Большое ограбление поезда
The Great Train Robbery
7.3
7.3
1903, боевик, приключения, вестерн
США, 11 мин
16+

В ролях: А.К. Абади, Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон, Джордж Барнс, Юстус Д. Барнс, Уолтер Камерон
и другие
На небольшой станции два бандита в масках входят в помещение телеграфа. Под дулом револьвера они заставляют телеграфиста выполнить их требования. После выполнения телеграфистом этих приказов его оглушают и связывают. Когда поезд трогается, грабители вскакивают на него. Преступники врываются внутрь почтового вагона и сразу нарываются на огонь из револьвера, открытый служащим. Не найдя у него ключа, бандиты взрывают ящик, хватают то, что в нем лежит, и убегают, прихватив также три больших почтовых мешка. Двое других грабителей в это время захватывают паровоз. Преступники вынуждают машиниста отцепить паровоз и протянуть его вперед на 100 футов. По требованию грабителей пассажиры выходят из вагонов и выстраиваются с поднятыми руками вдоль поезда. В это время бандиты собирают деньги и драгоценности. После того, как все ценности отобраны, бандиты бегут к паровозу, предварительно сделав несколько выстрелов в воздух для устрашения пассажиров. Последние сразу же бросаются к раненому, чтобы оказать ему помощь. Грабители садятся на паровоз и приказывают машинисту немедленно отъезжать. Между тем телеграфист все еще лежит связанный и без сознания. В комнату входит его дочь, которая принесла обед отцу. С огромным трудом ей удается развязать веревки и привести телеграфиста в чувство, побрызгав на него водой. Последний устремляется за помощью. Мужчины забирают оружие и выходят, чтобы начать преследование бандитов.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Большое ограбление поезда

английское название:

The Great Train Robbery

год: 1903
страна:
США
слоган: «It Electrified Dad! It Terrified Mother! It Will Amuse You!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Блэр Смит, Эдвин С. Портер
жанры: боевик, приключения, вестерн, короткометражка, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 150
Дата выхода
Мировая премьера: 7 декабря 1903 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 11 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, приключения, вестерн, короткометражка, криминал

Постеры фильма «Большое ограбление поезда», 1903

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Большое ограбление поезда», 1903

Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Большое ограбление поезда

У постановщика Эдвина Портера огромное кол-во фильмов (больше 200). Многие из них короткометражки. Самая известная – “Большое ограбление поезда”. Вышла эта картина в далеком 1903 году (не путать с одноименным фильмом 1904 года, который является его ремейком). Хронометраж – 10 минут.

Сюжет основан на повести Скотта Марбла и реальных событиях. Четверо бандитов останавливают поезд, грабят людей, сваливают на коняшках. Заканчивается все это дело (вполне логичным) преследованием преступников. Кому любопытно, в интернете можно почитать более подробное описание.

Вы не поверите, но перед нами знаковое кино. Фильм в свое время (нормально так) пошумел. Каждый жанр, как ни крути, упирается в немой кинематограф. Если мы говорим про ужасы, то это “Замок дьявола”. Если мы говорим про фантастику, то это “Путешествие на Луну”.

“Большое ограбление поезда” – один из первых вестернов в истории кинематографа (чтобы вы понимали, легендарному Джону Форду было около 9 лет, Серджио Леоне вообще еще не родился, а-хи-хи).

Согласен со всеми, кто его нахваливает. Качественная работа. Подкупает, что Портер (в отличие от многих постановщиков тех лет) попытался рассказать именно историю. Это не просто какой-то там набор кадров, а цельный фильм, настоящее киноповествование.

Кто изучает классику (истоки), ознакомьтесь.

7,5 из 10

17 мая 2022

Осторожно, вестерн!

Бывает кино интересное, а бывает красивое, а бывает исторически значимое!

Ах, какие это были времена, что ни лента, в худшем случае - шедевр, в лучшем - начало нового жанра! Вероятно, с 'Ограбления поезда' начинается жанр вестерна: бандиты, ограбление, драка на крыше поезда, перестрелка, погоня на лошадях! Не сильно ошибусь, если предположу, что мальчишки по сто раз ходили на фильм. Ещё бы, такое зрелище!

Сейчас зритель вряд ли оценит сцены избиения и бутафорской стрельбы, или захочет разбираться, кто там за кем скачет. Но тогда, сто лет назад, это было снято максимально реально. Жестокость бандитов шокировала публику, а последние кадры фильма окончательно разбивали спокойствие обывателя в дребезги. Настоящий бандит, крупным планом, смотрит на вас с экрана, поднимает руку с револьвером, целится прямо в вас и... стреляет...

Ужас какой! А критики после этого стали говорить о разрушении 'четвёртой стены' в кинематографе.

27 ноября 2021

С чего начинался вестерн

Этот небольшой десятиминутный фильм одна тысяча девятьсот третьего года, по сути, создал жанр вестерн в кино и во многом совершил революцию в кинематографе того времени. Каждый последующий фильм в жанре вестерн заимствовал что-то из Большого ограбления поезда.

