Гроза
6.4
6.8
1933, драма
СССР, 1 ч 25 мин
16+

В ролях: Алла Тарасова, Иван Чувелев, Михаил Царев, Варвара Массалитинова, Ирина Зарубина
и другие
Город Калинов на Волге. В доме купцов Кабановых отгремел свадебный пир. Для Катерины, молодой жены купеческого сынка Тихона, наступают тягостные, однообразные дни замужества. Суровая и властная свекровь Кабаниха, слабовольный муж, хитрая, изворотливая Варвара - сестра Тихона, вороватый Кудряш - вот люди, окружающие Катерину. Когда Катерина встречает Бориса, племянника купца Дикого, он кажется ей человеком другого, лучшего мира. Но она страшится возникающего чувства. Напрасно молит Катерина мужа взять её с собой в Москву. Тихон рад случаю вырваться на свободу. Он уезжает один. С отчаяньем и болью в душе Катерина сближается с Борисом. Но не может она приспособиться к лицемерию и ханжеству калиновских жителей. В церкви, перед изображением Страшного суда, изнемогающая от душевных мук женщина признается в своей измене мужу, а затем в отчаянии бросается в Волгу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гроза

год: 1933
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Вячеслав Горданов
композитор:
художник: Николай Суворов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 марта 1934 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Гроза», 1933

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гроза», 1933

Луч света и Калинов якорь

Примерно 88 лет назад от 2021 года вышла экранизация драмы Александра Островского «Гроза». Режиссёром выступил Владимир Петров, он же и автор сценария (коль скоро пьеса идёт не один в один вослед драматургу).

Что нужно сказать!.. Ну, прежде всего, пожалуй, то, что, быть может, это лучшая постановка классического школьного литературного произведения. О спектаклях говорить неуместно, о телеспектаклях говорить не хочу, а то, что вышло в 2019-м… — мне хватило коротко бросить взгляд на критику, чтоб уразуметь: наше новое кино такое новое… такое кино… ну, а тот, кто назвал то адаптацией под мухоморами, — тому передаю привет!..

Лента 33-го, как я уже сказал, тоже не повторяет буква в букву первоисточник. Поговорим о ней.

На самом деле, «Гроза» это такое произведение, что, как кажется, из него много не выудишь (на всякий случай перекрещусь). Однако экранизировать так, что все важные моменты со страниц перенести в картину, считаю, удалось. Но от меня объективно есть и оговорки, и даже придирки…

Специально обратил внимание, что интересно пошло с 29-й минуты. До этих пор я не узнавал «Грозу». Вот это вот всё: «Ханжа, сударь…», — этого не было. Было чёрт-те что и абы как. Начинается фильм со свадьбы Катерины и Тихона. Показана вакханалия и от этого неприятно. А ещё некомфортно от того, что я вижу то, чего не было. Но когда пошло по своему руслу, вот тут «Гроза» засияла! (или засверкала, как хотите)…

Ещё меня удивило! Что это, думаю, исполнители ролей такие некрасивые!.. Но по ходу повествования я обратил своё непонимание вспять. И все актёры мне уже виделись симпатичными от слова «полюбившимися». Увы, правда, каюсь, настолько старое советское кино мне не пристало смотреть и я никого тут не знаю. Я даже стал шерстить список поимённо с фильмографией. И оказалось, что Ирину Зарубину, что сыграла Варвару, я мог видеть в сказке «Василиса Прекрасная». Но, само собой, этого я не помню, хоть в детстве я и попадал на Роу… Ну и… коль я уж начал об актёрском наполнении, то лучше других здесь Кабаниха и её настоящая Варвара Массалитинова. Думаю, надлежит ещё отметить самого Тихона с артистом, его сыгравшим. И это Иван Чувелёв… Что ж, рад знакомству. Других просто нет резона указывать. Того же Дикого задвинули и обрезали. И никаких разговоров про «елистричество» и технический прогресс… Конечно особняком Катерина. Не забыл, не боитесь. Алла Тарасовова, казалось, переигрывала в моментах, когда её подопечная боялась грозу. (ну, я на всякий случай, ещё раз перекрещусь)…

Я к чему!.. Я к тому, что можно было бы и больше показать. И не показывать того, чего не было. Тем же прыжком Островский не закончил историю… Ладно. Что есть, то есть… Думаю, оценка моя логична и обоснована… Не обессудьте.

