Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пародия на Кармен |
английское название: |
A Burlesque on Carmen |
год: | 1915 |
страна: |
США
|
слоган: | «YOU'LL SHAKE! SHIVER! SHOUT WITH LAUGHTER!» |
режиссеры: | Чарльз Чаплин, Лео Уайт |
сценаристы: | Проспер Мериме, Чарльз Чаплин |
продюсеры: | Джесс Роббинс, Джордж К. Спор |
видеооператоры: | Роланд Тотеро, Гарри Энсайн |
художник: | Альберт Каудер |
монтаж: | Херман Дж. Вейнберг |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 декабря 1915 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 31 мин |
Осенью 1915 года одним из значимых событий американской киноиндустрии стал выход фильма Сесилля Б. Демилля «Кармен». Во-первых, это была одна из первых экранизаций и новеллы Проспера Мериме (1845 г.), и оперы Жоржа Бизе (1875 г.). Во-вторых, сама постановка Демилля отличалась помпезностью, красивыми декорациями, нарочитой театральностью. И вообще было понятно на что ушёл весь бюджет (поскольку фильм смотрелся очень дорогим). Не то чтобы это культурное событие в мире кино могло серьёзно задеть Чарли Чаплина - одного из самых популярных актёров и режиссёров того времени (справедливости ради, Демилль и Чаплин работали в разных направлениях кино, так что ни о каком творческом соперничестве речи быть не могло). Но, тем не менее, идея для нового фильма, который нужно было вот-вот начать снимать для студии «Эссеней», пришла довольно быстро, и вот уже в декабре Чаплин представил на суд зрителя свою «Пародию на Кармен».
На этот раз его фильм вобрал в себя и фабулу Мериме, и либретто Бизе (в фильм так же вошла знаменитая ария «Тореадор» из оперы Бизе), и некоторые сюжетные ходы экранизации Демилля. Только преподнёс всем известную историю любви и предательства цыганки Кармен и офицера Хосе через гротеск и эксцентрику. Как и прежде, главную роль сыграла муза Чаплина - Эдна Пёрвиенс, а соперников - Лео Уайт (офицер Моралес) и Джон Рэнд (тореадор Эскамильо). Самому же Чаплину досталась роль офицера Хозьери. Но при всей серьёзности образа офицера, борющегося с контрабандистами и попадающего под чары прекрасной Кармен, герой Чаплина эту серьёзность никак не внушает. Он даже оружия нормального не имеет (потому что его сабля давно сломалась, и он может драться только её обломком, напоминающим ножик). Лишь под конец картины, когда бежавший от правосудия Хозьери становится Бродягой (да-да, там есть момент, когда герой Чаплина носит привычный для зрителя котелок и ходит своей знаменитой походкой) и встречает Кармен, возможно тогда у зрителя может сложиться мнение о том, насколько серьёзен может быть Хозьери, оказавшийся в столь отчаянном положении. Но финал картины откровенно говорит, что всё что мы видели - всего лишь шутка и дурачество актёров. А всю эту театральщину с криками, страданиями, убийствами пускай снимает кто-то другой.
Безусловно, «Кармен» от Чаплина заслуживает внимания, пусть даже комедия эта стоит немного особняком по сравнению с другими работами Чарли на студии «Эссеней». Я считаю, что такая лёгкая фантазия на тему знаменитого серьёзного произведения никак не оскверняет первоисточник (и не один), а лишь показывает как можно иронизировать в рамках дозволенного.
PS: После ухода Чаплина из «Эссеней» руководство студии приняло решение переделать фильм, добавив вырезанные Чаплином сцены и новые с Беном Тёрпином (с которым Чаплин уже давно не работал). Монтаж и режиссуру новых сцен доверили Лео Уайту. В результате получилась расширенная версия, где персонаж Тёрпина был как пятое колесо в телеге. Неудивительно, что Чаплин пытался судиться со студией после этого. Но, если будет такая возможность, лучше не пытайтесь смотреть расширенную версию, а ограничьтесь той, что снял сам Чаплин.