Конечно, сейчас этот фильм не вызовет никаких эмоций у обычного зрителя, но больше ста лет назад картина произвела настоящий фурор. Прекрасная драйвовая музыка, которая отлично дополняет не менее драйвовое для того времени действо на экране. В фильме отсутствует экспозиция и он сразу стартует со сцены нападения на телеграфиста, кинозритель с первых секунд вовлечен во что-то очень интересное и захватывающее. За десять минут зритель переживает разные эмоции: интерес в начале, волнение во время ограбления поезда, переживание из-за убийства случайного пассажира, накал страстей во время погони и облегчение в конце, хотя возможно кто-то даже проявит сочувствие к убитым грабителям. Но это все эмоции людей в одна тысяча девятьсот третьем году, а мы лишь можем представлять какого это.

Еще очень интересный момент заключается в том, что это вестерн, который снят в то время, когда дух дикого запад еще не полностью исчез из Американской действительности. Еще совсем недавно люди повсеместно сталкивались с вооружёнными ограблениями поездов. Скорее всего пассажиры поезда — это обычные люди, которые не переодеты в специальные костюмы, а находятся в своей повседневной одежде. Тот факт, что это вестерн снятый во время, когда события вестернов еще можно было увидеть вживую, сильно поднимает интерес к этой картине.

Для людей, которые изучают кинематограф этот фильм известен сценой из финала, в которой мужчина стреляет прямо в камеру, зрители того времени выбегали из зала от страха. Для обычного человека эта небольшая картина не представляет никакого интереса, а вот людям, которые погружаются в кино, важно будет ознакомиться с этим фильмом

9 из 10

22 ноября 2021

Le voyage vol de train

Весть о дерзких преступлениях банды «Дикая банда», возглавляемая лихим налетчиком Бутчем Кэссиди, распространилась по всей Америке со скоростью света. Безусловно, были граждане, осуждающие их деяния, однако были и те, кто восхищался отчаянными сорвиголовами. К числу вторых относился и режиссер Эдвин Стэнтон Портер. Увидев кинокартину Жоржа Мельеса «Le voyage dans la lune» 1902 года, Эдвин Портер загорелся поставить картину, не уступающую ни по структуре истории, ни по техническим вопросам шедевру, принадлежащему «перу» выдающегося французского режиссера и достиг своей цели.

В 1903 году Э. С. Портер снял одиннадцатиминутный черно-белый фильм в жанре вестерн под названием «The great train Robbery» (Большое ограбление поезда). На это его вдохновил поступок некоего Бутча Кэссиди и его банды. В 1900 году банда совершила налет на поезд, проходящий Тэибл — Рок в Вайоминге. Лихачи, под дулом пистолетов, заставили машиниста отцепить пассажирские вагоны, взорвали сейф и взяли 5000 долларов наличными.

Эдвин С. Портер выступил не только в роли режиссера данной киноленты, но и оператором. Памятуя о декорациях к фильму «Путешествие на луну», постановщик распорядился, чтобы декорации к его детищу не только не уступали, но и превосходили. Вторым оператором выступил Блэр Смит, который был не менее педантичен, чем его коллега. Именно их дотошность погружает зрителей в атмосферу вестерна, где все происходящее кажется очень реалистичным. Поддерживает гармонию в этом фильме музыка, звучащая на протяжении всей истории. К сожалению, мне не удалось выяснить кто тапер фильма, но его исполнение идеально легло на повествование. Костюмы на актерах, сшитые с совестью, дополнительно погружают нас в дух вестернов. Планы съемок при захвате поезда подобраны операторами весьма удачно. Были использованы спецэффекты, шокировавшие неискушенных зрителей той эпохи. Особенное впечатление произвели кадры, в которых сбрасывают тело машиниста на большой скорости и выстрел главного бандита в камеру. Слабонервные зрители падали в обморок от увиденного, принимая на веру все происходящее на экране. В фильме был использован cross cutting (смена эпизодов, создающая впечатление одновременности экранного действия), также была применена двойная экспозиция, которая, в свою очередь, дала возможность в первом кадре показать в окне прибывающий поезд.

За основу сценария создатель картины взял повесть Скотта Марбла 1896 года и реальное ограбление поезда, имевшее место быть 29 августа 1900 года.

Кинокартина «Большое ограбление поезда» вдохновила многих режиссеров на снятие таких же динамичных фильмов, в том числе и меня. Я думаю, нам всем есть чему поучиться у Э. Портера, ведь данная кинолента была поставлена всего за 150 долларов, однако имеет успех по сей день. Э. Портер доказал, что главное — не средства для достижения цели, а желание, целеустремленность и вера в себя.

2 октября 2020

Вдохновленный уже нашумевшей работой Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», Эдвин Портер решил воссоздать что-то подобное у себя дома, в Америке. И нужно отдать ему должное — создал, фактически, новый жанр: классический вестерн с элементами стелс-экшена (если позволительно такое выражение для данного временнОго этапа кинематографа).

За всеми этими инновациями и техническими «штучками», в виде искусственных выстрелов, бутафорских трупов, неловкой и еще такой «угловатой» игрой актеров, Портер, в погоне за свежим взглядом, растерял качество исполнения. По сравнению с тем же «Путешествием на Луну», «Большое ограбление поезда» уступает по многим параметрам касательно технической части.

Но все же, делая небольшую скидку на исключительно уникальные приемы, первые шаги такого юного американского кинематографа и страсть режиссера создавать хорошее кино, можно сказать, что это весьма качественная и основополагающая картина — один из родителей, ныне продвинутого западного Создателя.

