Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Париж уснул |
английское название: |
Paris qui dort |
год: | 1923 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Рене Клер |
сценарий: | Рене Клер |
продюсер: | Анри Диаман-Берже |
видеооператоры: | Морис Дефасьё, Поль Гишар, Альфред Гишар |
композитор: | Жан Винер |
художники: | Клод Отан-Лара, Андре Фой, Пол Пуарэ |
монтаж: | Рене Клер |
жанры: | фантастика, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 декабря 1924 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 59 мин |
А что произойдет, если мы выйдем на улицу и никого живого, кроме нас там не будет?
Что будет, если улицы одного из крупнейших городов планеты опустеют?
Как человеку испытать такое чувство?
Мы узнаем ответ на эти вопросы. Несколько людей будут растеряно прогуливаться по опустевшему Парижу. Зритель ощутит это гнетущее чувство потери связи со своей общиной, которое свойственно каждому человеку. Рене Клер показывает нам фантастическую ситуацию, которая оказывается неимоверно реальной. Многое решают мелочи. И они точны.
Герой, вначале не без восхищения марширует по опустевшему городу. А потом эти чувства сменяются ужасом. А ведь обнаруживаются и те, кто решает получить и преимущества из сложившегося катаклизма.
Все это приправлено теорией заговора. Куда без нее. Вторая половина ленты посвящена странному человеку, который организовал массовый кататонический гипноз у горожан. И эта часть картины вполне перекликается с лентой о докторе Мабузе. Но не в эстетике Фрица Ланга, а изящнее, мягче...
Так что перед нами вполне убедительная утопия связанная с гибелью мира или точнее сказать, погружением общества в гипнотический сон и опустением Парижа.
Браво, Рене Клер!
Почему у этой картины нет римейка?
7 из 10
21 января 2022
Фильм является экранизацией повести самого режиссера под названием «Волшебный луч» (да-да, знаменитый француз был еще и прозаиком), опубликованной, однако, уже после выхода фильма, так что Paris qui dort — один из первых в истории кино примеров экранизации произведения еще до выпуска последнего в свет.
Потенциальному зрителю не стоит по причине синопсиса ожидать, что «Париж уснул» — это некая ретро-фантастика или антиутопия, поскольку режиссерский дебют Рене Клера — это, в первую очередь, легкая и остроумная комедия.
И если атмосфера покинутого жизнью города, особенно в начале, чарует и напоминает «Лангольеров» и «28 дней спустя», то с появлением первых спящих людей в кадре начинается сатира и чистой воды хулиганство. Судите сами, все оставшиеся бодрствующие — те еще жулики, а заснувшие запечатлены Клером сплошь в нелепых ситуациях: полицейский — в погоне за воришкой, самоубийца — на краю набережной, жена — рядом с любовником, ну и так далее. При этом все спящие сыграны чрезвычайно убедительно, а сцена их пробуждения снята и вовсе потрясно. Впрочем, как и невероятно красивые кадры героев на краю ферм Эйфелевой башни. Смотришь, как они там бравируют по краю и взбираются вверх по железным колоннам, и сердце замирает! Сейчас там так уже, небось, не поснимаешь…
В общем, если вкратце, то и сама идея, и ее реализация для двадцать третьего года поражают воображение, так что Рене Клеру можно только поаплодировать, причем не меньше, чем за снятый годом позже «Антракт» для «Отмененного спектакля», ставший ни много ни мало манифестом дадаизма и предтечей легендарного «Андалузского пса».
П. С.: Ах да, забыл еще кое-что: стоп-кадры в старом черно-белом кино — это, поверьте мне на слово, невероятно стильно.
11 мая 2014
В одно прекрасное утро смотритель Эйфелевой башни Альберт (Анри Роллан) просыпается, выходит на смотровую башенную площадку, смотрит в телескоп, установленный на перилах, и… Что-то кажется ему странным — что-то в самом виде родного города, столь непривычно пустынного в этот час. Стремясь проверить, что же случилось, смотритель быстро спускается по винтовой лестнице вниз. Альберта встречают парижские площади и проспекты — все такие красивые, но… совершенно безлюдные! Что случилось, куда все подевались (??) — думает главный герой, — и вдруг он замечает дворника. Дворник стоит и спит! Такая же картина и с водителем такси, припаркованного на обочине — водитель спит за рулём! На углу полицейский хватает убегающего вора, а вор, соответственно, убегает от полицейского, но оба при этом… спят, заснув в динамике ситуации! И даже бросающийся в воду на набережной Сены самоубийца с камнем на шее и с предсмертной запиской у ног — он тоже спит! Как и все другие парижане, заснувшие там, где их настигло столь внезапное усыпление. Ничего не понимая, Альберт в растерянности бродит по Парижу…
Аэропорт «Париж». Мы видим приземляющийся самолётик (ну и «суперлайнеры» летали в 20-х!), откуда выходит группа пассажиров — четверо мужчин и одна женщина. В аэропорту тоже сонное царство, поэтому прибывшей на парижскую землю компании приходится садиться в машину и самостоятельно ехать на осмотр достопримечательностей знаменитого города. Где-то в окрестностях Эйфелевой башни Альберт случайно встречает данную компанию, причём, довольны обе стороны — и смотритель башни, и гости города, — наконец-то все они увидели НЕСПЯЩЕГО человека!
Новоявленная компания «Альберт + гости города» всячески пользуется преимуществами своего положения — объедается и упивается в дорогих ресторанах, куражится, совершает «культпоход» в банк, и всё такое прочее. (Это снято чрезвычайно забавно — посмотрите сами!) Но постепенно между членами БОДРСТВУЮЩЕЙ компании начинают возникать всевозможного рода противоречия. В процессе просмотра фильма становится чертовски интересно — как же всё-таки компания разберётся между собой? А самое главное — проснётся ли наконец Париж!?:)
Первый самостоятельный фильм Рене Клера до краёв наполнен юмором и безудержной фантазией. Сама парадоксальная идея — все жители огромного города внезапно заснули — могла прийти в голову лишь только неординарному художнику. Но ведь важно было такую идею ещё и осуществить на экране, что, конечно, представляло собой немалые технические трудности. Начинающему режиссёру это удалось, и притом, весьма убедительно. И совсем уж удивила информация о том, что «фильм создавался группой энтузиастов почти без денег»! В визуальном плане картина Р. Клера тоже оказалась новаторской — впервые (для создания впечатления уснувшего города) был использован приём размножения кадра, а также введена «стоп-камера». Блестящая работа, на мой взгляд.
8,5 из 10
5 августа 2012