| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Чарльстон |
| английское название: |
Sur un air de Charleston |
| год: | 1927 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Жан Ренуар |
| сценаристы: | Пьер Лестренгес, Андре Эрф |
| продюсер: | Пьер Бронберже |
| видеооператор: | Жан Башле |
| композитор: | Клемент Дусе |
| жанры: | фантастика, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
19 марта 1927 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
17 мин |
Этот короткометражный фильм известен под разными названиями: 'Чарльстон', 'На мотив чарльстона', 'Чарльстон-парад'. Сценарий вдохновлён захлестнувшими Париж в 1920-е годы джазовой музыкой и модным танцем чарльстон, исполнением которого прославился танцор Джонни Хиггингс, известный также прозвищем 'Цветной Чарли Чаплин', а также тем, что использовал жжёную пробку, чтобы очернить своё лицо. В фильме используются некоторые приёмы авангардистского кино, к которому Жан Ренуар был близок в тот период. Жена Ренуара - Катрин Эссленг - уговорила супруга снять короткометражку, где вместе с Хиггинсом она могла бы исполнить главную роль. Участие в создании короткометражки приняли многие друзья режиссёра. Фильм был задуман как музыкальный, и к нему было написано сопровождение, однако технические возможности не позволили реализовать эту задумку. Фильм вышел в ограниченный прокат в марте 1927 года и успеха не имел.
Произошло это из-за сюжета, который многие посчитали оскорбительным. А сюжет следующий. В 2028 году, спустя несколько лет после опустошительной войны, из Центральной Африки в необжитую постапокалиптическую Европу на шарообразном летательном аппарате пребывает чернокожий учёный (Джонни Хиггингс в специальном 'темнокожем' гриме). Его целью является исследование европейской пустыни — «Terra incognita», расположенной на месте Франции. На своём воздушном корабле он садится среди развалин Парижа. Ему навстречу выскакивает полуголая белая дикарка (Катрин Эссленг). Девица, чьё одеяние состоит только из откровенного корсета и плавок, сначала воспринимает его враждебно, и пришелец даже подозревает, что она хочет его съесть. Однако они находят общий язык, так как девушка знакомит его с местным зажигательным танцем — чарльстоном.
Чисто развлекательный характер фильма свидетельствует о том, что Ренуар на тот момент ещё не до конца определился с собственной стилистикой, и кинематограф для него по-прежнему оставался лишь «сердечной забавой». Коммерческий провал предыдущей работы - драмы по произведению Эмиля Золя 'Нана (1926) Nana' - стал для Ренуара дорогим уроком. В попытке поправить своё финансовое положение, он решил представить на суд зрителей новую работу, в которую намеревался включить некоторые невостребованные в 'Нане' киноматериалы. Но критика отказалась воспринимать 'новшества' Ренуара, обвиняя его в целом ряде 'прегрешений'. Главной же проблемой сюжета стала 'перевёрнутая' колониальная история Европы, когда не белые несут цивилизацию 'африканским дикарям', а наоборот.
Кроме того, безжалостной критике подверглась Катрин Эссленг, которую обвинили - ни много ни мало - в пошлости и 'аморальном поведении': 'Этот дебош голых ляжек и грудей, демонстрируемых танцовщицей в плавках и полураскрытом корсаже, шокировал публику' (Андре Базен). Сегодняшний зритель может посмотреть фильм лишь с хронометражём 22 минуты, однако изначально он был длиннее: 'Из-за своего чистого бурлескного духа „Чарльстон“ не имел никакого успеха, однако то, что осталось от тысячи двухсот метров фильма, забавляет и увлекает своей непосредственностью и необузданной фантазией' (Франсуа Трюффо).
Изначально Пьер Лестренгес (с которым Ренуар работал на всех своих фильмах) написал сценарий на основе идеи, которую предложил ассистент Ренуара - Андре Эрф. Позже режиссёр в своей книге «Моя жизнь и мои фильмы» описывал сюжет следующим образом: «Идея фильма была простой и чёткой. Учёный негр, пришелец с другой планеты, посещает Землю. Вследствие звёздной войны наша планета была разрушена. Он высаживается рядом с колонной Морриса - единственным памятником, высящимся в этой пустыне. Его находит дикарка, которая, не зная языка этого учёного, изъясняется танцами. После этого танца учёный вновь улетает на свою планету, забрав дикарку с собой».
Позже инопланетная тематика 'испарилась'. Ренуар в своих воспоминаниях говорил, что снимал короткометражку в качестве «прощания с кино», поэтому она получилась «незавершённой». Исследователи творчества Ренуара предполагают, что 'незавершённость' 'Чарльстона' заключается либо в отсутствии значительного куска киноматериала, либо в технической невозможности в 1926 году правильно наложить специально написанную музыку на видеоряд. Как бы то ни было, Жан Ренуар снял крайне оригинальное кино, недостатки которого в год выхода превращаются в достоинства для зрителя сегодняшнего - спустя 'всего-то' 98 лет после создания фильма...
17 февраля 2025
Довольно-таки оригинальная фантастика Ж. Ренуара о танце «Чарльстон», как способе контакта и налаживания отношений в постапокалептическом(2028 году) будущем между цивилизоваными африканцами и дикими европейцами на руинах Парижа.
Оригинально и забавно, но в тоже время наивно-простодушно и очень (ну, очень-очень)
примитивными спецэфектами.
Кроме интересной самой по себе идее о возможной цивилизационной подмене между европейцами и африканцами в (не таком уж далеком для нас) будущем, главной достопримечательностью фильма является продолжительный екзальтировано-эротичный танец героини Катрин Эссленг, который смотрится очень эффектно и сейчас.
7 из 10
13 марта 2017