7 из 10

31 августа 2018

Легенда своего времени…

Всегда задаюсь вопросом, как корректно оценить подобные фильмы, мультфильмы, сериалы, короткометражки. Наверное, сама суть оценки данного фильма не совсем корректна в срезе современности. С другой стороны, корректно ли тогда оценивать фильмы 80-х годов, если человек рожден в 90-е? Как тогда оценивать детские мультфильмы, будучи взрослым? Или японские аниме, будучи не японцем?…

Прекрасно понимаю, что для своего времени этот фильм — шедевр!

Применительно к сегодняшнему дню, свою оценку я выставляю за драматическую сцену дочки и связанного папы, за интересную перестрелку в поезде, предфинальную сцену с победой над бандой бандитов и конечно же финал. Кстати, «The end» в титрах тоже обыгран довольно интересно. Спецэффекты — на уровне, в рамках данной картины — более чем достаточно.

Не понравилась затянутость некоторых эпизодов, например, «выход людей из поезда». И в целом происходящее на экране не выявило мой интерес.

Сцена, в которой люди танцуют вызвала негативные эмоции, какое-то отвращение перед происходящим.

5 из 10

26 января 2018

We`re low on cash but seen another target. Abney Park, «Airship Pirates»

Есть вещи, к которым постоянно возвращаешься; эти вещи бывают разные — запавшие в душу (в негативном или, напротив, положительном смысле), вещи, открывшие глаза на какие-то жизненные аспекты, повлиявшие на мировоззрение или восприятие чего-либо… И просто первые — первые в чём-либо; они не столько нуждаются в любви или принятии — достаточно лишь правильно оценить их вклад, понять, что за ними стоит и как их появление в нашей жизни повлияло на нас.

Конечно, «первый» — определение такое… не то чтобы неконкретное, но порой противоречивое и лукавое. Первым полнометражным мультфильмом часто называют блистательную работу Лотти Рейнигер «Приключения принца Ахмеда», хотя по факту ей предшествовала не сохранившаяся и не сделавшая никакой сенсации лента «Апостол»; вообще многое из того, что в киноведении носит гордое определение «первый», как будто бы затеняет своим авторитетом другие, более ранние и не такие известные примеры использования ровно того же самого приёма, жанра, материала etc., которое считается изобретённым лишь в этих самых «первых» работах, на деле же первыми не являющимися. Это очень любопытная и, увы, абсолютно предсказуемая особенность любого искусства, в том числе и кино; и всё же мы всё равно возвращаемся к этим самым «первым» работам, принимая их за некую точку отсчёта — так уж сложилось, что, занимаясь хоть каким-то подобием анализа, пусть даже и самым поверхностным, человеку нужна ось координат и то, что её задаёт.

Сложно представить себе человека, который любит «Большое ограбление поезда» — ну, по крайней мере, в том смысле, в котором люди обычно любят фильмы. Не потому что он плох, а потому, что просто перед ним стояли совершенно другие задачи. Это Мельес выведет фильм из состояния законспектированного на плёнку развлечения в художественную сферу — про работу Эдвина Портера пока ещё сказать ничего подобного нельзя: да, в ней рассказывается история, в которой есть персонажи и даже острый конфликт, вызывающий эмоции у зрителей спустя сто с лишним лет после создания фильма (пусть и не такие яркие, как в годы премьеры). Но зритель не должен любить этот фильм; в сущности, перед ним такой задачи и не стоит — в то время фильмы были взаимозаменяемы и выполняли исключительно аттракционные функции. Даже если они приносили значимый вклад в искусство и/или как минимум порождали целую армию подражателей — это мало кем рефлексировалось, поскольку цель была не создать произведение искусство, как живописец, литератор или театральный режиссёр, а просто произвести некий успешный контент, который будет потребляться посетителями никелодионов и ярмарок.

И свою цель «Большое ограбление поезда» эту цель успешно осуществляет! Даже сейчас впечатляет, насколько ответственно работники студии Томаса Эдисона подошли к постановке экшна: злодеи ведут себя естественно (я не имею в виду актёрскую игру, это естественная для раннего немого кинематографа условность, при таком подходе было бы глупо напирать на психологизм в изображении персонажей, у которых и имён-то нету), схватки и перестрелки выглядят эффектными и — что и говорить — достоверными. Было логично ожидать от фильма, снятого на заре кинематографа, театральной условности и поверхностности в изображении поведения бандитов, однако ничего подобного про «Большое ограбление поезда» сказать нельзя: ты действительно веришь, что это банда налётчиков, что именно так и вела себя банда какого-нибудь Билли Кида при захвате поезда. Такое, к сожалению, не про всякий современный боевик можно сказать, а тут — лента более чем столетней давности…

Но, конечно, самая знаменитая часть фильма, обессмертившая его имя и сделавшая навек классикой мирового кинематографа — это финальная (хм, или начальная) сцена, где сурово прищурившийся Джастес С. Барнс стреляет в экран. Слом четвёртой стены часто выглядит завораживающе (но не всегда, о чём порой забывают современные режиссёры), а особенно в те моменты, когда зритель чувствует опасность. Да, понарошковую (хотя для зрителей конца девятнадцатого-начала двадцатого века это не было очевидно), но всё равно — а вдруг поезд Люмьера въедет в зрительный зал? А вдруг пуля главаря банды прорвёт через экран в настоящий мир?.. Да и как он смотрит, что это за взгляд! Мы, к сожалению, не можем насладиться актёрской игрой Джастеса Барнса, но, по крайней мере, его лицо с недобрым прищуром глаз мы запомнили намного лучше, чем его имя…

Так что же такое, быть «первым»? Это не всегда означает быть первым хронологически; возможно, и были другие фильмы, демонстрирующие сложное повествование и ломающие четвёртую сцену, может быть даже и до Эдвина Портера. Но какое это имеет значение, когда дочка смотрителя обнаруживает своего отца связанным, а с экрана на тебя пристально смотрит главарь банды и поднимает оружие?

