| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.6 |
IMDb
|
7.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Майя из Штормскери |
| английское название: |
Myrskyluodon Maija |
| год: | 2024 |
| страна: |
Финляндия
|
| режиссер: | Тийна Люми |
| сценаристы: | Анни Бломквист, Тийна Люми |
| продюсеры: | Ханна Виролайнен, Gustav Oldn, Юкка Хелле, Маркус Селин, Мария Каурисмяки |
| видеооператор: | Рауно Ронкайнен |
| композитор: | Лаури Порра |
| художники: | Отсо Линналааксо, Auli Turtiainen Kinnunen |
| монтаж: | Йоона Лоухивуори |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Мировые сборы:
|
$56 001 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
19 января 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 44 мин |
Финский фильм «Майя из Штормскери» основан на романах Анни Бломквист. действие разворачивается в XIX веке на Аландских островах. Юная Майя (Аманда Янссон) против воли выходит замуж за рыбака Янне (Линус Трёдссон) и переселяется на негостеприимный остров Штормскери. Фильм длится 164 минуты, сочетая эпическую драму с интимным рассказом о женской стойкости.
От принуждения к глубокой связи.
На самом деле, фильм настолько сильно пестрит событиями, что нет совершенно никакого смысла его описывать полностью. Просмотр даёт уникальный опыт, изображая нетронутую человеком природу и такую, казалось бы, простую жизнь пары, полную счастья и трагедий.
Изначально брак Майи и Янне — сделка, навязанная патриархальными нормами. Однако режиссер избегает клише о страдающей жертве: вместо этого зритель видит медленное превращение договора в союз: Янне, вопреки стереотипам и патриархальным нормам того времени, проявляет терпение. Он ждет, пока Майя привыкнет к нему, и уважает её границы. Первая близость показана через метафору совместного плавания в ледяной воде — акт свободы и доверия. Тем не меннее, зритель разделяет первоначальный ужас Майи. Сцена свадьбы снята как триллер: звучит тревожная музыка, а брачная ночь для большинства девушек будет выглядеть как сущий кошмар. Психологическая дуга героини — в принятии: «Я не хочу такой жизни» -> «Я сделаю лучшее из возможного».
Янне ценит «странность» Майи (её суеверия, связь с природой), а она находит в нём опору.
Майя стремится бороться за свои права. Сцена, в которой она стыдится своей неграмотности, — ключевая: позже она учится читать, оспаривая нормы «женского предназначения». Даже во время войны, когда англичане занимают остров, Майя, находясь в уязвимом положении, защищает детей, ведёт переговоры с солдатами, сохраняя своё достоинство. Режиссер фильма специально исключила сцены насилия: «Женщин и так сексуализируют достаточно».
На мой взгляд, фильм однозначно стоит просмотра, но только в правильном настроении. Игра актёров очень естественная, они буквально вжились в свои роли. Природа выглядит красиво и могущественно, а сам фильм затрагивает достаточно тяжелые и глубокие темы.
8 из 10
23 июня 2025
В эпицентре войны, на одном из девственных островов между Финляндией и Швецией, на острове Штормскери, строят свой рай молодая Майя и ее муж рыбак Янне.
Раздевшись до гола, буквально, как Адам и Ева, они знакомятся со своим суровым Раем.
Финский режиссер 53 летняя Тийна Люми срежиссировала наивное, природное, простодушное, невинное кино. Его герои простодушные люди, стремящиеся к простым семейным радостям, без конфликта внутренних мотивов и какой-то богатой внутренней жизни.
В фильме главный герой - северная финская природа.
Очень нравятся почти монохроматические цветовые сочетания - серо-голубой, иногда горчичный.
Нордическая эстетика - камни, бескрайнее море изморозь.
Много воздуха и ветер. Ты настолько маленьких и не существенный, ты часть этого мира. Все родное и камни, и холодное море, куда главная героиня, ее дети ныряют с такой же легкостью, как если бы вода в нем была как парное молоко.
Матушка природа дает и забирает. Жизнь - это линейный поступательный процесс. Рождение, и похороны - это естественные этапы, в них нет ничего особенного драматичного. Мать, потеряв ребенка, не убивается, а просто смиряется. И запускает новый процесс - обряд похорон.
Финская крестьянская культура.
Красиво сняты обряды финнов 19 века. Показаны гадания девушки на суженого, сходки-гулянки, показаны игры молодых, сватовство, подготовка приданного, свадьба. Поразил головной многоэтажный убор невесты.
Женские образы.
У юной неграмотной Майи магическое мышление, не смотря на христианскую веру, обращается к Морской владычице с просьбой показать суженого. И даже в зрелом возрасте Майя верит в приметы, по знакам природы, предчувствует беду. Так Майя наступила на гнездо птички, и в ее 'гнездо' тоже пришла беда. Еще понравилось, как Майя перемумукивалась в радости с коровой. Много таких симпатичных фишек режиссер вставила в фильм.
Чистая и смиренная девушка, трансформируется в твердую, невероятно живучую мать семейства. В конце фильма, она станет феминисткой, показывающей, что женщина тоже может зарабатывать деньги наравне с мужчинами, отвечать за свои слова и имеет право подписи в договорах.
Не знаю с иронией или нет, но на контрасте показана молчаливая, без права голоса, зажиточная горожанка, которая, как фикус в кадке, украшала комнату, сидя у окна вся в кружевах и кудельках, изображая интеллигентное сословие с книжкой в руках. От ее мнения явно мало что зависит.
Исторические события и их участники.
В фильме показана Аландская война. Красивые и грозные корабли его Величества причаливают к острову и приносят горечь войны.
Интересно, как показаны моряки военно-морского флота Короны. Моряки выставлены в негативном свете, ленивые, праздные, не подготовленные к бою. Не воины, а подростки.
И лишь мужественный лейтенант Джон Уилсоном вызывает симпатию, в своем желании сохранить управление группой не замотивированных матросов. Он показал, как удержать власть в своих руках, показал матросам как сохранить человеческий облик, честь воина и боевой дух.
Трагедия офицера, столкнувшегося с мясорубкой войны, показана в проникновенном диалоге с Майей.
'Разве это по-человечески' -, произносит Джон Уилсон. 'Отважный офицер и машина для убийств. Я зверь, они звери. Это то что делает с тобой война'.
Фильм многогранный. Смотрите с удовольствием и, пожалуйста, не испытывайте горечь за судьбу Майи, так как она была счастлива в своей жизни!
13 января 2025