6 из 10
5 июля 2022
Пародия на Кармен
Предпоследний фильм Чаплина на “Essanay”. Многие поклонники Чарли Чаплина были удивлены, когда пошла информация, что Чарлуша решил экранизировать “Кармен” Проспера Мериме. На деле же – Чаплин выдал довольно вольную интерпретацию одноименной новеллы.
Главная женская роль была отдана (музе на тот момент Чаплина) – Эдне Первиэнс. Она и сыграла обольстительную цыганку Кармен, которая соблазняет дона Хосьери (Чаплин). Вы знаете, я никогда не считал Первиэнс красоткой, хотя она очень сильная актриса (одна из самых сильных с кем сотрудничал Чарли), никаких сомнений.
Но, вот конкретно в этом фильме, мне чертовски понравилась Первиэнс именно внешне. Особенно когда распустила свои волосы (почему она так редко это делала, куда смотрел Чаплин, ей же прям идет). Да уж простит меня Полетт Годдар, а-хи-хи.
Выделю несколько забавных зарисовок. Первая. Танцы от дона Хосьери на столе (Чаплин виртуоз). Вторая. Битва дона Хосьери и офицера охраны Моралеса (Уайт). Третья. Финальная минута. Такой слом от Чаплина, превратил трагедию в комедию. Очень мило. Ради финала и стоит посмотреть “Пародию на Кармен” Чарльза.
P.S.
Важный момент – существует две версии этого фильма. Обычная и расширенная. Расширенная версия появилась в 1916 году. Новые сценки были сняты под руководством Лео Уайта. В интернете написано, что Чаплин даже подал в суд, но не добился особых успехов.
7 из 10
29 июня 2022
Всемирно известная опера «Кармен» композитора Бизе уже не один век пользуется огромной популярностью. Ее ставили несчетное количество раз и она все еще собирает полные залы. Разумеется, что такая опера никак не могла обойтись без внимания ценителя театрального искусства Чарли Чаплина.
Тема театральной жизни не раз становилась центральной в фильмах Чаплина. Но впервые он набрался столько смелости, что бы показать зрителю свою версию театрального шедевра. Получасовая кинокартина поражает своей масштабность, ведь здесь продумано все до мелочей — декорации, костюмы, множество эпизодических ролей второго плана. Атмосфера динамической трагедии воссоздана великолепно.
События разворачиваются вокруг прекрасной цыганки Кармен, которая любит очаровывать мужчин и быть окруженной ними. Жертвами ее чар становятся разные за своим положением мужчины, из чего она всегда умело извлекает выгоду. Образ роковой женщины примерила на себя Эдна Пурвинс. Она игриво подчиняет себе всех, кто становится на ее пути, недаром все женщины ей завидуют. Эдна очень чувственно сыграла каждую сцену, особенно трагическую, которая вызывает массу эмоций.
Чарли предстает перед зрителем в образе Дона Хозе. Он хотя и военный, но временами позволяет пренебречь некоторыми правилами. Он отлично смотрится в мундире и с острой шпагой в руках. Иногда Хосе находит счастье в любви, но любовь оказывается очень коварной. Очень запомнился его взгляд на последних минутах — в нем столько безумия, любви и страданий!
Пародией, или же комедией назвать данный кинофильм очень сложно. Ведь Чарли показал знаменитую историю со своей точки зрения, сделал ее искренней и театральной. А присутствие нескольких смешных моментов совершенно не делает фильм менее драматичным. Также он сохранил некоторые сюжетные повороты, детали, в частности было приятно услышать оригинальную музыку, давно написанную к опере «Кармен».
Красота женщины дает ей безграничную власть над мужчинами. Но злоупотребление этой властью разбивает слишком много сердец, которые в горестном порыве могут погубить не только себя…
27 октября 2010
Трагическая история о молодой цыганке Кармен, написанная Проспером Мериме — один из ярчайших сюжетов в мировом искусстве. До сих пор во всем мире с громадным успехом идет опера Жоржа Бизе и различные ее вариации, по мотивам новеллы Мериме до сих пор ставятся спектакли на крупнейших театральных площадках мира, существует балет и радиопостановка, количество экранизаций «Кармен» также исчисляется десятками, причем еще не было ни одного десятилетия со дня основания кинематографа, прошедшего без экранизаций этого сюжета.
