| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
9.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
У края бездны |
| год: | 2024 |
| страна: |
Россия
|
| слоган: | «Помни войну» |
| режиссер: | Максим Фадеев |
| продюсер: | Сергей Белоус |
| видеооператоры: | Максим Фадеев, Сергей Белоус |
| композитор: | Александр Осипов |
| жанр: | документальный |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Фильм-памятник для обывателя мирного времени, напоминающий о том, что же такое современная война, и как в 2022 году ополченцы ЛДНР при поддержке ВСРФ штурмовали полумиллионный город Мариуполь, ставший на данный момент самым крупным населенным пунктом, пережившим деокупацию. Около четырехсот домов были снесены или уничтожены, десятки тысяч мирных и военных людей перемолоты штурмовыми операциями. И в этом фильме вы узнаете, как развивался штурм, какие события его сопровождали, и какие стали причиной падения в бездну.
Переключаться на документалистику с обыденного художественного кадра лично мне всегда было тяжело. Вот и сейчас я, даже спустя продолжительное время, нахожусь под тяжелым и гнетущим впечатлением от просмотра. Знакомство с непривычным форматом четырех полноценных по хронометражу фильмов, объединенных в один, проходило за четыре дня - по фильму на вечер. Это было самое тяжелое моральное испытание среди всех киномарафонов в моей жизни.
Парадокс документального кино в том, что оно всегда крайне эмоциональное и пугающе реальное для закормленного художественным вымыслом зрителя. Комбинация живой вовлеченности и осознания отсутствия какой-либо наигранности вкупе с трагическими событиями сшибает с ног. Это реальность без прикрас постановки, выверенного сценарного шага и заранее продуманной лаконичной истории. Вопреки всем художественным приемам, документальное кино вызывает настоящие, как сам видеоряд, неподдельные эмоции.
«В художественном кино режиссёр является богом, в документальном - Бог является режиссёром.»
Этот фильм переворачивает взгляд на боевые действия, показывая настоящую мораль военного человека, заставляя испытать ощущение присутствия на поле боя благодаря работе оператора - участника боевых действий. Сюрреалистичность событий 'внутри пекла' передается крайне остро и болезненно через попеременное представление мирного населения и военных, вынужденных вести бои в жилых районах. Происходящее вызывает звенящий резонанс между привычным военным фильмом, снятым за многомиллионный бюджет и военной кинохроникой, снятой за народные деньги одним-двумя операторами, реально рискующих жизнями. Учащенное сердцебиение, легкая дрожь и накал эмоций не спадают на протяжении бесконечных минут боя, и спасибо перебивкам на личные истории бойцов - сердце не отказало.
Драма, которой не нужна экспозиция или тщательная подготовка. Буквально ни слова не требуется для того, чтобы начать переживать за героев и случайных людей в кадре, за мирных жителей или военных. Эмоции захлестывают, льются через край. Даже в бытовых и не поставленных заранее монологах героев. Даже в строгих комментариях холодного закадрового голоса, будто привыкшего окончательно и бесповоротно ко всем ужасам войны. События ощущаются наживую, каждый раз как в первый разбиваешься всем нутром о реальность происходящего. Душераздирающее зрелище, которое никого из людей мирного времени не оставит равнодушным. После просмотра одной части или после паузы во время просмотра тяжело дается решение продолжить погружение и дойти до конца. Страшно представить, что происходило с командой, занимавшейся финальным монтажом ленты.
«Помни войну»
Вот и все, ради чего снят этот фильм, буквально, дословно, отражено в слогане. Как очевидное предупреждение тем, кому посчастливилось не видеть своими глазами войну и ее последствия. Не о возведенном в абсолют героизме или его пропаганде за ширмой красивых слов и горячих памфлетов. Не о тягостях военной службы или каких то конкретных людях, событиях и их канонизации. Честный, искренний, настоящий. В контексте документального кино о войне всегда хочется видеть реалии с другой стороны линии боевого соприкосновения, которые бы окончательно устаканили и без того прозрачную истину: война - это ужасная трагедия и бескрайняя бездна. Отойди от края.
Мораль проговаривается монологом участников событий. Голоса эти всегда трезвые, собранные даже в самой гуще происходящего, и живые и нравоучительный вне происходящего. Многих из них уже нет с нами, и этим осознанием пронизан весь фильм от начала и до конца. Крайне точно, как будто родной, подобран саундтрек в конце каждой части картины. Замыкающая видеоряд песня 'Десять шагов' Вячеслава Бутусова будто бы заранее написанная для этого фильма, консолидирует все происходящее, все смыслы поданные автором:
«Я чувствовал скорый конец, сделав первый свой шаг. »
«И должен готовиться к смерти за 10 шагов»
Это отпечаток истории, предупреждение всем мирным, забывшим или не знавшим войну. От простых людей, прошедших через ад на земле. От тех, чьи судьбы будут навсегда забыты и погребены под завалами Мариуполя. От тех, чья воля дала надежду новым поколениям. От тех, кто будет безымянным примером для будущих патриотов, новых защитников родины. От тех, кто навсегда запомнил, что такое война, заглянув в бездну и оставшись в ней навсегда.