22 марта 2017

Первый вестерн

Два бандита на одной из станций врываются в помещение телеграфа, приказывают ему делать, что они скажут, иначе они его убьют. После выполнения приказов они его связывают и бросают. Другие двое грабителей захватывают в это время паровоз. Они заставляют остановить поезд. По требованию грабителей все пассажиры выходят из вагонов с поднятыми руками. У всех забирают их ценные предметы, например, часы и ожерелья. Кто посмеет податься в беги — получит пулю в спину! Как все украшения собрали, бандиты идут к паровозу и приказывают машинисту немедленно уезжать с этого места. В то время все пассажиры бросаются к раненому от пули, а маленькая дочь телеграфиста находит своего отца и спасает. Мужчины из поезда забирают оружие и бросаются в погоню, удастся ли им забрать обратно свои драгоценности?

Сюжет интересный, даже по сей день. Прошло более 100 лет, а фильм остается таким же актуальным и интересным. Игру актеров отметить особо нечем, так как тут главное не их игра, не их мимика, не их движения, а сюжет. Из слабых моментов хотел бы выделить только одно. Две-три композиции (музыки) на фильм, который длится почти 12 минут, это слишком мало. Музыка хоть и была в стиле вестерна, но она была в 90 процентах «не в тему». Например, фильм, который вышел на год раньше, «Путешествие на Луну» имеет намного больше композиций, все они были под движения актеров, хоть и фильмы имеют практически одинаковую длительность. Хотелось бы также отметить некоторые совсем нереалистичные моменты. Например, когда оглушают телеграфиста, он после падение заметно шевелит рукой вверх и вниз. Ну и момент, когда человек подается в бега. Ему стреляют в спину, а он падает совсем нереалистично, поднимая и опуская руки, крутясь и т. д.

Мне понравился данный фильм, потому что у него сюжет получше, чем у некоторых сейчас. Этот фильм положил начало всем будущим вестернам. Первый вестерн в истории кино даже сейчас смотрится хорошо, живенько, и доставляет «море удовольствия» от просмотра, что для фильма, который вышел в 1903, является отличным показателем качества.

8 из 10

4 июня 2016

Ковбои захватывают поезд и в конце получают по заслугам. Считается знаковым фильмом в эволюции синематографа с точки зрения художественной постановки и динамики. Связано это с тем, что фильмы в США до этого были сильно вторичны. В основном, пытались пародировать Мельеса. Фильм действительно обладает более совершенной режиссурой и кинодинамикой по сравнению с остальными, однако, по моему мнению, не уступает в этом фильму Мельеса «В царстве фей», выпущенным 3 месяца назад. Разница в 3 месяца в те времена была довольно относительной, однако по поводу «пионерии» в «новой эпохе кинодинамики» я бы еще поспорил.

Тем не менее, фильм выиграет точно в одном — операторской работе. Планы съемок при захвате поезда подобраны очень удачно. Впрочем, зрителя в первую очередь восхищала не сложность съемок, а банальная финальная сцена выстрела бандита в зрительный зал. На заре появления кинематографа зритель воспринимал новое искусство исключительно с точки зрения подсознательных инстинктов, без определенной логики. Т. е. ему неважно, насколько сложны и изысканны определенные планы. Важна лишь чистая эмоция, пускай и сцену с выстрелом в зрительный зал сможет снять и школьник. В этом и кроется художественная первооснова кинематографа — иллюзия, сон, т. е. подсознание по Юнгу.

17 марта 2015

Любимый фильм десятилетия: 1900е

С момента рождения кинематографа прошло всего несколько лет, а те кинематографические зарисовки, которые были популярны в 1890-х, стали малоинтересными для зрителя нового века. Кинозритель всегда ждет острых ощущений, а кинодельцы всегда хотят прибыли. И вот, этот компромисс спроса и предложения привел нас к первому в истории вестерну и боевику — «Большое ограбление поезда».

Фильму уже 110 лет в обед. Поэтому сегодня, смотреть его как фильм не получается. Зато какой фурор он производил на зрителя 1900-х, а? Здесь кипят страсти, здесь происходят убийства и грабеж, здесь много брутальности и натурных съемок Дикого запада. Никому не хочется в реальной жизни оказаться на поезде, который грабят головорезы, но как захватывает, когда ты смотришь на это со стороны, сидя в безопасности! А финальный кадр можно смело назвать «папой ганбаррела» из кинолент о Джеймсе Бонде.

1900-е — младенчество кинематографа. Оно все еще не выбралось из пеленок, но уже заметно отличалось от предшествующего периода. Дальше — лучше.

