честную спортивную борьбу на поле и адекватность за его пределами.
Роль вратаря Антона Кандидова стала дебютной для Григория Плужника. И не преуменьшая его заслуг, ему откровенно повезло. Образ голкипера располагает зрителя. Это добрый, донельзя простой и открытый паренек из деревни, на жизненном пути которого в один день повстречались люди, открывшие ему дорогу в мир большой игры. И вышеупомянутые арбузы сыграли здесь и еще сыграют, не последнюю роль. Смахивает на сказку, и, кажется, что не может такого случится. «Ну а почему собственно не может?», — спросил бы наверняка вас писатель Лев Кассиль, человек со схожей фамилией небезызвестного голкипера, который и познакомил аудиторию с этой замечательной историей.
Посланники судьбы, пораженные ловкостью будущего стража ворот при транспортировке бахчевых, оказываются совсем не сказочными феями, а рядовыми инженерами с завода «Гидраэр», за одноименную футбольную команду, которого выступают в чемпионате. Валерий Соловцов и Яков Гудкин достойно обыгрывают второстепенные роли капитана команды и инсайда соответственно. Выделяется на их фоне импозантный инженер Карасик в исполнении замечательного актера Анатолия Горюнова. Непревзойденный технарь в кабинете с чертежами, но, увы, не на поле, он задает отличный юморной тон всему действу, особенно в тех местах, когда колобком катится на ворота соперника, проходя оборону так, что ему позавидуют Роналду и Месси вместе взятые.
Такой небезынтересный, и самое приятное, душевный коллектив героев-футболистов как никак должен был быть разбавлен женским присутствием. Эту стратегическую задачу режиссер возлагает на игру Людмилы Глазовой, воплотившей на экране образ очаровательной лаборантки по имени Настя, которая смогла пленить сердце «непробиваемого» вратаря. Благодаря этой сюжетной линии отношений Антона Кандидова и его возлюбленной фильм и не скатывается в область однообразных спортивных лент. Есть правда и еще одна, не менее приятная особа в фильме, пребывающая все больше в запасе. Самая именитая из всего актерского состава Татьяна Гурецкая и ее героиня-простушка Груша. Дуэт Гурецкой и Горюнова — отдельная история. Думается, заявленный в описании жанр комедии обязан именно их присутствию.
И это еще не все. Казалось бы, и так авторы смогли разбавить скрытый за тусклым описанием прекрасный фильм разнообразием чувств и направлений. Но «Вратарь» — это еще и отличная музыкальная картина, мюзикл, если так вообще уместно выразиться. Дунаевский, и этим все сказано. Действие дополнено яркими, лирическими мелодиями в сопровождении качественного вокала. Песню «Закаляйся как сталь» вообще можно назвать незабвенной для многих поколений. Сюжет и атмосфера, в которую попадаешь, до сих пор навевают лишь приятные воспоминания. Это хорошее кино, по доброму простое и заразительно правильное в плане человеческого поведения и работы над собственными ошибками. Ведь впереди всегда есть второй тайм!
8 из 10
5 августа 2013
Именно с этого фильма началось мое знакомство со старым советским кино.
Блестяще!
Для меня близок жанр спортивных фильмов и очень приятно, что эта живая классика спортивного кино мира (не побоюсь этого слова) снималась в нашей стране. СССР дал нам гениев вратарского футбольного цеха — Яшина, Дасаева, но ведь трудно отрицать тот факт, что именно после этого фильма и появления фигуры Антона Кандидова резко стали возростать успехи советской вратарской школы. Сотни мальчишек выбежали на улицы, гоняя мяч и мечтая походить на героя советской картины. К сожалению, война несколько отодвинула развитие футбола в нашей стране, но тем не менее, в 50—60-х годах на звездный небоскреб футбола взошла звезда Льва Яшина. В 2000 году ФИФА назвала Льва Ивановича лучшим вратарем XX века. Сейчас трудно рассуждать насколько велик вклад кинокартины в становление Яшина как вратаря, но безусловно появление на экранах образа непробиваемого вратаря Антона Кандидова, дало мощный импульс отечественной вратарской школе.
Фильм был снят по мотивам романа Льва Кассиля «Вратарь республики». Картина покоряет своей непосредственностью, простотой, необыкновенным лиризмом и увлекательностью повествования. На протяжении часа с небольшим мы наблюдаем как простой советский парень превращается в кумира граждан, собирающего полные стадионы. Ему рукоплещут, им гордятся.
Очень художественно в фильме показаны большой советский народ и одно из главных природных достояний страны — река Волга. Перевозя арбузы по реке-матушке — именно так начинал свою карьеру этот будущий футбольный талантище.
Отдельное слово о музыке и песенном сопровождении фильма. Великий Исаак Дунаевский создал потрясающую музыку на все времена, передающей дух поколениям, мощь и триумф, восторг и оптимизм. И сегодня этот непередаваемый музыкальный эпос очень актуален и очень часто лично я не прочь затянуть «чтобы тело и душа были молоды», вспоминая приятные минуты фильма.
Резюме.
Бессмертная классика отечественной кинематографии. Фильм безусловно на все времена. Сюжетная интрига, впечатляющая актерская игра, великолепное музыкальное сопровождение остаются в памяти надолго. Это не просто история. Это начало хрестоматии под названием «отечественный футбол». Это яркая веха советского и мирового кино. Это фильм о нашем многогранном и талантливом народе. Это успех кинематографического героя. Это триумф фильма.
12 мая 2010
В свое время «Вратаря», основанного на повести Льва Кассиля, изрядно «песочили» критики, но затем признали одной из лучших довоенных советских комедий. Было за что.
Главный герой этого фильма Антон Кандидов — молодой человек, ищущий своё призвание, но получилось так, что оно нашло его. Антон работал на сельскохозяйственных работах — перевозил на лодке по Волге арбузы. А инженеры-конструкторы, они же футболисты команд заводов «Гидраэр» и «Торпедо», возвращались тем временем домой по этой же водной артерии. Заметив, как ловко Антон ловит и грузит арбузы, конструкторы «Гидраэра» отметили одаренного отменной хваткой и реакцией Антона и пригласили его в свою футбольную команду. Так начался быстрый взлет перспективного спортсмена.
Конечно, картина смотрится очень наивно. Сложно представить, что никогда не занимавшийся футболом человек может встать в ворота сборной. Как мальчишка, целыми днями гоняющий мяч во дворе, вряд ли станет звездой футбола. Определенно должен быть профессиональный базис, который закладывается в детстве. Но это неважно, ведь фильм не про это. Основной конфликт — отношения между героями, взаимное непонимание, зазнайство и итоговое примирение всех в финале картины.
Особенно стоит отметить Анатолия Горюнова в роли Карасика с его: «Лично я ничего смешного на горизонте не вижу». А тот, кто хорошо знаком с хроникой советского футбола, узнает снимавшихся в эпизодах игроков киевского «Динамо».
«Вратарь» — замечательный фильм, во время его просмотра с лица не сходит улыбка. Единственное, что может вызвать грусть, так это буква «Т» на футболках соперников «Гидраэра». «Торпедо» — великий клуб со своей историей и традициями. Очень жаль, что такая команда теперь будет бороться за первенство во втором дивизионе.
10 из 10
27 марта 2009