10 из 10
16 сентября 2025
«У края бездны» - монументальная документальная тетралогия Максима Фадеева примечательна своей уникальной временной структурой. Режиссер мастерски выстраивает повествование через контраст двух эпох: относительно спокойного периода 2016-2019 годов и активной фазы боевых действий 2022 года.
В картину вплетены сюжеты из прошлого, где зритель погружается в атмосферу Донбасса 2016-2019 годов, когда герои фильма несут службу в условиях вялотекущего конфликта. Через интервью и кадры повседневной жизни военных раскрываются их чаяния и надежды на помощь России. Эти сцены пронизаны особым ожиданием, предчувствием грядущих перемен. Бойцы делятся своими мыслями, мечтами, говорят о будущем - и это создает пронзительный контраст с событиями 2022 года.
Переход к активной фазе конфликта в Мариуполе показан как долгожданное, но суровое воплощение этих надежд. Герои принимают интенсификацию боевых действий с особым воодушевлением, понимая, что это путь к окончательной развязке конфликта, пусть и ценой огромных жертв. Фадеев тонко передает это настроение: радость от приближающегося конца войны смешивается с горечью от потерь товарищей.
Особенно ценным документальным свидетельством становятся кадры, запечатлевшие специфику ведения боевых действий начала 2022 года. Режиссер, сам того не ведая, зафиксировал уходящую эпоху войны - времени, когда бойцы могли относительно свободно передвигаться группами, собираться в укрытиях, вести более открытые боевые действия. Эти сцены приобретают дополнительную историческую ценность в контексте современной войны, где массовое применение FPV-дронов и постоянное наблюдение с воздуха кардинально изменили тактику и поведение военных.
Фильм невольно становится документом переходного периода военного искусства. Мы видим последние моменты 'классической' войны, где солдаты еще могли позволить себе определенную степень беспечности, где 'туман войны' был еще действительно туманом, а не прозрачной пеленой под всевидящим оком беспилотников. Эта 'безмятежность' военного быта, запечатленная камерой Фадеева, сегодня кажется почти нереальной - всего через несколько месяцев характер боевых действий изменится до неузнаваемости.
Режиссер создает многослойное повествование, где переплетаются разные временные пласты: мирное прошлое героев, период ожидания 2016-2019 годов, активная фаза 2022 года - и все это на фоне понимания неизбежных перемен в характере военных действий. Через эту призму времени 'У края бездны' становится не просто хроникой штурма Мариуполя, а документом эпохи, запечатлевшим последние дни войны 'старого типа' перед революционными изменениями в военном деле.
Особую драматичность фильму придает то, что многие его герои, с надеждой встретившие активизацию боевых действий как шанс на скорое завершение конфликта, не дожили до развязки. Их интервью из прошлого, полные ожиданий и веры в будущее, создают пронзительный контраст с суровой реальностью 2022 года, придавая картине дополнительное эмоциональное измерение.
7 февраля 2025
'Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. Как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.' А. П. Чехов 'Крыжовник'
Начать хочется с небольшой аналогии. Не так давно я пересматривал один из самых впечатляющих и глубоких фильмов о войне, 'Апокалипсис сегодня' Френсиса Форда. Помню, что смотрел его уже раз в десятый и в этот раз смотрел с прицелом на написание рецензии. После просмотра у меня накопилось столько материала, что написать об этом можно кандидатскую диссертацию, а рецензия в классическом виде не отразит и толики увиденного. Так вот после просмотра данной работы буря самых разных эмоций и размышлений не то что превзошла 'Апокалипсис', она окончательно словно лавиной обрушила моё представление о том, что в этом мире есть хоть что-то, в чём можно до конца разобраться, но обо всём по порядку.
Так уж выходит, что любое хорошее кинополотно или книга с отражением реалий войны, всегда является антивоенным по своей сути, будь то 'Иваново детство' Андрея Тарковского или 'Прощай оружие' Эрнеста Хемингуэя. В нашем случае разница лишь в том, что перед нами не художественная работа, а вполне достоверная и более того происходящая 'на наших глазах' история, этот нюанс конечно же кратно усиливает общее впечатление при условии, что у зрителя не 'камень вместо сердца'. Документальный подход к этим событием в нашем случае обостряет общее впечатление. Каждый кадр происходящего - это помимо прочего акт мужества журналиста, который хочет донести до зрителя с риском для собственной жизни эту ужасающую историю человеческой боли.
Сам подход и общая канва повествования очень лаконично являет собой взгляд на события в Мариуполе 2022 года и боевые действия 2014-2022 года, глазами обычных жителей тех мест, где мирная жизнь кончилась в 2014 году. Кто-то из них решил взять в руки оружие и пройти этот путь за свои убеждения, рассудить их предстоит именно зрителю. Подчеркну, что тут нет места кинематографичной героике в стиле Рэмбо, смерть показана без эстетизации, а быт без постановки.