15 ноября 2013

На заре рождения кинематографа повергнуть зрителя в состояние шока можно было самой простой фиксацией, будь то приближающегося поезда, или направленным дулом пистолета, который стрелял прямо в зал. Позже заставить зрителя поверить в реалистичность происходящего на экране становилось все сложнее, а на создание такой иллюзии нынче тратятся средства, соизмеримые чуть ли не годовым бюджетом небольшой страны.

В 1903-м году мир впервые увидел этапный для кинематографа фильм, который шел всего 12 минут и состоял из 14 сцен, но дал толчок целому жанру. Эдвин Стэнтон Портер снял на студии Томаса Эдисона «Большое ограбление поезда», историю о том, как вооруженные бандиты грабят поезд. Знаменитая сцена, когда в финале вооруженный главарь банды несколько раз стреляет в камеру — то есть буквально в зрителей, стала не только визитной карточкой фильма, но и одной из самых узнаваемых сцен в истории кино.

Великое кино, которое может показаться архаикой и совсем не увлечь сюжетом или примитивностью кинематографических приемов, с точки зрения нынешних современников, все же заслуживает дань уважения. Насладиться его величием можно точно так же как наскальными рисунками пещеры Альтамира, где изящные изображения животных соседствуют с примитивными изображениями человека. Так и это кино памятник эпохи кино, когда все только начиналось.

11 мая 2013

Небольшое, но тем не менее великолепное ограбление поезда

Вестерн — один из самых любимых моих жанров. Я видел много фильмов про Дикий Запад: американские и европейские, широкомасштабные и бытовые. Но у всего должно быть свою начало. Начало вестернов — «Большое ограбление поезда». Этот фильм я хотел посмотреть ещё тогда, когда я не совсем любил вестерны. И вот, сегодня, найдя свободные 10 минут я посмотрел этот фильм. И что же я могу о нём сказать?

Этот фильм был снят в 1903 году. Тогда ещё не было всяких спецэффектов и компьютерных график. Всё пришлось снимать в натуре, максимум опираясь лишь на декорации. «Большое ограбление поезда» показала кинематографу (и сейчас показывает), что фильм можно снять и без того, без чего не обходятся 9 из 10 современных фильмов. Снять масштабный боевик, в котором из искусственного использовать лишь оружие и кровь в наше время — это прорыв. А снять такой фильм 110 лет назад — это революция в кинематографии!

В фильме, где трудно определить главного героя, снялось очень много актёров. Конечно, мы не можем видеть их эмоции и слушать их, однако все они играли убедительно А Юстус Барнс, который появился на 7 секунд в финальной сцене, играл злостного стрелка, который прямо таки стреляет в зрителя. Да, спустя 110 лет ещё никто не снял такой сцены, в какой сердце зрителя билось бы чаще, чем обычно…

Для 1903 года это — прорыв. Вот если бы сейчас такие фильмы снимали!..

10 из 10

24 апреля 2013

Всегда нелегко определиться, с каких позиций писать про старые фильмы. Обычно про такие можно сказать, что читать о них интереснее, чем собственно смотреть — ибо в отрыве от исторического контекста на неподготовленного зрителя они могут оказать поистине удручающее впечатление. Представьте, однако, как та же лента смотрелась во времена младенчества кинематографа — и отношение сразу резко поменяется. Это сейчас любой ребёнок, взращенный на фильмах Тарантино и Гая Ричи, может без проблем замонтировать стильное видео; а тогда даже сама мысль о том, что можно склеить встык начало длинного действия с его результатом — и зритель сам додумает середину, была совершенно неочевидной. Вот и приходилось первым зрителям кино в основном довольствоваться односложными миниатюрами длиной в минуту-две. До тех пор, пока на экраны не вышел первый (говоря современным языком) блокбастер — 12-минутный вестерн с настоящим комплексным сюжетом и обилием экшн-сцен.

На самом деле, вопреки сложившемуся мнению, «Большое ограбление поезда» не является первопроходцем в использовании такого уж большого количества новаторских киноприёмов — почти все они в том или ином виде по отдельности уже применялись раньше. Заслуга фильма (а точнее его режиссёра — Эдвина Портера из Студии Эдисона) состоит главным образом в том, что он смог умело увязать все эти «фишки» воедино так, чтобы получившийся результат что называется «выстрелил». Удачно выбранная тематика (почти точно такое же ограбление поезда было осуществлено дикой бандой Буча Кэссиди тремя годами ранее) и талантливое использование новинок киноязыка обеспечили ленте небывалый коммерческий успех, ну и заодно статус знакового фильма в истории кино.

Многие сцены из «Большого ограбления…» будут потом неоднократно цитироваться самыми разными фильмами — и не только вестернами. Драка на крыше движущегося поезда со скидыванием противника на ходу; танцы в салуне с выстрелами под ноги; бандит, крупным планом палящий из револьвера прямо в зрителя — всё это впервые было реализовано именно здесь. Но что ещё более важно: натурные съёмки, панорамирование камерой и нелинейный монтаж параллельных событий были восприняты и поняты зрителем, что открыло путь для дальнейшего осмысления возможностей киноязыка.

