| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Черкизон. Ад и Рай новой России |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Вадим Ватагин |
| сценарий: | Вадим Ватагин |
| продюсеры: | Максим Иксанов, Андрей Мякенький, Сергей Шишкин, Гавриил Гордеев, Владимир Тодоров, Эльвира Дмитриевская, Светлана Сонина, Ирина Куманяева |
| видеооператор: | Тимофей Лебедев |
| жанр: | документальный |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
18+
Рынок. Когда-то давно, как будто в прошлой жизни я каждое воскресенье (или субботу) с мамой ездил на один большой рынок, так его назовём. Он был огромный, особенно для ребёнка. Причём фактически это был рынок из нескольких рынков: там было несколько больших секций с вещами и разными обувью (причём были места подороже и покачественней товар там был), где-то можно было захватить видео и аудиотехнику, отдельный мясной отдел был, всякие рыбные места, корейская еда, готовая другая еда, овощи, фрукты, молочка и сыра, сухофрукты всех мастей, отдельно ряды специй, жвачек, шоколадок, игрушки можно было взять. Много было с Китая всякой всячины. Школьные товары все абсолютно. Где-то ковры продавали, товары для дома всякие. Зерно отдельно было для домашнего скота и кур даже. Вообще всё можно было взять. И было именно разнообразие и высокая конкуренция между торговцами, поэтому цены были привлекательные, да и всегда можно было торговаться. В итоге довольно большая сумма денег оставлялась на рынке каждую неделю (но надо ещё всё так организовать, чтобы тебе хотелось тащиться сюда через полгорода, чтобы деньги эти отдать кому-то) - думаю, что нигде в городе столько денег совокупно народ больше не тратил. Хотя вот уже лет 20 я не хожу на такие рынки почти. Появились современные гипермаркеты и т.п. Но всего этого нет в нашем сериале. Он не о рынке, не о восточном базаре, хотя со второй серии кино исправляется...
Я не помню, чтобы на рынке хоть раз слышал или видел тех, кто его бы крышевал, но оно и понятно, что такие люди (крышеватели) не общаются с покупателями, а пересекаются только с продавцами, то есть торговцами. А покупатель вне всего этого. Для покупателя это почти рабочий праздник, если не учитывать, что по рынку ходишь несколько часов обычно, выбирая и примеряя что-то, закупаясь и повседневным, перекусывая - устаёшь много в итоге.
Мне кажется, что такие рынки, как в представленном мини-сериале - это данность времени, какой-то анахронизм уже (как и поездки в автобусах, как раньше было, где половина людей с большими баулами едут - челноки с товаром - я много в таких автобусах по межгороду когда-то ездил). В условном цивилизованном мире такое не нужно. Современные рынки - это современные торговые комплексы с кондиционированием, отсутствием в кавычках человеческих крыш и наличием настоящих крыш, под которыми даже в кино можно сходить, а то и на коньках по льду даже летом покататься. По моей памяти из прошлого, рынок - это место где постоянно тесно, дорожки часто грязные, много всего неуютного и несуразного. И таких мест и сегодня много. Хотя я и хожу туда периодически, но больше просто вспомнить и вновь ощутить атмосферу. Уж лучше действительно онлайн купить что-то (подозреваю, что многие продавцы с рынков именно что в онлайне сегодня тоже торгуют), чем специально на рынок ехать, но и проблема современных маркетплейсов как раз в том, что они и стали невидимыми почти в кавычках черкизонами современными (хотя и их сегодня начинают приводить в порядок - так их и надо!)!
Наш сериал не передаёт дух Черкизона. Он о чём-то другом. Это взгляд части людей, которые, возможно, толком по рынкам и не ходили никогда (как покупатели). Зачем такое снимать? Это вроде фильм не прямых очевидцев (откуда им всем знать всё?) о том, кто такой владелец Черкизона (откуда им знать конкретно о делах бизнеса?). И они тут что-то говорят, что в принципе не интересно слушать (в первой серии). Зачем мне слушать о том, как там жил какой-то богач и что он делал? Да всем всё равно. У богачей современного мира, сколько я на них ни смотрю, НЕТ воображения, чтобы деньги тратить. Золото, малиновые пиджаки, вечеринки под старину, несуразные дома и такие же машины - отсутствие полное воображения, нередко копирование каких-то тем из нашумевших фильмов. Я в своё время обслуживал банкеты богачей. Какой ерундой только они ни занимались и каких только звёзд выступать ни приглашали (в основном тех, кого уже никто не слушал, но в нашем случае даже Дженнифер Лопес показали - никогда не был её поклонником, но смотрел с ней фильмы). Но всё это абсолютно скучно становится после двух-трёх просмотров, потому что банально однообразно (и все выступающие, и весь обслуживающий персонал это знает - но никогда организаторы не скажут этого тому, кто за всё платит... платит немалые деньги за поваров высокого уровня, фактически полноценную выездную кухню, почти полный инвентарь ресторанный и аренду загородного дома или целого дворца, если место не принадлежит самому клиенту, отдельно там концерт музыкальный, фейерверк и прочие шоу любого класса, хоть на воде). Или я всё выдумал только что?! Х-м-м-м... А кто подтвердит слова выступающих тут, что и они всё не выдумали и что сказали именно всю правду до конца, не утаив важное? Я должен им верить на слово? А им не верю. Странное дело, с возрастом всё меньше веришь даже тем, кому хочется верить. Но со второй серии сериал выправляется... И доверия к нему больше.
