Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Исчезновение дамы в театре Робера Удена |
английское название: |
Escamotage d'une dame au théâtre Robert Houdin |
год: | 1896 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жорж Мельес |
продюсер: | Жорж Мельес |
художник: | Жорж Мельес |
монтаж: | Жорж Мельес |
жанры: | ужасы, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 мин |
Именно этот фильм можно считать первым полноценным ужастиком, поскольку один внезапный момент в нём действительно вызывает мурашки. Как видно, на заре кинематографа данный вид искусства воспринимался в основном как нечто забавное и несерьёзное, вроде аттракциона. Поэтому и направление раннего кино было соответствующим – фокусы, которые невозможно повторить в реальной жизни.
Жорж Мельес – режиссёр, достигший совершенства в магии кино в начале XX века, но и в 1896 году он умел удивлять зрителей, которые ещё не имели никакого понятия о монтаже. Жанна д’Альси, появляющаяся на сцене вместе с режиссёром, становится объектом его мнимых чар, исчезая на глазах у потрясённых наблюдателей. Конечно, в наши дни любой зритель без труда увидит склейку кадров, причём, весьма неудачную: Мельес не замечает, что [в самый интригующий момент небольшой край платья показывается из-за накидки, и только после этого Жанна пропадает. Впрочем, это может быть и не ляпом, а осознанной задумкой, чтобы усилить удивление. И тогда, когда зрители уже полагают, что всё интересное прошло, происходит нечто неожиданное: появляются кости. Столь реалистичные, что можно подумать, будто Мельес использовал настоящий человеческий скелет.
Чтобы сильнее почувствовать присутствие страха, требуется сравнение с другими ранними хоррорами. В том же 1896 году вышел «Замок дьявола», который активно пытается отбить у «Исчезновения дамы» пальму первенства, однако показанные там вампиры, призраки и демоны пугают ничуть не больше, чем воробей, который прикидывается львом. Здесь же аудиторию действительно охватывает тревога, которая, правда, весьма скоро проходит, предоставляя счастливому финалу возможность поднять настроение тем, кто перенервничал. А таких наверняка было больше, чем двое или трое. Как-никак, ничего подобного на момент премьеры никто не видел вообще ни разу!
Нам следует поблагодарить Фортуну за то, что такой уникальный образец ранних ужастиков просуществовал до наших дней и не потерялся, как это случилось со многими немыми фильмами.
10 из 10
13 сентября 2021
Показывать зрителю фокусы с исчезновением ассистентки, что одновременно является женой фокусника — занятие несложное для знатока своего ремесла. Кому бы не хотелось заставить исчезнуть свою жену хотя бы на несколько мгновений? Но вот заставить вернуться ее обратно сможет не только талантливый иллюзионист, а и любящий муж.
Откуда Жорж Мельес черпал вдохновение для сюжета данного кинофильма, гадать не приходится, ведь он был снят в театре известного французского иллюзиониста Робера-Удена, который после смерти основателя сменил несколько владельцев, пока его не выкупил Мельес. Есть легенда, что эффект трансформации объектов в кадре он обнаружил случайно, когда ранее его камера «споткнулась» во время съемок одного из фильмов, а потом превратил эту ошибку в инструмент для создания иллюзий не только на сцене, а и на экране.
Среди других творений Мельеса этот фильм выделяет и количество персонажей, ведь в кадре появляются лишь он сам и его жена Жанна д’Альси, которая также была его музой.
Есть версия, что данный фильм является первым, где были использованы спецэффекты, а без них многие жанры кино не смогли бы существовать. Но точно вряд ли кто-то скажет, ведь за тот год режиссер снял множество короткометражек, в большинстве из которых можно увидеть его эксперименты с картинкой. Но данная работа определенно является одним из первых шагов кинематографистов, желающих перенести магию трюков на экраны. Также в этом фильме есть комический момент, который прекрасно дополняет фокус и свидетельствует о том, что у фантазера Жоржа Мельеса было прекрасное чувство юмора.
Порой важные кинематографические открытия имели место благодаря случаю. Но их трансформация — это уже результат целенаправленной работы, эволюции техники и фантазии человека.
1 октября 2012