Если краем затронуть технический аспект, то материал подан комбинированно, где часть напряжённых сцен снята с рук, планомерно меняя панорамы горящего города на фоне радио переговоров и перехватов, за каждым из которых стоит чья–то судьба. Опасность скорой гибели создаёт ужасающее чувство скорби и негодования, пробирающее до самых костей. Отдельно хочется отметить звук. Звук в данной работе выполнен на каком-то инопланетном уровне, право я даже не понимаю, как удалось добиться такого эффекта, самое близкое по впечатлению от звуковой дорожки я могу припомнить в 'Бегущем по лезвию' Дени Вильнёва. Чувство реальности происходящего буквально стучит тебе в душу.
Одним из самых главных аспектов этой рецензии я выделю открытость интерпретации событий происходящего со стороны самых разных людей, с самыми разными политическими взглядами. Я подчеркну, что данная работа не является пропагандой, это просто история людей о людях и для людей. Вопреки самым разным предубеждениям данная работа позволяет более честно посмотреть на ужас происходящего и задать себе ряд очень важных и глубинных вопросов, находящихся многим глубже, чем поверхность политических дебатов.
Как я часто люблю повторять приходя к общей оценке какого либо кинополотна: 'Качество любого фильма определяет раскрытие сложности различных сторон человеческой жизни на фоне какой-либо деятельности'. В нашем же случае, благодаря бескомпромиссности стиля документальной работы и трагичности событий, данный материал застрянет 'занозой в вашем сердце' и ещё долго будет болезненно напоминать о себе, заставляя размышлять о ценности человеческой жизни и о том, как иногда эта ценность низводится до атомов.
Единственным минусом фильма отмечу, что на какой-то неопределённый срок, смотреть большинство художественных фильмов про войну вы не сможете по причине несовместимости с реальными кадрами.
7 февраля 2025
Если бы в 2025 году мировые кинопремии давали без учёта политической конъюктуры, это был бы фильм года.
«Ты испытываешь невероятный опыт погружения в гущу боевых действий…» Нет, не то.
«Военная драма Голливудского размаха…» Тоже не то.
Не сказать, что фразы, использованные выше неверны. Нет, напротив, они верны на все сто процентов. Но «У края бездны» – это фильм про людей.
У нас есть человек по эту сторону объектива, оператор и режиссёр Максим Фадеев, глазами которого мы видим ужас современной войны. Мы слышим его мысли и переживания. Мы знакомимся с героями во флешбеках и понимаем его чувства, когда видим плашки «3253-й день войны на Донбассе».
За 8 часов этого эпического документального полотна, мы знакомимся с героями произведения, героями в реальной жизни – бойцами батальона «Сомали». Видя их нелёгкую работу, видя, как они между собой общаются, шутят, помогают мирным жителям, да даже просто спят и едят, мы перестаём видеть образ и начинаем видеть живых дышащих людей. От этого концовка каждой серии вызывает чувство опустошения, а когда видишь её первый раз, то оказываешься шокирован и подавлен ценой, заплаченной в этой войне.
То, как показан эпизод с ожидающим ребёнка бойцом в третьей серии, тебя настолько выбивает из колеи, что вынуждает остановить просмотр, просто чтобы отдышаться и прорыдаться. Ощущение тяжести конфликта в фильме, и в третьей серии в частности, дополнительно усиливается знакомством с мирными жителями Мариуполя, которые, того не желая, оказались внутри исторического процесса, жернова которого перемалывают их, не обращая внимания на боль и страдания. «Мы, наверное, дети войны» – говорит нам девочка десяти лет в первой серии. От этого даже с улыбкой сказанного вопроса на фоне апокалиптического пейзажа пылающего города становится сильно не по себе.
Через произведение Максима Фадеева и Сергея Белоуса можно ощутить тысячную долю ужаса войны, увидеть крошечную долю неподъёмной цены, которую вынуждены были заплатить жители Донбасса за то, что история не закончилась. Увидеть и ужаснуться. Увидеть, чтобы понять мантру наших предков «Лишь бы не было войны».
С невероятным качеством, уровнем погружения, драматизмом постановки военный фильм про солдат на войне оказывается самым антивоенным высказыванием XXI века, показывающим мотивацию солдат, страдания мирных жителей, ежедневную тяжёлую изнуряющую работу военных, ведущих непрерывный танец со смертью.
Фильм становится для нас уроком, наставлением, напоминанием. Все его герои не хотят войны, но вынуждены действовать таким образом в таких исторических обстоятельствах.
И этот фильм оставляет нам очень важный посыл: «Мы обязаны сделать так, чтобы установился прочный мир и не возобновилась война».
За предельную честность, за сопряжённую со смертельным риском потрясающую операторскую работу, за раскрытие личностей настоящих героев ставлю фильму
10 из 10
Рекомендую к просмотру всем взрослым людям.
17 января 2025