Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Его возрождение |
английское название: |
His Regeneration |
год: | 1915 |
страна: |
США
|
режиссер: | Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон |
сценарий: | Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон |
продюсеры: | Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон, Дэвид Шепард |
жанры: | вестерн, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1915 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 15 мин |
Когда в конце 1914 года Чарли Чаплин, прославленный актёр кистоуновских комедий заключил выгодный для себя договор со студией «Эссеней», он получил большой куш в виде солидного гонорара и практически полной творческой свободы. Однако в том же 1915 году, когда он вовсю работал над своими работами, он любезно согласился сняться в небольшой роли (по сути камео его Бродяги) в криминальной драме Гилберта М. «Брончо Билли» Андерсона «Его возрождение». И именно так эта работа и воспринимается широкой публикой, как нетипичный фильм с Чаплином не в главной роли. Хотя и в этом аспекте существует более известный пример - «Парижанка» (которую Чаплин снял, но сам сниматься не захотел).
Когда-то Гилберт М. Андерсон сумел громко заявить о себе, начав сниматься в вестернах в начале 1900-х годов под псевдонимом «Брончо Билли». Ещё в 1907 году Андерсон совместно с Джорджем К. Спуром основали студию «Эссеней», чтобы было где выпускать свои фильмы. Но уже к середине 1910-х популярность «Брончо Билли» начала падать и единственным шансом поправить финансовое положение студии стал… Чарли Чаплин. Несмотря на огромный гонорар, который запросил себе Чарли при подписании договора, студии невероятно повезло с ним и вскоре дела пошли в гору. Вот тогда и родилась идея Андерсона (чья слава почти угасла) вновь громко заявить о себе, позвав в свой фильм Чаплина - «курицу, не сущую золотые яйца». Тем более, что работа над новыми фильмами у Чаплина занимала очень много времени, что он не успевал в мае выпустить ничего на экраны.
Честно говоря, фильм меня не то чтобы совсем не тронул, но и особо не впечатлил. Такое ощущение, будто я смотрю два разных фильма, между которыми присутствует связь (но она очень зыбкая). В любом случае, в данной короткометражке действительно есть две части: в баре (где за сердце девушки борются двое мужчин) и в доме (куда залезли воры, но из-за потасовки между ними ограбление оканчивается убийством). Да, мотивы героя Андерсона ясны (из-за чего и произошла драка с соучастником ограбления), но уж больно быстро он принимает столь благородные решения, вовремя «вспомнив» спасительницу. А вот кто действительно меня удивил - так это девушка (Маргарит Клэйтон), дважды спасшая героя «Брончо Билли». Её поступки буквально делают героиню чуть ли не святой в глазах зрителей. Впрочем, для криминальной драмы такой финал получился довольно позитивным (хотя и не традиционный хэппи-энд).
А что касается роли Чаплина в данном проекте, то он был просто для того, чтобы привлечь публику, не более. На сюжет его Бродяга не влияет никак, а если вырезать сцены с ним, то никто и не заметит его присутствия.
В общем, нетипичное кино для всех поклонников Чаплина, которые будут скорее разочарованы, чем довольны. Но просто нужно осознать, что это не его фильм и не с ним в главной роли, а знаменитый комик не более, чем гость. И тогда многое становится на свои места.
5 из 10
7 мая 2022
В 1910-е годы Гилберт М. Андерсон создает на экране образ «Мустанга Билли», легко узнаваемый зрителями и ставший своеобразным шаблоном для следующего поколения режиссеров вестернов. Широкие джинсы, рубашки с темным воротником и кожаные перчатки, сапоги и широкий пояс с шипами — так выглядел одинокий ковбой, новый герой национального жанра. Образ, лишенный статичности, Андерсон подвергал серьезным изменениям. Касались эти изменения не столько внешнего облика, сколько характера героя. Постепенно изгой-одиночка трансформировался в истинного джентльмена, защитника женщин и детей на Диком Западе. Мустанг Билли практически не принимал участие в ключевых для истории США событиях: не воевал с индейцами, не осваивал западные территории, не спешил на строительство железной дороги. Андерсон, тонко улавливавший зрительские ожидания, наполнил свои фильмы конфликтами психологическими. Сам Запад и его колорит в полной мере отразили предшественники Билли, все это давно приелось и не позволяло заполнять кинотеатры в премьерные дни.
Источником вдохновения для Гилберта М. Андерсона стали западные легенды и мифы, главными действующими лицами в которых были порядочные шерифы и безжалостные бандиты, охотники за головами и одиночные стрелки. Ковбойский фольклор на большом экране производит впечатление и сегодня, а уж в 1910-е годы на каждую новую премьеру Мустанга Билли устремлялись целые толпы поклонников жанра. Кстати, псевдоним режиссера — «Брончо Билли» — возник в связи с неправильным написанием испанского слова «бронко», в переводе «грубый». Вторую часть псевдонима Брончо Билли взял в честь грабителя и военачальника времен Гражданской войны Кровавого Билли Андерсона, получившего широкую известность вследствие предельно жестоких методов ведения партизанской войны.