Но и тогда никто и подумать не мог, что «Кармен» возьмется ставить Чарли Чаплин. Вот публика-то была удивлена, увидев афиши с надписью «Кармен Чаплина» (именно такое название изначально носила кинолента). Чаплин! 1915 год! Комик комиков, весельчак весельчаков, на фильмах которого хохотали до упаду. Я так и вижу рожи продюсеров фильма, когда Чаплин сообщил, что собирается снять комедию по «Кармен». Едва успела выйти в прокат трюковая комедия «Вечер в мюзик-холле» и вдруг — «Кармен»! То-то, наверное, была толпа у кинотеатров в 1915 году!
«Кармен», безусловно, стоит в творчестве Чаплина особняком. Это не лучший его фильм и даже не лучший фильм, выпущенный им на студии «Эссеней», это просто совершенно отдельное кино, мотивы к созданию которого великим комиком вряд ли когда-нибудь раскроются. Почему Чаплин, в те времена отдававший предпочтение самостоятельно придуманным легким и коротеньким сюжетам, решил взяться за перепостановку этой тяжеловесной и серьезной вещи, остается загадкой. Возможно, он увидел один из двух фильмов, появившихся в 1915 году и снятых по мотивам этой книги и увидел в ней комический потенциал. В любом случае, справился с пародией он ничуть не хуже, чем с собственными сюжетами о бесчисленных приключениях Маленького Бродяги и ему подобных персонажей.
Кстати, у «Кармен» — две даты выпуска. Тот фильм, что мы имеем счастье смотреть наиболее часто, 35-минутный романтический бурлеск — это версия фильма, выпущенная в 1915 году, но существует и часовая версия 1916 года, выпущенная, когда Чаплин почти вдвое расширил и доснял короткометражку, имевшую столь крупный успех. Ну, а уж если говорить о самой опере, то ее первое представление прошло на сцене парижской «Опера комик», как будто предвидев будущую комическую интерпретацию Чаплином.
Чаплин не так уж часто применял искусство пародии в своих фильмах, но зато теперь с полной уверенностью можно сказать, что тревожиться насчет первооткрывателей жанра не стоит. Братья Цукеры, Джим Абрахамс и даже матерые кинобоги Мэл Брукс и Вуди Аллен, которым часто приписывают ответственность за создание пародийного жанра в кино, могут спать спокойно. Задолго до их рождения Чаплин снял фильм, в точности копирующий все сюжетные перипетии очень серьезной книги-оперы-киноленты, но на котором залы валялись от смеха, и который прошел проверку временем даже более удачно, чем пародии того же Брукса.
Взяв на себя роль офицера Дерна Хозери, который влюбляется в цыганку Кармен и идет из-за нее на преступления, Чаплин выстроил весь фильм в своей ярко выраженной манере. Чаплин меняет характеры всех героев. Дерн — это явный клоун, пока он не влюблен, напыщенный и самодовольный дурак в обвислых штанах и сломанной саблей на висящем чуть ли не ниже мотни поясе. Он шляется по форту туда-сюда, отдает дурацкие приказания, сражается с камнем, который так и норовит влезть бравому вояке под ноги, и с младшими по званию солдатами, у которых ему не нравится буквально все — от слишком пышных усов до слишком толстого зада. В рисунке этой роли много от часто и с удовольствием изображаемых Чаплином тупых и ленивых немецких офицеров. И, конечно, едва увидев, как Чарли по-гусиному вышагивает среди развалин крепости, гордо подняв голову в шлеме с кокардой, которую он использует как щетку для сапог и почесывает спинку обломком сабельки, никакой трагедии уже ждать не приходится.
Однако любовь героя Чарли к цыганке совершенно настоящая. И преступление, совершенное им, хоть и сквозь смех, вполне реально. После этого непривычный и даже незаурядный образ для Чаплина, солдат Дерн Хозери меняется, он становится мучительно несчастным, романтически настроенным… Даже перевоплощается в некое подобие Маленького бродяги, безответно влюбленного изгнанника. И заканчивает Чаплин фильм совершенно трагично, чем снова удивляет зрителя, хохотавшего весь фильм, но и это оказывается обманкой, лишь подтверждающей, что в волшебном мире искусства действуют совершенно иные законы, нежели в реальной серьезной жизни.