И вот мы слушаем что-то из уст наших интервьюируемых. И в мозгу ничего не остаётся, так как всё это не интересно (так как нет перчинки, нет грязи почти, нет грязного белья, которое мы бы уже не видели и не нюхали глазками в СМИ). Если бы вы просто нашли запись похода на Черкизон полуторачасовой и выложили его, то рейтинг у неё был бы выше. Хотя со второй серии есть пару интересных моментов об устройстве Черкизона, его охране, работе местных госслужб и прочем. Но тут надо оговориться, что всё это больше похоже на субъективное мнение. И каких-то вещественных доказательств мы не видим, то есть больше похоже на набор слухов. Но я так же пишу рецензии... Тоже много болтаю всякого, как и в этой рецензии.
В остальном. Неплохое кино. Ведь в принципе торговать все могут, но реально зарабатывать на этом - не все, далеко не все способны торговать, кассирами и обычными продавцами, которые не торгуются - это да. А вот торговать, уметь все дела вести от и до - не все. Это не то, что тяжело, даже наоборот, это очень легко, слишком... поэтому и привлекает многих. Многие на этом и прогорают, то есть выгорают. И Черкизон просто выгорел сам собой, но перед этим на нём многие заработали, а ещё больше народу там закупилось всяким. Спрос родил предложение, а государство с опозданием навело порядок, уничтожив беспорядок (беспредел).
28 сентября 2025
Я не стыжусь при случае упоминать, что я человек эпохи 90-х: на них пришлась моя зрелая юность и проживала я ее вместе если не со всей страной, то со всей Москвой точно.
Посмотрев новый нашумевший сериал «Черкизон», я поняла, однако, что знаю и помню об этой эпохе гораздо меньше, чем самонадеянно полагала.
В процессе просмотра я ловила себя на мысли, что, да, было такое, но как же это могло выпасть из памяти? Ведь и на Черкизоне вещи покупала, и в ресторане Прага пару раз была, и имя Исмаилова мелькало и тут, и там… Все же фильм триггернул столько воспоминаний, но его главное достоинство в том, что все эти флэшбеки «подаются» с большим тактом и пониманием исторической дистанции, достаточной, чтобы их оценить с высоты сегодняшнего времени.
Малиновые пиджаки, казино «Метелица» на Калининском проспекте (еще не ставшим Новым Арбатом»), золото на всех видимых частях тела, конечно, на исторической дистанции смотрятся потешно… Но помимо этого, фильм заставил задуматься о прямо-таки извечных вопросах. Вот он – король Черкизона, царь и бог для своей свиты, щедрейший из щедрых меценат для художественной братии, бескорыстный друг сильных мира сего и прочая, прочая. Вот его Валтасаровы пиры, бриллианты, золото и лепнина. Но пробило полночь, и карета превратилась в тыкву, и вот он, зажиточный, конечно, но все равно позабытый всеми эмигрант. И оказывается, что от вершины славы до пропасти забвения всего 1 шаг.
Поразили меня в фильме комментаторы из шоу-бизнеса. Циники, конечно, своего не упустили, все видели, все понимали, но им хватило ума и характера уйти в сторону вовремя, так, чтобы не попасть в жернова судьбы.
Подытоживая, полагаю, что авторы фильма смогли пройти по тонкой линии, удержавшись от банального вздоха: «Так проходит слава земная», смакования анекдотичной дольче виты новых русских, показа пресловутой «чернухи» начала 90х и злорадства по отношению к павшему идолу.
На мой взгляд, сила фильма - в его объективном, без надрыва анализе периода первоначального накопления капитала - уродливого и антигуманного, но где и когда он был другим?
Я уверена, что фильм останется памятником эпохе и наглядной иллюстрацией и кусочком той пестрой мозаики, которая зовется историей России нового времени, а разве не в этом заключается миссия документального кино?
23 сентября 2025