7 из 10

13 июля 2021

Читайте и смотрите

По известности своих пьес классик отечественной литературы Александр Островский может посоперничать на родине разве что с Антоном Павловичем.

Честно скажу, именно пьесы мне больше нравятся у Островского. А потому, и к экранизациям любимых произведений у меня спрос выше.

Начинала смотреть фильм с опасением, все же 1933 год, так давно это снимали, фильмы тех времен часто кажутся странными, их серьезно сложно воспринимать. Если у вас те же сомнения возникли, то отбрасывайте их подальше, фильм просто прекрасный.

Собственно, это экранизация одной из самых известных пьес нашей литературы-пьесы «Гроза». В школе ее все проходили, но не знаю, все ли ее читали. Если вы неусидчивый школьник или ну никак вас на книги не тянет, то я рекомендую именно этот фильм для знакомства с пьесой.

Да, декорации довольно скромные, но произведение на это и рассчитано, все же писалось для театров, да и не надо забывать, что фильму более 80-ти лет.

Но актерская игра, это что-то потрясающее. Абсолютно каждый актер на своем месте, все буквально живут своими ролями… нет, я вообще не могла поверить, что это актеры… это живые воплощения героев Островского.

И хотя до просмотра я Катерину себе совсем иначе представляла, уже после я себе иной жены Кабанова и не вижу. Для меня это навсегда Алла Тарасова. Она будто дично передила это увядание жизни, равнодушие мужа, унижение свекрови, огонек любви.. и, наконец, страшные муки совести.. когда и от стыда сгораешь, и понимаешь, что и без этого душно и жить невозможно. Все эти чувства я пережила вмесие с ней на экране.

Кабанова в исполнении Варвары Массалитиновой получилась шикарная, вот она как раз оказалась такой, какой и представляла себе ее. Сварливая и удушающая всех вокруг своей властностью, при этом довольно невежественная старуха. И исполитель роли ее сына,Тихона Кабанова, любящего только кутить втайне от матери, боящийся ее, ни во что не ставящий свою жену, лишь потому что так захотела мать, оказался на высоте. И тоже, как Катерину, я не так его видела при прочтении.. и снова я переубеждена.

Очень хороши Варвара и Кудряш. Задорные, хитрые, но при этом довольно добрые люди, влюбленные друг в друга.

И точно в роль попал Михаил Царев, исполнитель роли Бориса Григорьевича. Кстати, позже актер стал чудесным театральным режиссером.

Я не буду рассуждать о смысловой нагрузке фильма, для этого есть уроки литературы, да и Островский, в конце концов.. пьеса и фильм стоят друг друга, они оба прекрасны.

8 из 10

20 февраля 2017

В тёмном царстве.

Этот фильм можно назвать раритетом. 1934 год, всё — таки. Антураж, режиссёрская манера, этические купюры в виде театрально — постановочных поцелуев и гуляний под луной под ручку, даже лица — всё такое далёкое от нашего буйного в своих стремлениях и движениях времени. Актрису Аллу Тарасову, сыгравшую здесь главную роль, сейчас уже не назовут красавицей, впрочем, как и остальных героев пьесы — фильма.

Только нравы со времён Александра Николаевича Островского нисколько не переменились. Многие дома по — прежнему держатся на обмане, лицемерие возведено в ранг добродетели, а в сознании большинства первой заповедью высечены слова рыночной поговорки: «Не обманешь — не продашь». Нет только таких вот Катерин, живых, пусть слишком наивных, но честных.

Со школьной скамьи нам известно, как назвал эту героиню критик Николай Александрович Добролюбов, — «Луч света в тёмном царстве». Не буду пересказывать известную всем программу среднего образования. Скажу только, что абсолютно согласна с ним. Кроме того, Катерина являлась одной из любимых мною героинь русской литературной классики.

