Меньший среди братьев
1984, драма
СССР, 2 ч 34 мин
В ролях: Игорь Ледогоров, Ольга Лысенко, Александра Яковлева, Надежда Семенцова, Алексей Миронов
и другие
Илья Константинович, бывший фронтовик, профессор истории, одарен живым умом, трезво оценивает жизнь и события, в споре со своей совестью не лукавит, в своих неудачах винит только самого себя. Но, смелый в мыслях, Илья Константинович не всегда мужествен в жизни. Однажды он приходит к выводу, что не так живет, не так любит и не тех людей ценит. Переживая душевный кризис, он осуждает себя и завидует другим фронтовикам, которым удалось сохранить внутреннее спокойствие и достоинство…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Меньший среди братьев

год: 1984
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Дмитрий Зайцев
композитор:
художник: Алим Матвейчук
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Меньший среди братьев», 1984

Фильмов-экранизаций прозы Бакланова не очень много, но почти каждый из них по-своему интересен (от весьма мейнстримных в своей советской эстетике, наподобие «День и вся жизнь» до невиданной для отечественного кино деконструкции производственного жанра в «Познавая белый свет» Муратовой). Однако «Меньший среди братьев» интересен скорее как пример позднесоветской эклектики. «Виноват» в этом и сценарист. Его роман, как бы раньше сказали, «поднимающий волнующие наших современников многочисленные нравственные вопросы» и «до сих пор заставляющий сверять время с тугим пульсом Великой Отечественной войны, который до сих пор слышен и в наши мирные годы» не причислить к писательским удачам. Для изображения на экране «современной жизни» он подходит так же, как бронтозавр может иллюстрировать успехи диетологии и пластической хирургии. Режиссер, конечно, пытается справиться с окостеневшей формой официальной прозы, но это ему слабо удается. Проблема тут в том, что Бакланов как представитель военной литературы, в общем-то, всегда пишет о прошлом, а настоящее важно только в ретроспективном наклоне. Пресловутый нравственный императив позволяет увидеть в настоящем только какие-то разрозненные картины, сатирические по преимуществу: бегство за материальными благами, борьба за руководящие должности, суета сует вместо реализации глобальных замыслов. Все время не оставляет впечатление, что режиссер идет на поводу романа, а не пытается реализовать свое собственное видение. Главный герой полностью индульгирован: у него есть жена, но есть и любовница. Никакого морального вывода из этого нет. Такое впечатление, что рефлексирующий по делу и без дела герой уже оправдан тем, что он все время рефлексирует. Как же такому человечищу не простить его слабость воли, хотя другим она не очень-то прощаема. По справедливости, этот фильм, конечно, находится на границе перестроечного кино. Слишком уж бросается в глаза холостой ход государственной машины. Все чем-то заняты, но все напоминает некий условный церемониал, в котором «все ходы записаны» и все роли распределены. Еще немного, и кажется, что фильм станет чем-то вроде чеховской «Скучной истории», где такой же профессор погружен в мелочи своего старческого бытия и не знает, как толком ко всему этому относиться. Однако, нет. Режиссер и сценарист упрямо возвращают нас к нравственному императиву и тугому пульсу, но смотрится это все не на последнем дыхании, а разве что на последнем издыхании. Это не их вина, скорее дело в самом времени, оно еще не очнулось от медленного ритма застоя 70-х, и, думаю, подобные ленты тогда воспринимались как достаточно критичные и в меру вольнодумные. Все же симпатично, что главными героями выведены интеллигенты, а не рефлексирующие прорабы и философствующие агрономы. Вместе с тем эта интеллигенция именно книжная и экранная. Даже изъясняется она на каком-то малоестественном и выспренном языке, не в силах сказать так, как говорят в реальной жизни.

В общем, муха в янтаре — диковина интересная, но разве что своим попаданием в этот янтарь. Для Бакланова и Турова время практически остановилось, хотя оно как раз в те времена стояло буквально на низком старте, чтобы помчаться катастрофично стремительно к тому, что позднее назовут последними годами уже навсегда ушедшей в прошлое страны.

1 апреля 2016

Драма Меньший среди братьев появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Виктор Туров. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Игорь Ледогоров, Ольга Лысенко, Александра Яковлева, Надежда Семенцова, Алексей Миронов, Вадим Ледогоров, Елена Сафонова, Людмила Ксенофонтова, Леонид Оболенский, Наталья Каресли, Борис Триус, Всеволод Платов, Валерий Полетаев, Юрий Родионов, Марина Яковлева.

Страна производства - СССР.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.