Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шерлок Холмс |
английское название: |
Sherlock Holmes |
год: | 1916 |
страна: |
США
|
режиссер: | Артур Бертелет |
сценаристы: | Х.С. Шелдон, Артур Конан Дойл, Уильям Джиллетт |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 1916 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Мне довелось увидеть этот фильм в рамках Одесского международного кинофестиваля. Показ был поистине грандиозным, мероприятие традиционно проводилось под октрытым небом прямо на ступенях величайшей потемкинской лестницы. Более 15 тысяч людей были свидетелями этому. Все лестница снизу доверху была занята людьми, сидящими прямо на ступеньках. Это невероятное зрелище, нужно вам сказать.
Этот фильм — самая что ни есть уникальная классика. В этом году картине, снятой режиссером Артуром Бертелетом исполнилось 100 лет. И это — самая первая экранизация рассказов Артура Конан Дойла. Разумеется, что никто из принимавших участя в создании этой картины до наших дней не дожил, поэтому фильм представляли организаторы кинофестиваля и композитор Дональд Сосин, написавший музыкальное сопровождение к этой картине.
Он лично презентовал фильм на Потемкинской лестнице и поблагодарил симфонический оркестр Одесского национального академического театра оперы и балета за воплощение проекта во вступительном слове и конечно же расписался в любви к нашему городу. Забегая вперед, скажу, что музыку Сосин написал просто идеальную, а оркестр в составе 45 инструментов совершенно фантастически ее исполнил, и ни разу за более чем 2 часа киносеанса мне не показалось, что музыка выглядит неестественной. Полное чувство, что так и должно было бы быть. Будто именно такая задумка была у режиссера и никакой другой!
Действительно, музыка вызывала какие-то неземные ощущения, порой было ощущение, что ничего вокруг нет, есть только экран с черно-белым фильмом и эта прекрасная музыка, всецело захватывающая внимание. Поэтому практически 10-минутный овации устроенные оркестру и дирижеру были вполне логичным завершением этого праздника. А сам фильм, даже не смотря на то, что он немой привел меня в совершенный восторг.
Я очень люблю произведения о Шерлоке Холмсе, у меня в шкафу стоит полное собрание сочинений Артура Конан Дойла, и даже других авторов, писавших про Шерлока Холмса. Я смотрел немало экранизаций этих произведений и новых и достаточно старых, но вот до таких классических фильмов руки, конечно, не доходили, опять же, не то это кино, которое следует смотреть дома.
Сам фильм снят в Чикаго и выпущен Essanay Studios. Премьера состоялась 15 мая 1916 года, то есть век (!!!) тому назад. В главной роли снялся театральный актёр Уильям Джиллетт. И считается, что именно он привнес в образ этого персонажа многие черты, которыми мы сейчас считаем неотъемлемыми частями образа Шерлока Холмса. Так, вопреки распространенному мнению охотничья шляпа Шерлока Холмса ни разу не упоминается в произведениях Артура Конан Дойла. Она пришла именно из этого фильма. То же самое можно сказать и о трубке, которую курит Холмс (в книгах Холмс в основном предпочитал сигары и сигареты), а так же трость и другие атрибуты.
Конечно, игра актеров того времени совершенно не похожа на игру актеров нашего поколения. Они более камерные, их действия выглядят более театральными. Но, тем не менее, я без зазрения совести скажу, что Уильям Джиллетт блестяще воплотил образ известнейшего детектива на экране, равно как и Эдвард Филдинг, исполнивший роль верного помощника Холмса — Доктора Ватсона, равно как и их партнеры по фильму. Даже не смотря на то, что влиять на зрителя актеры могли лишь взглядом, мимикой и жестами, фильм смотрится на одном дыхании, а это немало говорит о таланте актеров.
К слову, для Уильяма Джилетта это было не первое воплощение роли великого сыщика, до этого он не менее блестяще играл эту роль на театральной сцене, и этот фильм основан как раз на одной из театральных постановок.
Сам фильм состоит из четырех частей «Письма от крон-принца», «Мориарти против Шерлока Холмса», «Трагическая ночь» и «Триумф Шерлока Холмса», каждая из которых разбита еще на 3—4 серии. А литературной основой этого кинофильма послужили достаточно сильно измененные версии рассказов Артура Конан Дойла «Скандал в Богемии», «Последнее дело Холмса», «Медные буки», а также повесть «Этюд в багровых тонах». От оригинального произведения здесь отступает очень многое, начиная от отсутствия миссис Хадсон, которую заменили подручным Билли, заканчивая тем, что образ Холмса здесь куда более мягкий, чем в произведениях Артура Конан Дойла. Здесь он не кажется таким уж интровертом. Да что там, в этом фильме, к удивлению доктора Ватсона Холмс влюбляется, причем героиню его грез зовут совсем не Ирэн Адлер. Зато образ Мориарти, воплощенного здесь актером Эрнестом Мопэйном получился здесь по-настоящему пугающим, таким и должен быть король преступного мира. И Холмс здесь побеждает Мориарти в куда более простых условиях, чем в книге, да и Мориарти здесь не погибает, как в литературном первоиcточнике. Но тем не менее это все не умаляет достоинств этого фильма.
Уникальность этого показа состояла еще и в том, что долгое время фильм считался утраченным. Однако, два года назад, 1 октября 2014 года San Francisco Silent Film Festival и Французская синематека сообщили, что семь катушек плёнки с копией фильма общей продолжительностью 90 минут были обнаружены в киноархиве Французской синематеки в 2014 году. Фильм был отреставрирован и в январе 2015 года он был показан на фестивале восстановленных фильмов Toute la Memoire du Monde, затем в мае 2015 года его показали на фестивале немого кино в Сан-Франциско, а теперь зрителями этого прекрасного фильма позволили стать и нам, жителям славного города Одессы. За что я безмерно благодарен организаторам и ставлю оценку этому фильму 9 из 10. Другой и быть не может.
9 из 10
17 июля 2016