В фильме много прекрасных гэгов и роскошных комических интермедий. Особо стоит отметить великолепный «сабельный бой» Чаплина с комиком Лео Уайтом. Ставлю кавычки, потому что сабельный бой, отголоски которого слышатся в разных комедиях до сих пор (сценка, когда один герой нападает изо всех сил, а другой при этом спокойно отбивается, позевывая и почесываясь, была мною замечена по меньшей мере, в десятке картин) переходит то в некое подобие борцовского соревнования, то в прыжки в стиле летающего на канатах Фэрбенкса.
Эдна Пэрвиэнс, конечно, красавица, здесь — одна из ее лучших ролей. Правда, она совершенно не похожа на цыганку. Тут уж либо Чаплин специально взял эту белокурую красотку с мраморной кожей на роль Кармен (мол, пародировать, так пародировать до конца), либо просто не задумался над этим моментом. Кармен под влиянием Чаплина также изменилась — из демонической цыганки, которая фактически стала виновницей нескольких больших несчастий, она превратилась в милое и почти невинное существо, достойное, без сомнения, настоящей любви и очень симпатичной.
Чаплин не только спародировал сюжет Кармен. Почему-то создается ощущение, что смотришь оперу! Фильм немой, а кажется, что герои вот-вот запоют! Еще одна выделяющая этот фильм из череды других особенность.
Со своей «Кармен» Чаплин не только посягнул на старые порядки в кино и на классический образ мышления, где «Цезарю-цезарево» то есть для комедии — комические сюжеты, а драма — нечто совершенно иного порядка. Он взбудоражил и сломал привычные, робкие еще представления о границах жанров, фактически создал новый жанр. И снял, между прочим, может и не лучшую, но уж точно самую динамичную экранизацию «Кармен».
10 из 10
21 февраля 2010
Студия ESSANAY представляет фильм Чарльза Чаплина…
ПАРОДИЯ НА КАРМЕН (я люблю этот фильм)
Вообще у Чарли Чаплина существует две версии данного фильма. Одна обыкновенная, которая вышла в 1915 году, а вторая вдвое расширенная, эта версия вышла в 1916 году. Но расширенную версию очень трудно найти, поэтому я немного расскажу про версию, которая вышла в 1915 году.
Хотя, что тут можно говорить это надо видеть собственными глазами. Действительно из всех фильмов снятых для ESSANAY, этот стоит священным камнем. Чарли Чаплин снял костюмированную трагикомедию. Он перевернул легенду о цыганке Кармен в своем неповторимом стиле. Фильм получился такой насыщенный, что у меня просто язык не поворачивается назвать его короткометражным. Я считаю, что это цельное художественное произведение великого комика.
И какая красивая в этом фильме актриса Эдна Пурвинс. Этот фильм полностью ее. Чарли умел делать актрисам настоящие подарки в виде гениальных ролей. Мне кажется, все настоящие киноманы должны обязательно посмотреть этот фильм хотя бы один раз. Это настоящий шедевр немого кинематографа.
И отдельно хочу сказать спасибо Чарли Чаплину за такой финал, когда я его посмотрел, я понял что я очень счастливый человек. Никогда не думал, что так может быть. Магия кинематографа и любовь спасет меня и когда-нибудь вас. Да именно вас, мои любимые почитатели.
Спасибо.
В конце всегда я буду любить.
10 из 10
13 октября 2009
Этот фильм среди прочих постановок Чаплина стоит особняком.
«Кармен» — это пародия на одноименную постановку Сессиля де Милля. Пародия жестокая и беспощадная. Вместо роскошных декораций, воздвигнутых на съемочных площадках студий «Феймос Плейерс» и «Фокс», Чаплин ограничился примитивными выгородками.
Пересказывать содержание фильма бессмысленно: с незначительными отступлениями сюжет его повторяет либретто оперы Жоржа Бизе. Единственное отличие — полная противоположность пародийной сцены дуэли (финальная сцена убийства Кармен).
22 августа 2007