Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Марионетки |
год: | 1933 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Яков Протазанов, Порфирий Подобед |
сценаристы: | Яков Протазанов, Владимир Швейцер |
видеооператор: | Петр Ермолов |
композитор: | Леонид Половинкин |
художники: | Сергей Козловский, Моисей Левин |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 февраля 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Политическая комедия 1934 года с актёрами из театров Корша и Мейерхольда, ах!
Сюжет довольно незамысловат — чтоб выйти из экономического кризиса, мировая закулиса (её существование и решающее влияние на всю политическую жизнь за пределами СССР — одна из важнейших идей фильма, хотя кто, собственно, эти люди и откуда у них такое влияние — не вполне ясно) решает устроить маленькую победоносную войну. Для этого нужно установить в абстрактной европейской стране Буффонии фашистский строй, и нынешнего буффонийского монарха, которому всего семь лет, решают заменить принцем, ожидающим своей очереди на престол. Однако по дороге в Буффонию (принц, как и положено, предавался пороку за границей) он выпадает из самолёта, а двор, не вдаваясь в подробности, чествует и коронует того, кто в самолёте остался — то есть его парикмахера. Поскольку его роль, преимущественно, сводится к тому, чтоб красиво стоять в короне, принять отставку либерального правительства и одобрить фашистское, парикмахер справляется ничуть не хуже принца, а его замечания относительно припарок и гигиены идеально соответствуют политическому моменту. Принца же тем временем вылавливают из воды, сперва приняв за шпиона Коминтерна…
Кстати, о людях. Принца играет Анатолий Кторов (будящий во мне приятные воспоминания о «Дне святого Йоргена»), сохраняющий почти всё время на лице выражение тупого удивления, делающее любой эпизод с ним смешным по определению. В роли парикмахера же — Сергей Мартинсон, и тут больше нечего добавить: актёр гениальный и играет соответственно. Так великолепно продемонстрировать одновременно, что не понимаешь ровным счётом ничего, и властность и достоинство — и как ему удаётся?.. Валентина Токарская, во-первых, красавица, а во-вторых, выражает весь образ своей героини (актрисы-содержанки, быстро переходящей к роли «первой леди») одними интонациями. Нет, все, решительно все чудесны!.. Хоть весь актерский состав перечисляй.
Сценарий под стать. Не могу не процитировать хоть бы несколько гениальных пассажей:
-Довольно либералы разоряли Буффонию! Она разорена, с божьей помощью.
-И я докажу, что моя политическая программа, эм-м-м политическая программа, м-м-м, моя программа, это, хорошая программа!
-Ангел явился мне и сказал: не мир, но меч, не либералы, а фашисты!
-Жулик этот ваш ангел. Он хочет свалить мой кабинет.
-Фото, сейчас будет! Ну-ка, тужурочку… Шапочку… Кинжальчик… Улыбочку… Жуткую улыбочку… Вот, типичный шпион Коминтерна!
Короче говоря, «Марионетки» — восторг и упоение. Всё-таки ничего лучшего в нашем кино не было, чем комедии околомейерхолдовских времён.
26 апреля 2014