20 января 2013

Как закалялся жанр

Блондинчик, Джанго, Джон Уэйн и многие другие, всех их сковывает две вещи: кинематограф и его жанр — вестерн. Все эти персонажи, да и само направление в кино завязалось именно с этого фильма, на наш лад, наверное, более точнее будет звучать с этой короткометражки. История о разбойниках, с ружьями, которые решают ограбить поезд. Смотрится это все конечно просто, ведь, сейчас чего только не снято, так что впечатлений у нынешнего зрителя это творение оставит мало. Но если судить с точки зрения тех времен, это настоящий прорыв в истории кино! Значительный переворот, событие, которое вершило эпоху, и ошеломляло зрителей своей действительностью.

150 долларов, черно-белая пленка, ни единой фразы, и синхронно грустное сочетание вкупе с более позитивной мелодией — все это понадобилось создателям, чтобы создать первый в мире вестерн. Кажется, что все так легко снимается, но потом опять же вспоминаешь то время, и гипотезы сходят на «нет». Понятно, какой же это тяжкий труд. Пестрое мелькание и копошение персонажей в кадре изумляет, а развитие сюжета интригует до самого конца. Пусть это всего лишь 10 минут, пусть все это уже пройдено, но это же подлинная классика, такую любить и уважать нужно, и конечно, ни в коем случае не запускать, а нести в сердце, и регулярно пересматривать, всю свою киноманскую жизнь.

Я бы лично отдал Оскар за один лишь финал. Это незабвенное зрелище, которое оставляет после себя туманные, и даже теплые чувства. Горячая перестрелка, неловко раскрашенные части кадра и просто вестерн. Настоящий, естественный, такой, каким он должен быть. Все закономерно. Один шик, хочется улыбнуться, и просто знать, что такое кино есть, оно предо мной, и я его смотрю. Фильм входит в список лучших вестернов за всю историю кино, ну как с этим не согласиться? Это же самый первый фильм этого жанра, самого неуловимого и ловкого, какой только есть. Все мы любим вестерн, несмотря на то, как его портят сейчас.

13 января 2012

Впервые на Диком Западе

Когда черно-белые бандиты безмолвно грабят поезд…

Режиссер Эдвин С. Портер за свою карьеру успел наснимать тьму разнообразных короткометражек. Одни были серьезные, другие веселые, но самую большую ценность имеет его фильм, снятый более века назад, в одном романтическом и очень жестоком жанре — вестерн. К тому времени братья Люмьер уже успели напугать зрителя своим мчащимся поездом, поэтому кинематографистам приходилось придумывать более интересный сюжет. И вот мистер Портер показал им захватывающий эпизод из жизни настоящих грабителей.

Актеры хорошо исполнили свои роли. Да, для этого фильма им не нужно было учить реплики или даже изображать эмоции, поскольку они все равно незаметны, но их игра сделала каждую сцену динамичной и живой. Убийства здесь показаны слишком драматично, а порой и очень жестоко. Зато образы бандитов созданы реалистично. Перед нами действительно те люди, которым нечего терять. Их идолами являются деньги, золото и украшения, за которые они готовы растерзать кого угодно.

Эдвин С. Портер снял фильм с размахом. Ему даже удалось создать спецэффекты, чтобы перестрелки произвели на зрителя большее впечатление. Удачно было использовано и музыкальное сопровождение. Грустная мелодия сразу создает серьезную атмосферу, предупреждая, что история не закончится счастливым финалом. И, что немаловажно, этот фильм дошел до нас в хорошем качестве, будто бы время обошло его стороной.

Мы никогда не узнаем, когда произошло первое вооруженное ограбление поезда, но зато мы можем наблюдать, как это впервые произошло на большом экране.

23 декабря 2011

Edison Studios presents

Этот фильм — легенда. Его продолжительность всего 12 минут. Бюджет: 250 долларов США. Но все 14 сцен с 1903 года и вплоть до наших дней стали схематическим планом всех последующих вестернов в истории. Все, что снималось позже — было позже. А первый фильм всегда будет первым. Как «Золушка» Мельеса или первая «Алиса в стране чудес» Портера. Потому, что это фильм уже не просто короткометражка о грабителях поездов, основанная на реальных махинациях мистера Бутча Кэссиди, этот фильм — уже есть сама история. И поэтому, значение его само по себе бесценно.

5 октября 2011

Выстрел в диафрагму

Первый кассовый кинохит американского проката, удерживавший это звание до появления на экранах картин Гриффита. Снятый на натуре и в реальном антураже железнодорожной станции предместья Нью-Джерси, этот фильм явился не только пионером одного из классических голливудских жанров(в данном случае вестерна), но и одной из первых попыток создать на экране другой киностиль, который получит развитие уже в звуковую эпоху-… экшн.

Наивные(зато «живые») по теперешним дням спецэффекты и намеренная аффектация актёрской игры, уравновешивается чёткой последовательностью сцен(практически без шероховатости монтажных склеек), и едва ли не первой в истории кино попыткой панорамировать(сцена в лесу, где камера незаметно горизонтально двигается за беглецами).

Ещё поражает «душевная чистота» сценариста и режиссёра, в сцене ограбления пассажиров, в одного из попытавшихся бежать- стреляют… Так вот оставшиеся без украшений и кошельков люди(которых человек сорок)- бросаются к своему умирающему «товарищу по-несчастью», а не за уносящими в мешках их имущество бандитами.

8 из 10

4 декабря 2010

Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 154 часть.