Трудно уместить великую пьесу в 85 минут экранного времени. Режиссёру Владимиру Петрову пришлось многим пожертвовать. Фильм вобрал в себя самую суть, я сказала бы, экстракт произведения. Но создатель взял актёрами, их образами и игрой. Алла Тарасова в своей роли была великолепна, истинная Катерина, неистовая, полная жизни и света, убитая… Особенно впечатлила игра Варвары Массалитиновой, — настоящая каменная глыба беспросветности Кабаниха. Её сын — тюфяк, не менее слабохарактерный любовник Катерины, да все актёры идеально вжились в свои роли. Создавалось впечатление, будто смотришь не кино, которому уже 80 (!) лет, а наслаждаешься хорошей театральной постановкой с настоящими, живыми актёрами на сцене.

20 октября 2014

Почти по тексту

Режиссер Петров, будучи и сценаристом, снимает «Грозу» очевидно ориентируясь на критику Добролюбова. Версия «темного царства» получает здесь полное воплощение во всех смыслах. Купечество, обиженное на Островского еще со времен театральной премьеры его первой пьесы «Свои люди — сочтемся», увидь картину Петрова, думаю, обиду бы сильно преумножило. И немудрено — фильм яростно выстегал узкий мирок провинциального сознания в лице местного купечества.

Визуализируя образы калиновских самодуров, Петров доходит до крайнего гротеска. Не лица — рыльца, не люди — нелюди, яркая и беспощадная гиперболизация «темного царства» тихой провинции. Начало будет положено с первых же минут: на экране свадьба Катерины, на которой неуемные гости довольно развязно, пошло, но — нам дают понять — естественно для себя, проводят праздник. Собственно, уже этими минутами нелестно обрисован общий характер данного местечка.

Катерина будет высветлена не только свадебным белым цветом буквально, но и очевидно метафорически, отчетливо контрастируя на фоне темной и пьяной массы. Петров тщательно отбирал актрису на роль Катерины. Были пробы, и Алла Тарасова окажется утвержденной на роль в неплохой конкуренции. И все же она устроит режиссера с первого взгляда настолько, что без предварительных репетиций они приступят к съемкам картины.

Действительно, образ, созданный ею — резкий и порывистый хорошо ложиться на текст самого Островского. Петров скажет тогда: «то была «Катерина нашей мечты». Конечно, не обойдется без некоторой экзальтации, но без перегибов. Да и экзальтация, памятуя о пьесе, будет оправдана и уместна.

Особой выразительности и настоящей художественной удачей будет роль Массалитиновой, сыгравшей Кабаниху. Пожалуй, невозможно точнее выразить этот образ как внешне, так и внутренне: глыба ее уверенной законности, подавления и деспотизма доходит до пределов воплощения. Голос, фигура, лицо — все будет работать на эмоцию зрителя, на раскрытие роли. Собственно, актерские работы здесь великолепны: Варя, Тихон, Кудряш, Дикой, Феклуша — перечень ярких художественных образов усилен режиссерским видением.

Но, как это часто бывает, не стоит полагаться на абсолютное копирование Островского: не будет Кулигина, а Дикого, — для знающего текст зрителя, — окажется слишком мало. Но что самое печальное — не случится знаменитого монолога Катерины. Что ж, не все коту масленица — подумалось мне. Все-таки удовольствие от просмотра было, и мелочь не порок, а только мелочь. А монолог… можно и в тексте найти…

21 сентября 2010

Драма Гроза появился на свет в далеком 1933 году, более полувека тому назад, его режиссером является Владимир Петров. Кто играл в фильме: Алла Тарасова, Иван Чувелев, Михаил Царев, Варвара Массалитинова, Ирина Зарубина, Михаил Жаров, Екатерина Корчагина-Александровская, Михаил Тарханов, Степан Крылов.

Страна производства - СССР. Гроза — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.