Вместе с тем, несмотря на все достижения Гилберта М. Андерсона, одной из наиболее известных короткометражных лент режиссера сегодня считается «Его возрождение». При этом известность ей обеспечило участие Чарли Чаплина в образе небезызвестного бродяжки. Удивительное переплетение двух ключевых направлений американского кинематографа в этом небольшом сюжете поистине уникально. Безусловно, был Бастер Китон, искусно пародировавший вестерн и легендарный образ сурового Уильяма Харта, но с самим Хартом на экране встретиться ему не довелось. В остальном же художественная и жанровая ценность «Его возрождения» незначительна: подобных сценок до Андерсона и после него снималось предостаточно.
24 августа 2021
Для некоторых будет в новинку узнать, что Чарли Чаплин не только создал огромное количество фильмов, в которых сыграл главные роли, но иногда снимался и у других режиссеров, причем далеко не в главных ролях. Причины этому были разные. Например, главную роль в своей же «Парижанке» Чаплин не сыграл, не решившись расстаться с мегапопулярным образом Маленького Бродяги, да и слишком рано было, не готов тогда еще был мир к принятию Чаплина-трагика. Поэтому Чаплин в этой великой драме появляется в крошечной роли грузчика. Иногда его просто связывали обязательства по контракту.
Это как раз такой случай. Чаплин был обязан сделать для студии «Эссеней» 15 фильмов, и делал приблизительно по фильму в месяц, каждый из которых имел оглушительный успех, для «Эссеней» он быстро стал единственным носителем прибыли, золотым дном. Но контракт оставался контрактом, несмотря на данную Чаплину творческую свободу. В период между апрельской проходной комедией «У моря» и июньской, более «серьезной» комедией «Работа», в мае 1915 года Чаплин должен был снять еще один фильм, согласно контракту. Но работа над «Работой» затянулась, вместо мая, фильм вышел на экраны только в июне — Чаплин упускал контрактный месяц, не успевал.
Тогда ему была предложена альтернатива — один день съемок в другом проекте «Эссеней» в небольшом эпизоде, который «закроет» долг Чаплина. Чарли согласился, не сказал он ничего и тогда, когда уже после его ухода с «Эссеней», там, уже без его участия, были выпущены еще два фильма, собранные из фрагментов, не вошедших в остальные его фильмы.
В «Его возрождении» (или, как у меня в коллекции названо — «Его выздоровлении», из-за чего многие перепутали этот фильм с феерическим «Лечением» и, не разобравшись, опустили рейтинг хорошему фильму) Чаплин сыграл лишь небольшой эпизод в начале фильма, главным же героем был легендарный «король вестернов» «Брончо Билли», Гилберт Андерсон, который этот фильм поставил и сыграл в нем главную роль. В отличие от Чаплина, Брончо Билли оставил небольшой след в истории. Он наснимал туеву хучу первых вестернов, где всегда был благороден, смел и прекрасен, резко набрал популярность, но к 15-му году, оставшись почти без новых идей, быстро стал терять публику, а в 1919 карьера этого харизматичного крепыша окончилась.
Поэтому при повторном выпуске фильма фамилия Чаплина уже стояла в главных титрах, хоть и не первой. Привлечь именем Брончо Билли людей в кино было уже трудно. Возможно, для дополнительной публики был и придуман эпизод с Чаплином, выпадающий из фильма, фактически — лишний. Ведь по жанру фильм — скорее короткая криминальная притча, нежели комедия. Смешного там как раз только Чаплин.
Он появляется в самом начале, в ресторане, в своем привычном облике, проделывает пару смешных трюков, в том числе гениально разыгрывает эпизод танца, где его, не танцующего, теснит и пихает толпа здоровенных плясунов, и исчезает так же незаметно, как появился.
Впрочем, даже если не брать во внимание этот явно лишний в контексте фильма эпизод, которым постаревший Брончо Билли хотел привлечь и развлечь зевак, сам фильм отличный. Сюжет, надо сказать, теперь растаскан на тысячи лент. Все-таки Андерсон был суперпрофессионалом, отличным актером и неплохим режиссером-сценаристом, поэтому фильм до сих пор смотрится знатно.
Сюжет таков — старый ворюга, поссорившись с перекупщиком как раз в этом ресторане, получает пулю, но не умирает, потому что его спасает молодая девушка. Через некоторое время он с подельником грабит чей-то дом, который оказывается домом той самой девушки. Сердце грабителя оказывается не таким уж каменным и он возвращает украденное, но подельника девушка не спасала, и он начинает драку, в которой Брончо убивает товарища, за этим делом его и застает хозяйка дома, которая уже и не помнит спасенного ею мужичка. Но, вместо того, чтобы устроить истерику или скандал, девушка не только прячет вора, но и покрывает его перед полицией, заявив, что это она убила грабителя в целях самозащиты. Пораженный благородством и добротой девушки, преступник меняет свои взгляды на жизнь и уходит, написав девушке трогательную записку.
И все это в какие-то 10 минут времени. Очень коротко, очень просто и очень понятно. При этом честно. Не каждый современный боевик или драма об этом же могут так же честно и просто рассказать такую историю, как рассказал Брончо-Андерсон.
Так что фильм вполне имеет смысл посмотреть поклонникам немого кино, даже если вас не совсем устраивает количество времени, уделенного Чаплину. Это время Чаплин потратил для потрясающей комедии «Работа». У Брончо Билли получилась классическая притча о перерождении преступника, — вполне самодостаточное, интересное, запоминающееся, и, чего уж греха таить — симпатичное произведение. Ну и Чаплин. Один эпизод, но роскошный.
10 из 10
6 июля 2009