Рождение одного жанра…

Большое ограбление поезда (я люблю этот фильм)

Легендарный режиссер Эдвин С. Портер снял в 1903 году, возможно, самый первый вестерн в кинематографе. Причем его фильм отличается от многих других картин какой-то чрезмерной жестокостью. Я, конечно, понимаю, что сейчас этот фильм выглядит очень наивно, когда один бандит бьет человека видно, что он бьет куклу, но в 1903 году этот фильм мог напугать любого зрителя.

В этом фильме нам покажут, как раньше бандиты грабили поезда. Причем я могу сказать, что грабители в этом фильме попались очень коварные и жесткие ребята. Они грабят поезд и собирают драгоценности у людей, которые ехали в этом поезде. Ну а потом быстро скачут на лошадях в лес, чтобы спрятать награбленные сокровища. Короткометражка получилась очень быстрая и зрелищная. Позже многие вестерны будут повторять разные сценарные ходы из данной картины.

А самое смешное, что я смотрел какую-то очень странную версию этого фильма и у меня этот фильм был цветной, хотя фильм должен быть черно-белым. Видимо кто-то решил раскрасить данный шедевр. Хотя я считаю, что старые фильмы должны оставаться нетронутыми. Знал ли режиссер этого маленького фильма, что он повлияет очень сильно на кинематограф? Я думаю, что не знал. В итоге мы имеем знаковый для всего кинематографа фильм. Как мне кажется, этот фильм заслуживает только максимальной оценки. Все-таки классику нельзя ругать. Рекомендую всем этот любопытный фильм.

Спасибо.

10 из 10

6 августа 2010

Вестерн: Начало

«Большое ограбление поезда» — реалистичный игровой фильм, состоящий всего из 14 сцен, занимающих около 10 минут экранного времени. На его создание Эдвина Портера вдохновил другой этапный фильм, вышедший во Франции — «Путешествие на Луну», но в отличие от француза Жоржа Мельеса, Портер хотел противопоставить сказочно-театральной постановке реалистичный фильм, совместив в нем и авантюризм «плохих парней», и элемент трагедии, а потому, формально, этот «Большое ограбление поезда» можно назвать основой реализма в игровом кино, хоть многие моменты тут и упрощены с этой точки зрения, но учитывая отсутствие звуковых эффектов и статичность камеры, это был, несомненно, прорыв в Кинематографе.

Фильм хорош именно в своей простоте и лаконичности, пусть в 1903 году это и не было простым кино, ни по хронометражу, ни по манере съемок, ведь Эдвин Портер использовал при его создании множество новаторских приемов, которые пришлось придумать за их тогдашним отсутствием, параллельно заложив основу классическому вестерну. И даже учитывая, что 150 долларов в те времена были суммой несколько большей, чем 150 долларов сегодня, основная доля пришлась на голый энтузиазм и желание показать, на что еще способно кино. Так, например, самыми впечатляющими «спецэффектами» здесь стали три момента: поезд в окне помещения телеграфа, сброс тела машиниста на большой скорости (сегодня эта шутка с куклой вызывает разве что улыбку, но тогда было круто) и ставшие по-своему легендарными финальные выстрелы в камеру.

Сюжет основан не на каком-то отдельном ограблении поезда, но в основу его легли повесть Скотта Марбла 1896 года и реальное ограбление поезда, произошедшее 29 августа 1900 года. В фильме банда из четырех преступников поэтапно совершает слаженное ограбление поезда и скрывается, отцепив вагоны. Учитывая тогдашние технологии, можно сравнить это идеальное ограбление с ныне известной заглавной сценой «Схватки» Майкла Манна. По крайней мере, даже сейчас эти сцены смотрятся на одном дыхании, как, своего рода, рождение авантюрного экшена.

Итог: первый вестерн в истории кино даже сейчас смотрится живенько и доставляет удовольствие от просмотра, что для фильма, вышедшего более века назад, является отличным показателем качества.

11 августа 2009

Вестерн

Этот первый вестерн, хотя и смотрится немного наивно, бесспорно, является образцом для подражания другим фильмам этого же жанра. Те 14 сцен, которые имели место быть в «Большом ограблении…», отлично подходят для других вестернов, разумеется, их стоит «удлинить».

Финальная сцена даже в современное время смотрится великолепно и производит впечатление не меньше, чем 100 лет назад.

9 из 10

10 июня 2009

Первый в мире вестерн…

Что же, если принять во внимание, что это не только один из первых в мире фильмов вообще, но и первый (хотя и немой) вестерн, нужно отдать должное картине. В чём же её секрет, — столь непринуждённо сыгравшие актёры, столь ясный, но в то же время, оригинальный сюжет, — может, тогда, ещё не изнеженные огромными суммами с десятками нулей на банковских чеках, которые светили режиссёрам и актёрам, члены съёмочной команды могли не думать лишь о деньгах, а печься за результат своей долгой работы и стараний?.. Всякое возможно, однако результат налицо — первый в мире вестерн смотрится и по сей день как нельзя здорово, ярко и даже динамично, — а может, у американцев киноискусство и умение снимать было в крови, ещё с переселения англичан и испанцев, сошедших в начале 18 века у берегов нынешнего Нью-Йорка?..

Вообще, стоит признать, фильм получился неплохой, даже довольно неплохой, ибо, несмотря на отсутствие звука, даже мелодии, которую уже тогда можно было наложить на картинку, но, тем не менее, уделяя внимание тому, что происходит на экране, зритель поистине интересуется и восторгается этим короткометражным кинофильмом. Подумать только, если и сейчас картина смотрится, пусть с улыбкой, но с гордостью, хотя и воспринимается чуть невсерьёз, то как были насторожены первые зрители этой ленты, как пугались, когда беззвучные пули бандитов летали в разные стороны, — зрители были в испуге, панике, пригибали головы, а дамы даже падали в обморок, как об этом свидетельствуют многие показания самих зрителей и записей, сохранившихся до наших дней.

Вот и насегодня, хотя современный зритель и отдаёт предпочтение другим жанрам вроде фантастики и комедии, вестерн также продолжает развиваться и совершенствоваться, оставляя неизменными лишь свои основы, которые когда-то были заложены при создании «Большого ограбления поезда». Да, вестерн и по сей день интересен многочисленным зрителям, и забывать про него никто не собирается. А надо ли?.. Что же, как бы там ни было, но это наша, всемирная история, история появления, развития и совершенствования киноискусства как отдельно взятой направленности общественной мысли, и с этим мы должны считаться, не забывая классику и превознося заслуги первых актёров, первых режиссёров, не забывая время от времени предаваться просмотру таких замечательных и уже действительно вечных картин, подобных «Большому ограблению поезда»…

23 мая 2009

Рождение жанра

Про какой жанр в кино или литературе можно сказать, что он родился именно в таком-то, а не в сяком-то году? Допустим, литературный детектив появился в 1841 году в рассказе «Убийство на улице Морг» (хотя тут же кто-то возразит: а как же знаменитый сыщик-неврастеник Гамлет, а как же, ёлки-палки, не менее знаменитый сыщик-параноик Эдип-царь?).

Вестерн в кино — это тот редкий жанр, когда точно можно назвать дату его рождения. Первым киновестерном стал фильм «Большое ограбление поезда» с немудрёным сюжетом: бандиты грабят поезд, а потом погибают от пуль шерифа и его людей. Честно говоря, сейчас фильм нельзя смотреть без смеха, он воспринимается как безупречная пародия на жанр. Бандиты принимают картинные угрожающие позы, убитые падают, картинно закручиваясь вокруг своей оси и раскидывая руки, при этом не проливая ни капли крови. А уж когда бандит выбрасывает из несущегося поезда КУКЛУ машиниста (хорошо видно, что именно куклу) — это просто шоу Бенни Хилла.

4 апреля 2009

Первый американский фильм

С фильма «Большое ограбление поезда» начинается история американского кино. Так же это первый фильм Эдвина С. Портера, который, скопив капитал, решил снимать фильмы.

Перед нами динамичный вестерн. Сюжет избитый — грабители грабят поезд, но всё же, не смотря на простоту сюжета, фильм смотреть интересно. Всё время думаешь — что будет дальше?

Сегодня, конечно, фильм никого не испугает, а уж тем более не удивит, но для начала 20 века этот фильм — высший пилотаж!

В фильме нет особых спецэффектов, но, повторюсь — смотреть интересно!

10 из 10

27 марта 2009

Фильм для энциклопедий

Сюжет настолько прост, что, право, отдает гениальностью. Да так оно и есть на самом деле. Конечно, восторгаться сценарием «Большого ограбления…» сложно, но отыскать в нем эпизод или хотя бы действие, которое не доводилось видеть в более поздних фильмах, еще сложнее. Пишут, правда, что сюжет позаимствован из чуть более раннего «Ограбления дилижанса», но про дилижанс я еще не смотрел, да и слыхать, если честно, о таком фильме не слыхивал. А «Большое ограбление поезда» — это легенда и классика; в каждой детской энциклопедии ему посвящено две-три строчки. Поэтому за сюжет — с поправкой на год создания фильма и на его ауру, а также закрыв глаза на возможность присутствия плагиата — пять баллов.

С техникой исполнения сложнее. Согласен, что в условиях столетней давности, «Большое ограбление…» стало прорывом в области кино- и прочих съемок. Охотно верю, что в те давние времена экран с движущимся поездом (или ландшафтом) в кадре вместо оконного (или дверного) проема был верхом изобретательности, и далеко не всякий зритель мог увидеть эти спецэффекты без подсказки. Добавлю от себя, что лучшего отбора кошельков у толпы за сто лет, возможно, и не сняли. Но почему было не вклеить перебивку между кадром, где бандит бьет машиниста-актера, и кадром, где вместо актера кукла?! Не догадались? Пожалели написанный цельными эпизодами сценарий? Недооценили наблюдательность зрителя? Этот вопрос меня волнует больше, чем все-все остальное в фильме… За исполнение — четыре с плюсом.

20 марта 2008

Боевик Большое ограбление поезда появился на свет в далеком 1903 году, более полувека тому назад, его режиссером является Эдвин С. Портер. Кто играл в фильме: А.К. Абади, Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон, Джордж Барнс, Юстус Д. Барнс, Уолтер Камерон, Дональд Галлахер, Фрэнк Хэнэуэй, Адам Чарльз Хейман, Морган Джонс, Мари Мюррэй, Shadrack E. Graham, Том Лондон, Robert Milasch, Frederick T. Scott, Джон Манус Догерти ст..

Расходы на кино составляют примерно 150. Страна производства - США. Большое ограбление поезда — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.